Композиция
методическая разработка на тему

 

Глава 2. Основы формальной композиции

Композиционный поиск (как часть процесса формообразования) обеспечивает достижение единства, целостности формы и наделяет форму особой композиционной функцией и ценностью. Формируемая по законом композиции структура вещи порождает при этом такие функциональные и конструктивные связи, которые наилучшем образом отвечают назначению вещи, обеспечивая достижения гармоничного единства частей целого. Именно так проявляют себя законы композиции.

 2.1. Статичность и динамичность

Статичность - это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и ось симметрии.

Динамичной принято считать односторонне и активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями элементов формы. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте - динамичность.

 Статичность и динамичность связаны с характером изделия и зависят от связи изделия с другими элементами ансамбля, в который оно входит. Активная и односторонне направленная форма - необходимое условие проявления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить, исчезнет односторонняя направленность и появится статичность.

  2.2. Симметрия и асимметрия

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. Уравновешивание частей по цвету, тону, форме или объему. Для симметрии характерен ярко выраженный центр, часто совпадающий с геометрическим. Симметричной называется всякая фигура, которая состоит из геометрически и физически равных частей, должным образом расположенных относительно друг друга. Под геометрическим равенством подразумевается совместимое (конгруэнтность) либо зеркальное равенство.

 Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

 Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

 Существуют три основных вида симметрии: зеркальная, осевая, винтовая. Зеркальная симметрия подразумевает наличие оси и зеркальное, т.е. полное, отражение в одну и другую стороны. Осевая симметрия обусловлена конгруэнтностью (равенством геометрических фигур в осевых сечениях) и достигается вращением фигуры относительно оси симметрии. Например, можно представить люстру, у которой три рожка. Она симметрична, но здесь нет зеркальности отражения, а есть повторяемость, совместимость одной и той же формы через определенный угол. Так, рожок люстры повторяется через 120°. Винтовая симметрия достигается в результате вращательного движения линии или плоскости вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременно поступательного движения вдоль оси. Спираль, винты, винтовые лестницы - вот наиболее простые случаи такой симметрии.

 Однако в природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, так как они обусловливаются функциональными и конструктивными факторами. Но они вполне допустимы, так как сами по себе не дезорганизуют форму. Однако в этих случаях асимметричные элементы необходимо органически увязать с остальным строем формы, композиционно уравновесить, и тогда симметричная в своей основе композиция с определенными отступлениями может стать упорядоченной.

Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

 При асимметричной композиции отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии, поэтому работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной (это дает возможность индивидуального проявления мастерства и отличается высокой степенью действенности). Соподчинение элементов формы в данном случае сводится к соблюдению композиционного равновесия.

Композиционное равновесие

 Под композиционным равновесием понимается такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой.

 Композиционное равновесие неадекватно простому равенству элементов и зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра. Оно связано с характером организации материала и пространства, пропорциями, расположением главной и второстепенной осей, с цветовыми и тональными отношениями частей целого.

 В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Несколько маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.

 Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих форм и фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. (Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами). Подобные сравнения помогают уравновесить разные части предмета по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.

 В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

 Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Центр композиции

 Понятие «центр композиции» в большинстве случаев трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами, как правило, это и смысловой центр предмета.

2.3. Контраст, нюанс и тождество

Иногда среди средств, используемых для достижения соразмерности, называют два средства, а именно контрастные и нюансные соотношения.

Контраст - это художественный прием, сущность которого заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей. Выразительность контрастов проявляется в композиции не хаотично, а закономерно посредством ритма. Под контрастом понимается противопоставление, резкое различие между однородными свойствами. Так, низкое может противопоставляться высокому, легкое - тяжелому, светлое - темному, сложное - простому и т.д. Контраст создают при помощи масштаба, материала, цвета и т.п.

 Иногда среди средств, используемых для достижения соразмерности, называют еще два средства, а именно контрастные и нюансные соотношения.

 Контраст как средство композиции имеет сильные и слабые стороны. Сильные заключаются в том, что формы, построенные на контрастах, всегда выразительны и хорошо запоминаются. При слишком резком контрасте композиционная связь элементов может разрушиться, а форма зрительно распасться на части. Таким образом, применение контраста еще не гарантирует гармонии формы. Необходимым условием достижения гармонии является соблюдение меры контраста, а также создание плавных переходов между контрастирующими элементами.

 В композиции различных изделий роль контраста неодинакова. В тех случаях, когда контраст обусловлен объективно, он может стать главным средством организации формы. Если применение его необязательно, он привлекается как вспомогательное средство.

