Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.
статья

Будянская Юлия Яковлевна

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятиях со студентами художественных специальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx293.64 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и   развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

Эстетические чувства и художественная культура обучающихся развиваются  непосредственно в процессе проектирования и изготовления творческих работ художественной направленности Выбор методов обучения художественной деятельности  зависит от от конкретных педагогических целей -формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение .Так же от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны..),от индивидуальных особенностей и возможностей  обучающихся ,от уровня их подготовленности . Особенно эффективными являются  методы обучения основанные  на практической деятельности обучающегося Этими методами формируют практические умения и навыки. К наиболее часто используемым  практическим методам на занятиях по изобразительному искусству  относятся упражнения, практические работы, выполнение учебно-трудовых заданий (,изготовление сувениров, поделок, оформление элементов ландшафта…). Так же постоянно необходимо использовать наглядные методы обучения (использование натуры.) и демонстрационные методы (использование образцов ,репродукций, оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства и др…) Одной из эффективных  обучающих форм  является проведение мастер -классов по дисциплинам общепрофессиональной подготовки по специальностям изобразительное искусство и дизайн.

Мастер-класс – это особая форма профессионального обучения студентов, обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику. Мастер-класс представляет собой профессиональный тренинг во главе с педагогом мастером. На нем обучающиеся, получают  полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера и осваивают  предлагаемые методики и технологии, а также опираются на основные принципы выполнения  творческой работы в различных техниках.

Мастер-класс отличается от других форм передачи опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение и представление предлагаемого методического материала и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  обучающегося, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности.

Задачи мастер-класса:

  1. Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  2. Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  4. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Народное изобразительное творчество, включающее живописные произведения на деревянных изделиях, имеет свидетельства о своем существовании еще во времена, уходящие вглубь тысячелетий. Сегодня профессиональное образование в сфере прикладного, народного искусства в нашем учебном заведении встроено в систему «поточного обучения», что следует расценивать неоднозначно. С одной стороны, это позволяет достаточно быстро покрывать потребности рынка; с другой стороны – «народная почва», вскормившая мастера – умельца от народа, остается постоянно востребованной.

Изучая характер творческой активности студентов в процессе изобразительной деятельности, можно сказать, что эта активность определяется двумя зависящими друг от друга компонентами: творческим отношением студента к данному виду деятельности и результатом творческого процесса, возможного в продуктах деятельности. Успешное освоение знаний и навыков в процессе изучения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов предполагает тесную организацию творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом основных действий каждого студента.

Исходя из опыта проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и художественной обработке материалов, можно сказать, что активность обучающихся в процессе изобразительной деятельности определяется двумя компонентами: творческим отношением мастера к данному виду деятельности и результатам творческого процесса, возможного в продуктах деятельности. Успешное освоение знаний и навыков в процессе работы над художественным декоративным изделием предполагает тесную организацию творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом основных действий каждого обучающегося.

В ходе практических занятий по выполнению  художественно- декоративных работ, мы опираемся  на учет уровней активности студентов, которые прослеживаются в их действиях во время занятия.

  • репродуктивного подражания (самый низкий) предполагает освоение приемов по готовым заданиям, предложенным педагогом. Одним словом учащийся воспроизводит изображения по готовому образцу, не прилагая усилий к самостоятельному мышлению и творчеству. На этом уровне отсутствует интерес к получению глубоких знаний и навыков. Поэтому в данном случае применяются  дифференцированные материалы с учетом степени сложности, т.е. таблицы и карточки с изображением отдельных элементов и мотивов росписей в упрощенном виде, образцы рисунков в виде линейного изображения и  шаблоны.
  • поисково-исполнительской активности (высокий уровень) предполагает использование дополнительных источников знаний (лекции, проработка дополнительной литературы, изучение новых техник, взаимодействие с другими студентами группы и т.д.). однако здесь прослеживается ряд недостатков:  невысокое качество выполнения эскизов и образцов, недостаточно удачное построение композиции и т.д. Чтобы устранить пробелы в работе студентов на данном этапе работы, уместно использовать карточки-образцы, карточки-схемы построения композиции, сводные таблицы ошибок, допускаемых учащимися при выполнении различных видов художественной обработки материалов.
  • творческой активности – это высший уровень, на который студенты выходят при выполнении итоговых творческих работ, опираясь на знания и умения, полученные на занятиях и во время самостоятельной работы. Здесь подразумевается творческое решение задач и самостоятельного достижения поставленной цели. Итогом такой деятельности являются работы выполненные индивидуально. Здесь имеет место подчеркнуть участие студентов в выставках, просмотрах, конкурсах в рамках учебного заведения и региональном уровне.

Далее, нужно сказать о наиболее приемлемых методах и технологиях применяемых на занятиях изобразительного цикла, в частности по художественной росписи. Например, При изучении декоративной росписи по дереву  используются методы копирования, повтора и варьирования. Метод варьирования является следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результатом изучения каждой росписи становится деревянное изделие, декорированное собственной орнаментальной или сюжетной композицией. При декорировании изделий декоративно-прикладного искусства обучающимся постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декора изделия, как сделать его более совершенным и выразительным с точки зрения эстетики. Все это создает дополнительные возможности для развития творческого воображения обучающихся. Современный мастер-класс – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов проведения, и техническое оснащение занятия. Сегодня в традиционную схему занятия входит – компьютер, как основной источник познавательной информации .

Из традиционных методов можно выделить:

иллюстративный – дает более полное представление о данном виде художественного промысла. Это учебные плакаты, таблицы, методические пособия, в том числе виде презентаций. Например, приступая к изучению промыслов, большинство студентов впервые слышат об урало-сибирской росписи, пермогорской и др.  отсюда следует, что это наиболее приемлемый метод обучения на занятиях специальных дисциплин.

  • Репродуктивный -  самый эффективный в освоении ремесла, т.к. студент осваивает приемы работы по непосредственному «живому» показу упражнений и элементов педагогом.
  • исследовательский - это выполнение студентами самостоятельного творческого задания, где предполагается самый высокий уровень творческого развития личности в этом направлении.

Любое проведение современного занятия немыслимо без современных технологий, которые также прослеживаются и применяются на этих дисциплинах.

1. Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Целью активного обучения является организация активности обучаемых. Сущность технологии активного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания учебной деятельности. Реализуется данная технология с помощью различных принципов, методов активного обучения.

2. Игровое обучение - обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение обучаемых в творческую деятельность. Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени.

В завершении следует сказать, что ввиду специфики занятий по художественной обработке материалов, основой является освоение студентом ремесла, то есть непосредственно живого творчества посредством руки, кисти, глаза. И результатом всей деятельности таких занятий являются, конечно же, просмотры, выставки, итоговые просмотры с включением сценария в масштабе учебной мастерской, а так же оформительская деятельность в учебном заведении и за ее приделами. Все это результат совместного творчества преподавателей и обучающихся.  

Исходя из опыта преподавания спец дисциплин художественного цикла и  проведения различных  мастер-классов, можно сделать вывод, что наиболее эффективными для развития творческой активности студентов  являются занятия по художественной обработке материалов и декоративно- прикладному искусству.  В учебных стандартах нового поколения все меньше и меньше отводится места такого рода дисциплин, а многие исключены вообще. Ведь специалисты данного профиля (учителя и дизайнеры) должны быть адаптированы именно к практико-ориентированной среде. Творческий человек живет и творит под воздействием общественных идей и потребностей, формирующих  его нравственные идеалы, которые отражают его мировоззрение ,оценку жизненных явлений  и воплощаются в его творческой деятельности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. пособие для студ. СПО /С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014 – 208 с.

2. Н.М. Сокольникова Методика преподавания изобразительного искусства: учебник / Н.М. Сокольникова.-8-е изд.- М.: ИЦ Академия, 2017.- 256 c.

3.    М.С. Соколова. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 -  284 с.

C:\Users\user\Desktop\о.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о пед...

Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО

Влияние регионального  компонента на развитие  творческой активности  учащихся СПО...

Доклад на ЦМК - "Современные педагогические технологии для формирования профессиональных, общекультурных компетенций обучающихся на учебных занятиях по психологии"

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным ...