Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
методическая разработка по теме

Ежак Ольга Ивановна

Участие во Всероссийской  научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ежак О.И. преподаватель                                                                                       детская школа искусств

п. Хулимсунт,  Берёзовский район ХМАО-ЮГРА,  Россия

                                                                                                               

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ  МОТИВАЦИЯ К УЧЁБЕ  И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

                                  «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

.                                 Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

                                        В.А. Сухомлинский               

          В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.                                        

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать творчески  одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа искусств. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Особая роль уделяется педагогу и его внутренней перестройке, связанной, прежде всего, с изменением творческого профессионального мышления в условиях модернизации системы образования, реализации изменений в Законе РФ «Об образовании» в части дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства.

          Кто же они  -         способные, одаренные, талантливые дети?

Для того чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.

I. Способности — «…индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

   Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам.

II. Одаренный ребенок –  это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.      

Категорию детей, которые достигли успехов в каких- либо областях деятельности (одаренные юные музыканты, художники, певцы, математики, спортсмены),  называют  талантливыми.

III. Талантливый ребенок – Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

    Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится ребёнок. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.   Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Доктор психологических наук Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
-  эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер,      настроение музыкального произведения;

-  способность к переживанию в форме музыкальных образов;

-  способность к творческому восприятию музыки;

-  музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

-   исполнительские навыки –  игра на инструменте

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

         С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие  дети, чтобы научиться играть на инструменте! В основном, это дети, которые любят петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога - на основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух, чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте,  умению ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы,  способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка. Занятия, которые проводятся в увлекательной форме детского музицирования, вызывают у детей живой эмоциональный отклик.

Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально, заинтересовывая юного музыканта. Проводить так, чтобы ребёнок ждал, считая дни, следующего урока. На этих занятиях нужно проводить параллельно сразу несколько  методов работы: и прочтение музыкальных сказок,  и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате которого происходит развитие   музыкально-образного мышления  и интереса  ребёнка к музыке.

Одним из прогрессивных методов работы с учащимися является игровой метод. С его помощью можно сделать обучение ещё более увлекательным Игра на уроках музыки в школе — одна из форм творческого самовыражения ребёнка.

 Музыкальная игра должна быть представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением,  игра-упражнение, дидактическая игра. Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить детей с нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью шарад, где нота прячется в слове.

Дети любят  музыкальную сказку, в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор (грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан), где живут ноты: красного цвета- до, оранжевого - ре, жёлтого - ми. Нота фа - зелёного, соль - голубого, ля - синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации, длительности  пауз, фермату и т. д.

Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.

Прекрасно  развивает чувство ритма и внимание решение ритмических примеров, прохлопывание  ритмических  рисунков различных слов, для развития двигательной активности  пальцев - «проговаривание»  разными  пальчиками различных слов и  стихов.                    

 На развитие чувства ритма, внимания и памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т. д.) Здесь надо обратить внимание на то, что  ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге произносится с большей длительностью. При работе с ритмом увлекательная игра получается, применяя  ритм-группу и стили синтезатора.

    Очень хорошо формирует мышление и слух  сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а затем закреплять на музыкальном материале.  Например: Кошка и котята. Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым материалом закончены, их очень легко  проводить на музыкальном материале, используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и ADAGIO), характеры (GRAVE и LEGGERO), прослушивание и анализ музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения и  грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.

Творчески развивают детей и делают интересным процесс обучения транспонирование, музицирование, подбор аккомпанемента, сочинение музыки. К творческим заданиям можно отнести загадывание кроссвордов на музыкальные темы, игры-загадки на проверку знаний музыкальных обозначений и нот

         Кроме того, я применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования, т.е.  помогают работе с одаренными детьми. На помощь приходит  электронные пособия и цифровые образовательные ресурсы: музыкальные обучающие и развивающие компьютерные игры, тренажёры и системы музыкального обучения для освоения   музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся  ДМШ, ДШИ:

«Музыкальный класс» - Система музыкального обучения для детей младшего школьного возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр.

 http://nnm.ru/blogs/Anechka_2008/muzykalnyy_klass/

         «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта" - игры,                                                                                               викторины, сказочные приключения и музыкальная  энциклопедия.    

                         Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

 Говоря в целом о работе с одаренными детьми в школе, хочется отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными:

       1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и  главное - не подавить в ребенке его индивидуальность;

      2. считаю необходимым постоянно повышать уровень  профессионального мастерства, чтобы психологически  быть готовой работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя;

      3. метод  педагогической диагностики считаю важным при работе с одаренными детьми: постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого обучающегося с целью своевременной помощи и развития способностей;  

      4. процесс обучения  одаренных детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.

         К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.

Заключение

Однажды моя учительница по литературе сказала, что талантливые дети - это дети, которых в утробе поцеловал Господь, они крестники Его. Теорема это или аксиома - неизвестно. В это верили наши предки. И присматриваясь внимательно к одарённым детям, начинаешь действительно верить народной мудрости. А чтобы воспитать в ребёнке творчество, надо самому быть творческой личностью. И если учесть, что "яблоко от яблоньки не далеко падает", то надо просто вздохнуть, распрямить плечи и стать самим собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.
  2. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова - М.,1997.
  3. Лободина, С.В. Как развить способности ребёнка. — СПб: Питер Паблишинг, 2000.
  4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

II Всероссийская научно-практическая конференция "Основные аспекты охраны репродуктивного здоровья подростков"

В сборнике  мною написана статья на тему: "Проблемы репродуктивного здоровья подростков:опыт здоровьясбережения обучающихся" (с.34)...

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации  ...

Место и роль молодежи в инновационном развитии транспортной отрасли : VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов, Курск 2016 г.

Завьялова С.В., Едоков И., Соснин В., Харчевников А. Перспективы развития пригородного железнодорожного собщения по направлению Нижний Новгород - Котельнич / Место и роль молодежи в инновационном разв...

Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)

Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА  им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...

Инновационное развитие железнодорожного транспорта. Международная научно-практическая конференция / Материалы II Международной научно-практической конференции. г. Томск, 26 февраля, 2021.

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Автоматизация и развитие ОАО "РЖД". С. 44-47Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Любым процессом нужно управлять. С. 238-243Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Моя история о...

XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием

Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...