Статья "ЗАЧЕМ СТУДЕНТАМ ОТДЕЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"
статья по теме

Максимова Мария Владимировна

В этой статье доказываетсянеобходимость изучения истории изобразительного искусства студентам отделения фотографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc69.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ СТУДЕНТАМ ОТДЕЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Максимова М.В.,

преподаватель ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных

технологий и инноваций», город Томск  

«Искусство ли фотография?» – шли долгие споры после её изобретения в 1839 году. Великие учёные, известные теоретики, фотографы – все затрагивали эту тематику, и никак не могли прийти к определённым выводам. Дальше, когда вопрос разрешился в сторону того, что фотография всё-таки искусство, появились новые вопросы. Что представляет собой фотография? Она отражает реальный мир в его настоящем обличие? Или фотограф в любом случае делает из фотографии что-то искусственное, искажённое, удалённое от реальности? Эти споры можно вести бесконечно, и это оправдано. Это основы специфики фотографии, её отличия от других искусств. Ведь фотография наиболее реально отражает мир вокруг нас по сравнению с искусствами живописи, архитектуры, скульптуры. Фотографы, как творцы должны использовать владение одновременно и реальностью и художественностью фотографии или по-другому документальным и постановочным в фотографии. Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих. Фотография может быть настоящим искусством постольку, поскольку сама реальность спонтанно создаёт некие моменты истины и красоты. Роль фотографа – почувствовать такой момент, осмыслить его и выразить в материале.

Фотография - современный вид искусства, она родилась почти одновременно с кинематографом, но если кинематограф, наследуя средства выражения у театра и живописи, изобретает еще свои (монтаж в первую очередь), то все средства выражения фотографии (форма, линия, ритм, цвет, пользование светом) взяты у живописи и рисунка. В сущности тут психологическая загадка современного человека: гравюры или рисунки выставляются в музеях по соседству с картинами, но совсем не фотографии. А почему? Ведь фотографии по существу это тоже самое, что рисунки или гравюры или картины, только что они произведены при помощи иной, якобы более объективной технологии.

 У фотографии с живописью совершенно другое соотношение. Мы не раз слышали, как о картинах какого-нибудь художника (например, Шишкина) пренебрежительно говорят, что это всего лишь цветные фотографии, но обратное заявление невозможно себе представить, и это удивительней, чем, кажется на первый взгляд.

Тема данной статьи – «Зачем студентам отделении фотографии изучать историю изобразительного искусства». Ответ прост. Исходя из вышеизложенного, мы понимаем, что студентам-фотографам необходимы знания по истории изобразительного искусства. Как и любое изобразительное искусство, фотография так же берет свои истоки из наскальной живописи.

В XX  веке когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьеза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от нее.

Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано технической, научно сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является ее достоверность, подлинность запечатленных событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несет в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое. По своей сути, фотограф является художником, располагающим определенными «красками» - фототехникой и фотоматериалами.

Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.

История ИЗО – дисциплина, рассматривающая общие закономерности развития художественной культуры, ее роль в жизни. Основная цель курса – повышение уровня художественного развития у студентов, формирование представления о художественной культуре. Данный курс построен на основе сочетания исторического и теоретического принципов. Исторический принцип помогает формированию целостного представления о разрозненных явлениях художественной культуры. Теоретический принцип заключается в изучении истории изо по странам. Задача данного курса -  познакомить студентов с опытом поколений, развить понимание искусства. В результате изучения студенты должны знать:

  1. Основные эпохи в художественном развитии человечества;
  1. Культурные, эстетические идеалы различных эпох и народов
  1. Основные стили и направления в мировом изобразительном искусстве;
  1. Роль и место классического наследия в художественной культуре;
  1. Выдающиеся памятники и произведения искусства.

Искусство – это одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.

По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).

По материалам искусство можно делить на виды, использующие

        традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.):

∙        современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)

медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.:

∙        звук (слышимые колебания воздуха)

Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)

∙        слово (единица языка), каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)

∙        посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)

Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей. В своем творчестве художники исходят из непосредственных наблюдений, впечатлений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками накопленного человечеством в искусстве.

Изучение мирового искусства, уяснение закономерностей его развития, внимательное знакомство с величайшими его памятниками и с творчеством наиболее значимых мастеров реалистического искусства – необходимая предпосылка осмысленной работы фотографа. Без серьезного знания художественного прошлого невозможно формирование зрелых идейно-эстетических убеждений, расширение кругозора, полное овладение профессиональными навыками и мастерством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лапин, А. Фотография как… - М.: МГУ, 2003.
  2. Лэнгфорд, Майкл. Библия фотографии.  - М.: Эксмо, 2007.
  3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств.  - М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008.
  4. Моисеева, Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Рабочая программа "Ритмика и основы хореографии" для студентов отделения "Музыкальное образование"

Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине «Ритмика и основы хореографии»Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая тетрадь по педагогике в помощь студентам отделения "Физическая культура"

Пояснительная записка. Методическое пособие по педагогике задумывалось автором как рабочая тетрадь  в помощь студентам   отделения «Физическая культура».Данная разработка состоит и...

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ методические указания для студентов отделения среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИметодические указания для студентов отделения среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Региональный социально-значимый проект Ульяновского колледжа культуры и искусства: «Подари улыбку детям», действующий на территории Ульяновской области, при участии студентов Ульяновского колледжа культуры и искусства"

Несмотря на сложную демографическую ситуацию и проблему рождения детей, количество детей  в социальных приютах не уменьшилось. В настоящее время  детские дома и социальные приюты не обделены...