Программа по изобразительной деятельности "Мир прекрасен"
классный час по теме

Агафонова Галина Сергевна

Помочь детям раскрыть красоту окружающего мира, приобщиться к истокам русской народной культуры и почувствовать себя частью и носителем этой культуры, развить свои творческие способности, осознавая собственную значимость и исключительность, заглянуть в мир искусства, развить интерес к изобразительной деятельности и призвана эта программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_prekrasen.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

По изобразительной деятельности

«МИР ПРЕКРАСЕН»

Разработана  воспитателем

Агафоновой Г.С.

Обоснование актуальности программы.

      Известно, что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.

         Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

          В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности, к искусству. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

         Педагоги и психологи считают, что в процессе рисования у детей развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

       Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное

эмоциональное состояние.

   

           Школьники имеют поверхностное представление об искусстве, видах и жанрах живописи, изобразительных средствах, о народном декоративно-прикладном творчестве. Им трудно видеть прекрасное в окружающем мире, осознавать себя как часть русской культуры.

Помочь детям раскрыть красоту окружающего мира, приобщиться к истокам русской народной культуры и почувствовать себя частью и носителем этой культуры, развить свои творческие способности, осознавая собственную значимость и исключительность, заглянуть в мир искусства, развить интерес к изобразительной деятельности и призвана эта программа.

            Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовку ребенка к жизни в обществе.

Принцип построения программы.

Программа состоит из четырех блоков.

Первый блок вводный: «С чего все начиналось?» Он состоит из трёх занятий, на которых знакомит детей с историей рисунка, основными понятиями живописи, изобразительными средствами и правилами работы с ними.

          Второй блок: «Мир вокруг нас» тематически знакомит детей с окружающим миром, развивает и совершенствует изобразительные навыки детей, формирует умение изображать предметы и явления разными способами, используя разнообразные изобразительные средства, нетрадиционные приемы рисования, добиваясь наибольшей выразительности рисунка.

Блок содержит 9 занятий. Цикл из первых пяти занятий сменный – меняется в зависимости от времени года. Каждый цикл

завершается обобщающим занятием, на котором подводится итог темы, закрепление полученных знаний, совершенствование и развитие приобретенных умений и навыков.

Третий блок: «Россия – Родина моя» знакомит детей с русской культурой, способствует приобщению к её истокам и традициям. Одно занятие посвящено устному народному творчеству (сказки, потешки, песни); шесть занятий - народному декоративно-прикладному искусству. На них дети знакомятся с дымковской, (дополнительно с филимоновской), хохломской, гжельской, полх-майданской, росписью, формируют навыки декоративного рисования.

      Четвёртый заключительный блок открывает детям дверь в мир искусства. Он знакомит детей с произведениями великих художников, учит видеть и понимать прекрасное рядом и носит название «Отведи меня в музей». Блок состоит из трёх занятий. На последнем занятии подводится итог курса – дети создают свою картинную галерею, применяя полученные знания основных

понятий и жанров живописи, используя приобретённые умения и навыки.

Всего программа включает в себя 21 занятие. Обобщение и закрепление полученных знаний и умений проводится на игровых обобщающих занятиях в конце каждой темы или блока. В заключение курса – итоговое занятие.

     Закреплению приобретённых умений и навыков, а так же развитию интереса к изодеятельности и творческих способностей, применению на практике полученных знаний способствуют тематические досуговые мероприятия, которые целесообразно

проводить после каждого цикла занятий, объединённых одной темой, так например, «Дары осени», «Путешествие в осенний лес», «Весёлая

ярмарка», «Где живёт перо Жар-птицы?», «Путешествие в Городец», «Экскурсия в Третьяковскую галерею» и другие.

Цель программы: приобщение ребёнка к социальной культуре и коррекция психического и физического развития ребёнка средствами изобразительного искусства.

         Задачи:

- знакомство детей с видами, жанрами и мастерами живописи, народным декоративно-прикладным искусством;

- формирование навыков изобразительной деятельности;

- развитие моторики руки ребёнка, формирование ручной умелости, коррекция зрительно-пространственной ориентировки;

- стабилизация эмоционального состояния, воспитание эстетического вкуса, терпения и усидчивости;

- развитие воображения и творческих способностей.

        формы и методы работы:

 интегрированные циклы занятий, комплексные и игровые занятия, дидактические и подвижные игры, выставки детских работ, экскурсии, беседы, занятия-путешествия, развлечения, праздники, использование нетрадиционных техник рисования и др.

 Ожидаемые результаты:

- умение различать основные жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, отличать картину как вид живописи, знание названий 2 - 3 картин В.Васнецова, узнавание картин И.Шишкина, И.Айвазовского;

- умение различать дымковскую, филимоновскую, гжельскую роспись, использовать их элементы в декоративном рисовании;

- умение правильно компоновать рисунок, ориентироваться на листе бумаги;

- знание основных цветов, их оттенков, самостоятельное их использование в рисунке;

- развитие изобразительных навыков, совершенствование техники рисования, использование различных изобразительных средств для придания выразительности рисунку;

- развитие интереса к изобразительной деятельности.                                                   


 

Перспективный план занятий по программе «В мире прекрасного»

1 блок: «С чего всё начиналось?»

Тема занятия

 

Коррекционная цель занятия

1

Рисунки в пещерах

(зарождение искусства)

знакомить детей с историей возникновения и развития рисунка, с изобразительными средствами. Рисование: фантазия на тему ладони -  развивать воображение.

2

В мастерской художника

знакомить детей с изобразительными средствами и правилами работы с ними, с понятиями: композиция, светотень, портрет, пейзаж, натюрморт.

3

В гости к радуге

Знакомить детей с понятиями: колорит, тёплые, холодные, контрастные цвета, основные и составные цвета, закреплять знание цветового спектра.

2 блок: «Мир вокруг нас»

4

Тема: «Овощи» Занятие:

Чипполино и его друзья

формировать у детей умение рисовать овощи по образцу.

5

Тема: «Фрукты»

Занятие: Фруктовый натюрморт

формировать понятие о натюрморте, умение рисовать с натуры яблоко и грушу.

6

Тема: «Ягоды»

Занятие: Рябинка

сочетать традиционные способы рисования (рисование кистью ветки рябины, примакиванием - листьев) и нетрадиционные (пальчиком ягоды)

7

Тема: «Грибы»

Занятие: В лес по грибы

формировать умение рисовать грибы по образцу и по замыслу, знакомить с техникой рисования сангиной.

8

Обобщение темы «Осень»

Занятие: О чём печалится осень?

развивать умение передавать в рисунке картину осеннего пейзажа, отображать сезонные изменения в природе, связанные с приходом осени.

9

Тема: «Домашние животные»

Занятие: Мой котёнок

формировать умение задумывать образ котёнка и рисовать его способом тычка.

10

Тема: «Птицы»

Занятие: Цыплёнок

упражнять детей в нанесении круговой штриховки карандашом, учить рисовать таким способом цыплёнка, сочетать различные виды штриховки.

11

Тема: «Рыбы»

Занятие: Путешествие в подводный мир

закреплять у детей умение рисовать образы морских животных по памяти, используя различные изобразительные средства, соблюдать правила композиции рисунка.

12

Обобщение темы «Животные»

Занятие: Планета – наш общий дом (по мотивам книги «Маленький принц»)

формировать умение подчиняться общему замыслу, создавать коллективную работу – населить свою маленькую планету (свой дом) разными животными.

3 блок: «Россия – Родина моя!»

13

Устное народное творчество

формировать умение различать произведения устного народного творчества, знакомить детей с художником-иллюстратором Ю.Васнецовым, вызвать желание нарисовать иллюстрацию к любимой сказке (песенке, потешке), совершенствовать изобразительные навыки.

14

Дымковская игрушка

расписать дымковскую игрушку характерным узором, развивать фантазию при создании своего узора.

15

Бело-синее чудо

формировать навыки гжельской росписи, представление о её отличительных особенностях.

16

Полх-майданская матрёшка

расписать матрёшку полх-майданской росписью.

17

Золотая хохлома

показать детям отличительные особенности хохломской росписи, формировать навыки самостоятельного её выполнения.

18

Обобщение темы «Народное декоративно-прикладное искусство»

Занятие: весёлая ярмарка

обобщить имеющиеся у детей знания о народном декоративно-прикладном искусстве, закреплять умение по элементам росписи определять её название, приобщать к народным традициям.

4 блок: «Отведи меня в музей»

19

Художники пейзажисты И.Шишкин и И.Айвазовский

закреплять знания детей о пейзаже, знакомить с творчеством И.Шишкина на примере картин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком» и других; познакомить с картинами И.Айвазовского «Девятый вал», «Бриг».

20

Сказочный мир (Знакомство с картинами В.Васнецова)

знакомить детей с творчеством В,Васнецова, катинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич и Серый Волк», учить различать быль и сказку.

21

Итоговое занятие: Создание картинной галереи

побуждать детей создать свою картину, используя знания композиции, колорита, основных жанров живописи, стремиться к наибольшей выразительности рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изобразительному искусству

Программа по изобразительному искусству для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 1-4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет изобразительное искусство.Програм...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

сценарий праздника "Прекрасен мир любовью матери"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященная Дню матери. В данном сценарии переплетаются различные виды деятельности, способствующие раскрытию творческого потенциала студентов....

Сценарий праздника "Как прекрасен этот мир, посмотри"

Сценарий мероприятия по вопросам экологическому воспитания и культуры....

План-конспект внеклассного мероприятия «Родной язык, как ты прекрасен!»

Мероприятие посвящено Году родных языков и единства в Республике Татарстан и  великому татарскому поэту Габдулле Тукаю ....