Главные вкладки

    Афганистан болит в моей душе....
    классный час по теме

    Разработка классного часа об героической и трагической афганской войне.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy.doc164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Афганистан болит в моей душе…


    Цели: 

    • Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
    • Определение исторического значения афганской войны.
    • Воспитание  чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

    Ожидаемые результаты: 

    • подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
    • решение проблемы преемственности поколений;
    • повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

    Ведущая:  Дорогие ребята, наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда того времени. Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», роман К.Селихова «Необъявленная война»,  книга А.Ляховского и В. Забродина «Тайны афганской войны», фильмы Ф.Бондарчука «9 рота», И. Кавуна «Кандагар» и др.

      Ведущая: Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…  

    Афган. Как слово это ухо режет,

    Как сердце разрывает на куски:

    В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет

    Огня, металла, боли и тоски.

    В нём кровь и милосердье – не во благо,

    В нём разных несуразностей – не счесть.

    Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,

    И жертвенность, и преданность, и честь.

                                              Б. Жуков. Афган.

                            Песня «Афганистан болит в моей душе»

        (Ученица читает стихотворение)

    Получают мальчики повестки.

    И уходят мальчики служить.

    Есть обязанность у них такая:

    От врага Отчизну защитить.

    Матери сынов провожают

    И наказы им дают,

    Расцелуют крепко, перекрестят

    И по-бабьи жалобно всплакнут.

    А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

    Зная, как тяжел солдата путь,

    Говорят, сжимая крепко руки:

    «Ты, сынок, писать не позабудь».

    Юноши России присягают,

    Клятву перед знаменем дают.

    Юноши пока еще не знают,

    Что домой они не все придут.

    Поседевших мам и пап все меньше.

    Все они уходят в мир иной...

    а сынок в граните остается,

    Остается вечно молодой!


     
    Ведущая: Так уж повелось у русского солдата, что защищать надо не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга».

              Ведущая: В 1978 году в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР, с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение почти всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.

      Ведущая: Но чуть позже все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля.

    Звучит песня «Афганистан» (Пришел приказ)

    Ведущая:  Итак, 25 декабря 1979 г. в 15 час. по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». В Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации высадили десант. 27 декабря подразделения спецназ оказали помощь в свержении режима Х. Амина. Новое правительство возглавил Бабрак Кармаль (1980 год), а потом и Наджибулла (1986 год).

    В окопах оказались те, кому было по 18 лет.

    Ученик читает стихотворение:

    СВЯТЫЕ ПИСЬМА. 
    Сынок писал: «Ты не волнуйся, мама!
    Я жив-здоров, побереги себя.
    Ну, что с того, что я в стране ислама
    Ведь я служу среди своих ребят.
    И не беда, что жарко — есть арбузы.
    А виноград — и летом, и зимой.
    И служба тоже вроде не в обузу.
    Не плачь, родная, жди меня домой...
    А что там нового у нас в посёлке?                                                      
    На днях ответил Юрка Иванов.
    Привет большой соседям и девчонкам,
    И всем, кто есть из наших пацанов...
    Ты не печалься, мама, даже если
    Письма не будет — слишком не горюй.
    Я в это время, может, буду в рейсе.
    Здесь всё спокойно, честно говорю».

    Ведущая:18 лет. Они перешагнули порог зрелости и уезжали от матерей, расставались с любимыми, думая, что готовы к испытаниям. И никто из них не предполагал, что ждет их, вчерашних мальчишек, там, в далеком Афгане, и многие из них не знали, что ценой этим испытаниям будет их жизнь. Но там они узнали на себе, что такое дружба и предательство, смерть и желание жить. Много их не вернулось с чужой стороны. И не их это желание или вина, оставляла их там навсегда молодыми страшная причина – война… А те, кто вернулся живой, до сих пор в ночных кошмарах снова теряют своих друзей, горят в танках, БТР и вертолетах, подрываются на минах… До конца жизни они будут нести эту нелегкую ношу – память о прошлом…  И своим сыновьям они объяснят, что такое мужество. А здесь оставались матери, с замиранием сердца ждущие весточек от своих сыновей. И каждая молилась и о своем сыне, и о всех сыновьях, что там, далеко, несли страшную службу.

    Звучит песня «Ты только маме….»

    Звучит стихотворение

    Где только нет сынов твоих, Россия!
    Они сражались, побеждая зло...
    В Отечественной скольких покосило,
    В войне афганской сколько полегло?!
    Пусть не сопоставимы эти войны,
    И не сравнима численность потерь,
    Но сыновья отцов своих достойны.
    Они лежат в одной земле теперь...
    Какая вера и какая сила
    Их повела в последний смертный бой?..
    Между Афганистаном и Россией                                                
    Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
    Она с годами – нет, не утихает:
    По всей земле убитые кричат!
    И зарево кроваво полыхает
    Над братскими могилами солдат...
    Оставшиеся будут неустанно
    Бессмертный подвиг молодости славить...
    Между Россией и Афганистаном
    Лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ.