 Использование контраста в производственной среде, как правило, обусловливается необходимостью создания оптимальных условий для работы. Чрезмерная сила контрастов так же, как и их отсутствие, вызывает преждевременное утомление работающего человека. В связи с этим степень контраста должна проверяться не только с позиций художественного подхода, но и эргономики.

 При работе над композицией важное значение имеет выбор оптимальных цветовых отношений. Предельные цветовые контрасты могут привести к нарушению целостности формы.

 В композиции контраст неразрывно связан с нюансом. Если контраст не дополняется тонкими нюансными переходами, он может не только огрубить форму, но и разрушить ее целостность.

Нюанс - это оттенок, тонкое различие, едва заметный последовательный переход, например, от тяжелого к легкому, от темного к светлому, от большого к малому, от простого к сложному и т.д.

 Нюансировка применяется для достижения более тонкой моделировки объекта. Если нюанс усиливать, он может перейти в контраст. Если же его сильно ослабить, он окажется зрительно не различимым, т.е. станет тождеством. Следовательно, нюансировка - самое тонкое из всех средств композиции, а ее использование представляет сложную задачу и требует очень высокой квалификации. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то, ни другое. Он связан с художественным осмыслением формы, материала, цвета и в значительной степени зависит от индивидуальности дизайнера. Нюансировка формы во многом связана с технологией производства изделии и свойствами применяемых материалов. Дизайнер должен тонко чувствовать особенности материала и уметь правильно их использовать.

 Нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т.д. Формы, построенные на нюансах, всегда спокойны и раскрываются не сразу (в отличие от форм, построенных на контрастах). Поэтому в работе над формой одного изделия могут использоваться многие нюансы. На них порой строится даже вся композиция изделия. Особенно велика роль нюанса при разработке интерьеров, в которых всегда необходимо связывать отдельные элементы.

Тождество используется в тех случаях, когда имеют место повторы одинаковых элементов, поэтому оно связано с такими средствами композиции, которые основаны на повторах.

2.4. Пропорциональность и гармония

Пропорциональность означает взаимное соотношение частей плоскости и пространства и их связь с единым целым.

 Когда говорят о пропорциях применительно к художественной деятельности, то имеют в виду прежде всего сопоставление горизонтальных и вертикальных элементов в пределах определенной плоскости. Сложный предмет обычно заключают в какую-то простую фигуру-схему, скажем, параллелепипед, основные линейные величины которого и должны соотноситься создавая какой-то определенный пропорциональный ряд. В этом и заключается их соразмерность.

 Представления о пропорциях возникло в ходе деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определенные модули и геометрические построения. Кроме пропорций, основанных на кратных и целочисленных отношениях, широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям (например золотое сечение). Системы пропорций, отражающие реально существующие в природе закономерности, нередко были связаны с мифологическими представлениями о гармонии Вселенной. Существуют различные виды пропорциональных отношений, начиная от самых простых арифметических пропорций и заканчивая довольно сложными геометрическими.

 Необходимо не только знать принципы построения пропорций, но и уметь правильно использовать их для гармонизации формы предмета. На сегодняшний день важное место занимает проблема разработки систем пропорций в условиях стандартизации размеров и параметров изделий.

Гармония обеспечивает равновесие, а также соразмерность самостоятельных и противоположных элементов. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по композиции "Композиция на тему "Арчимбольдо" ( Арчимбольдески )

Методическая разработка занятия по мотивам картин художника Арчимбольдо...

Натюрморт в графике. Презентация к предметам: рисунок, композиция станковая, композиция прикладная.

Натюрморт -- один из наиболее популярных жанров станковой графики.Виды различных техник: пятновая графика, линейная, точечно-пятновая...   Применение в натюрморте стилизацию или деформацию п...

Методическая работа "Стилизация и трансформация в декоративном натюрморте" (предмет: композиция станковая, композиция прикладная).

Одна из ведущих задач -- развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Познакомить с понятиями "стилизация", "трансформация" в декоратив...

"Природа в орнаментальной графике" Открытый урок (предмет: композиция станковая, композиция прикладная, рисунок).

О рисунке цветов, растений, птиц, о их стилицации в орнаментальной графике....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КОМПОЗИЦИИ "КОМПОЗИЦИЯ С ГРУППОЙ ФИГУР"

Открытый урок по предмету композиция с 4 классом. Тема "Композиция с группой фигур" Цель: изучение построения многофигурной композиции с учетом композиционных задач. Задачи: Приобретение практическ...

43.02.13 ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА. Презнентация к урокуТема 1.2.Моделирование и композиция причесок.: Компоненты композиции: форма и силуэт

Пояснительная записка к презентации по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «...