«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»
методическая разработка

В методической работе рассматриваются основные цели и задачи предмета "вокальный ансамбль", особенности ансамблевого пения, а также представлены методические рекомендации по организации самостоятельной работы, подбору репертуара и примерный репертуарный список.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ansambl_1.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                                                  «Детская музыкальная школа №1»

Методическая работа

«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»

Составитель:

Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №1»

Жартовская Юлия Валерьевна.

г. Батайск

    2019 г.

                                                     

 Содержание:

I. Введение. Основные цели и задачи предмета………………………………...3

II. Особенности ансамблевого пения: построение урока, решение основных вокальных проблем…………………….…………………………………………5

III. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы…………………………………………………………………………….12

IV. Подбор репертуара в классе вокального ансамбля. Примерный репертуарный список………………………………………………………..…..14

V.Заключение…………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

I.Введение. Основные цели и задачи предмета.

В настоящее время интерес к вокальному искусству очень высок. Проблема формирования и развития у детей певческого голоса, совершенствование технического и исполнительского мастерства, подбор репертуара, создание наиболее эффективной системы обучения вокалу в современной музыкально - образовательной сфере – тема, волнующая многих преподавателей и родителей, которые желают отдать ребенка на обучение в музыкальную школу по классу академического вокала. Процесс постижения искусства академического вокала – это увлекательный, но сложный путь, который требует как от ученика, так и от педагога терпения, старания, духовных и физических сил, чтобы достичь желаемого результата – красивого тембрального звучания, правильной техники пения, яркой интерпретации исполняемых произведений. Формирование вокально-исполнительской культуры учащихся – главная цель образовательной деятельности в сфере вокального искусства и педагогики. Комплексное воспитание юного вокалиста – музыканта – это основная задача вокальной педагогики.        Ансамблевое пение является промежуточным звеном между сольным пением и хоровым. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля педагог может уделить  внимание индивидуально, что помогает достичь больших результатов в этой форме работы. Занятия вокального ансамбля способствуют развитию голосовых данных, наряду с индивидуальными занятиями на уроках сольного пения, но гораздо более интенсивно развивают и совершенствуют музыкальный слух, способствуют овладению навыками ансамблевого пения.                                                     Цель предмета «Вокальный ансамбль»  -  способствовать творческой самореализации учащихся посредством ансамблевого исполнительства. Предмет направлен на художественно - эстетическое, творческое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на приобретение и формирование у обучающихся следующих навыков:

- умения слышать себя и голос партнера (воспитание чувства ансамбля);

- умения самостоятельно грамотно анализировать нотный текст;

- умения самостоятельно преодолевать вокально-технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;

-умения грамотно исполнять двух- и трёхголосные музыкальные произведения различных стилей и жанров;

- умения создавать художественный образ при исполнении ансамблевых музыкальных произведений.

Среди задач данного предмета можно выделить следующие:

- приобретение правильной ориентировки в звучании певческих голосов (развитие вокального слуха);

- развитие гармонического слуха;

- развитие музыкальных способностей и мышления;

- расширение музыкального кругозора обучающихся за счет знакомства с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы;

- обучение художественному исполнению вокальных ансамблей  композиторов разных эпох, различных жанров;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- воспитание культуры поведения в коллективе;

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей.

II. Особенности ансамблевого пения: построение урока, решение основных вокальных проблем.

Занятия вокальным ансамблем проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. При  дальнейшем обучении состав группы желательно не менять, пополняя его при необходимости новыми участниками. Обучение на уроках вокального ансамбля схоже с основными принципами обучения на уроках сольного пения. Основные принципы  работы с вокальным ансамблем закладываются и осуществляются в результате определенной вокальной организации, возглавляемой руководителем-педагогом. Его общение с поющими в ансамбле носит многоплановый характер. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. Пение в ансамбле - эмоционально-психологическая отдача каждого поющего. В начале каждого занятия необходимо мобилизовать внимание учеников, вызвать в них ощущение бодрости и веры в свои силы. Несколько предварительных вопросов, касающихся их самочувствия, настроения, а также  приветливый вид педагога, приступающего к работе, обычно способствуют хорошему настрою и расположению к занятиям. Рассеянность учеников на уроке говорит либо об их усталости от напряжённого внимания, либо о том, что методические указания педагога недостаточно живо и интересно, а быть может и не совсем понятно, изложены. В таком случае нужно постараться сменить тактику, либо переключить внимание учащихся на другой вид деятельности, поговорить на отвлеченную тему или просто дать ребятам минуту на отдых.                                                                 На уроках ансамблевого пения, как и на индивидуальных занятиях вокалом, необходимо настроить голосовой аппарат к работе над произведениями, то есть распеться. Цель упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и овладению певческими навыками. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают интонационные навыки, развивают технику, а также направлены на то, чтобы создать единую манеру пения. Распевание является систематической тренировкой голоса. Упражнения-распевки должны постепенно усложняться как технически, так и увеличиваясь по диапазону. Вокальные упражнения при занятиях ансамбля следует подбирать исходя из возраста участников, опыта пения в ансамбле, постепенно усложняя приобретенные навыки: 1. Выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, отчетливой, ясной артикуляции. Работа над унисоном. 2. Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного темпа. 3. Расширение диапазона. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато, выработка слитного ансамблевого звучания. 4. Работа над двухголосным пением. 5. Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте. 6. Выработка энергичного, но не резкого  forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием. 7. Интонирование полутонов и хроматических ходов. В распевание необходимо включать упражнения для работы диафрагмы, разогрева голосового аппарата (пение с закрытым ртом, выталкивание звука на согласную «с»), упражнения на скачкообразные элементы (мелодические построения с различными интервалами),        упражнения на кантилену, цепное дыхание (мелодические скачки сочетаются с опевающими элементами, на слоги «ма», «мо», «ми», «лё», исполняются legato), упражнения на подвижность гортани (быстрый темп, staccato). После достаточного количества упражнений (обычно «распевание» занимает не менее 10 минут урока) можно приступать непосредственно к разбору изучаемых вокальных произведений. Работа по освоению навыков правильного пения продолжается вместе с образно – эмоциональным наполнением сочинения. При работе с детьми с ограниченными способностями на первом этапе можно заниматься индивидуально, разучивая партии с каждым участником ансамбля по отдельности. Затем можно приступить к совместным репетициям, но в процессе работы периодически вновь может возникать необходимость в индивидуальных занятиях. Необходимо приучать учащихся к пению по нотам и постепенной адаптации к ансамблевой партитуре. Помимо навыка чтения по нотам параллельно должны решаться задачи мелодического и гармонического интонирования. Поощрение первых успехов способствует раскрепощению учащихся.                                        Для достижения положительных результатов по окончании курса «Вокальный ансамбль» важно следовать в работе определённым этапам развития. На начальном этапе учащиеся осваивают пение в унисон, учатся слушать друг друга, не теряя при этом вокальной основы пения. Затем применяется чередование поочерёдного пения с пением в унисон. Следующий этап — начало работы над двухголосием (чередование унисонов и разветвления голосов, а затем и более сложное двухголосие). И заключительный уровень сложности — трёхголосие, в отдельных случаях возможно исполнение произведений a capella (для более продвинутых учащихся).  Для первого этапа лучше использовать произведения, где фразы чётко разделяются по регистрам (чередуется низкая или средняя и более высокая тесситура). В этом случае целесообразно распределить фразы в соответствии с типами голосов детей, а отдельные места выбрать для исполнения в унисон (не обязательно заключительные, — надо следовать логике музыкального развития и при этом учитывать возможности исполнителей). В любом случае обучающимся на первом этапе освоения нового для них вида деятельности должно быть максимально удобно: тогда они смогут сосредоточиться на качестве исполнения. При переходе к двухголосным произведениям важно сразу приучать обучающихся слушать оба голоса. Многие дети начинают прикрывать ухо, чтобы не слышать партнёра по ансамблю и не сбиваться со своей партии. В этом случае ученику необходимо  объяснить, что это неправильный подход. Результативный приём – пропевание двухголосия a capella в медленном темпе или вообще без соблюдения ритма, с остановкой на каждом интервале. Участники ансамбля должны услышать все созвучия, никуда не торопясь, пропеть всё в полный голос, на хорошей опоре. Затем можно поочерёдно добавить ритм, сдвинуть темп и, наконец, вернуть аккомпанемент. Для некоторых детей, с ограниченными способностями, пение каноном и в терцете может оказаться слишком сложным. В этом случае можно объединять их в более крупные составы, по 2 человека в партии, соединяя в одной партии более одарённого учащегося с менее способным, или же, если нет подходящих кандидатур для укрепления ансамбля, ограничиться работой над более простым двухголосием. Этот вопрос надо решать, исходя из педагогической целесообразности, чтобы добиться высокого качественного уровня исполнения.  Исполнение произведений a capella имеет смысл при работе с наиболее способными детьми, а в упражнениях и при разучивании фрагментов произведений с сопровождением пение a capella очень полезно всем обучающимся — для развития слуха и привычки внимательно вслушиваться в звучание голосов, когда их не дублирует инструмент.  Сроки перехода на каждый следующий этап определяются индивидуально, в соответствии с возможностями детей.                                                                  При составлении ансамблей педагог должен учитывать возраст, силу голоса, степень одарённости и вокально-техническую подготовку учащихся, подбирая партнеров по принципу совпадения этих параметров. Только в этом случае возможно достижение баланса в звучании. Должна быть также исходная предпосылка для слияния тембров: необходимо учитывать особенности звучания голосов учащихся.  Занятия по вокальному ансамблю могут проводиться индивидуально и по составам (дуэты, терцеты) — в зависимости от педагогической целесообразности. При работе с детьми с ограниченными способностями на первом этапе можно заниматься индивидуально, разучивая партии с каждым участником ансамбля по отдельности. Затем можно приступить к совместным репетициям, но в процессе работы периодически вновь может возникать необходимость в индивидуальных занятиях. При работе с более одарёнными детьми можно сразу начинать совместные репетиции. Преимущества этого подхода в том, что каждый участник ансамбля лучше будет знать не только свою партию, но и остальные.                                                                                         Одной из основных проблем при работе с вокальным ансамблем является чистота строя. Причины — не только недостаточно развитый музыкальный слух учащихся, но и неточная координация в работе голосообразующих мышц, позиционная пестрота (когда один участник ансамбля удерживает высокую позицию, а другой не справляется с этой задачей), отступления от эстетических критериев академического певческого звука, недостаточно точная атака звука у отдельных участников ансамбля. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление,  создавать условия, в которых учащиеся испытывают радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.  Важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять. Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки. Поэтому одним из обязательных условий полноценной работы в вокальном ансамбле (в том числе — для достижения интонационной точности и стройности звучания) является пение с использованием вокальных установок, полученных в классе академического сольного пения, и включением в работу всех необходимых для такого пения групп мышц. Именно такой подход отличает пение в вокальном ансамбле от совместного музицирования в рамках курса «Сольфеджио». Сложнее достичь чистоты строя при пении в дуэте или трио, где каждый его участник исполняет свою партию один и не нивелирует тембральные краски, поёт полнозвучно. Это существенно отличает пение в вокальном ансамбле солистов от пения в вокально-хоровом ансамбле, где каждую партию могут исполнять сразу несколько человек, подстраиваясь друг под друга и пользуясь не настолько насыщенным тембром.                                         Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых непросто избавиться.Если произведение незнакомо ученикам, необходимо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. После прослушивания следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения. Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки. Для того, чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения. В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения и петь их, транспонируя по полутонам вверх и вниз.                                                                                Важной задачей данного предмета является достижение художественного единства исполнения, которое появляется при условии наличия «чувства ансамбля» у учащихся. Вопрос сценического общения в академическом вокальном ансамбле необходимо решать музыкальными средствами, так как сценическое движение и жесты в данном виде деятельности часто бывают  неуместны. Музыкальные средства достижения художественного единства и выразительности исполнения при пении в вокальном ансамбле следующие: единство смысловой интонации и фразировки, единство и разнообразие нюансов и агогики, звуковой баланс, синхронность исполнения, дикционная ясность, соблюдение норм орфоэпии и единство артикуляции. Концертмейстер является полноправным участником ансамбля, и должен помогать учащимся в решении всех обозначенных задач.                                                                                  Воспитание сценической культуры — неотъемлемая часть работы с вокальным ансамблем. Сценическая культура прививается с первого года обучения. Учащиеся должны уметь не только правильно вести себя во время исполнения, но и уметь красиво выйти на сцену, правильно встать у рояля (верхний голос — ближе к концертмейстеру, остальные — по порядку), после окончания произведения вместе поклониться и красиво уйти. Сценические костюмы должны быть согласованы по цвету, стилю и длине костюмных элементов и т.п. Причёски у девочек также надо согласовывать: желательно максимально открыть лица, убрав волосы назад, так как глаза должны быть видны зрителям. Выразительные взгляды при естественной и спокойной мимике  — главное визуальное средство передачи эмоционального состояния, результат постижения замысла авторов.                                                                                                

III. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

С учётом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их по пути разбора и разучивания произведений не голосом, а в первую очередь посредством проигрывания на фортепиано. В произведениях со сложным аккомпанементом можно, конечно же, ограничиться вокальными партиями.  Начинать разбор можно с ритмического рисунка (прохлопывая его в ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание поэтического текста является другой важной частью домашнего задания. Проговаривание текста в ритме и характере произведения является действенным методом в процессе подготовки к уроку. Только после того, как ритм и текст в достаточной мере выучены, а мелодия проиграна на инструменте, можно приступать к пению своей партии. Заключительным этапом является пение своей партии с одновременной игрой всей вокальной партитуры, и, наконец, игрой других голосов и пением своего (по возможности).  Нельзя переоценить пользу, которую приносит слушание записей профессиональных исполнителей, с обязательным методическим обсуждением, привлечением внимания ученика к ключевым моментам. Кроме того, даются рекомендации родителям учеников, чтобы они (по возможностям) посещали академические концерты и музыкальные спектакли. При этом важно, чтобы учащиеся слушали разных исполнителей, музыку разных стилей и жанров, не ограничиваясь только лишь вокальными концертами.  Не менее полезным является также совместное посещение концертов вокального отдела школы, гала-концертов различных конкурсов, отчетных концертов школ, где всегда показаны лучшие номера. На этих концертах учащиеся могут услышать выступления наиболее одарённых и хорошо подготовленных учащихся музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие.  Большое значение для развития, обучения и воспитания, учащихся имеют тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом, осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности, воспитание уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается культура поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.

IV. Подбор репертуара в классе вокального ансамбля. Примерный репертуарный список.

При подборе репертуара необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Так как в музыкальной школе могут обучаться дети разных возрастов (обычно от 6-7 лет до 16-17), необходимо выбирать для изучения соответствующие их возрасту вокальные произведения. Вокальный репертуар для детей младшего школьного возраста должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших по объему, несложных вокально и технически дуэтов, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями. Для достижения хороших результатов в работе с вокальным ансамблем необходимо не только придерживаться верной методики, но и правильно подбирать дидактический материал, не забывая про принцип индивидуального подхода. Одной из важнейших установок является доступность музыкального материала. Все необходимые для качественного исполнения изучаемых ансамблей вокально-технические задачи должны быть предварительно решены в классе сольного пения, чтобы учащиеся имели возможность сконцентрировать своё внимание на задачах вокального ансамбля. Кроме того, при выборе репертуара необходимо обращать внимание на соответствие его содержания возрасту учащихся: дидактический материал должен быть интересен ученикам и доступен для их понимания. Как и в классе сольного пения, нельзя использовать произведения, предназначенные авторами для взрослых певцов, уровень вокальной нагрузки и образный строй которых не соответствуют возможностям детского голоса и особенностям внутреннего мира ребенка. Не следует подменять смешанные ансамбли однородными: если ансамбль предназначен автором для исполнения сопрано и тенором, его нельзя исполнять детским составом, перенося партию тенора на октаву вверх, — это приведёт к искажению музыкального материала и, следовательно, художественного замысла. Лучше всего использовать доступные для исполнения детьми женские ансамбли (в оригинальном варианте) или переложения. Вокальная музыка располагает достаточно большим количеством произведений, написанных для различных составов вокальных ансамблей. Большинство из них предполагает наличие ярких вокальных голосов, что создает некоторые сложности в использовании вокального репертуара, так как певческие возможности детского голоса ограничены.   Вся работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Основу репертуара должны составлять произведения композиторов-классиков. Работа над классическим репертуаром способствует формированию академического певческого звука и ровности звуковедения, нахождению баланса в звучании и чистоте строя. Также на всех этапах развития могут исполняться народные песни разных стран и современные произведения, стиль которых согласуется с академической манерой пения. Подбирая дидактический материал, надо помнить про принцип индивидуального подхода.                                                                                                         Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых непросто избавиться.Если произведение незнакомо ученикам, необходимо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. После прослушивания следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения. Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки. Для того, чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения. В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения и петь их, транспонируя по полутонам вверх и вниз.

        

             

Примерный репертуарный список произведений                        (различной степени трудности, от простых к более сложным)

П. Чайковский «Осень»

А. Тома «Вечерняя песня»

Д. Кабалевский «Наш край»

М. Яковлев «Зимний вечер»

Р. Шуман «Небывалая страна»

Б. Флисс «Колыбельная»

Г. Телеман «Счастье»

О. Хромушин «Тик и Так»

Я. Дубравин «Про Емелю»

В. Моцарт « Колыбельная»

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»

С. Баневич «Мир»

С. Баневич «Возьми в Дорогу»

П. Чайковский (обр. В. Соколова) «Песня о счастье»

Р. Роджерс «Эдельвейс»

Г.Гендель « Хвала смеху»

Л. Бетховен «Сурок»

 В. Беляев «Осень-золотайка»

Русская народная песня «Как в лесу, лесулесочке», обр. С. Полонского

А. Тома «Мотылёк»

А.-Э.-М. Гретри «Спор»

М. Блантер «Солнце скрылось за горою»

Русская народная песня « Как у Ваньки»

Я. Дубравин «Синеглазая речка»

Р. Роджерс « Урок сольфеджио»

Ф. Шопен  «Желание»

И. Брамс « Standchen»

Л. Бетховен «Край родной»

Немецкая народная песня «Ученик портного»

А. Алябьев «Прощание с соловьём»

Эстонская народная песня «Кукушка», обр. А. Ключарёва

В. Ребиков «Отвори, дитя, окошко»

Русская народная песня «Ах, по морю»

М. Мусоргский « Песенка про то и про сё»

О. Лассо « Мотет»

А.Колкер «Моя Россия»(переложение Я.Дубравина)

 Р. Роджерс Номера из мюзикла « Звуки музыки»

Ф. Грубер «Тихая ночь», перелож. Н. Поляковой (терцет)

З. Раздолина «Детский рисунок»

О. Хромушин «Музыка города»

В.Берковский, С.Никитин «Под музыку Вивальди»

Немецкая народная песня «Зима» (терцет)

Ж.-Б. Векерлен «Приди поскорее, весна»

Русская народная песня «Уж ты, поле моё»

Р. Шуман «Вечерняя звезда» (терцет)

 Русская народная песня «Со вьюном я хожу», обр. А. Гречанинова

                                         

Заключение

Ансамбль  подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди одинаково мыслят, говорят на одном языке. В каждом ученике необходимо постараться выявить самые лучшие  физические и человеческие качества, это будет способствовать повышению его самооценки. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос. В контакте с обучающимся с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Только тогда, когда каждый участник коллектива, будет чувствовать себя в нём комфортно и свободно, чтобы проявить все свои способности.                                                                                 В результате обучения ученик при пении ансамблевых произведений должен научиться держать свою голосовую партию в двух-и трехголосных произведениях, взаимодействовать в ансамбле с партнером и концертмейстером, передавать эмоционально-образное содержание исполняемых произведений.                                                                        В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе, ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и дети, у которых изначально выявлены средние способности. В процессе обучения у ребенка могут выявляться данные, не обнаруженные ранее из-за незнания, зажатости, стеснительности. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок может найти возможность для творческого самовыражения личности как через сольное пение, так и на занятиях вокального ансамбля. Перед руководителем стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.        

Список литературы:

1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. –  М., 1963.

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. — Р-н-Д., Феникс, 2006.

3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей. – М., ТЦ «Сфера», 2010.

 4. Мещерякова Н.И. Особенности работы с детскими голосами. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013.

5. Полякова Н.И. Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара: автореф. — М., 2011.

6. Руднев А. И. «Методическая разработка по учебному курсу «Вокальный ансамбль»

7. Сергеева Г.П. Музыка в школе. Вып.1. – М., Музыка, 2000.

8. Федосеева Г.В. Русская музыка в классе вокального ансамбля. IV Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы», ГМПИ им. М. Ипполитова - Иванова, 20 сентября 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Педагогическая технология развития вокально-певческих навыков у дошкольников

В статье представлена технология по развитию у дошкольников вокально-певческих навыков. Идея данной работы - интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя....

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на р...

«Методы развития вокально – технических навыков в классе сольного пения»

В методической работе рассматривается детский голос и особенности его развития, а также  вокально – технические навыки : певческое дыхание , звукообразование, артикуляция и дикция, интонаци...