Педагогическая технология развития вокально-певческих навыков у дошкольников
статья на тему

 В статье представлена технология по развитию у дошкольников вокально-певческих навыков. Идея данной работы - интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kashkanova_olga.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-

ПЕВЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Кашканова Ольга Алексеевна

студентка 430 группа

 Научный руководитель  к.п.н.

Крашенинникова Надежда Борисовна

Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент.

 Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Выразительное исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему доброму прекрасному и порой убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Человеческий голос  по мнению многих музыкантов, является самым замечательным музыкальным инструментом, данным человеку природой [2.С.160-163].

Как же обучать детей-дошкольников пению?

Ключевой идеей  данной  работы над вокально певческими навыками является   тесная связь вокально-певческой работы с развитием речи. Действительно, дети знакомятся с самого раннего возраста с большим количеством народных песенок, потешек, считалок, которые служат материалом для обучения их родному языку. Пение улучшает произношение звуков, развивает речевой аппарат, обогащает словарь, повышает культуру речи, расширяет кругозор детских представлений.

С другой стороны слово является органическим элементом песни, поэтому овладение родным языком помогает ребенку более выразительно исполнять песню. Обучить детей умению выразительно исполнять песни очень трудно при  отсутствии у них интонационной выразительности речи. Если ребенок не может передать чувства, эмоции в слове, то для него сложно передать чувства и эмоции в пении.

Таким образом, работа над речью   влечет за собой развитие певческих навыков и наоборот -  занятия вокально-певческой деятельностью  способствуют развитию речи.

В данной работе мы попытались использовать взаимосвязь развития речи и певческих навыков для обучения детей выразительному пению.

Цель исследования –  развития вокально-речевых   навыков у дошкольников.

Технология развития вокально-речевых навыков дошкольников, предложенная   в данной работе, построена на основе интеграции  двух методик: методики развития речи и методики обучения пению.[3.С.3-7.]

 В экспериментальной деятельности  по данной технологии требуется объединения усилий воспитателя в развитии речи и музыканта в обучении вокально-певческим навыкам. Методические работы, которые конкретно направлены на интеграцию методик развития речи и пения, практически нет.  Поэтому данное исследование  - актуально.

Н.Поддьяков  подчеркивает,  что в  общем процессе психического развития дошкольника преобладают интеграционные процессы, выполняющие поисковую и прогностическую функции. Таким образом выход на интеграцию видов деятельности является закономерным .

 Общность речи и музыки проявляется  как в  музыкальных средствах выразительности обучения пению, так и технике речи.

 Как правило, воспитатели работают по методике развития речи  О.С. Ушаковой, а музыканты по вокально-певческим методикам Н.А. Ветлугиной, Н. Метлова, О.П.Радыновой и т.д. Это традиционная система работы  над речевыми и вокально-певческими навыками.

Более успешно обучение пению и речи, не наш взгляд, будет протекать, если  музыкант и воспитатель объединятся в этой деятельности.

 Идея  интеграции деятельности воспитателя и и музыканта  по развитию речи  заставляет технологизировать данный процесс и представить его в виде технологии, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап.    Проведение совместного планирования деятельности воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкально-речевых навыков у дошкольников.

2 этап. Подбор дидактических средств и репертуара  для развития музыкально-речевых навыков у дошкольников.

3 этап.     Разработка технологии формирования певческих навыков и эле ментов хорового пения  у дошкольников.   Работа по технологии  протекает в несколько  этапов. Особенности певческой деятельности определяются в первую очередь спецификой детского голосового аппарата.

4 этап. Результаты опытно-экспериментальной работы по данной технологии направленной на интеграцию деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

  Рассмотрим по подробнее каждый этап технеологии. В ходе совместного планирования дошкольной деятельности на первом этапе   музыкальный руководитель  и воспитатель определяют задачи, содержание и средства для занятий как по развитию речи, так и  вокально-певческих умений.[1.С. 140-144].

 Сначала,   планируется работа по звуковой культуре  воспитателя как самостоятельный вид деятельности на неделю,  месяц,  а не от случая к случаю, т.е. по мере необходимости.

 Затем , работа по звуковой культуре  воспитатель проводит не только на специально отведенных занятих , но и во всех других  видах дошкольной деятельности, во все  режимные моменты ( утренняя гимнастика, подвижные игры, разные виды занятий, прогулка и т.д.)

Наконец, воспитатель вводит в практику своей работы отдельные упражнений  игры,  музыкальный материал, который использует музыкальный руководитель.

На первом этапе в работу музыкального руководителя как и воспитателя вносятся  существенные изменения.

Во-первых,  планируется работа по звуковой культуре  на  каждом  музыкальном занятии  ( над теми же звуками, что и воспитателем). Подбираются  упражнения, певческий репертуар в соответствиис планом воспитателя.

Во - вторых, вводится новый тип занятий - это музыкально-речевое занятий, которое является связующим звеном между деятельностью музыканта и воспитателя . Воспитатель присутствует на данном занятии и может помогать в его проведении. Данное занятие позволяет музыкальному руководителю отводить чуть больше времени работе над звуковой культурой.

Во- третьих , музыкальный руководитель задает образец работы над вокально-певеческими навыками и умениями воспитателю.  Вырабатывается единство подходов к подготовке и развитию как речевых навыков, так и вокально-певческих.

Подбор репертуара и дидактических средст  по развитие речевых и воскально-певческих навыков на втором этапе протекает в максимальном соединении двух программ: Программы музыкального воспитания  и Программы по развитию речи.

 В программе развития речи воспитатель используются такие формы работы как чистоговорки, речевки,считалки. В программе по музыкальному  воспитанию музыкант  использует такие  формы работы как - потешки, попевки, дидактические игры, и, конечно, песню.  При совместном планировании   воспитатель и музыкант обмениваются этими формами работы и каждый использует их  на своих занятиях с детьми.

Существенно обогатились сегодня ,благодаря информационно-коммуникативных технологиям, среда и  дидактические средства, обеспечивающие  успешность проведения  занятий.

    Так, широко используются для развития артикуляционного аппарата ребенка - видео материал: сказки, загадки, стихи, песенки ,пословицы, поговорки  - где дети не только видят, но и слышат правильное произношение , проговаривание звуков.

   Тщательный подбор певческого репертуара, который будет соответствовать не только программе по музыкальному воспитанию, но и программе по развитию речи.

     Формирования певческих навыков и элементов хорового пения  у дошкольников проходит  на 3 этапе.   Для него продуман алгоритм, который протекает по шагово. Особенности певческой деятельности определяются в первую очередь спецификой детского голосового аппарата.

 1шаг. Накопление музыкально-слухового опыта по развитию звуковой культуры как на музыкальных занятиях так и на занятиях  по развитию речи. обогащение слухового опыта протекает путем ознакомления детей детскими песнями  и включением их в деятельность воспитателя в различные режимные моменты.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем подбирает репертуар, знакомит с этим музыкальным репертуаром не только детей ,но и воспитателя.  Воспитатель включает музыкальный репертуар во все режимные моменты жизни детей в детском саду : утренние часы( время прихода в садик -звучат марши, танцы. Например.Ф. Шуберт Марш, С.Рахманинов Полька и т.д; во время игр, во время одевания на прогулку звучат детские песни ( Когда мои друзья со мной В.Шаинский, Песня о дружбе муз.А Киселева и т.д.  При подготовке к тихому часу подбирается спокойная музыка : колыбельные песни или например:  Сонная песенка Р.Паулса, Любимый котик муз. Л.Вихарева, П.Чайковский Утреннее размышление и.д. При пробуждании -  Чунга-Чанга муз. В.Шаинского, Тарантелла С.Прокофьев   и т.д.

  2 шаг.  Обогащение музыкальной среды группы - это создание  музыкального уголка. Для музицирования детей  в музыкальном уголке  необходимы музыкальные инструменты,  а также  музыкальный центр, диски    с песнями, мультфильмами, концертами, стихами, музыкальными сказками и т.д.

  3 шаг.  Индивидуальная работа  с детьми в зависимости от развития их способностей , певческих умений и интереса к пению .

  4 шаг. Консультации для родителей.

   5 шаг. Разработка методических рекомендаций для слушания и певческой деятельности детей. Подбор репертуара  : диски,  флешки с детскими   песнями для слушания и пения.

 6 шаг. Диагностика по результатам коллективной и  индивидуальной  певческой и речевой работы. Ожидаемые результаты по данной педагогической технологии.

Таким образом, обучение дошкольников выразительному пению как  одна из основных и самых сложных задач музыкального воспитания в детском саду, благодаря  данной  технологии  интеграции речевой и певческой деятельности дошкольников  осуществляется, на наш взгляд, значительно успешнее.  Воспитатели и музыкальный руководитель добиваются качествееых  результатов  как в области речевого, так и вокально-певческого развития детей.

Литература

1. Гогоберидзе А.Г.  деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.- Спб:. Изд . Детство-пресс, 2013. - 656с.

2. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста .- М.: Дубна: Феникс, 2014.- 223с.

3. Замыцкая Л. Крашенинникова Н.Б. Обучение выразительному пению

                        дошкольников, Н.Новгород , НГЦ, 2004.-134с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Голос и вокально-певческие навыки детей 5-6-7 лет.

Методический материал для работы с детьми 5-6-7 лет....

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...