Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"
методическая разработка по теме

Ворошилова Людмила  Николаевна

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.

В разработке «Технология гражданско- патриотического воспитания студентов во внеклассной работе» раскрыты приёмы и методы гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ                                                                                             ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум «Бийский»

        

Методическая разработка

Технология организации   исследовательской работы студентов по дисциплине «История»

Автор: преподаватель Л.Н. Ворошилова

с. Первомайское 2007


Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Организация исследовательской работы……………………………..4
  3. Тематика исследовательских работ по истории………………………6
  4. Исторические источники………………………………………………..9
  5. Структура  оформления исследовательских работ…………………..10
  6. Участие студентов  в работе научно- практических конференций….12
  7. Заключение……………………………………………………………..14

Приложения:

1.Критерии оценки исследовательских работ……………………….15

2. Образец титульного листа исследовательской работы………….18

Введение

Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения студентов на основе представления о мире как  многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, закончив обучение, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний – лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех  законов, которые  изучали, не всегда умеют применять полученные знания. Одной из причин существования данной проблемы является пассивная позиция  студента в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Преподавателю  не всегда удается вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков- семинаров, эвристических бесед. Он вынужден нагружать студентов  информацией в лекционной форме. Знания и умения  студента оцениваются в основном по тому, как студент воспроизводит изложенный  материал.

За последние 15 лет в системе среднего  образования все больше внимания уделяется организации исследовательской работы студентов. На всех уровнях проходят конференции, на которых главные действующие лица – студенты. Наиболее серьезные и перспективные работы награждаются дипломами, грамотами,  денежными премиями. Написание научной работы дает возможность и студенту и преподавателю построить процесс обучения совершенно по другому изменить роль студента, так и роль преподавателя, позволят взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.

Исследовательская работа формирует умения и навыки написания текстов аналитического характера  (резюме, отчетов, обзоров и т.п.)

Однако проведение и организация исследовательской работы являются делом трудным и пока далеким от совершенства. Причины этого в том, что:

- не отработаны критерии оценки научных работ студентов (особенно сложно оценить работы по  гуманитарным наукам, в т.ч. по истории);

- не всегда ясно, как вызвать интерес к написанию научного исследования, как  сделать так, чтобы работа была и самостоятельной и научной.

Поэтому целью данной методической разработки  является обобщение опыта работы над технологией организации исследовательских работ студентов по общественным дисциплинам.

  1. Организация исследовательской работы.

В начале учебного года на уроках истории  объявляется о том, что в техникуме можно заняться исследовательской деятельностью по любой дисциплине, в том числе  и по истории. Никакого принуждения нет. Заранее оговаривается, что если студенты не могут  сами сформулировать  тему, то можно это сделать вместе.

Следующие шаги делает студент: выбирает и формулирует тему в самом общем виде, подбирает,  читает, конспектирует, анализирует  источники и литературу, составляет план,  уточняет тему, пишет работу, публично выступает перед аудиторией.

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и ответственности,  от студента и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. И в конечном итоге студент понимает, что процесс постижения прошлого может быть  бесконечным. Он всегда неполон и зависит от вопросов, которые задаются прошлому. А вопросы диктуются настоящим

Тема работы сразу не формулируется. Сначала нужно понять, к какому периоду истории, к какой тематике близки интересы студента.

Итак, определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель предлагает студенту примерный список источников и  исторической литературы и приглашает изучить каталоги доступных ему библиотек, почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и изучить тему.

Во время первых бесед со студентом он  знакомится с традиционной структурой научной работы, с тем, что  она состоит из введения в котором формируется тема, проблема, цели задачи исследования; основной части где написано собственно исследование и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные вопросы.

В течение 1-2 месяцев встречи с руководителями проводятся регулярно. Студент рассказывает о том, что он  прочел и о том, как он видит свою работу. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется  план работы, а студент начинает писать текст. Можно рекомендовать сначала написать  основную часть, так как в процессе создания текста могут несколько измениться  цели и задачи. Потом пишется заключение как итог и выводы проделанной  работы и наконец введение.

