Проект по выявлению детской одаренности при поступлении в творческий коллектив. Из опыта работы в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК».
учебно-методический материал по теме

Бурак Надежда Николаевна

 

Творческий коллектив «Модельное агентство РИК» осуществляет свою деятельность на протяжении 14 лет. За это время коллектив стал неоднократным победителем Российских,  Международных фестивалей и конкурсов театров моды, рисунка, живописи и т.д. Несомненно, в коллективе, добившемся таких успехов, основную часть составляют одаренные дети.  Педагоги выявляют художественную одаренность ребенка на первых этапах поступления в творческое объединение для того, чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со склонностями, способностями, темпом развития и психологическими особенностями ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyyavlenie_detskoy_odarennosti_2013.docx57.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества №4 города Иванова

Проект

 по выявлению детской одаренности

при поступлении в творческий коллектив.

Из опыта работы в образцовом коллективе

 «Модельное агентство РИК».

Выполнила педагог дополнительного образования

 Бурак Надежда Николаевна

-2013-

Проект

 по выявлению детской одаренности при поступлении в творческий коллектив.

Из опыта работы в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК».

Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития

Г.В. Плеханов

Творческий коллектив «Модельное агентство РИК» осуществляет свою деятельность на протяжении 14 лет. За это время коллектив стал неоднократным победителем Российских,  Международных фестивалей и конкурсов театров моды, рисунка, живописи и т.д. Несомненно, в коллективе, добившемся таких успехов, основную часть составляют одаренные дети.  Педагоги выявляют художественную одаренность ребенка на первых этапах поступления в творческое объединение для того, чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со склонностями, способностями, темпом развития и психологическими особенностями ребенка.

Проблема: недостаточная проработанность эффективной психологопедагогической деятельности на раннем этапе работы с художественно одаренными детьми и  применения индивидуально-персонифицированного подхода к обучению.

Объект: художественная одаренность детей.

Предмет: выявление художественной одаренности детей младшего школьного возраста при поступлении в творческое объединение.

Цель: формирование индивидуального подхода к одаренным детям в соответствии с их психологическими  и физиологическими возможностями.

Задачи:

  1. Выявить одаренных детей при поступлении в творческое объединение;
  2. Сформировать индивидуальный образовательный маршрут для  одаренного ребенка в соответствии с видом его одаренности;
  3. Создать благоприятные условия для самореализации каждого ребенка в коллективе.

Методологические основы:

Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с. М.: Владос;

Леонтьев А.Н., Личностно - деятельностный подход,

Методики МОП.

Методы исследования:

Применение методик в диагностике при помощи  МОП;

Анализ полученных результатов.

Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его незаурядным, но можно ли считать, что у ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей?

              Из истории видно, что признаки одаренности, проявленной в детстве, могут оказаться чем-то временным и преходящим. В педагогике и психологии накапливается все больше данных о том, что некоторые индивидуально-психологические особенности, например, необычайная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке, связаны с быстрым созреванием, то есть со спецификой именно детских лет жизни.

               Основным признаком одаренности ребенка принято считать несоответствие проявляемого им уровня интеллекта его возрасту. Однако такое несоответствие уменьшается по мере ухода из детства. В этом отношении темп умственного развития напоминает быстроту физического развития в детские годы: как бы сильно ребенок не вытянулся в детстве, это не означает, что он будет и дальше так расти. Конечно, это только аналогия, но в обоих случаях не следует ожидать, что дальнейшее продвижение сохранит, продолжит его темп на последующих этапах [3].

         Одаренность – системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми [2].

На первый план в диагностике одаренности ребенка выходит художественная деятельность, так как именно рисунок дает наиболее полную картину развития ребенка, отношения его к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, его творческой активности и, кроме этого, рисунки можно хранить, сравнивать и прослеживать в течение времени этапы развития ребенка.

Рассматривая вопрос об одаренности, надо отметить, что рассматриваются  различные модели детской одаренности. Автору проекта ближе модель П.Торренса, где детская одаренность рассматривается как триада: творческие способности, творческие умения и творческая мотивация. Хочется согласиться с П. Торренсом в том, что творчество –  есть главная составляющая любой одаренности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека). Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявлений.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  1. актуальную одаренность;
  2. потенциальную одаренность.

· Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  1. явной одаренности;
  2. скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

При поступлении воспитанника в творческое объединение «Модельное агентство РИК» представляется целесообразным провести разовую диагностику с целью дальнейшего применения индивидуально-персонифицированного подхода к обучению. Пример разовой диагностики приводится ниже, для этого выбрана комплексная диагностика первоклассников.

Комплексная диагностика первоклассников (вариант №2) соответствует требованиям, предъявляемым к идентификации способностей детей, пришедших в объединение, так как прием детей осуществляется с 7 лет.

  1. Задание № 1 (умение обобщать).

Инструкция: зачеркни лишнюю фигуру.

  1. Задание № 2 (уровень сформированности абстрактного мышления).

Инструкция: Реши примеры.

  1. Задание № 3 (умение выделять признаки предмета: цвет, форма, размер).

Инструкция: раскрась треугольник красным, после стрелки нарисуй фигуру, которая отличается от предыдущей формой, далее фигуру, которая будет отличаться от предыдущей размером, последняя фигура должна отличаться цветом, формой, размером.

  1. Задание № 4 (умение классифицировать).

Инструкция: Раздели знаки на группы так, чтобы в каждой группе были знаки, ем-то похожие друг на друга. Каждый знак обведи в кружокопределенного цвета, чтобы было понятно, какие знаки в группе.

  1. Задание № 5 (уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики).

Инструкция: Соедини точки так, чтобы получился какой-нибудь предмет (в идеале должна получиться звезда).

  1. Задание № 6 (математическая подготовка).

Инструкция: Вместо точек поставь недостающее число.

  1. Задание № 7 (кратковременная зрительная память).

Инструкция: Посмотри на доску и запомни геометрические фигуры (не более 7) (30 сек.). Нарисуй по порядку все фигуры, которые ты запомнил.

  1. Задание № 8 (уровень логического мышления).

Инструкция: Расставь все геометрические фигуры по квадратам так, чтобы в каждой строчке и в каждом столбике была только одна из них.

  1. Задание № 9 (уровень фонематического анализа, звуко-буквенный анализ).

Инструкция: Дети, несмотря на то, что вы не умеете писать, вы сейчас запишите слова , но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружочков. (Пример: слово «рак»).

Слова: ум, сок, лапа, сосна, звезда.

  1. Задание № 10 (уровень развития воображения).

Инструкция: Ты видишь перед собой линию. Дополни ее деталями, чтобы получилась какая-нибудь необычная картинка. Постарайся, чтобы такой картинки не было ни у кого. Раскрась то, что у тебя получилось. Подпиши, если сможешь, свой рисунок.

О, А, Г, У

6.

1, 2, 3, …5

…3, 2, 1

2.

   +      =

   =

7.

3.

8.

4.

1 Б А В 2 У 7

Г 3 М 6 9 В 10

Л 2 6 М 8 Р С

9.

5.

10.


Обработка результатов:



Все задания, кроме 5, 10 оцениваются по 1 баллу за правильный ответ.



Критерии оценки задания № 5:





5 б. – нарисована точно по точкам звезда, аккуратно, ровно;



4 б. – нарисована по точкам другая фигура, аккуратно, ровно; нарисована звезда по точкам, но неаккуратно;



3 б. – нарисована другая фигура, все точки не использованы, неаккуратно;



2 б. – трудно разобрать, что нарисовано на рисунке.





Критерии оценки задания № 10:



5 б. – рисунок не имеет повторения в группе, оригинален;



4 б. – такой же предмет нарисовали еще 2-3 человека, работа выполнена аккуратно;



3 б. – работа выполнена аккуратно, но большая часть детей нарисовала этот же предмет.



2 б. – задание не выполнено в соответствии с требованиями (не дополнено деталями, а только представлено в цвете).


Для улучшения микроклимата в  творческом объединении  необходимо провести диагностику психофизического состояния «новых» детей, для этого используется рисуночный тест «ДЕРЕВО». Одна из наиболее часто встречающихся проблем одаренного ребенка – это непонимание со стороны окружающих. Детям, существенно опережающих сверстников в развитии, бывает трудно общаться со сверстниками. Именно поэтому важно, что бы в пределах творческого коллектива  наблюдался приблизительно один уровень развития, тогда в группе будет единство целей и ценностей, что не только благоприятно скажется на микроклимате, но и на  интеллектуальном и личностном развитии каждого воспитанника. Сверстники могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее  воздействие на развитие незаурядных способностей.                                                                                                                  Результаты теста после обработки дают возможность педагогам модельного агентства РИК найти индивидуальный подход к каждому ребенку и указывают возможности воспитания ребенка в коллективе.

Незащищенность – Умение постоять за себя, уверенность в своих силах(5б)

Смещено от центра (в угол) – 1б

На горе – 1 б

Выделены корни – 1б

Второстепенные детали – 1б

Ствол  вырастает из круга – 1б

Тревожность (7б)

Облака – 1б

Выделение деталей (жирно прорисованы листья, ствол, корни и др.объекты дерева) – 1б

Рамка – 1б

Штриховка – 1б

Жирная линия основания – 1б

Стирание – 1б

Мертвое, сломанное дерево – 1б

Неуверенность в себе – уверенность в себе (6б)

Тонкие линии (слабый нажим) – 1б

Ствол изображен одной палочкой – 1б

Маленькое дерево – 1б

Крона дерева нарисована плоско (одним пятном, синтетическое дерево) – 1б

Дерево, умершее от гниения – 1б

Дупло на дереве – 1б

Агрессивность – доброжелательность (5б)

Большое дерево – 1б

Ветви изображены двумя палочками – 1б

Дерево нарисовано с края листа – 1б

Ствол – вермишель – 1б

Густая листва в контуре – 1б

Конфликтность – умение находить конструктивный выход из конфликтной ситуации(4б)

Рамка – 1б

Дерево у основания раздваивается на 2 ствола – 1б

Перспектива снизу (широкий ствол, маленькая крона) – 1б

Перерисовывание – 1б

Замкнутость-депрессивность – общительность, умение проявить себя, высокий жизненный тонус (9б)

Помещение рисунка в самый низ листа – 1б

Очень маленький рисунок – 1б

Перспектива сверху (очень маленький ствол, большая крона) – 1б

Слабые линии (ослабление в процессе рисования) – 1б

Опущенные ветви – 1б

Скудная, чахлая листва – 1б

Листва-сетка – 1б

Дерево оторвано от земли – 1б

Ствол не связан с ветвями – 1б

Психофизиологическое сопровождение обучения и воспитания.

Психологические аспекты процесса обучения и воспитания в творческом объединении «Модельное агентство РИК» осуществляется через психофизиологическое сопровождение обучающегося. Для этого необходимо определить индивидуальный латеральный профиль каждого воспитанника.                                                                                Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии [1].

Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека, что, в свою очередь, влияет на его стиль учения [1].

Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию.

Функциональная асимметрия мозга— это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление.

Левополушарные формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую, симультантную (одновременную) деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Правое полушарие регулирует подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольный контроль поведения. Оно производит непрерывные топологические, пространственные преобразования информации, оценку симметрии, структурированности, сложности объекта. Оно имеет дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Таким образом, правое полушарие обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Оно является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной эмоциональной памяти, обеспечивает интуитивное, чувственное, образное мышление, осуществляя проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и сейчас». Правое полушарие — орган человеческого бессознательного, орган подражания. Оно все воспринимает всерьез, это — полушарие обиды и депрессии.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности [1].

 Принимая детей в младшую группу, следует провести  диагностику функциональной асимметрии полушарий, индивидуального латерального профиля. Большое внимание  надо    уделить разработке  заданий, соответствующих типу познавательной деятельности. Учитывая невербальный интеллект правополушарных детей, в некоторых случаях  можно заменить слова картинками, диаграммами, схемами. Вот некоторые задания для правополушарных детей:

  1. визуализация: закройте глаза и представьте себя в Древней Греции. В средние века. Что вы видите? Что чувствуете? Что слышите?
  2. инсценировки: изобразите походки: средневекового рыцаря без лошади, древнегреческой красавицы, африканского аборигена.
  1. иллюстрации: нарисуйте дождь, асфальт, листья (конкретные понятия), печаль, страх, радость  (абстрактные понятия).
  2. аналогии:скажите, в чем сходство блина и солнца, электрических проводов и макарон.
  3. задания: вылепите из пластилина  эмоции человека, покажите слово с помощью движения языка и тела.
  4. придумывание жизненных задач, эмоционально близких детям;
  5. работа в учебных группах по 3—4 человека, отчет каждой группы о своем решении задачи, приобретение опыта в общем решении проблемы.

Задания, построенные на основе левополушарного типа познания, отличаются логичностью и структурированностью:

  1. сортировка, группировка и классификация: создайте иерархическую систему фруктов, овощей,  цветов по определенному признаку;
  2. аналогии: скажите, в чем отличие средневековой красавицы и современной фотомодели, асфальта и терки, дождя и душа;
  3. конструирование: сконструируйте подиум для показа, кабинет для занятий изо, компьютерный кабинет и т.д.;
  1. изобретение: придумайте вечный двигатель, машину времени, звездолет;
  2. задания: придумайте способ взвешивания слона, подсчета волос на голове, определения количества зрителей в зале, если он не наполнен и т.д.

Из приведенных заданий  видно, что работа с лево и правополушарными детьми имеет свои особенности.

Технология индивидуального подхода к творчески одаренным детям мало, чем отличается от обычной от традиционной. Для этой технологии характерно:

1.  Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.

2.  Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3.  Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.

4.  Определить способы оценки успехов ребенка.

Художественная одаренность представляет наиболее широкие возможности для проявления индивидуального подхода. Развивать творчество можно самыми разнообразными путями, и каждый ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. Если все-таки есть необходимость дать задание определенной темы, не стоит навязывать обучаемому  технику, средства, цветовое решение – в этом и будет проявляться индивидуальность творческой личности.

Список литературы

1.СиротюкА.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001.

2.  Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.

3.Цыбанова Т.Н. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Министерство образования, кафедра дошкольной педагогики.

4. Одаренность к искусству: предпосылки творчества.// Психология одаренных детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М., 2000.

Проект по выявлению детской одаренности при поступлении в творческий коллектив. Н.Н. Бурак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение и мода: из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК"

Тезисы: направления воспитательной и учебной работы в рамках краеведения....

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Обмен опытом работы между детскими художественными школами

План мероприятия по обмену опытом между Медвежьегорской ДХШ и ДХШ г. Беломорска....

Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Выступление на заседании творческой группы «Тестовая проверка уровня усвоения знаний» (из опыта работы)

Тестирование может использоваться при проведении внешнего контроля на всех этапах пдагогических технологий (входной, промежуточный и итоговый контроль)...

Из опыта работы. Гражданско-патриотическое воспитание в детском доме

О создании в КГКУ «Емельяновский детский дом» единого воспитательного пространства, которое способствует активному приобщению воспитанников, к национальным обычаям и традициям, национально...