Из опыта работы. Гражданско-патриотическое воспитание в детском доме
методическая разработка

Панурская Наталья Ивановна

О создании в КГКУ «Емельяновский детский дом» единого воспитательного пространства, которое способствует активному приобщению воспитанников, к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а так же качества личности: уважение, доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие и благородство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_nuzhen_rossii_statya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание в детском доме

Н.И. Панурская, педагог-организатор

Емельяновский детский дом Красноярского края.

                Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе с детьми нашего учреждения, является гражданско-патриотическое воспитание. Программа гражданско - патриотического воспитания «Ты нужен России» составлена с учетом конкретных условий детского дома, особенностей детского коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.  

                Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение детьми патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

                Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала воспитанников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

                Цель программы - создание в КГКУ «Емельяновский детский дом» единого воспитательного пространства, которое способствует активному приобщению воспитанников, к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а так же качества личности: уважение, доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие и благородство.

Описание деятельности.

Педагоги работают по трем модулям:

Модуль «Я – патриот!» направлен на  создание условий для военно-патриотического и нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта, повышения престижа военной службы.

В рамках модуля «Я – патриот», проводятся такие мероприятия как: неделя мужества, конкурсы, викторины, выставки, праздники, встречи, посвященные великим праздникам и событиям.

КГКУ «Емельяновский детский» является инициатором и организатором ежегодной Окружной военно-спортивно игры «Патриот». 

Игра «Патриот» является площадкой для демонстрации достижений и умений в области военно-прикладных и технических видов спорта, творчестве, которыми воспитанники овладевают на кружках и секциях, как в детском доме, так и вне учреждения.

 В соревнованиях принимают участие 8 команд КГКУ для детей-сирот Красноярского края. В состав команд входят воспитанники, показавшие лучшие результаты в спортивной, творческой и учебной деятельности. Это создает для будущих участников игры отличную мотивацию стать самостоятельней, успешнее, вести здоровый образ жизни, чтобы принять участие в соревнованиях данного уровня.

Опыт проведения игры “Патриот” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания.  

Игра “Патриот” оказывает положительное влияние на организационное укрепление детского коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Воспитанники нашего детского дома являются ежегодными ее победителями! Однажды, при разборке-сборке автомата Калашникова, ребята показали такую скорость, что даже бывалый командир войсковой части воскликнул: «Молодцы! Надо устроить мастер-класс для наших солдат».

В рамках модуля «Я-патриот», воспитанники и педагоги участвуют в акции «Посылка солдату».  Акция призвана поддержать ребят из детских домов, которые проходят срочную службу в разных уголках страны.

В содержимое посылок, входят практически значимые для солдат изделия, которые дети изготавливают в творческих мастерских нашего учреждения, и, конечно же, письма. Воспитанники делятся новостями из своей жизни, жизни поселка.

Ребята, проходящие службу в армии, всегда с трепетом и благодарностью отзываются на такую акцию, многие из них являются выпускниками нашего учреждения. Так, бывший воспитанник Тимур П., написал детям следующее: «Ребята, спасибо за весточку из дома! Так интересно было прочитать ваши новости. У меня все хорошо. Жду присяги, присяга у нас 10 июля. Вчера был марш-бросок на 30 км. Многие не выдержали, а я смог! Пишите чаще, отвечу всем!»

Тимур успешно окончил службу в звании сержант.

Дети и педагоги поддерживают связь с выпускниками и сотрудниками-ветеранами  Емельяновского детского дома и в других направлениях.

Так, в рамках празднования 75-летнего юбилея Емельяновского детского дома, воспитанники и педагоги провели большую поисковую работу, чтобы как можно больше узнать об истории детского дома, его бывших выпускниках. Были посланы запросы в архивы поселка, происходили личные встречи с жителями-ветеранами.

Данная деятельность позволила воспитанникам совершить своеобразную экскурсию во времени, открыть для себя многое неизвестное - узнать, кто такие пионеры и комсомольцы, увидеть на старых фотографиях, чем увлекались их предшественники, как жили. Узнать о подвигах жителей родного поселка в  Великой Отечественной Войне, о судьбах детей блокадного Ленинграда.

На празднике, посвященном 75-летнему юбилею детского дома, бывшим выпускникам была продемонстрирована книга, сделанная сегодняшними воспитанниками «Из прошлого – в будущее!», где отражена вся жизнь детского дома за данный период. Что стало для бывших выпускников и сотрудников приятным сюрпризом. Данная книга представлена на официальном сайте учреждения.

Проникнув вглубь истории, воспитанники поняли главное - их предшественники старались принести пользу: детскому дому, родному поселку, стране. Это было основной идеей общества того времени.

Наши педагоги помогли детям озадачиться вопросом: «А что можем сегодня мы?»

 Возникла идея, взять шефство над памятником павших героев в ВОВ п.Емельяново. Обратившись с этой инициативой в администрацию поселка и получив одобрение, ребята по праву считаются «Хранителями памяти героев» и уже второй год подряд следят за порядком на площади Победы.

Модуль: «Добро не имеет возраста»

Модуль направлен на развитие духовно-эмоциональной связи между воспитанниками детского дома и пожилыми людьми.

Актуальность модуля связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. А ведь многие традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком.

У детей-сирот, лишенных семейного воспитания, семейные ценности слабо развиты или не сформированы вообще. Проживание в детском доме с одной "мамой" на несколько человек, приводит к искаженному представлению детей о семье и семейных ценностях. Дети создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Помимо этого, у них зачастую формируется потребительское отношение к окружающим их людям.

Взаимодействие с представителями пожилого возраста способствует установлению живой тесной взаимосвязи со старшим поколением, нравственно – патриотическому воспитанию детей-сирот.

Модуль «Добро не имеет возраста» предусматривает различные направления взаимодействия между поколениями.

Для того, что бы выявить отношение наших воспитанников к пожилым людям, их представления о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди в своей жизни и получить основные направления для деятельности модуля, нами была составлена анкета «Моё отношение к пожилым людям». В анкетировании приняли участие воспитанники всех возрастных групп.

Ответы детей на вопросы анкеты показали, что:

- считают, что достаточно сегодня уделяется внимания пожилым людям со стороны молодого поколения - 25%;

- считают, что нужно организовывать встречи с пожилыми людьми – 68%;

- хотят и могут оказать им различную помощь и внимание – 54%.

Во время проведения анкетирования, одна наша воспитанница  заплакала. На вопрос педагога:  «Что случилось?», она ответила:  «У меня была бабушка. Я ее помню. У нее были теплые мягкие руки…»

На следующий день, педагог, обратившись к коллегам сказала: «Здорово было бы объединить одиноких стариков и наших детей».

 Идея была подхвачена сразу и всеми сотрудниками. Мы стали искать... И нашли! Пансионат для граждан пожилого возраста «Ветеран».

В качестве первого знака внимания дети изготовили подарки: теплые тапочки, шкатулки, открытки. Приготовили творческие номера для показа в онлайн формате. Результат превзошел все наши ожидания! Мы получили горячий отклик, массу добрых пожеланий и приглашение к сотрудничеству от жителей пансионата. Это вдохновило наших детей на дальнейшие действия. Мы стали приглашать пожилых людей родного поселка на праздничные мероприятия в детский дом. Радовать их подарками, творческими номерами. Организовывать совместные чаепития, посиделки с душевными беседами.

Каждый раз, после таких мероприятий наших воспитанников поражают глаза пожилых людей, наполненные слезами радости и благодарности. Проявляя заботу о них, дети становятся добрее, чище, острее чувствуют чужую беду

Данные мероприятия стали традиционными в нашем учреждении и проводятся систематически.

Повторное проведение анкетирования среди воспитанников на тему «Моё отношение к пожилым людям» показало следующее:

-  считают, что достаточно сегодня уделяется внимания старикам со стороны молодого поколения - 57%;

- считают, что нужно организовывать встречи с пожилыми людьми – 93%;

- хотят и могут оказать им различную помощь и внимание – 87%

Таким образом, наблюдается рост числа воспитанников, которые считают, что им и их сверстникам необходимо общение с пожилыми людьми, они готовы оказывать им посильную помощь, проявляя доброту и милосердие.

В заключение хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание детей – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

 Сегодня, мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях.  Надеемся, наши воспитанники будут настоящими патриотами! И нас будет много!

Опыт работы КГКУ «Емельяновский детский дом» отмечен дипломом I степени Национальной премии «Элита Российского образования» в области гражданско-патриотического воспитания», а также награжден медалью Сергия Радонежского «За подвижничество и общественное служение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов

Тезисы доклада Филипповой Т.Ф., Игнатенко М.А. " Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов"  на областной научно-практической конференции "Экологическое образование, экологическая ку...

Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"

Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)

Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспита...

Гражданско-патриотическое воспитание в системе воспитательной работы образовательного учреждения

Марериал представляет собой доклад на педагогическом Совете о системе работы образовательного учреждения в направлении гражданско-патриотического воспитания обучающихся....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России идет процесс модернизации школьного образования, направленный на совершенствование воспитательно-образовательной системы, которая должна подвести ребенка к пон...