Окончательное название формулируется, уже в самом конце работы и чаще всего это делает руководитель. К сожалению, не все студенты ещё умеют сформулировать тему.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции. Нужно учесть два элемента. Первое: студенты, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста научной работы отдают его на прочтение другому преподавателю, который может заметить какие – то изъяны, недостатки, неточности. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «своей» аудиторией  руководителем консультантом, другими докладчиками, причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими. На таком обсуждении  обращают внимание не только на содержание работы, но  и на то, как её устный вариант воспринимается  слушателями, а значит корректируется время, которое занимает чтение доклада, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления. Такой тренинг очень полезен. Не требуется чтение наизусть, ведь  исследователи на взрослых конференциях не ждут этого друг от друга.

После выступления на конференциях всегда происходит обмен впечатлениями.

  1. Тематика исследовательских работ.

Тему своего исследования студент может  предлагать как  по изученному на уроках  материалу,  так и по тому историческому материалу, который предстоит изучить. Тему может рекомендовать преподаватель, но он не должен  жестко настаивать. Выбор темы для студента – проблема нелегкая. Опыт показывает, что  тема должна сочетать в себе качества, казалось бы, не сочетаемые – быть узкой и глобальной одновременно. Узкой потому, что студент должен поставить перед собой такую задачу, которую он может решить собственными силами и на основе  той литературы, которая есть под рукой. Глобальной  - так как  именно такие темы вызывают интерес, как, например, кто прав и кто виноват в исторических конфликтах, роль личности в истории и т.д.

 В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями,  множество. Но все же больше всего студентов интересуют события, связанные с историей Отечества и историей их народа, нации, семьи.

Важной проблемой является вопрос о научности и актуальности работ студентов. Можно услышать, что работы должны  быть не реферативными, а исследовательскими. Но реферат есть аналитический обзор научной литературы по определенной теме, он является неотъемлемой частью многих исторических работ.

И если студент может:

- самостоятельно сформулировать вопросы к прошлому,  которые он  считает  важными, исходя из своего  опыта постижения истории в жизни;

- выбрать не одного, а хотя бы 2-3 собеседников – историков или несколько источников;

- самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и содержание исторической литературы;

 - грамотно, адекватно  поставленными вопросами делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки, то его реферат является полноценной научной работой по истории.. Написание работы именно по истории полезно ещё  и потому, что такая работа не бывает чисто исторической.

Специфика истории, как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и  специфику  развития религии, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов и т.д. Это понятно, поскольку современные науки об обществе выросли, прежде всего, из разных исторических концепций, что оправдывает  известный афоризм К.Маркса: «Мы знаем только одну науку-науку истории». Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность студенту выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.

Очень полезно и научно оправданно предложение студентам тем, сложных по структуре, т.е.  являющихся проблемой нескольких наук, иногда только гуманитарных. Например, работа на историческом материале  с понятиями из области политологии и социологи Эти  науки выросли из истории, и в них есть свои концепции, объясняющие законы социальной или политической жизни. Наибольший интерес у студентов вызывает тема: «Судьба, человека в российской истории ХХ века». В рамках этой темы было предложено приоритетное направление исследований: « Российская повседневная жизнь». Причин этому несколько. Первая – ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая – вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и  надо сделать все возможное, чтобы то, что они  хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. И наконец, третья – мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть  и очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами; семейная традиция, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т.д.

Студенты, занявшись в процессе написания работы сбором и критической оценкой  исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода  документов), вырабатывают трезвое отношение к советскому прошлому  страны, в котором  было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней. Исследовательская работа обращает прежде всего к истории повседневности. Это  значит – к близкой российской  истории, той, что заключена  в судьбах  рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий или деревень, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.

Студентам было предложено выбрать одно из следующих направлений исследовательской работы:

  1. Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
  2. Личность и общество.
  3. Человек и власть.
  4. История семьи
  5. Человек и малая родина.

Результаты показали, что наибольшее количество работ, посвящено истории семьи или   какой либо человеческой  судьбе. Это естественно – ведь именно через биографии через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей  страны, от которого нынешних студентов отделяют многие десятилетия.

Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задумываться над тем, что  значит в сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые сталкиваются с этой проблематикой, не ограничиваются простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над обществом в целом. Не менее интересно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важной является тема:  свои – чужие, которая обращает внимание к тем, кто живет или жил рядом с нами и принадлежит к другой национальности к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая по этой теме студенты исследуют исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах становился «чужим» в городе или деревне- в ту или иную эпоху. Интересна тема истории российских немцев, восточноевропейских евреев. Исследования в этой области – истории конкретных людей, общин даже зданий помогают узнать  много нового об  этой части российской истории, до сих пор окруженной почти непроницаемой стеной из мифов.

  1. Исторические источники

В исследовательской работе могут быть использованы самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения. Это могут быть устные свидетельства, а также материалы и документы ( в том числе кино, фото), почерпнутые из домашних, государственных, общественных архивов. Это могут быть неопубликованные воспоминания, разного рода  биографические записки, дневники, письма. Они могут  послужить основой исследования или быть лишь частично использованы. Для работы с воспоминаниями первостепенное значение имеет все, что  связано с их происхождением, датировка, обстоятельства создания, степень причастности автора к событиям, о которых он рассказывает, его биография, социальный статус, житейские воззрения т.т.п. Чем глубже и всестороннее это исследуется, тем лучше и полнее раскроется степень ценности заключенной в мемуарах информации о событиях прошлых лет.

К другим важным письменным источникам  относятся дневники. Они наиболее достоверны, ведь их  создатели,  как правило, делали записи для себя, а не для печати. Может  оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка.

Важный источник – разного рода личные документы, хранятся в семейных архивах. С их помощью  можно проверить сообщаемые биографические данные, определить степень достоверности собранного материала. Чрезвычайно важным источником может оказаться разного рода фотодокументы, статьи, подшивки газет. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу.

Устные источники – это записанные на магнитофонную пленку  воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями, которых они были. Рассказы людей историки собирали всегда, даже в античности. В переводе с древнегреческого «хисторио» означает «хожу, расспрашиваю, узнаю». Однако появились технические средства, которые облегчили запись.

По мере того, как историков все больше интересовали биографии обычных  людей  и судьбы тех  социальных слоев, которые редко оставляют свои письменные  воспоминания,  метод магнитофонной записи применяют все шире. Сейчас  все чаще  используется уже не магнитофонная, а видеозапись.   Она предполагает коллективную работу: интервью получится качественным только в том случае, если оно  проводится двумя интервьюерами, где один задает вопросы, а другой снимает на камеру.

  1. Структура  оформления исследовательской  работы.

Оформление работы  подчинено определенным требованиям . Работу студент выполняет  на стандартных  листах  писчей бумаги  типа  А-4  формата 210х297мм или  на обычных двойных тетрадных  листах  в машинописном или рукописном виде .

Объем работы от 15до 25 машинописных  листов.  Текст  помещается на одной стороне  листа  обязательным  выделением полей  и порядковой нумерацией, листов. Левое  поле  листа  35мм, правое 8 мм, верхнее и нижнее – 20мм.

 Нумерация страниц  проставляется посредине верхнего поля листа.  Титульной лист считается первым  листом , второй  -  план, третий  - введение  (на этих  листах  номера страниц не ставятся).  Нумерация  начинается с цифры «4». Каждый новый  раздел исследовательской  работы печатается с новой страницы путем отступа на четверть листа сверху. При  этом нумерация страниц на этих листах тоже не ставится. На одной машинописной странице  текста  допускается не более пяти поправок.

Заголовки и подзаголовки отделяются от основного  текста сверху и снизу тремя интервалами.

Титульный лист лучше сделать на  белой плотной бумаге.

Содержание  или оглавление  включает наименование всех  глав с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала главы, а также введение, заключение,   приложения, список  литературы и источников.

Введение должно  содержать обоснование выбора темы, актуальность и новизну исследования, степень её разработанности в научной литературе,  практическую значимость, четко  сформулированную цель  работы.    Объем введения не должен превышать двух- трех страниц. Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу  изложения материала автору необходимо ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии), которые должны располагаться после текста.

 Основное требование к оформлению таких ссылок – краткость. Не следует вводить в текст отдельные ссылочные фразы,  повторяющие заголовок таблицы, подпись к иллюстрациям. Краткая ссылка  должна выглядеть следующим образом: рис3, табл.1, гл.2. Библиографические ссылки делятся по месту расположения на три группы:

  1. Внутритекстовые, непосредственно в строке после текста, к которому они относятся;
  2. Подстрочные, помещаемые внизу страницы под строками основного текста;
  3. Затекстовые, т.е. расположенные за текстом работы.

Заключение содержит выводы и основные итоги всей работы студента.

Приложения – это часть текста, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для  полного освещения темы. Объем приложений может быть разным, иногда до 30% общего  объема работы. Приложения по форме и содержанию весьма разнообразны: тексты, таблицы, рисунки карты, схемы фотографии и другие материалы.

Нумерация  приложений помещается  в правом верхнем  углу над, заголовки приложения рядом со словом «приложение» (например; Приложение 1) Допустима нумерация без слов «приложение». В этом случае номер ставится непосредственно перед заголовком отдельного приложения.

  1. Участие студентов в работе научно- практических конференций.

Работа не приобретет завершенного вида ,если  студент не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд студенты  могут на научно практических конференциях различного уровня. Чаще всего они  организуются  традиционным способом. Выступления студентов регламентированы по времени, доклады зачитываются после выступлений, слушатели имеют возможность высказать свою точку зрения по содержанию доклада, оценить его научный уровень. В обсуждении  принимают  участие члены жюри: преподаватели истории, бывшие выпускники. Жюри оценивает доклады по критериям, разработанным городским методическим объединением преподавателей общественных дисциплин, выявляет и награждает лучшие доклады. Особо отмечаются наиболее активные участники и слушатели. Специальный приз вручается тому, чей доклад больше всего понравился слушателям(так называемый «приз зрительских симпатий»).

При подготовке к выступлению с докладом студент как молодой исследователь приобретает умение выстраивать логику своего сообщения, отвечая на вопросы что? для чего? и как? осуществлялось исследование, какие результаты  получены.

Студент получает первые навыки публичного научного выступления, которое выигрывает, если не читается вся работа, а освещаются его основные позиции,  на что хватает 7-10 мин,  предусмотренных регламентом выступления. Все остальное, если у аудитории возникает интерес, излагается  в ответах на вопросы  или в частных обсуждениях. Главная задача  докладчика – точно сформулировать  и эмоционально изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировать  её ярким, образно оформленным,  удобным для   восприятия иллюстрированным материалом. Доклад -  личностная форма содержательного общения. Докладчик, должен донести до слушателей свою индивидуальность  в исследовании, и тогда вся работа становится более понятной. Не следует забывать о правилах этики, принятых  в научном мире. Участники любой конференции – прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку.

Поэтому главным в отношениях должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок  может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада и т.п.).

Во время дискуссии участники конференции не должны боятся задавать вопросы, так как глупых или умных вопросов не бывает, а бывают вопросы компетентные и некомпетентные. (Критерии оценки доклада представлены в приложении №1)

Участие студентов в научно- практических конференциях  можно считать  итоговым, завершающим этапом исследовательской творческой работы. Достижения  и неудачи (которых по сути нет) позволяют совершенствовать, координировать проводимую работу, повышать её результативность.

Заключение.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Участие студентов в проведении исследовательских работ, по общественным  дисциплинам, позволяет  решать важные задачи обучения и воспитания , а именно

- повышение  интереса  и расширение кругозора студентов по дисциплинам  обществоведческого цикла;

- обучение и привитие студентам  навыков научно- исследовательской работы;

- обучение умению грамотно и конкретно дискутировать по вопросу  общественной и политической жизни общества;

- воспитание активной жизненной позиции студенческой молодежи;

- воспитание толерантного сознания, нравственных качеств личности, патриотизма, любви и уважения к Родине

  1. Написание исследовательской  работы дает студенту возможность убедиться  в том, что знания,  полученные на уроках, – это не  мертвый груз с которым непонятно что надо  делать, а средство понимания событий и явлений которые происходят в современном мире.
  2. Нет ни одной  исторической проблемы, которая в современной  науке может рассматриваться как сугубо историческая: она обязательно соприкасается  и описывается политическими и экономическими, социологическими и другими понятиями и категориями. Написание исследовательской работы по истории дает студенту возможность представить историю как  многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрения и нельзя постичь без знания современных наук в обществе.

Студенты техникума участвуют  в ежегодных конференциях по общественным дисциплинам как на уровне города, так и на  уровне края. Они выступали с докладами на городских тематических конференциях: «Хотят ли русские войны?», «Гражданин и гражданство – что это значит?» , «Проблемы молодежи в современном мире», «Национальная идея – нужна ли она Росси?»  и др; на краевых конференциях, «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития» и др. Лучшие работы были  отмечены Дипломами и Почетными грамотами.

В 2006-2007 году студенты приняли участие в VIII ежегодном всероссийском конкурсе исторических исследовательских  работ «Человек в истории». «Россия – ХХ век». Их работы так же отмечены Почетными грамотами «Благодарственными письмами». Учредителей конкурса.

Приложение 1

Критерии оценки исследовательских работ

п/п

Критерий

Оценка

1

Тип работы

1-реферативная работа

2- работа носит исследовательский характер

2

Использование известных результатов   научных фактов

1 – автор использовал широко известные  данные

2- использованы уникальные научные данные

3

Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых

  1. Использован учебный материал
  2. Кроме (1) использованы специализированные издания.
  3. Использованы уникальные  исторические источники.

4

Использование знаний вне программ

  1. В работе использованы знания программы
  2. При выполнении работы интересы студента вышли за рамки программы

5

Степень новизны полученных результатов

  1. В работе доказан уже установленный факт
  2. В работе отмечены новые данные

6

Качество исследования

  1. Результаты работы могут быть  доложены на студенческой конференции.
  2. Результаты работы могут быть доложены на взрослой  конференции.
  3. Результаты уникальны и могут быть опубликованы в научной печати.

7

Структура работы: введение, постановка задачи, решение, выводы.

  1. В работе плохо просматривается структура
  2. В работе отсутствует 1 или несколько разделов
  3. Работа структуирована, прекрасно оформлена

8

Оригинальность подхода

  1.  Традиционная тематика
  2. Работа строится вокруг новых идей
  3.  В работе доказываются новые идеи

9

Владение  автором  научным и специальным аппаратом

  1. Автор владеет ,базовым аппаратом
  2. Использованы общенаучные и специальные термины
  3. Показано владение специальным аппаратом

10

Качество оформления работ

  1. Работа оформлена аккуратно, но  без изысков , описание непонятно, неграмотно
  2. Работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, грамотно.
  3. Работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства.

Критерии оценки доклада

п/п

Критерии

Оценка

1

Качество доклада

  1. доклад зачитывается
  2. доклад рассказывается, но не объяснена суть работы
  3. четко выстроен доклад
  4. кроме хорошего доклада студент владеет иллюстрированным материалом
  5.  доклад производит выдающееся впечатление

2

Качество ответов на вопросы

  1. студент не может четко ответить на вопросы
  2. не может ответить на большинство вопросов
  3. отвечает на  большинство вопросов

3

Использование демонстрационного материала

  1. представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком
  2. демонстрационный материал использовался в докладе
  3. автор представлял демонстрационный материал  и прекрасно в нем ориентировался

4

Оформление  демонстрационного материала

  1. представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
  2. демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности
  3. к демонстрационному материалу нет претензий

Владение автором научным  и специальным аппаратом

  1. автор владеет базовым аппаратом
  2. использованы общенаучные и специальные термины
  3. показало владение специальным аппаратом

6

Четкость выводов, обобщающих доклад

  1. выводы имеются, но не доказаны
  2. выводы нечеткие
  3.  выводы полностью характеризуют работу

Приложение 2

Образец титульного листа исследовательской  работы.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

ФГОУ СПО  «Сельскохозяйственный техникум "Бийский"»

Человек и власть.

Исследовательская работа

(реферат)

Работу выполнил

студент I курса Иванов Илья

Руководитель:

преподаватель  А.В. Петров

с. Первомайское

2007г



Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Р Ф

  1. ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум "Бийский"»

Методическая разработка

«Технология гражданско- патриотического воспитания студентов во внеклассной работе».

Автор: Л.Н. Ворошилова классный руководитель

с. Первомайское

2010г

План.

Введение

  1. Основная часть.
  1. Цели и задачи.
  2. Формирование гражданских позиций.
  3. Формы и методы воспитательной работы.
  4. Последовательность и  дифференцированность познавательно – практической деятельности.
  5. Работа классного руководителя по гражданско – патриотическому воспитанию.
  1. Заключение.
  2. Литература.

Ведение

Тема: «Технология  гражданско – патриотического воспитания студентов во внеклассной работе»,  выбрана по нескольким причинам. Это, прежде всего компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обусловленный профессиональный выбор воздействия педагога, на студентов в контексте его взаимодействия с миром, с целью формирования у него отношений  к этому миру. Разрабатывая технологию гражданско -  патриотической  ориентации, использовались технологии и модели известных российских педагогов И.Ф. Гончарова, М.Н. Погодина и др.

Например: «Русская школа», нацелена на формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно – богатого, трудолюбивого, любящего свое Отечество; а отсюда пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.

Гуманитарно – личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые нравственные ориентации, направленные на воспитание благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 Элементы трудового воспитания А.С.Макаренко ориентируют на формирование у молодого человека личностного интереса, поиска «аппетита жизни». Все эти модели и технологии оказали позитивное воздействие на воспитание у студентов гражданской позиции, чувства  долга перед Отечеством что, конечно же, является и нравственной характеристикой  личности.

  1. Основная часть
  1. Цели и задачи

На основании закона РФ «Об образовании»  и федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» главными задачами воспитания должны быть:

  1. Воспитание у студентов любви к Родине, малой Родине, гражданственности.
  2. Через активную  поисковую работу, творческий поиск создание атмосферы творческой, мыслительной деятельности, направленной на углубление знаний по истории России, краеведению, философии.
  3. Через внеклассную работу формирование у студентов потенциала гражданских ценностей.

Для выполнения этих задач необходимо:

  1. Принимать участие в работе научно – практических конференций, конкурсов, олимпиад, викторин.
  2. Организовать встречи с интересными людьми, работниками музея.
  3. Провести классные часы, диспуты, круглые столы.

  1. Формирование гражданских позиций.

В работе над формированием гражданских позиций требуется мастерство и профессионализм. Важным моментом является  формирование у студентов позитивного отношения к миру частично сочетающего свободу личности и проявление социально-культурной нормы. Молодые люди, участники процесса  обучения и воспитания работая над вопросами студенческих конференций («Демократическое общество – истории и перспективы», «Хотят ли русские войны», «Национальная идея – нужна ли она России?», «Гражданин и гражданство – что это значит?» и др.), участвуя во всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории Россия – ХХ век»; готовясь к выступлению на классных часах («Человек и закон»; «Я – Человек»; «Солдат Отечества» и др.) прежде всего, обдумывают свою гражданскую позицию, свое отношение к событиям и людям, получают теоретическое и практическое понятие о патриотизме, правах, обязанностях гражданина. Особое значение в этом процессе играет участие в работе студенческих конференций. Ребята учатся практической работе в архивах музеев в работе с историческими документами, монографиями. Они приобретают навыки оформления научной работы. Приемы ораторского искусства, риторики раскрываются на практике выступления на конференциях. Вот неполный перечень технологических воспитательных навыков, которые получает  студент, вовлеченный в эту работу.

1.3.Формы и методы воспитательной работы.

Процесс воспитания сегодня все чаще рассматривается как  полноценное включение личности в широкий диалог с общечеловеческими ценностями, в ходе которого формируется и развивается способность человека понимать и уважать других членов общества, ценить нравственные принципы, иметь свои убеждения и понимание своего места и ответственности в жизни страны.

В создании  технологии гражданско – патриотического воспитания использовались в общие специальные педагогические воздействия: убеждение, личный пример поощрение. Общие формы воспитательных мероприятий – классные часы, диспуты, беседы, конференции. Разрабатывая технологию личностной ориентации, можно выделить следующие группы методов:

  1. Создание условий для свободы выбора в воспитательном процессе. Так студенты без принуждения, добровольно изъявляют желание участвовать в подготовке конференций, творческих работ, в проведении бесед и классных часов.
  2. Выбор тем классных часов, докладов, рефератов, литературы обусловлен интересом студента, а интерес должен подготовить и смоделировать преподаватель.
  3. Свобода выбора партнера при выполнении совместных заданий.
  4. Поисковая активность, исследовательский характер работ (найти в архиве музея г.Бийска информацию о боевом пути 232 ой стрелковой дивизии, сделать презентацию, отобрать наиболее интересные фотографии и т.д.) Эта работа думается и есть решение воспитательно – исследовательской  задачи во внеклассной работе.

Для осуществления в воспитании  гражданской ориентации необходимо преследовать цель организации воспитательного влияния на личность студента через систему отношений, которые  складываются во время занятий  исторического кружка, индивидуальных беседах, на классных часах. Преподаватель планирует, моделирует отношения студентов к различным явлениям окружающей  жизни, поэтому воспитательная   цель будет охватывать одновременно  целый ряд отношений, которые достаточно подвижны, т.е. это различные воспитательные цели: так в участии в конференции «Гражданин и гражданство – что это значит?» цели разнообразны. Это и воспитание понятий «патриотизм», «гражданственность», «патриот» и воспитание нравственных категорий как «честь имею», «во имя Родины» и т.д. Молодой человек смотрит на мир «от себя», поэтому отношение к самому себе должно проявляться в таких качествах как  гордость, скромность,  чувство собственного достоинства, ответственность, честность, любовь и уважение к Родине. Эти проблемы решаются через, проведение классных часов,  «Я- человек!», «Солдат  Отечества», где студенты размышляют над темой гражданственности, своего места в обществе, служения Родине, они прежде всего, должны быть убеждены сами, только тогда смогут убедить других.

1.4.Последовательность и дифференцированность познавательно –практической деятельности.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство на интуиции, технология на науке. С искусства  все начинается,  технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала»

(В.Б. Беспальный)

Самое прямое отношение это имеет к технологии воспитания, ибо это и наука и искусство. Познавательно – практическая работа по проблемам гражданско – патриотического воспитания должна быть  последовательной и дифференцированной.

Так на Iкурсе это в основном познавательная деятельность(знакомство, выбор тем занятий кружка, работа со старшекурсниками, какие – то задания, выполнение разовых поручений).

II. курс – метод  убеждения (участие в дискуссиях, диспутах: «Человек и закон» и т.д.)

III.курс – выработка жизненной позиции, умения самими студентами подготовить выступление на конференциях, выступить, отстоять свое мнение «Убеждения нельзя купить в мелочной лавочке», - писал В.Г. Белинский. Но если оно сформировано и на его формирование затрачены личные волевые усилия, то создается мировоззренческая позиция личности, т.е. умение убедить в своих взглядах других.

IV. курс – системно – синтерический подход основным проблемам гражданско –патриотического воспитания. Это синтез всех  форм и видов воспитания.

Молодой человек, заканчивающий техникум – это убежденный, умеющий отстаивать свою точку зрения специалист, понимающий понятие «патриотизм»  не только теоретически, но способный практически защитить свою Родину и гражданские права.

В воспитательном процессе по гражданско – патриотическому  воспитанию можно  выделить два направления работы:

1. Формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма на примере жизни великих людей  России.

2. Воспитание на примерах беззаветного героизма и самопожертвования в эпоху великих потрясений, каким была  Великая Отечественная  война, воспитание умения быть гражданином и выполнить гражданский  долг в экстремальных ситуациях, когда убеждения становятся выше стремления к жизненному спокойствию и иногда и к самой жизни.

Приближаясь к истории страны, мы проводили работу по поиску  и исследованию участия наших земляков в Великой Отечественной войне (фронтовой путь Бийской 232 стрелковой дивизии, выпускника техникума А.Т. Немтинова), а также в локальных войнах. Проведение вахт памяти, классных  часов, посвященных выпускнику техникума, участнику войны в Афганистане К. Мохову, встречи с  его  классным руководителем, людьми, знавшими его все это воспитывает у молодежи чувство справедливости, любви к Родине и в то же время вызывает чувство горечи за то, что молодежь, наши граждане, являются иногда заложниками политических игр.

1.5.Работа классного руководителя по гражданско – патриотическому воспитанию.

Работа классного руководителя достаточно многогранна, включает в себя многие аспекты воспитания, но одним из главных  является гражданско – патриотическое воспитание. И это связано с гражданско – патриотическими проявлениями личности – её отношения к обществу, Родине, труду, другим, людям. Анализируя опыт работы (более 30 лет) классного руководства, можно сделать вывод: чтобы не объяснял и не проводил в группе классный руководитель должно быть, прежде всего, небезразлично ему, он должен верить в то, что говорит. Если не будет убежденности, то не будет результата. Поэтому и формы воспитательной работы должны соответствовать  целям, поставленным классным руководителям. В зависимости от того как организованы участники воспитания, можно выделить следующие формы: массовые (коллективные): (общетехникумовский вечер «День Защитника Отечества», «Торжественное собрание и концерт в честь 65ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне», конференции «Хотят ли русские войны?», «65я годовщина Великой Победы» и др), групповые: (классные часы «Г.К. Жуков», «Он вчера не вернулся из боя..», «Войну мы порой называли работой», «Долг и честь мужчины», диспуты («Человек и закон»), индивидуальные: (беседы)

Можно классифицировать формы гражданско – патриотического воспитания  иначе (согласно Л.И. Маленковой):

  • простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включения воспитанников и самые многочисленные отношения);
  • кратковременные и длительные;
  • групповые (от двух участников и более), коллективные(группа, кружок), общетехникумовские, краевые, республиканские, (участие в Российском конкурсе исследовательских работ  старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век);
  • традиционные (вошедшие в практику работы техникума, классных руководителей, преподавателей);
  • спонтанно – возникающие в ходе воспитательного процесса             (стихийно возникшая дискуссия по вопросу службы в РА) и  специально организованные, спланированные (решение ситуационных задач на классном часе «Человек и закон»);
  • регулярные (внесенные в план воспитательной работы классные часы, беседы с группой) и эпизодические (ситуативные, проводимые классным руководителем, исходя из задач воспитания).

Отдельно можно выделить группу нетрадиционных форм  воспитания:

  • круглый стол с острыми углами (н-р на тему «Я - Человек!»);
  • диспуты и дискуссии;
  • открытый микрофон;
  • политические дебаты.

Все это позволяет классному руководителю  постоянно воздействовать на процесс становления социально зрелой личности, делает работу классного руководителя интересной и целенаправленной.

Сколько бы мы не говорили о современном кризисе воспитания, не стоит забывать, что общество – это совокупность личностей, в данном случае личности молодого человека и наш долг помочь ему в становлении человека – гражданина.

 

Заключение.

Каждая деятельность, а особенно  деятельность педагога, предполагает результат работы. Оценивать итоги работы педагога, очень сложно, но можно сделать некоторые выводы. Я думаю, что оценкой работы является зрелость мышления и неискренность молодого человека в своем убеждении и деятельности. В этом плане является показательным проведенный классный час «Он вчера не вернулся  из боя». Конечно, это лишь звено в цепи патриотического воспитания студентов.  Характерной  является реакция на содержание классного часа – глубокий интерес и задумчивость, какая – то взрослая серьезность. Может быть, кто – то из студентов примерил эту судьбу солдата на себя («А смог бы я?») После завершения классного часа интерес ребят не пропал. Классный час проходил в музее техникума и многие остались и внимательно изучали стенд, посвященный С. Мохову. Как – то вдруг все разом повзрослели, издалека прикоснувшись к истории алтайского парня, погибшего в 21 год. Этим ребятам совсем скоро тоже идти служить в армию. Как и многим другим выпускникам, которые приходят в техникум, когда приезжают в отпуск или просто пишут письма. В процессе гражданско – патриотического воспитания студенты приближаются к таким понятиям, как солдатский долг; «Служу Отечеству», «Патриотизм», «Родина» и др. И хочется верить, что многие из них будут достойными гражданами своей страны; осознанно понимающими свой долг по отношению к Родине и человеку. Почему мы занимаемся этими проблемами? Прежде всего, нам не безразлична наша судьба и судьба нашей страны. Только люди, активно участвующие в делах общества и государства, граждане и патриоты – способны понимать историческую необходимость, подчинять свои личные интересы интересам страны, верно, служить ей и защищать её свободу и независимость.

«Мы клянемся любить свою землю и людей, чьим трудом мы живем, знаем мы, знаем жизни мы цену и на смену героям придем!»

 

Литература.

  1. М.И. Ерецкий Совершенствуя обучение в техникуме – М; высшая школа,1997г.
  2. Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии в средних специальных учебных заведениях – М; Министерство 2001г.
  3. А.Ф. Щепотин, М.А. Чекулаев Комплексное учебное – методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М; ИПР СПО 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  учебной дисциплины  ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...

Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы

Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по МДК 01.03 Разработка мобильных приложений.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по «МДК 01.03 Разработка мобильных приложений» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стан...