    Ведущая:

     Открываю страницы афганской войны.
    Где желтеют бумага и строки:
    Ведь уроки, которые извлечены,
    Прояснились не в скорые сроки.
    Делал записи наспех, но все – набело,
    Как история мне диктовала.
    Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-
    На войне этой тоже бывало.

     Руководители Афганистана уверяли,  что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…

     Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами? Как не отозваться на сообщение, что в соседнем кишлаке зверствует банда? Как не прийти на помощь коммандос, если они попали в окружение мятежников?

     Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Где-то поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

     Через Афганистан прошло до 2 млн. наших солдат и офицеров. Те, кто, отслужив 1,5-2 года, оставались в живых, демобилизовывались и возвращались в Союз, на их место прибывали новые, необстрелянные и шли в бой опять же против профессионалов. Потери наши огромны: 13 833 убитых, 333 пропавших без вести, почти 50 тысяч раненых. Потери противной стороны – в десятки раз больше. А с мирными жителями – далеко за миллион.

    Убитых возвращали на родину самолетами, которые получили название «Черный тюльпан».

    Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием «Чёрный тюльпан».
    Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название «Чёрный тюльпан». С тех пор это название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.

                     Звучит  песня «Боевым награждается орденом»

    Ученица читает стихотворение.

    Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
    Он молчит, даже стона нет сутки.
    В медсанбат поступил он из боя вчера
    Весь изранен, оторваны руки.
    У неё на ресницах слезинки дрожат,
    Вот сорвутся горячим каскадом.
    Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
    Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо.
    Я все выдержу, только не надо мне слёз,
    Плачь не плачь, а не вырастут руки.                                                                          
    Я тебе подарю миллион алых роз
    За твои сострадания и муки.
    Я тебе подарю миллион алых роз,
    Но не так, как художник принцессе.
    Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
    Пусть рождается новая песня.»
    Медсестра свои слёзы смахнула тайком
    И к бинтам приложилась губами:
    «Поправляйся, родной, ну а розы потом
    Вечной песней останутся с нами...»

    Ведущая: В 1988 году решено было вывести советские войска из Афганистана.

     Эта акция длилась 15 месяцев. При этом соблюдалась поэтапность и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50 тысяч 200 человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара.

     Второй этап вывода советских войск из Афганистана начался  2 января 1989 г. Колонны с техникой и личным составом шли к государственной границе Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях. В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Ушли организованно, без паники, на этот раз без потерь.

     По возвращению из Афганистана у всех судьба сложилась по-разному, но все же определились с работой и постепенно «возвращались домой». В эти годы все уже понимали, что это был не тот Афган, о котором говорили с экранов телевизоров.

    Ученик читает стихотворение

    Матери погибших сыновей
    Иль в Афгане, иль в Чечне-неважно!
    Вы простите, что Ваших детей
    Родина не сберегла однажды.

    Наш поклон на долгие года,
    Сыновей хороших воспитали.
    С честью и отвагой, как всегда,
    Родину сыночки защищали!                                            

    И не будем мы ее пытать,
    Почему на смерть их отправляла?
    Родина - она ведь тоже мать.
    Что ж, другого выхода не знала.

    Лишь попросим Родину свою,
    Чтобы помнила, что мамы живы.
    Ну, а мы, которые в строю,
    Как-то заменить детей должны им.

    Ведущая: Сейчас по-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Сегодня тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе. И сегодня, накануне Дня защитника Отечества, мы в первую очередь говорим слова восхищения тем, кто посчитал своим долгом пройти  школу мужества. Их силу и мужество проверила война, они на всю оставшуюся жизнь будут оставаться для нас героями. И пусть их слова звучат предупреждением: « Не должны  гибнуть солдаты на полях войны! Перестаньте, люди, воевать! Пусть армия будет лишь школой для мужчин, а не страшной работой!» Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х которые сложили свои головы на далекой земле Юга.

    Звучит песня «Зажгите свечи»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Душой болею о России"

    Чтим традиции русского народа....

    Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

    Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

    «Афганистан – боль в нашей судьбе»

    Сценарий литературно-музыкального вечера «Афганистан – боль в нашей судьбе»,посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....

    Презентация "Афганистан - боль в нашей судьбе!"

    Презентация к литературно-музыкальному  вечеру  «Афганистан – боль в нашей судьбе», посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....

    "Палитра моей души" психологические занятия для педагогов колледжа.

    Данные занятия ориентированы на то, чтобы обучить педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния, формирование в педагогическом коллективе благоприятной психологической атмосферы и ...

    Мероприятие на тему "Афганистан! Ты наша боль и горе..."

    Разработка общешкольного мероприятия на тему "Афганистан! Ты наша боль и горе...", проведенного к 30-ию вывода советских войск  из Афганистана...

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛИ, ПРИЧИН РАЗВИТИЯ БОЛИ. ИЗУЧЕНИЕ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

    Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и тесты с эталонами ответов....