"Развитие творческой активности и навыков самостоятельности учащихся на уроках технологии продукции общественного питания"
учебно-методический материал по теме

Скоркина  Марина Николаевна

Методический материал для работы со студентами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Марксовский электротехнический колледж»

Развитие творческой активности и навыков самостоятельности учащихся на уроках технологии продукции общественного питания.

                                                                                              Выполнила: преподаватель                          

        специальных дисциплин

                                                                                                      Жильцова М.Н.  

Маркс 2014


Развитие творческой активности и навыков самостоятельности учащихся на уроках технологии продукции общественного питания.

      Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися. Урок - это логически законченный, отрезок учебно-воспитательного процесса. Наиболее важными особенностями современного урока являются:
• создание доброжелательной атмосферы, основанной на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей;
• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
• обучение учащихся таким способам учебной работы, владение которыми дает шанс учиться успешно, создает основу психологического комфорта;
• развитие умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к освоению учебной дисциплины.
    Перед преподавателем  часто стоит проблема выбора форм организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Основополагающую роль играет формирование целей урока. Конкретно сформулированная цель определяет весь ход урока. Преподавателю  она помогает проанализировать содержание учебного материала, организовать активную познавательную деятельность учащихся, продумать наиболее эффективные образовательные технологии, методы и средства обучения.
    Учащимся  цель позволяет конкретно знать, какими знаниями, навыками они должны овладеть, какие требования им будут предъявлены после урока. Согласно теории оптимизации, применение любой из форм организации учебной деятельности может принести пользу, если будет соответствовать целям и содержанию этой деятельности. Например, если цель — отработка навыков при выполнении тех или иных операций, то лучшая форма — индивидуальная работа учащихся. Если же цель — формирование умений решать практические задачи, то я выбираю коллективную (звено, бригада, команда) форму. Если не успеваю отработать у всех ребят умение выполнять операцию, то привлекаю на помощь в качестве консультантов более способных учащихся (парная форма организации учебной работы).
   Существует и такая организация деятельности учащихся на уроках, которую в педагогике называют личностно-ролевой. В этом случае я передаю отдельным учащимся некоторые из своих обязанностей, и они выполняют роли ассистента, консультанта по определенным вопросам (например, при оценке качества выполнения вышивки или набора петель при вязании и т.п.). Использование ролей развивает профессиональный интерес, формирует качества, необходимые для работы в современном коллективе: принципиальность и такт, высокий профессионализм и готовность помочь.  
   Чтобы выбрать наиболее эффективный метод обучения, активизировать познавательную активность учащихся необходимо видеть зависимость выбора метода от целей урока, учебного содержания, уровня подготовки учащихся. Учащийся не только объект, но и субъект педагогической системы, в которую он вносит целый мир своих переживаний, отношений к людям, к предмету обучения. Поэтому, выбирая методы обучения, планируя урок, я придерживаюсь в своей работе следующих правил:
- при использовании словесных методов - темп и четкость речи, ясность произношения терминов;
- при демонстрации трудовых приемов осуществляю показ в медленном темпе с остановками после каждого приема (при необходимости — индивидуально), во время демонстрации даю четкие конкретные комментарии;
- организуя практические работы, учитываю возрастные особенности учащихся;
- оказывая помощь учащимся, избегаю излишней опеки, обращаю внимание на выработку у учащихся умений планировать и анализировать выполнение работы.
     Наиболее полно учебно-воспитательные задачи решаются на основе тесной связи урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся.  
     Внеклассная работа имеет свои задачи, характерные особенности и назначение. Основная роль внеклассной работы — помочь учащимся в определении устойчивых интересов, в выявлении склонностей и способностей в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Внеклассная работа расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала. Внеклассная работа позволяет разумно организовать и заполнить внеурочное время, досуг, удовлетворить потребности в творческой деятельности.

    Важной задачей внеклассных занятий по трудовому обучению является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков практической работы.
   Воспитательный элемент внеклассных занятий — выполнение общественно полезных заданий, в ходе которых у учащихся вырабатывается чувство ответственного, бережного отношения к труду. Внеклассная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет кругозор и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с учебой служит действенным средством, которое мобилизует активность учащихся  в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы каждого. Основные задачи внеклассной работы:
• привитие интереса к трудовому обучению;
• развитие и совершенствование навыков практической работы; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;
• организация отдыха учащихся в сочетании с эстетическим и нравственным воспитанием.  

