Костюм Византии.
статья по теме

 

С 359 г. н.э. Римская Империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстанием рабов и завоевана варварами-германцами и галлами. Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию и Грецию, стала называться Византией.

В V в. Византия достигает экономического расцвета и становится центром новой эпохи. Господствующей религией становится христианство, являющееся огромной экономической и политической силой, а также играющее решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.

Ведущие виды искусства: архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло приобретают все большую отвлеченность и символичность. Мозаика византийских церквей, иконопись являлись основными источниками, отражающими эстетический идеал и костюм человека эпохи.

Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного, противопоставляя один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолеть на протяжении всей жизни. Отсюда красота - это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый идеал красоты - духовный. Тело всячески маскируется.

Идеал женской красоты – узкий, длинный овал лица, большие продолговатые глаза, тонкий нос, маленький рот и подчеркнуто большой лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий. Женская фигура – это табу (строгий запрет), так как именно женское тело было причиной грехопадения, постоянного источника соблазна и искушения. Но христианское учение не изменило стремления к красоте.

Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. Златоузорная парча и цельнозолотный алтабас – наиболее роскошные золотные ткани. Рисунок использовали крупный, четкий плоскостной. Изображения животных вписывали в круги, ромбы. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились религиозные узоры-кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовались геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпурный, а также желтый, коричневый, белый, черный, кремовый цвета.

Тяжелый массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма строился на прямых вертикальных линиях, скрывающих линии талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляло 1:3, размера головы к росту 1: 6,5. эти отношения придавали костюму монументальность и устойчивость.

Византийская мода стала наследницей античной. Поскольку новая христианская религия уничтожила идеалы античности, заимствованная у римлян одежда претерпела некоторые изменения. Основными видами мужской одежды являлись туника, штаны, далматик, пенула, лорум. Из костюма почти исчезли драпировки, их заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту форму цилиндра.

Нижней одеждой оставалась римская туника – таларис с квадратной проймой и длинными, суженными к запястью рукавами. Тунику носили из шерстяной и льняной тканей, а классовым различием служили качество ткани и длина туники.

Разъемные штаны – чулки, заимствованные с Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу, их длина была до коленей, до щиколоток, с носочной частью.

Верхней одеждой был плащ – мантия из шерстяной и полушерстяной тканей. Это длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой – фибулой. Плащ украшался полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма становится лорум – широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями, который часто драпировался. Не менее важным был и воротник – оплечье – широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом.

Основными видами женской одежды были стола, туника, пенула, далматик, мафорий, плащ-мантия. Именно в Византии зародилась женская мода носить сразу несколько одежд, надеваемых одна на другую. Это были широкие туники, к которым византийцы прибавили рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя – широкие. Их длина зависела от социального положения. Горожанки носили длинную тунику, поверх которой в качестве верхней одежды надевали парчовую пенулу. Иногда этот наряд дополнялся далматиной с длинными, сильно расширенными к низу рукавами и диагонально обрезанным подолом.

Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появилась накидка-мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее перекрещивались спереди и перебрасывались на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придавала фигуре аскетический вид. Аристократки носили роскошные шелковые, затканные золотом пенулы и одноцветные столы и наоборот. Одежда императрицы состояла из белой столы с богатой отделкой по бокам и по низу, пурпурной императорской мантии, украшенной широкой каймой и изображением человеческих фигур и застегнута на правом плече фибулой.

Мужским головным убором служил колпак с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем. Женские прически имели шарообразную или нимфообразную форму. Объемный, плотный широкий валик обрамлял полукругом лицо, иногда закрывая половину лба. С непокрытой головой могли ходить только девушки: они заплетали волосы в височные косы, которые образовывали полукруг под ушами и закалывались на затылке. Вдовы и замужние женщины прятали волосы под мафорием.

Обувью служили мягкие сапоги, подвязанные узкими ремешками ниже колен, или башмаки типа закрытых сандалий с переплетами почти до колен. Женщины предпочитали мягкие кожаные башмаки белого, красного цветов. Обувь аристократок была из шелка и парчи, украшена вышивкой и драгоценностями.

Аксессуарами к костюму императрицы служили массивное ожерелье и венец из золота и драгоценных камней.

Для византийской моды тело человека не представляло интереса. Она делала из него нечто вроде абстрактного треугольника, сплошь покрытого богатыми украшениями. Основу этой моды создавали знаки отличия – богатая на золото вышивная отделка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

Методическая разработка по теме « Форма и силуэт в костюме » для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 29.01.04. Художник по костюму

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине « Основы художественной графики костюма»  по специальности художник по костюму.Данные методичес...

Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...

Иллюстративный материал к уроку "Традиционные костюмы народов России"учебной программы СПО "История костюма" для специальности "Закройщик"

В представленном материале  отражены основные черты традиционного мордовского костюма костюма....

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюмы населения Франции XVI века"преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюма населения Франции XVI века", выполненный преподавателем ГБПОУ СКиСиГ Серовой Т.А....