Развитие эмоциональности у обучающихся в классе вокала.
рабочая программа на тему

Гричановская Ольга Николаевна

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

Концертмейстер: Гричановская Ольга Николаевна

Программа: «Развитие эмоциональности у обучающихся в классе вокала »

Актуальность: особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.

Музыкант должен иметь адекватное представление об исполняемой музыке, понимать ее внутренний психологический смысл, должен раскрывать и доносить до слушателей ее характер и собственное отношение к исполняемой музыке. К сожалению, высокие требования к совершенствованию технических навыков направляют внимание многих преподавателей-вокалистов в первую очередь на технически безупречное исполнение, отчего обучение музыке в классе вокала часто приобретает технологический характер в ущерб художественному развитию студента.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание у учащихся любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью уроков вокала.

Сроки  реализации: 2015-2017 гг.

Цель: развитие эмоциональной выразительности исполнителя в процессе исполнения (воссоздания, передачи) музыки на индивидуальных занятиях в классе вокала.

Задачи:

- формирование способности к восприятию содержания и формы художественного произведения;

- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

 - развитие фантазии, воображения при восприятии произведения;

- формирование музыкальных знаний, умений, навыков;

- формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения;

- формирование осознанного отношения к музыке, воспитание общей музыкальной, речевой культуры.

Основные направления реализации программы:

- выявление эмоциональности обучающихся;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- создание мероприятий на уровне образовательной организации, направленных на развитие обучающихся;

- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит  студентам демонстрировать свои достижения на городских, областных,  всероссийских   конкурсах, фестивалях, тематических мероприятиях.

Основные мероприятия по реализации программы:

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования  эмоциональной  сферы обучающихся.

3. Изучение личностных особенностей обучающихся путем собеседования.  

II. Развитие эмоциональной отзывчивости:

1. Привлечение  обучающихся к участию в публичных выступлениях.

2. Регулярное посещение мероприятий: концертов, выставок, театров.

3. Использование в практике работы с учащимися следующих приемов:

а) слушание музыки и музыкальной литературы;

б) включение в учебный репертуар вокалиста различных по настроению произведений  (нельзя ограничиваться  узким кругом пьес, которые легче всего удаются ученику. Для углубления и расширения эмоциональной сферы важно включать в педагогический репертуар произведения:

- доступные для восприятия и исполнения;

- разнообразные по настроению;

- способствующие воспитанию хорошего вкуса;

- относящиеся к различным историческим периодам, стилям, направлениям;

- разнообразные по средствам художественной выразительности, приемам звукоизвлечения, артикуляционным средствам, динамической палитрой.

4. Использование в практике работы с учащимися следующих методов обучения:

а) практический – пение в течение всего урока;

б) наглядно – зрительный – использование «Словаря эстетических эмоций» в работе; использование метронома;

в) наглядно - слуховой – прослушивание произведения в различных исполнениях (используем интернет-ресурсы сайта YouTube);

г) словесный – постоянное общение в ходе работы;

д) сравнение – сравниваем исполнения педагога и ученицы-активный слуховой контроль в процессе исполнения.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- умение исполнять произведения разные по характеру, жанру, стилю, направлению;

- умение проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и “окрашенного” настроением всего произведения;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в концертах, фестивалях, тематических вечерах.

Методика диагностики эмоциональной сферы:

- методика САН (самочувствие, активность, настроение) разработан В.А.

Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым (1973) и

предназначен для оперативной оценки психоэмоционального состояния человека на момент обследования.

Педагогические методики: метод индивидуального подхода, личностно-ориентированное и развивающее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому занятию на тему: «Техническое развитие обучающихся по классу баяна, аккордеона»

В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над   развитием  и совершенствованием технического мастерства  обучающихся по классу баяна, аккордеона....

Образовательные технологии концертмейстера в классе вокала

Искусство концертмейстера включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, концертмейстер, помогает развить молодому музыканту х...

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы....

Тезисы по теме "Развитие исследовательских умений обучающихся 2 класса в процессе реализации проекта "Домашние питомцы"

quot;Развитие исследовательских умений обучающихся 2 класса в процессе реализации проекта "Домашние питомцы"...

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...

«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»

В методической работе рассматриваются основные цели и задачи предмета "вокальный ансамбль", особенности ансамблевого пения, а также представлены методические рекомендации по организации само...