    Отличительной чертой внеурочных занятий должна быть добровольность выбора занятий учащимися в соответствии с их интересами. Организация различных форм работы по интересам позволяет учащимся проявить индивидуальные способности. Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по трудовому обучению является связь с обязательными занятиями по предмету, для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к предмету, в ее основе должна быть ориентация на активную, самостоятельную, познавательную и практическую деятельность учащихся. Так же как и уроки труда, внеклассные занятия вызывают у учащихся интерес, когда они связаны с жизнью и запросами детей, когда эти занятия помогают лучше организовать досуг, заполнить свободное время творческим общественно полезным трудом, интересными коллективными делами.

На внеклассных занятиях преподаватель  имеет значительно больше возможностей, чем на уроках труда, для этого необходимо разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми трудовых заданий, методы и организационные формы проведения каждой работы. Все это помогает преподавателю лучше выявить и полнее использовать интерес детей к различным видам труда, дает более широкие возможности для индивидуального подхода к каждому учащемуся. Конечно, развитие познавательного интереса — задача не только внеурочной работы. Преподаватель не должен упускать ее из виду ни на одном уроке. Однако внеклассная работа имеет ряд особенностей. Это возможность большей, чем на уроке, индивидуальной работы с учащимися, предоставление каждому   возможности выбирать занятия по его интересам, работать в темпе, соответствующем его желаниям и способностям. Большое значение имеет и то, что эта деятельность не регламентируется условием обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося.  
    На внеурочных занятиях именно задания творческого типа составляют основу большинства видов деятельности учащихся. Участие учащихся  во внеклассной работе развивает у них разносторонние способности. Ведь им приходится выпускать предметные газеты, изготовлять поделки, в качестве ведущих и т. п. При этом воспитываются взаимная требовательность и ответственность, готовность помочь товарищам, желание проявить инициативу. Кроме того, развиваются организаторские способности.
    Внеурочная работа может быть индивидуальной, групповой или массовой. Однако разделение этих видов очень условно. Индивидуальная работа связана с углубленным изучением теоретического материала и некоторых практических задач.
    Групповая внеурочная деятельность осуществляется на факультативных занятиях, в кружке. К массовым относятся олимпиады, предметные недели, выставки творчества и т. д.   Факультативные занятия являются формой дифференцированного обучения, сохраняющей все преимущества единой системы образования и позволяющей развить индивидуальные интересы и способности учащихся. По своим организационным принципам они занимают промежуточное положение между обязательными уроками и кружковыми занятиями.
    Определяя основное содержание факультативов, типовые программы факультативных кружков предоставляют преподавателю  большую свободу в выборе форм организации занятий и методов обучения в зависимости от оснащения рабочего кабинета, индивидуальных особенностей группы учащихся.
   Среди различных форм внеклассных занятий особое место принадлежит кружку. Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой творческих проектов, изготовлением поделок, организации массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать умение работать с литературой, открывает широкие возможности для творчества. Содержание работы кружка может быть различным.
Первый путь — занятия по программе, сопутствующей основному курсу предмета. Базируясь на учебных знаниях, учащиеся расширяют и углубляют их.
Второй путь — выбор для занятий кружка тех вопросов, которые интересуют учащихся.       Это способствует развитию самостоятельности учащихся. Для успешной работы кружка запросы и интересы учащихся  я изучаю с помощью анкеты. После того как собраны и проанализированы ответы учащихся , можно приступать к составлению плана работы кружка. Если педагог сам предлагает тематику, то на первом же занятии кружка нужно объявить, что есть резервные часы, которые могут быть посвящены вопросам, интересующим ребят, и предложить им сделать свой выбор. Если при выборе тематики занятий педагог ориентируется на пожелания ребят, то резервные часы, наоборот, отводятся на темы, рекомендованные преподавателем.
   Своеобразным смотром результатов работы факультативов, кружков, и других форм внеурочной работы по труду являются предметные недели, проводимые в школе. Этому предшествует большая подготовительная работа в течение нескольких месяцев.
   Задача проведения недели трудового обучения — развитие интереса учащихся. Ведущая роль в организации недели по трудовому обучению принадлежит учащимся, проявившим интерес к предмету, участникам факультативов, кружков. Однако особенность недели состоит в том, что в ее подготовке и проведении принимают участие учащиеся всех групп колледжа.
   Опыт показывает, что большой интерес у ребят вызывают те мероприятия, которые охватывают широкий круг вопросов. В их подготовке каждому находится дело по душе.
    Это позволяет привлечь к работе большое количество учащихся, сосредоточить их внимание на одном общем деле, объединить их интересы. Конкурсы, проводимые в рамках предметной недели, всегда вызывают живой интерес у ребят. Одна из задач воспитания учащихся — приучить  делиться своими знаниями с другими. Важно, что они умели делать сообщения, подготовить материалы, пропагандирующие знания по обслуживающему труду. С этой целью используется конкурс тематических стенгазет по интересным для учащихся вопросам. Цель — привлечь внимание к определенному вопросу, заинтересовать детей, подтолкнуть к самостоятельному чтению книг. Поэтому главное — познавательное содержание конкурса.
   Одна из форм внеурочной работы — это олимпиада. Первый, самый массовый, этап олимпиады — внутри колледжа. В нем принимают участие все желающие учащиеся. Отличительной чертой данной олимпиады, является дух соревнования, выявление сильнейших в данном виде деятельности. Проводя первый  тур олимпиады, я не ограничиваю число участников. Нет и предварительного отбора учащихся. Задача преподавателя  — привлечь к участию в этом туре олимпиады возможно большее число учащихся. Успех в проведении  олимпиады в значительной мере определяется качеством предлагаемых заданий, для развития интересов и способностей, учащихся они должны быть творческими. Однако следует помнить, что чрезмерно сложные задания подрывают веру учащихся в свои силы, снижают интерес к продолжению занятий. Разумное сочетание требований нестандартности и доступности может быть достигнуто подбором для олимпиады комплекса теоретических и практических заданий. Результатом этой работы являются победы учащихся на районных, областных и республиканских этапах олимпиады. В процессе работы — урочной, внеурочной, внеклассной — накапливается интереснейший педагогический материал, отражающий творчество детей.
    Наиболее интересной и полезной общественной форта отражения работы учащихся являются выставки. Подготовка материалов для выставок — часть самостоятельной работы учащихся в классе, дома, в кружке. Учащимся - приятно, когда их интересные работы видят и знают не только преподаватель  и узкий круг одногруппников , но и другие учащиеся. Выставка должна иметь четко поставленные цели, определенную направленность, систему. Она представляет собой самоотчет учащихся. Выставки проводятся, как отчет работы кружка, и как персональные выставки (если учащийся   выполняет работы в разнообразных жанрах или у него много интересных работ).
   В настоящее время внеклассная работа по трудовому обучению, тесно связана с активно развивающейся социальной программой по вовлечению учащихся во временную занятость в свободное от учебы время и во время каникул.
        Внеклассные работа, проводимая в сочетании с уроками, содержание которых она не повторяет, а обогащает новыми материалами и результатами практической деятельности, способствует реализации многосторонних интересов учащихся. Такие занятия развивают творческие способности, учат, как применять знания на практике. Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, расширяют практическую деятельность. Это помогает лучше узнать учащихся, развивает организаторские и творческие способности не только учащихся, но и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов по специальностям 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

ПОДГОТОВКА  И  ЗАЩИТАКУРСОВОЙ  РАБОТЫМетодическое пособиедля студентов по специальностям19.02.10 «Технология продукции общественного  питания»43.02.01 «Организация обслуживания в о...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья "Развитие творческих способностей будущих технологов продукции общественного питания в процессе теоретического и производственного обучения", подготовленная в рамках участия во II Международной...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Супы» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной формы о

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  ситуационные задачи, образец  технологической карты и титульн...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Обработка мяса» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260708 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочн

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы, таблицы, приложения, образец  титульного листа отчетной работы, спи...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Сладкие блюда» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  требования к качеству сладких блюд, ситуационные задачи, образцы...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОП.02 ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ Для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной  работы по общепрофессиональной дисциплине ОП.02  Физиология питания предназначены для реализации основной профессиональ...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного...