Уроки начинающим-методика вокала
статья по теме

Уроки начинающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nachinayushchim-metodika_vokala.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки начинающим

Уроки начинающим не должны быть длинными по времени не превышать 20-25мин с перерывами  между упражнениями. Это объясняется, не имеющий еще не выносливости голосовой аппарат быстро устает и не может точно осуществить предложенных ему вокально- технических задач.

Тихое пение на первых этапах работы с голосом также не рационально так как легко приводит к «бездыханному» пению.

    Правильное, «оперное» пение на piano требует уже достаточного мастерства владения звуками .

Типичные переходные ноты, также вартрующие у разных певцов.

             Тенор-ми-фа-фа#-соль 1 октавы

             Баритон-ре- миb-ми -1 октавы Бас- ля- си-сиb- 1 октавы

              Сопрано-ми-фа-фа# -1 октавы

             Меццо-сопрано –до ре ре#-1 октавы

     Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходиться сталкиваться ученику начинающему учиться  петь - это упражнение. Упражнения сопутствуют певцу  на протяжении всей его творческой жизни.

Упражнение является основным средством приобретения навыков,- этих автоматически  протекающих действий в любой сложной деятельности

Принцип пения - legato и различные упражнения усваивается на упражнениях и потом уже совершенствуется шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

                    Вокализ- это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Вокализы как и этюды, имеют целой выработки или иных технических качеств имеют узкопедагогическую .

                       Романсы Шумана  «Я не сержусь» Рахманинов  «Алеко» ария Алеко-написано в удобной тесситуре, не перегружено  высокими нотами, построено на плавных выразительных мелодических ходах, вокально написано удобно и по этим формальным признакам может быть доступно и не очень подвинутому.

                       Сложные строения написаны, весьма тонко, требуют для своего исполнения большой музыкальной и вокальной культуры. К ним можно отнести многие романсы Дебюсси, Р.Штрауса и произведения советских композиторов.

        На 1 этапах развития певца:

Произведений старинных западных классиков, народным исполнителем произведений русских авторов доглинского периода.

         Старые западные классики писали свои произведения в очень простой,

и ясной и строгой форме, не допускающей вольность исполнения развивают в ученике чувство формы ясность музыкального мышления, логику гармонизации.

    На 1 этапах развития молодого певца основной задачей является выработка правильного звукообразования и звуковедения.

                               Старые западные классики

Многие из них религиозное содержание.

        «Pieta  Sighore» - Страделы.

           «Dignare»и  др. Арии –  Генделя.

            Многие арии –Баха.

         «Come radio di gol  - Кальдара.

         «Фианки»- Скариати

          «Caro mio ben” –Джордани

           «Plesir d amor»- мартини.

          «Lascia chi o pianga – Генделя.

Что касается народных песен – то они также являются весьма желанным материалом, на котором хорошо формируется голос певца. Разнообразные по характеру, они построены, как правило, на небольшом диапазоне. Тесситура их весьма умеренна. Доходчивость слов куплетная форма легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сосредоточиться на вокально технической стороне Характеристика этих песен (протяжные, шуточные, величальные).    

     Стиль ускольжения русских песен требует простоты, естественности, задумчивости, хорошего допечения текста. Куплетная форма заставляет молодого певца находить в каждой куплете свой нюанс разнообразить исполнение.

               Романсовое творчество русских композиторов доглинкинского  периода.

Романсы: Титова, Булахова, Варламов, Верстовского и других – всегда привлекает отечественных вокальных педагогов, находящих в произведениях этих композиторов отличный материал для воспитания голоса своих учеников.

В анпсле исполнительном ими требует весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля, исполнять задушевно необходимо ясной исполнительной задачи. Многие из этих романсов можно называть романсами - песнями.

  Хорошим для педагога являются сборники систематизированного репертуара.

В1966 г. Издательство «музыка» выпустило сборник

«Хрестоматия вокально - педагогического репертуара « 1и 2  курсов. Музыкальных училищ, составленный для сопрано С. Фуки и К. Фортунатовой , для баса и баритона – Г. Аданом.

  Произведение: Шуберта, Шумана, Брамса, Вагнера или Глинки, Мусоргского и других.

Важно чтобы ученик схватил основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль. Необходимо знать какие произведения данного автора знакомы ученику и что знает о композиторе - авторе произведений. Огромную пользу принесет  знакомство с эпохой в которой жил композитор, его биографией и творчеством.

   Для того чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось лучше учить его небольшими кусками в медленном темпе,избегая неточностей и ошибок небрежно, невнимательно разработанное произведение так и укладывается в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. Воспитание голоса ученика основное место занимает совершенствование слуха, под контролем идет развитие всех вокальных качеств.

