Классный час посвященный памяти воинов погибших в Чечне
классный час на тему

Павлова Вера Геннадьевна

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания - развитие уважительного отношения к участникам Чеченской войны, гордости за их подвиги, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, воспитание патриотических чувств студентов и способствование формированию у молодёжи готовности к защите Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_oni_zhivy_pamyatyu_nashey.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ  СПО  «Жердевский  колледж сахарной промышленности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ «ОНИ ЖИВЫ ПАМЯТЬЮ НАШЕЙ…»

Подготовила: В.Г.Павлова, преподаватель экономических дисциплин

2012

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания - развитие уважительного отношения к участникам Чеченской войны, гордости за их подвиги, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, воспитание патриотических чувств студентов и способствование формированию у молодёжи готовности к защите Родины. Проведение классного часа на тему Чеченской войны формирует патриотические чувства и нравственные качества личности.

Методическая разработка составлена преподавателем ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности» В.Г. Павловой

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………4

Подготовительный этап…………………………………………………………………...5

План мероприятия…………………………………………………………………………6

Сценарий проведения……………………………………………………………………...7

Заключение………………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………………….15

Приложения

Введение

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого классного часа на тему «Они живы памятью нашей…». Данный классный час проводится ко дню памяти воинов-тамбовчан, погибших при исполнении воинского долга и служебных обязанностей в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Цель методической разработки - развитие уважительного отношения к участникам Чеченской войны, гордости за их подвиги, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, воспитание патриотических чувств студентов и способствование формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить  его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На  личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план мероприятия, сценарий проведения, заключение.

В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации классного часа, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения классного часа.

План занятия отражает цели классного часа, его вид, определяет роль мероприятия, место и время его проведения, оформление.

Сценарий проведения мероприятия подробно описывает ход мероприятия, последовательность этапов, участников каждого из них, применяемые литературные и музыкальные средства оформления, речь классного руководителя.

В заключении подводятся итоги проведенного классного часа.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому классному часу на тему «Они живы памятью нашей…» состоит из следующих этапов:

  1. Планирование классным руководителем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе были подробно разработаны элементы занятия.
  2.  Подбор материала к классному часу. Классный руководитель вместе со студентами изучил соответствующую литературу по теме в библиотеке ЖКСП, ЦРБ г. Жердевки, производился поиск нужной информации в Internet, были изучены методические рекомендации по организации классных часов.
  3. Возложение студентами цветов к мемориалу погибшим воинам в Чечне и Афганистане.
  4. Подбор стихотворений, иллюстративного материала, музыкального сопровождения. Были использованы Internet - ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия, затем слайды скомпонованы в единую презентацию. Подбор стихотворений, музыкального сопровождения осуществлялся самими студентами.
  5. Оформление кабинета.

План мероприятия

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Цели:

1) познакомить студентов с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) формировать представление студентов о гражданском долге, мужестве, героизме;

3) развить уважительное отношение к участникам Чеченской войны, к их подвигам, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) воспитание патриотических чувств студентов;

4) воспитание гордости у студентов за своих земляков;

4) способствование формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Вид мероприятия: классный час.

Социальная роль: нравственная, патриотическая.

Место проведения: 26 аудитория.

Время проведения: 45 минут.

Оформление и оборудование: ПК, проектор, экран.

Участники: студенты группы 2К9.

Сценарий классного часа ОНИ ЖИВЫ ПАМЯТЬЮ НАШЕЙ…

Демонстрация слайдов (Приложение 1)

Учитель. 26 ноября – скорбный день – День памяти воинов-тамбовчан, погибших при исполнении воинского долга и служебных обязанностей в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Слайд №2

Наш классный час посвящен памяти наших земляков, погибших в Чечне.

Ученик 1:

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

И хоть кто-то расскажет о нас.

Учитель. Мы с вами родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать также легко как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да по рассказам фронтовиков.

Слайд №3

Война - явление жестокое и страшное. Говорят, что всякая война бессмысленна, но нет бессмысленных поступков на ней, и  каждый сам выбирает линию поведения в суровый час испытаний. Поэтому, личное мужество на лишённой смысла войне - это всё-таки мужество.

Ученик 2:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

Слайд №4

Ученик 3: Историческая справка.

Северный Кавказ – регион, который включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чечню, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовскую область.

Отношения Северного Кавказа и России  складывались непросто. Они уходят своими корнями еще во времена Киевской Руси. Но особенно они обострились после распада СССР в 1991 году. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава РФ. В 1992 году был учрежден пост президента. Все эти акты не были признаны Российской Федерацией. Политика режима Д.Дудаева привела  к острому кризису в Чечне.

Слайд №5

10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены  вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке Грозный. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к  полномасштабным военным действиям. В конце декабря начался штурм  чеченской республики, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 года федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни. В поле боя превратилась практически вся территория республики.

Ученик 4:

Гражданская война,

Разбитые дороги.

Рванула тишина,

И не дождутся многих.

Регулярно армия несла большие потери, а применение  тяжелых видов оружия приводило к многочисленным жертвам среди местного населения.

Все это сопровождалось массовым захватом заложников группами чеченских террористов.

Затянувшаяся и бесперспективная война поглощала огромные средства.

Она затянулась на долгие годы. Эту войну можно разделить на 2 периода:

Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.

Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон и обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат и несколько тысяч не вернулось.

Слайд №6

Учитель. Участников боевых действий на Тамбовской земле насчитывается 6,5 тысяч. 126 жителей Жердевского района участвовало в боевых действиях, из них 4 человек – погибли. Это Арсентьев Сергей из села Туголуково, Фролов Сергей из села Новорусаново и двое выпускников школы №2 г. Жердевки: Маленьких Андрей, Савин Александр. Эти имена теперь увековечены на камне рядом с гранитными списками земляков–жердевцев, погибших в годы ВОВ. Смерть этих ребят – это горе не только родных, это касается всех нас. Мужественно и стойко выполнили они свой воинский долг.

Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Со смехом и шутками ходили на призыв в военкомат. Многие из них уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую,  до обидного короткую жизнь, они заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти.

Слайд№7

Готовясь к этому классному часу, наша группа побывала у мемориала, ребята возложили цветы к мемориалу погибшим воинам в Чечне и Афганистане, на котором начертаны слова: «Живым помнить – павшим  слава».

Видеоролик с возложением цветов (Приложение 2)

Слайд №8

Ученик 5.

Посвящается двадцатилетним,
Прожившим так мало,
Повидавшим так много.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам 20 лет.

Слайд №9

Ученик 6. Лейтенант Савин Александр Владимирович. Родился в семье военнослужащего в 1977 году. Окончил среднюю школу №2, затем  Рязанское училище связи с отличием. Служил в Таманской дивизии. С июля 1999г командирован на территорию Северокавказского региона. 19 декабря того же года погиб при исполнении служебных обязанностей в районе боевых действий.

«Я, конечно, вернусь, - не пройдет и полгода…» - пел В.Высоцкий. И действительно, менее 6 месяцев оставалось Александру до трагического завершения  короткой жизни, наполненной мечтами о будущем своей семьи. Подробности его гибели неизвестны. Официально местом его пребывания был Моздок. Командировка проходила там, где шли бои. Он был связист. Связь – дело тонкое – она нужна и в открытом бою, и тогда когда радиоволны доносят  нечто, не предназначенное для чужих ушей. Лейтенант Савин награжден медалью «За отвагу», которая ценится превыше  других отличий, ибо по статусу своему вручается только за личный героизм. Указом Президента РФ Александр Савин награжден орденом Мужества посмертно.

Ученик 7:

Мужество – это не мода.

Скорая, быстротечная.

Мужество – суть мужчины

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Слайд №10

Ученик 8. Арсентьев Сергей Сергеевич родился в селе Туголуково Жердевского района 3 февраля 1981 года, закончил Туголуковскую школу, получил специальность водителя в Жердевской школе  РОСТО.  В мае 1999 года был призван в ряды вооруженных сил РФ. Служил в мотострелковой роте. 24 февраля в составе группы, вступившей в бой с превосходящими силами противника – боевиками – получил смертельное ранение. Награжден Орденом Мужества. В школе, где учился Сергей, установлен стенд, где расположены его фотографии. На всех снимках широко раскрытые глаза. Сергей был человеком с чистой совестью и добрым сердцем. Так говорят о нем одноклассники. Ещё в 6 классе в сочинении он написал: «…люблю ухаживать за животными, не люблю, когда плачут матери, даже чужие…».

Ученик 9:

Мама, мама! Милая, родная,

Посмотри: я здесь теперь, вверху,

На тебя гляжу сейчас из рая,

Но обнять тебя, как прежде, не могу.

Ты не плачь, не мучайся, родная,

Стал небом, лепестком, ручьем.

Я с тобой. Тебя я обнимаю

Нежным солнечным лучом!

Сергей Арсентьев прожил 19 лет. Подрастают в Туголуковской школе новые мальчишки и девчонки. Проходя мимо его портрета, сами того не подозревая они учатся у погибшего воина чувствовать ответственность за порученное дело, любить Родину.

Слайд №11

Ученик 10:

На обелисках тот же белый снег

Он чист и светел – память вам такая.

Горячей юности война сломала след,

Вам выпала, видать, судьба иная.

С трибун высоких звездные чины

Нам говорили: «Мы ребята с вами…»

А вот Андрей, он не пришел с Чечни.

А что сказать сегодня маме…

Такие строки А. Костяев посвятил Андрею Маленьких. Его семья первой среди жердевцев  приняла страшный груз-200 (цинковый гроб) из Чеченской республики. Андрей Николаевич Маленьких родился в городе Жердевка 12 мая 1976 года. Окончил среднюю школу, обучался на водителя в Жердевкской школе РОСТО. 27 июня 1994 года был призван в ряды Российской армии. Прошел подготовку на гранатометчика,  служил в батальоне оперативного назначения ДОН. 17 января 1995 года  находился в составе подразделения, охранявшего колонну с гуманитарной помощью. На окраине одного из населенных пунктов, они попали под обстрел боевиков. Андрей был смертельно ранен. Похоронен на кладбище в селе Сукмановка. Андрей Николаевич Маленьких посмертно награжден Орденом Мужества.

Ученик 11. «…Знаешь, мама, здесь очень хорошо. Светит солнце, под горой стоит туман, всё нормально. Мама, здесь не страшно – просто здесь идет война…» - это строки из письма Андрея Маленьких, датированного 30 декабря 1994 года. Его мама, Татьяна Ивановна, говорит о нем, что была в нем какая-то струнка, что он редко плакал, умел терпеть сильную боль.

В трудовых делах он был первый. У этого почти двухметрового парня, несмотря на фамилию, ребята и девчата искали защиты и опоры. Как говорит Татьяна Ивановна, в армию Андрей бежал. Сам попросился в части особого назначения МВД.  Майор Сергей Алексеевич Панин, который приезжая в Жердевку, сказал, что Андрей никогда не отлынивал от службы, сложные задания брал на себя. На принятии присяги представители командования говорили о том, что солдаты спецназа обязательно пройдут «горячие точки».

Андрей был третьим в полку, кто остался исполнять свой воинский долг в экстремальной ситуации навечно.

Слайд №12

Ученик 12:

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил.
Получал и пятерки и двойки,
Но я школу свою любил.
Не спешите, постойте, ребята,
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: “Какой был веселый!”
И какой еще молодой.
Подождите, девчонки смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось лишь 18,
А меня уже нет, просто нет.
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне.
Я зимой не вернулся из боя.
Я убит на чеченской войне.

Ученик 13. Фролов Сергей Викторович переехал из Воронежской области в село Новорусаново Жердевского района. Окончил 8 классов Новорусановской школы, обучался в школе РОСТО. Работал в СХПК им. Калинина. 20 мая 1999 г  был призван в армию. 16 января 2000г Сергей в составе взвода участвовал в уличном бою в Грозном. Их боевая тройка оказалась отрезанной от остальных. Прикрывая отход товарищей Сергей, несмотря на ранение, вел огонь по боевикам до последней минуты жизни. Увидев, что его товарищи смогли уйти из под обстрела, он начал отходить сам. При выходе из-под огня рядовой Фролов получил смертельное ранение. Сергей Викторович Фролов награжден посмертно орденом Мужества.

 По словам директора Новорусановской школы Юлии Ивановны Колосковой, Сергей учился хорошо, был постоянным участником внутришкольных и районных спортивных соревнований. Односельчане помнят Сергея тихим, отзывчивым, улыбчивым парнем.

Сейчас мама Сергея, Валентина Викторовна вспоминает, какие слова говорила сыну перед отправкой в армию: « Не лезь вперед, будь как все». А Сергей ей ответил на это: « Если не я, то значит кто-то другой».

Рядовой Фролов Сергей Викторович ценой собственной жизни спас своих товарищей, до последней минуты своей жизни оставаясь верным защитником Отечества. На примере его героизма и мужества будет воспитываться новое поколение солдат, его имя вписано золотыми буквами в историю полка.

Слайд №13

Ученик 14:

Над страною камней -

Вертолет без огней

Пролетит наступающей ночи темней,

Где-то вспышка блеснет, пуля ветку хлестнет

И опять мертвым сном

Все пространство уснет…

Сколько юных солдат, сколько траурных дат.

Есть дорога вперед, нет дороги назад

Только пуля в висок

Только тело в песок

По могилам чужим и

Родным марш бросок.

        

Ученик 15:

Но спросите у нас, вы спросите.

Что мы думаем в этот миг.

В миг, когда ещё выжить пытаемся,

Замерзая в кровавом снегу.

И с последней гранатой взрываемся,

Чтобы живым не достаться врагу.

И сияет в глазах поблеклых

Отголоском счастливых снов

Небо синее, словно в окнах

Деревенских российских домов,

И поверьте, словам вы поверьте,

Нашим мыслям в последнем бою

Говорят мне, что до смерти

Вспоминаешь всю жизнь свою.

Руки матери, запах хлеба,

Скрип калитки в ночной тишине,

Голубое российское небо

В небольшом деревенском окне,

Голубые снега России.

Разве есть что-нибудь родней,

Разве есть что-нибудь красивей,

Разве есть что-нибудь милей?

Учитель. Мы склоняем головы перед светлой памятью сыновей земли Тамбовской, которые отдали свои жизни, защищая единство нашего государства и нерушимость его границ. Подвиг воинов в горах Северного Кавказа навсегда останется в истории Тамбовщины и всей России, память о них мы будем хранить так же свято, как и память о героях Великой Отечественной Войны.

Война – Война

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин.

Друзья мои, всех убиенных в воинах

Припомним и минуту помолчим…

Объявляется минута молчания.

Слайд №14

Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так пусть же обо всех погибших горят свечи.

Зажигается свеча

Видеоролик «Зажгите свечи» (Приложение 3)

Пройдут года. Многое со временем, конечно забудется. Затянутся раны. Но эта война, как и все другие,  останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Давайте мы с вами никогда не забудем этих мужественных людей, жизнь которых - подвиг. Вечная слава и добрая память о них живет в нашем городе, в сердцах родных и близких.

Слайд №15.
                                         
Помните, через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,

Пожалуйста, помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Заключение

Организация и проведение классных часов на тему военно-патриотического воспитания играет большую роль в воспитании современной молодежи. Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-партиотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую деятельность.

В процессе подготовки материала к  проведению классного часа студенты самостоятельно изучают биографию героев-земляков, погибших на Чеченской войне, знакомятся с героическими и трагическими страницами их жизни, возлагают цветы к мемориалу погибшим воинам. Тем самым у молодежи вырабатывается чувство гордости за своих земляков, уважения к их мужеству,  формируется представление о гражданском долге, героизме и мужестве, воспитываются патриотические чувства, а также осознается необходимость увековечения памяти павших героев.

Список литературы

  1. Дереклеева Н.И., Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя: Новое издание. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУЗах /Подг к изданию Г.П.Смирновой, Г.Н.Шеварухиной. – Учебно-методический центр СПО Минсельхоза РФ, 2010.
  3. Журнал Воспитание школьников; О патриотизме и воспитании патриота: №1,2 2011г
  4. Никитенко Е. Классный час: «Человек. Личность. Гражданин», Воспитание школьников, №8 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения мероприятия, посвященного памяти Д.Д. Погодина

Мероприятие было подготовлено и проведено с целью расширения кругозора учащихся и познании ими известных людей города и района....

внеклассное пероприятие "Митинг-реквием, посвященный памяти жертв депортации калмыцкого народа "

Данное внеклассное мероприятие  проводится ежегодно для студентов, преподавателей педагогического колледжа.  Основная цели  проведения митинга-реквиема - это  воспитание ...

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФЕ ТУ-154 25.12.2016г.»

СЦЕНАРИЙОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФЕ ТУ-154  25.12.2016г.»...

Методическая разработка классного часа - День памяти воинов-интернационалистов

Цель проведения классного часа – формирование нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.Классный час «...

Линейка, посвященная памяти погибшим, детям и взрослым, во время террористического акта в городе Беслан республики Северная Осетия.

То, что произошло с 1 по 3 сентября, не поддаётся ни какому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом шагу. Именно в этот день, 3 сентября, в 13 часов 5 минут в бе...

Методическая разработка семинара для проведения акции «Вспомним всех поименно», посвященная воинам погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Основная цель методической разработки заключается в сплочении коллектива студентов, приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине.В ...