Певцу приходиться петь самый разнообразный репертуар от старинных классических арий до новейших произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Кантилена – основным видом голосоведения в пении – т.е плавное связное пение, распевание распев предлагают владение плавным переходным от звука к звуку.

Пение Legato- предлагает связное пение при точном переносе звука с ноты на ноту без захвата промежуточных тонов.

Беглость - т.е умение петь в быстром движении также является необходимость качеством профессионального ревяского  голоса.

В эпоху Bel canto в 2 половине 17 и 18 веке произведение почти исключительно   которая была объязательно для всех типов голосов.

 Колоратурные партии итальянских в операх Верди

                   

Партия Розину - колоратурами партии Фигаро, и Фигаро  пользующемся  колоратурами Розины или Альмавивы .Партия Антонины из оперы («Ивана Сусанина»)и «Людмилы» из оперы (« Руслан и Людмила»).

Колоратура Римского - Корсакова наделяет Волхову. В партии Снегурочки и Царевны Лебеди

      Трель - один из сложных видов техники трель под трелью принимается быстрое чередование двух звуков малой или большой секунды.

 Филировка – связана с умением изменять силу звука, сводя его к едва слышимому звучанию, подобному  звуковой нити. (умение постепенно убрать    силу звука до почти полного замирания, но и наоборот, умение начать звук с едва слышимой звуковой нити постепенно, плавно развернуть его полное мощное звучание. Таким образом, под филировкой звука понимается умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому, не менее при этом вокальных качеств звука.

Форсированный голос – звучанием не просто громкое пение а такое, при котором голосовой аппарат  работает с явным направлением .

 Зажатый голос – речь идет языком недостатке, неверной работе голосовой цели. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая придает гортанный затвор работать « с большим пропуском воздуха за счет менее плотного смыкания голосовой цели. Придыхательная атаку следует давать как прием на определенное время переходя  на мягкую атаку, которой и следует  пользоваться постоянно голосом склонным к зажатию , к горловому звучанию.

 Прикрытие звука - «темные гласные как, о и у способствует более правильной работе гортанного сфинктера у зажатых голосов. К расслаблению от зажатия ведет и фальцетное звучание.

 Певец должен, прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами с хорошим тонусом мышц  и здоровыми внутренними органами.

Мышечная система тесно связано с нервной. Для певца необходимо достаточная мышечная активность. Мышечная система зависит  от тонуса нервной системы. Умеренная система мышц оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Хорошо развитые и активно действующие мышцы всегда способствуют хорошему жизненному тонусу.

    Певцу рекомендуется, в день выступления обедать за 3-4 часа до выступления не перегружая себя едой. Достаточный для восстановления  энергии нервных клеток, должен длится  7-8 часов для взрослого человека.

 Еда - занимающегося пением должна быть достаточно калорийной, разнообразной и необильной следует избегать острых блюд раздражающих слизистые оболочки, а  также излишне горячих обжигающих или наоборот слишком холодных. Горячие, чай обжигающие действует на слизистую оболочку, рот и глотку.

В результате чего нарушается ее нормальная функция и возникает каторальное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнут, легко подвергает воспалительным процессом. Холодные блюда – могут вызывать простудные заболевания.

Умеренная физическая нагрузка связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стимулом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной 15-20 минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц.

 Летний отдых и зимнее каникулярное время учащихся. Следует на это время полностью отключиться от  пения и музыки.

 Не надо думать, что найдено, может потеряться, выученное забыться. Все это восстанавливается очень быстро. Зато, с какой внутренней энергией, с жаждой работы, с новыми творческими планами приходит в класс с хорошо отдохнувший ученик!

   Певец сам является «музыкальным инструментом» голос тогда звучит хорошо, когда человек здоров, прежде всего, беречь нервную систему. Верн, распределять работу и отдых.

 Певцу не следует много говорить, перед пением, не следует громко смеяться, кричать – все это утомляет голосовой аппарат.

Основы вокальной методики

Талант- развивает из чувства любви к делу, любовь к делу. А.М.Горький. Талант-это комплекс  удивительных  развитых способностей, нужных  для творческой деятельности, и связан он с природными задатками  и особенностями деятельности нервной системы.                        

Темперамент- человека выражается в быстроте и силе эмоциональ-

ных  реакций,в общей подвижности, быстроте речи, мимике. Основные черты типа темпераментов были выделены  еще в античное время (сан  гвиник,флегматик,холерик,меланхолик)

                                       Норма первичной нагрузки.

Одним из важнейших гигиенических правил для каждого вокалиста желающего поддерживать свой голосовой аппарат в состоянии готовности к пению является ежедневное распевание. Основная вокальная нагрузка- утром необходимо хорошо распеваться произвести своеобразный вокальный «туалет».

Распевание создает и своеобразную психо-физиологическую настройку всего организма. Оно будит эмоциональную сферу, разогревает творческую фантазию, вводит в строй мыслительные процессы, связанные с звукообразованием и творчеством словом настраивает внутренний мир человека творческий лад.

            Гигиена урока.

Обычный порядок проведения урока должен соответствовать общепринятой  схеме:1 упражнения -2 вокализы -3 художественные произведения.

  Сложные вокализы, упражнения и художественные произведения проходят в период, когда организм уже вработался и вся его деятельность направлена на осуществление вокальных задач.

 Для начинающего весь урок: это упражнение и может быть вокализ.

 Для подвинутого упражнения могут занимать 15 минут , а вокализы и произведения будут занимать основное время.

Зрелый певец варьирует урок так как считает  целесообразным в зависимости от поставленных задач однако сколь подвинут бы ни был певец, время врабатываемости должно быть учтено и постепенность повышения вокальной нагрузки наблюдена. Успех работы зависит не от количества затраченного на работу времени, а от полной концентрированности внимания поэтому все, что способствует              

  Этой концентрации внимания должно быть в занятиях.

Урок должен всегда быть интересным позволяет хорошо сосредотачиваться.

«Учиться можно только весело»

«В искусстве можно только увлекать - в нем нет приказаний» говорил К.С Станиславский.

 Упражнения, вокализы, художественные произведения объязательно должны нравиться ученику. То, что нравиться выполняется с удовольствием, с мобилизацией сил.

Надо исключать всякие отвлекающие или развлекающие моменты – посторонние, не имеющие к искусству отношения, разговоры, ходьба, заглядывать  дверь - все это раздражает, рассредоточивает ученика и заметно повышает утомляемость. Никогда не следует петь не распев.

Помещение для занятий должно удовлетворять эстетическим и гигиеническим требованиям.

    Педагог должен так планировать вокальные занятия, чтобы основные гигиенические  правила были соблюдены.

          Работа  голосового аппарата в пении.

     Дыхание.

Голосовой аппарат работает как единое взаимосвязанное целое. Все его его основные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат (ротоглоточный канал, или надставная труппка )-в процессе осуществления вокальной функции взаимовлияют друг на друга.

          В работе голосового аппарата можно различить 2 функции: 1) функцию образования звука голоса, выполняемую комплексом,- гортань - дыхание, 2 )функцию трансформации этого звука, выполняемую артикуляционным аппаратом.

Гортань и дыхание в результате своей работы образую звук певческого голоса, звук определенной высоты, силы и, частично, тембра. Здесь родятся основные отличительные качества певческого голоса, его вибрато, его металлический, звонкий оттенок- высокая певческая форманта.

          Надставной трубки - (ротоглоточного канала ), является формирование из этого первоначального звука гортани звуков речи- гласных и согласных, а также выведение звуковой энергии в наружное пространство и создание определенной степени импеданса системе гортань- дыхание.

          Функция гортани и функция дыхания настолько тесно связана между собой в процессе образования звука, что мы не мыслим себе рассмотрение одной из них без учета другой. Ведь затвором, препятствующим свободному вытеканию дыхания в процессе звукообразования, является голосовая щель. В колебаниях же голосовых связок время образования звука непременно участвует  дыхательная струя. Поэтому, говоря о работе дыхания в пении, мы всегда будем при этом подразумевать и работу гортани, так же как, говоря, о работе гортани в пении будем думать о взаимосвязанной с ней работе дыхания.

            Типы дыхания в пении.

1) Смешанным типом дыхания- где участвуют и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении.

2) Дыхание ключичное (клавикулярное, верхнегрудное )- за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за движениями грудной клетки.

3) Нижнее грудное - когда вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом обязательно включается в работу и диафрагма.

4) Нижне- реберно- диафрагматическое дыхание. (косто абдоминальное, грудодиафрагматичесое )- дышат большинство певцов. При вдохе вместе с расширением грудной клетки живот также несколько подается вперед, с большим участием живот.

5) Брюшное дыхание (абдоминальное ).

При вдохе грудная клетка остается почти неподвижной, а живот несколько вытягивается вперед.

Тазовый диафрагмы - никакой роли не играют в дыхательных экскурсиях не играет, и играть не может. Понимается мышечное дно таза, запирающее выход из него.

          Мы перечислили те известные всем певцам и педагогом типы певческого дыхания, с которыми сталкиваться читая методическую литературу.

Наилучшим «тип» дыхании (Дышите хорошо ) «respirate behe».

Выдающиеся профессиональные певцы, то можно отметить удивительные разнообразие видимых дыхательных  движении.

Есть певцы, у которых набор дыхания происходит совершенно незаметно, их грудь не показывает никаких видимых движений. У других, наоборот, большая активность дыхания стремление хорошо наполнить воздухом всю дыхательную систему.

     Все звуки речи делятся по звучанию и механизму своего образования на две большие группу: гласные и согласные. Одни из них имеют тоновую природу, другие - шумовую.

В соответствии с этим, в организме имеются два типа возбудителя звуков.

Один из них - тоновой генератор т.е.возбудитель звуковых колебаний, имеющих определенную высоту, силу и тембр, это голосовой щель ( голосовой затвор).

Второй тип возбудителя - шумовой возбудитель звуковых колебаний- создает непрерывные спектры, часто очень широкой полосы, которые воспринимаем как шумы.

В пении высота остается строго постоянной для каждого звука в соответствии с музыкальной мелодией.

Без звуковые дыхательные упражнения- хорошее вспомогательное средство, для укрепления дыхательных мышц.

Певческое дыхание развивается медленно с организацией других частей голосового аппарата. Выработанные веками правила дыхания в пении должны быть на вооружении  каждого педагога.

     Спокойный, умеренный по количеству глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределять- вот те всегда необходимые принципы дыхания, которыми следует пользоваться в работе с ученикам.

Н.Добровольская. Н.Орлова. «Что надо знать учителю о детском голосе».

Детский голос и особенности его развития.

Работая в хоре, руководитель несет большую ответственность за

воспитание певчески правильного, здорового голоса своих певцов. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать.

1. Что требуется от учителя – это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям.

2. руководителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.

Одним из главных условий успешного певческого воспитания является

развитие слухового внимания учащихся. Научить ребёнка слушать и слышать то, о чём рассказывает учитель, что он поёт и играет, можно только в тишине.

Тишину на занятиях нужно создавать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей, создаёт эмоциональную настроенность, воспитывается сознательное творческое «слышание», то есть умение представить себе и произвести правильный звук. Слух для учителя и ученика является главным «контролем» при обучении пению. Какую бы задачу на данном уроке учитель себе ни ставил ( укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне, добиться большей звонкости звука и т.д.) воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильного дыхания, и за качеством звука. Как известно, орган слуха, голосовые органы ( гортань, глотка, мягкое нёба, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания ( лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) всё это один сложный певческий механизм. Между звеньями единого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Звук зарождающийся в гортани, образуется при периодических сокращениях голосовых связок, при их смыкании и размыкании, когда прерывается поток воздуха, который через них проходит. В этот момент образуются звуковые колебания, которые затем преобразуется в речь и пение. Тембрально звук окрашивается в резонаторах. К верхнему ( головному) резонатору относится глотка, ротовая и носовая полости к нижнему (грудному) – полости трахеи и бронхов.

Гортань связана  и с работой мягкого нёба: от степени его подвижности зависит качество смыкания голосовых связок при пении, а значит, и качество звука. Вся сложная деятельность певческого механизма строго согласована и подчинена центральной нервной системе ( головному мозгу). Именно там происходит контроль и регуляция этой деятельности при непосредственном участии органа слуха.

Возрастные особенности

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. Различают 4 основных стадии развития голоса.

У младших школьников ( до 10-11) голос имеет чисто детское звучание.

Рост ребёнка этого возраста идёт плавно и в его голосе нет ещё существенных изменений. Звук голоса нежный, лёгкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или, «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.

Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм ещё прост по всей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остаётся небольшая щель во всю их длину – это закономерно, естественно. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребёнка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается ( собраннее, полнее).

Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с 1 класса идёт правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться  индивидуальная тембровая окраска.

«Предмутационный» период, когда подросток достигнет 11-12 (13) лет ? Для этого возраста характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в организме. Физический рост учащихся и , в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт неравномерно. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит., певшие свободно на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо. Изменения в голосе появляются и у мальчиков и у девочек, но у мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно.

Мутация – это перемена, изменения детского голоса. Мутация связана периодом полового созревания подростка, с его нервно-психофизиологическим развитием. Эти признаки связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально и поэтому, заметить их трудно.

У девочек в предмутационный период наступлением менструации наблюдается частые головокружение, головные боли, появляются вялость и обморочные состояния раздражительность, затруднение дыхание. Все эти изменения, происходящие в результате серьёзных перестроек организма и его нервной системы, могут отрийательно повлиять на певческий голос.

О рабочем диапазоне голоса

Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон.

        У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть от ля малой октавы до ре первой октавы (даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньще: она расположена, в среднем, между ми и си, до. Это зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для произведения – называется эта зона рабочим диапазоном голоса.

        К переходному голосу рабочий диапазон, в средним достигает до – ми (фа) первой октавы. Иногда учащимся уже трудно петь высоко, но бывает и так, что высокие звуки начинают звучать ярче, а средние делают матовым, завуалированным, «звучащая зона» временно утрачивает звонкость. Высокие звуки в это время слишком неустойчивы и требуют меньшего участия в пени. Общее звучание голоса приобретает в переходном возрасте большую компактность, и важно не развивать это компактность, а поддерживать высокое резонирование при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона.

        Если учитель станет стремиться преждевременно расширять рабочий диапазон, требовать излишней компактности звука, может исчезнуть звонкость, что вовлечет за собой ослабление функции голосовых связок.

        В период мутации у девочек диапазон временно несколько уменьшается, затем он расширяется, но делается неустойчивым. В это время его границы следует  сужать до – си малой октавы, до – фа первой октавы, редко соль.

         В период мутации у мальчиков, юношей границы диапазона меняются резко, степень резкости зависит от протекания мутации, постепенно он устанавливается, в среднем, в границах ре – малой октавы, до ре – первой октавы.  

        У сопрано ми-и-фа второй октавы – эти звуки называются «переходными» - потому что находится на границе среднего и верхнего регистров, если они устойчивы, свободны, то переход из регистра в регистр произойдет плавно, голос будет звучать ровно на всем постепенно развивающемся диапазоне. На этом основано сглаживание регистров.

         Во время образования звука подвижность мягкого нёба очень большая, маленький язычок быстро поднимается кверху, отчего увеличиваются резонаторные возможности; вдох бывает спокойным, без перегрузки и напряжение – это позволяет поющему осуществлять плавный выдох и достигать ровного звучания, но ее правильности он может судить по звуку «вокальный слух».  Слушая певческий звук, оценивая его качества, работу голосовых органов и сознательно управляем ею.

Звук – нормально сформированный – всегда активный, эмоциональный, свободный и легкий, без форсировки.

Певческий звук и естественный тембр голос – это звонкость, ровность, полётность, при правильном звучании голоса звук голоса легко распространяется в пространстве, как бы летит вдаль.

Звонкость – драгоценное качество, необходимо как низкому, так и высокому голосу. В процессе роста учащихся звонкость в их голосе увеличивается. В переходном возрасте она временно уменьшается, но потом снова продолжает развиваться.

Многие думают, что петь надо громко, с большой силой, тогда будет интересным. Это не верно. При громком пении нарушается согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается напряженным, мягкое нёбо – пассивным. Голосовым связкам гортани трудно сопротивляться большому  напору воздуха при выдохе, они теряют упругость и равномерность колебания.

Правильной работы дыхательного аппарата, постепенного развития нижне-реберной дыхании является певческая установка - положение корпуса, головы, - которую надо соблюдать на каждом уроке.

Для нормального вокального воспитания детей рекомендуется использовать мягкую «атаку» звука(мягко начать звук). При мягкой атаке можно добиться очень тонких художественных оттенков.

Твердая атака применяется только как определенное средство выразительности, если этого требует содержание песни (героическая, маршевая), нуждается в выразительном произнесении слова. Поэтому развитие дикции – это не только работа над четким произношением гласных в словах, но и умение выделить главное в тексте (сделать смысловое «логическое» ударение).

Профессия учителя пении

Культура речи учителя, ее качество играет большую роль в певческом воспитании детей. Слово как в речи, так и в пении учителя должно быть ясным, отчетливым, вокально сформированным. Самому учителю обязательно иметь по большой по объему и силе певческий голос, очень выразительным, разнообразно окрашенным, точным по высоте.

Однако профессия учителя требует большой голосовой нагрузки. Часто учителя на занятиях слишком напрягают свой голос; в результате постоянного напряжения в их голосе появляется утомление.

Главная ошибка учителя заключается в чрезмерном напряжении голоса, в старании «перекричать» класс.  

В процессе занятий слух развивается у всех детей – у одних больше, у других – меньше. Воспитать художественный вкус – долг каждого учителя пения, отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными данными учитель не имеет права. Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно.

Индивидуальные занятия строятся следующим образом: определяем один звук в голосе учащихся и на этом звуке поются разные попевки «Андрей Воробей».

На развитие навыков интонирования плодотворно влияет разносторонняя музыкальная работа: занятия музыкальной грамотой, слушание музыки, беседы о музыке.

Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки: прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.

Особое внимание уделяется артикуляции. Рот следует открыть естественно и свободно. Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела – глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого нёба).

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендую через нос. Недостаток у необучавщихся пению является поверхностное, неглубокое дыхание, участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч.  Вдох дожжен быть умеренным, без перебора воздуха. В работе над постепенным углублением дыхания учителю помогают такие сравнение: вдохни так, чтобы воздух «дошел до пояса», вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок.

Научить экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить его на всю фразу в пении – важная задача вокального воспитания. Расширяться при вдохе должны лишь нижние ребра («поясок при вдохе становится теснее»).

Перебор дыхания является причиной напряженного, форсированного звучания голоса. Лишний воздух чрезмерно давит на связки, что влечет за собой неточную интонацию. Полезным приемом в работе над певческим дыханием является ощущение легкого зевка при вдохе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора.

Начиная голос с примарных звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащегося вверх и вниз. Работа это ведется очень осторожно и постепенно. В воспитании детского голоса наиболее удобной является середина 1-ой октавы (ми-ля). Добиваясь протяжного исполнения гласных, учитель обращает внимание на короткое, собранное, четкое произношение согласных. Если согласные звуки - основа, дающая протяжность, силу и окраску певческого звука, то согласные являются как бы контуром: они помогают осмысленному, выразительному исполнению текста песни, более полному выявлению содержания, художественного замысла.

 При выработке звонкого, светлого звука хорошо применять гласные «и», «Е», в сочетании с согласным, произносящимся с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги «ле», «ди», «зи»).

Пение по нотам, разучивание песни по нотам значительно повышает сознательность учащихся. Учащиеся должны освоить особенности интонирования в мажорном и минорном ладах, при восходящем движении и при нисходящем движении.

Мастер бельканто М. Баттистини утверждал, что певец должен каждый день искать свой голос, распеваться так, будто в первый раз слышит себя. В начальном обучении еще не выявлены возможности певца. Не всегда ясна будущая жанровая направленность. В перспективе это может быть эстрадный, народный или академический певец. Преподавателю надлежит угадать природные предпосылки новичка, для чего надо хорошо знать особенности и отличия академических, народных, эстрадных певцов. Поэтому в работе рассматриваются все названные направление, что важно для преподавателей и учащихся.

        Академическое (классическое вокальное звучание – это не одно из локальных направлений, а международная оперно-концертная манера, наиболее полно выявляющая голосовые возможности. Однотембровый широкий диапазон позволяет исполнять звучным, красивым голосом сочинения разных стилей. Благородство звучания подходит к интерпретации классики.

Бельканто (прекрасное пение) – яркое проявление академической манеры.

На первом же этапе обучения желательно узнать, что голос во всех регистрах в объеме всего диапазона достигает однородности тембра только путем смешения регистров (микстования). У мужчин подключается фальцетный механизм в грудном регистре. Женщины исходят из микстового звучания среднего регистра, распространяя его вверх и вниз, плавно меняя тембр от грудного внизу до более головного вверху. Регистры темброво различны от природы. Чтобы их сблизить, надо целенаправленно осваивать промежуточный (микстовый) механизм работы гортани и, в частности, голосовых складок. В академическом пении расширяют глотку и голосовую щель. Расширение глотки («зевок») округляет звук, придает звучанию объемность.

 Легко ли научиться петь?

Почему академическому пению учатся долго? Певец должен быть грамотным музыкантом, а музыканты долго овладевают своей профессией. Много времени уходит на привитие вокальных навыков, на поиски своего лучшего звучания, где происходят ошибки и долгие их исправления.

В бытовом музицировании не часто форсируют голос, а поют с удобством, получая удовольствие. Иное дело, когда в обучении возникают требование спеть «на опоре, с высокой позицией, на зубы, в маску», эффектно «выдать» высокий кульминационный звук. Подражая какому-то мастеру, не учитывают, что двух одинаковых голосов не бывает. Учащийся начинает напирать дыханием в поисках опоры, жать гортань, форсировать верхние звуки, не умея переключаться на более «головное» звучание. Даже малые погрешности из перечисленных сделают голос жестким, напряженным.

Голосовой аппарат певца капризен, индивидуален, вокальных ощущений неустойчиво, он состоит из звука – гортани; энергетического отдела – легких. Резонаторов – глотки, носоглотки, трахеи, бронхов, гайморовых полостей; артикуляционного аппарата – языка, зубов, губ, мягкого и твердого нёба. Эта система в большей части скрыта от глаз и лишь частично доступна сознательному управлению. Как воздействовать на голос, если он плохо подчиняется осознанному управлению, если многие компоненты голосового аппарата не видны, не ощущаются? Ведь эмпирические блуждания – основа вокальных неполадок.

Как управлять неуправляемым? Вокальная методика четкого ответа не дает. Что все в пении индивидуально, как бы оправдывает отсутствие общей установки, по которой нужно сверять свои действия.

Великолепно пели: Д.Каччини (1548-1618), Г.Каффарелли (1710-1783), Д.Рубини (1794-1854), О.А.Петров (1801- 878), ФИ.Шаляпин (1873-1938), Э.Карузо (1873-1921) и их достойное окружение. Голоса мастеров звучали не хуже нынешних: достаточно ознакомиться со сложным репертуаром того времени, с откликами современников, со звукозаписями Шаляпина и Карузо.

И сегодня есть немало отличных вокалистов. Но в быту стали петь меньше и хуже за последние десятилетия. Аналогично технический прогресс, облегчая жизнь людей, одновременно осложняет ее экологически. Магнитозапись – чудесный помощник певческого обучения. Но та же звукозапись по каралам коммуникаций искажает представление о вокальных ценностей, подменяя их скудоголосием и коммерческой попсой.

Плохой врач лечит отдельный орган, одну болезнь, порождая две. Хороший врач исцеляет больного, а не болезнь. Подобное и в пении. Один увлечен резонаторами, другой расширяет глотку, укладывает язык лодочкой и тому подобное. С учетом индивидуальности поющего это порой очень помогает. А нельзя ли, подобно мудрому врачу, лечащему не болезнь, а больного, такое перенести на голос? Можно. Особенно в начальном обучении. Новичок не умеет сознательно влиять на гортань, диафрагму, глотку. Но неясно представляет значение туманных выражений «обопри на грудь», «подай звук в маску» и тому подобное. Ему доступнее управлять всеми элементами голосообразования комплексно, руководствуясь музыкально-эмоционально-образными задачами. Таким и должен быть метод начальной постановки голоса. Ведь за работой многочисленных мышц в отдельности следить невозможно и опытному певцу. Задача преподавателей - содействовать правильным подбором репертуара и ситуативными приемами. Голос – функция человеческого организма и «живет» по его законам. Физиологи утверждают, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на осознанном уровне! Схожие высказывания есть и у вокалистов. Немецкий вокальный педагог Г.Пановка писал (1875г), что знания многочисленных мышц голосового органа петь не учат. Ф.Шаляпин говорил, что голос звучит верно, если правильно чувствуешь и к эмоциям подключаешь воображение.

 Неопытный певец, ведомый чувством музыки и воображение, находит при этом вполне пригодные для себя позиции. Они интуитивно избирает в первую очередь те виды вокальных чувств (мышечные, вибрационные, зрительные) и их сочетания, которые близки его индивидуальности. Надо помогать его целостной саморегуляции. А чтобы дополнительных препятствий не возникало, поначалу следует исполнять только легкий для голоса репертуар без его усложнения. Требуется рассмотреть, что считать удобным, когда расширять диапазон, усложнять репертуар? В традиционной педагогике следует уточнить ряд положений. Неверным оказывается суждение, что заниженный по трудности репертуар вреден учащимся, снижая их интерес к занятиям. Увлеченность , если не поддерживать художественный интерес. Бывает, что неподготовленные ученики просят дать им для освоения сложные арии. Приходится объяснить неуместность этого. Арии предъявляет повышенные требования к диапазону и к силе звучания. Голос будет излишне напряжен. Зажимы войдут в привычку, укрепятся в подсознании. Если же на русской песне или на удобном романсе наработать лучший певческий тон, который ляжет в основу звучания, то в будущем эта же ария станет исполняться с большей легкостью и лучшим звуком. Если же технически что-то не получается, то внимание педагога направляется на это звено: знание частных приемов необходимо.

Мудрый преподаватель не перегружает сознания новичка «технологией». Да и замечаний потребуется меньше, поскольку в пении удобного репертуара многое удается само собой: внимание заостряется не на преодолении трудностей и исправлении голосовых дефектов, а на закреплении положительных  качеств звучания. Предлагаемый метод основывается на положительной программе, на поощрении того, что удается. Первоначальный выработанное качество фонации станет фундаментом дальнейшего звучания. Дефекты первых шагов скажутся «акцентом» и через много лет.

Следует подвести каждого учащегося к пониманию особенностей его голоса, к представлению о сильных и слабых его сторонах.

 Вокальные школы (итальянская, русская, немецкая и другие) воплощают в певческой культуре свойства национальной речи, музыкального фольклора. Голос связан с эмоциями. Выразительность, эмоциональная окраска тембра должны быть не эпизодическими, а постоянными. Эмоционально-образный метод помогает саморегуляции голоса. Поиск звука с помощью эмоционально – образного метода присущ в первую очередь русской вокальной школе. В плеяде отечественных корифеев сцены лидерами являются именно представители школы переживания: Ф.И.Шаляпин, К.С. Станиславский.

О репертуаре

Большой вред приносит увлечение «завышенным» по трудности репертуаром. Говоря словами К.С. Станиславского, «самый сильный тормоз при художественном развитии артиста (а неопытного певца тем более) – торопливость, надрывание своих неокрепших сил». Однако педагог-вокалист, оценивая возможности учеников, должен тактично, но твердо проводить свою хорошо придуманную линию в работе репертуара. Существуют сборники систематизированного вокально-педагогического репертуара, которые помогают преподавателям в их работе.

Классические наследие (романсы, и арии) знакомит певцов с богатством мировой музыкальной литературы, развивает художественный вкус. Арии как более сложная вокальная форма, должна редко использоваться в начальном обучении, так как требует большого диапазона, звучности голоса и значительного умения владеть им. Если же новичка позволяет спеть трудную арию и нетерпения не унять, то это допустимо в качестве исключения при  обязательном условии, что основой останется «благодарный» для голоса репертуар, который автоматизирует наилучшую фонацию, выявляет красивый тембр. Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.

Возрождение голоса – это в первую очередь восстановление тембра, который удобнее совершенствовать на средних звуках диапазона. «Ажиотаж» в преодолении технических трудностей, в частности в овладении «верхами», на первых шагах обучения вреден. Нецелесообразность поспешного расширения диапазона голоса признают многие. О педагогическом методе профессора И.Паторжинского: Иван Сергеевич долго работал над средним регистром голоса и постепенно, не торопясь, расширял его диапазон вверх и вниз, лучше» не дотянуть» голос до предельных верхов или низов, чем искусственно их вырабатывать.

Искусство начинается, где кончается там, где кончается чрезмерная забота о звуке. Плохо если начинающий певец интересуется лишь расширением диапазона. Можно ставит много вокально-технических задач даже на примарных тонах (тембр, динамика). На всех этапах обучения полезно постоянно возвращаться к качеству певческого звука. Интерес к занятиям целесообразно поддерживать, ставя художественные задачи, которые допустимо усложнять и на легких произведениях. Лишь когда звучание на центре диапазона становится совершенным и автоматизированным, целесообразно приступать к его расширению. Должно стать правилом: не форсировать развитие звуковысотности на первых шагах обучения. Если многочисленные задачи начального обучения и расширение диапазона осуществлять одновременно, что бывает в практике часто, то избыток сложных задач превращает процесс овладения вокальной техникой в трудноосуществимый. В таком случае пение из естественного процесса превращается в плохоуправляемый.

Известные педагогические вокальные принципы нуждаются в уточнении для начинающих певцов.

Первый принцип – единство художественного и технического развития.

Второй принцип – постепенность и последовательность в овладении  мастерством. Последовательно усложнять вокально-технические трудности – значит постоянно держать начинающего певца в напряжении, что уводит от непринужденного пения. Целесообразно применять такой легкий для голоса репертуар, который бы не мешал на первом этапе обучения автоматизировать естественное звучание. Художественные задачи при этом могут постепенно возрастать, технические оставаться в основе неизмененными с целью закрепления навыка непринужденного органичного звучания. Всем учащимся и с драматическими голосами полезны произведения лирического характера, поскольку лирический тон освобождает гортань от лишнего напряжения. Вялого исполнителя «тонизируют» эмоциональными сочинениями.

О вокальных ансамблях

Певцы, лишенные ярких сольных голосов, охотнее занимаются и выступают ансамблях, что бывает в голосовом и музыкальном отношении интереснее, чем в пении соло.

Ансамблевое пение учит не форсировать звук. Оно помогает осознать свою партию как часть художественного целого, слышать одновременно себя и своих партнеров, чувствовать и держать интонационный строй, уметь схожи по силе звучания и по мере пения. Участие в ансамбле способствует выработке у исполнителей единой манеры пения. Вокальный ансамбль – художественно эффективная, жизнеспособная форма в любительской практике. Молодой педагог-вокалист бывает неподготовленным для работы с вокальными ансамблями. Не все умеют одноголосную песню квалифицированно аранжировать на два, три голоса. А у педагога-вокалиста умения и навыки солиста. Тембры голосов и исполнительские краски он ярче слышит в сольном исполнении. Он способен больше подсказать солисту. В связи со всеми этим работа над ансамблями может не увлекать вокалиста и не быть достаточно продуктивной. Изучение произведения начинается с литературного текста. Исполнителям уметь осмысленно и эмоционально читать поэтический текст изучаемого произведения. При этом выделять главные мысли, наиболее важные слова, оттенять их ударением и тембром. Затем ведется работа над изучением отдельных партий. Голоса ансамбля соединяются после того как все партии выучены в отдельности. Голоса подстраиваются так, чтобы все они были слышны, но ни один из них не выделялся, кроме, может быть, ведущего.

        От певца академического хора, как и от солиста, требуется округлое, опёртое, льющееся звучание. Но полётность, сила насыщенность, металичность и сочность голоса играют для него меньшую роль, чем, например, для оперного певца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокал. Рабочая программа.

"Вокал" Предмет по выбору . Рабочая программа для  отделений «Хоровое пение», «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство» для ДМШ и ДШИ...

Академический вокал vs пение в речевой позиции

. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно....

Развитие эмоциональности у обучающихся в классе вокала.

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является в...

Образовательные технологии концертмейстера в классе вокала

Искусство концертмейстера включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, концертмейстер, помогает развить молодому музыканту х...

Активные формы и методы работы на уроках вокала.

Уроки вокала - это обязательное творчество. Какими методами можно активировать деятельность учащихся......

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала

XXI век – век высоких скоростей, нанотехнологий, глубоких социально-политических, идеологических и духовных изменений в жизни нашей страны – предъявляет высокие требования к здоровью челов...

Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)

В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....