ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»
статья

Круглова Татьяна Ивановна

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, смог увидеть результаты своего труда?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ  РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению?

Мотивы могут в значительной мере предопределять действия. Мотивы объясняют поведение ученика, отвечая преимущественно на вопрос «почему?», тогда как педагогов больше интересуют вопросы «как?», «какими способами, методами?». Однако, прежде чем выбрать способы и методы воспитания каждый педагог стремится получить ответы на вопросы, чем обусловлено поведение ученика, почему он поступает так, а не иначе.

Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности.

Мотив учебной деятельности можно определить как направленность ученика на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация - это совокупность мотивов. Можно определить мотивацию как склонность, предрасположенность к действию; перейдёт ли склонность к самому действию, в свою очередь, зависит от многих факторов, в том числе - эмоций, намерений человека, внешних влияний, которые могут либо запустить целенапрвленное поведение, либо воспрепятствовать ему.

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию ученика, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может либо активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Большое значение в учении имеют познавательные и социальные мотивы. К познавательным относятся мотивы, при которых у ученика преобладает направленность на овладение содержанием учебного материала, а социальными - мотивы, при которых у ученика преобладает направленность на других людей.

Учебная работа не может быть всегда привлекательной и интересной. Учение для подростка является очень сложным и трудоёмким процессом. В таких сложных видах деятельности обычно проявляется комплексное действие не одного, а множества мотивов. Учение может мотивироваться не только потребностью в приобретении знаний, необходимых для будущей профессии или дальнейшего обучения, но и потребностью занять определённое место в обществе - в группе, в колледже, среди товарищей, среди родственников, в глазах учителя и т.д.

Постоянно действующими мотивами учебного труда являются стремление получить образование, профессию, интересную работу, найти своё место в обществе, стремление к самореализации, сознание долга и др. Частные мотивы (взаимоотношения с педагогами, родителями, товарищами, лицами противоположного пола, условия обучения и т.п.) носят, как правило, поддерживающий характер, однако, отрицательное действие этих мотивов иногда может полностью парализовать действие постоянно действующих мотивов. Например, если учащийся находится в конфликте с педагогом, не удовлетворён своим окружением или положением в группе, то мотив к обучению может резко снизиться или совсем прекратиться.

Для мотивации творческого процесса характерно «ощущение потока», в котором человек:

  • ощущает полную включённость в дело и полную концентрацию мыслей и чувств на выполняемой им работе;
  • ощущает полное подчинение требованиям, идущим от процесса деятельности, и сам знает, что и как делать;
  • осознаёт, насколько хорошо и успешно он делает своё дело;
  • не тревожится в связи с возможными неудачами;
  • не ощущает хода времени, утрачивает осознание себя и «растворяется» в деле.

Насколько характерно «ощущение потока» для обычной учебной деятельности учащегося? Ответ очевиден: такое ощущение редко имеет место в процессе учения, чаще бывает ощущение недостаточной включённости в дело. Многое тут зависит от самих участников процесса: и ученики, и, особенно, учителя могут при желании добиться большего. Чем больше мы, педагоги будем стремиться испытать «ощущение потока» вместе с нашими учениками, тем более высокими будут наши общие достижения.

В повседневной жизни наше поведение обусловлено как внутренними, так и внешними мотивами, однако глубокого водораздела между мотивами не существует. Любой педагог может привести множество примеров из собственной практики, свидетельствующих о том, что нередко внешние стимулы, действующие продолжительно, устойчиво и достаточно сильно, способны видоизменить внутреннюю мотивацию ученика. Но не всегда учащиеся снижают результативность учения под давлением понижающего эффекта внешнего принуждения, нередко в условиях нарастания трудностей они учатся преодолевать собственную праздность, биологическую лень, нелюбовь к делу и научаются испытывать удовлетворение от результатов, достигнутых ценой преодоления трудностей ради достижения поставленной цели. Приобретённое умение многократно, на протяжении длительного времени преодолевать себя и добиваться успехов в упорном труде постепенно может стать привычкой, а иногда и жизненной потребностью, и ученики в дальнейшем могут добиться значительных результатов и выполнять свою работу уже не по принуждению, а в силу непреодолимой тяги. которая и является внутренней мотивацией.

Большое влияние на учебную деятельность могут оказывать внутренние и внешние факторы. непосредственно связанные с учебной деятельностью: познавательный интерес, радость учебного труда, удовлетворение, получаемое от плодотворной умственной и практической деятельности, от творчества, преодоления трудностей, благотворного влияния личности педагога, высокой оценки труда, от справедливой системы поощрений и наказаний и т.п.

Итак, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков есть результат многофакторного воздействия на учебную деятельность его собственных стремлений, способностей, различных внешних факторов, в том числе общественного влияния. Как это происходит:

  • собственная индивидуальность человека (его возможности и способности), окружающая среда, общество формируют его потребности и интересы, установки и идеалы, врождённые инстинкты, эмоции и влечения, которые определяют его мотивационные тенденции и, в том числе, мотивы учебной деятельности, значительная часть которых может быть внутренними; мотивы учения могут усиливаться или ослабляться условиями реализации учебной деятельности в обществе (межличностными отношениями, финансовым, материальным, кадровым, идеологическим и информационным обеспечением), а также факторами, непосредственно связанными с учебной деятельностью;
  • главными вознаграждениями для обучающегося являются приобретённые в результате успешной учебной деятельности новые способности и возможности: профессионализм, иногда способности креативного саморазвития, достижение более высокого уровня культуры и др.;
  • высокая результативность учебного труда ведёт к удовлетворению учащегося и побуждает его снова учиться.

В практической жизни самых высоких результатов в учении (результатов не столько в высокой успеваемости, сколько в стабильном интересе к приобретению знаний, особенно, профессиональных) достигают не те ученики, которых стимулировали отличными оценками, а те ребята, которые настойчиво пытаются докапываться до сути новых явлений и отличаются от сверстников более широким кругом «факультативных» интересов. Результаты (получение грамот, дипломов) для них, конечно. важны, но определяющим является интерес к самому процессу узнавания, к преодолению трудностей, к выходу на новые возможности познания. Устойчивая внутренняя мотивация обусловливает высокие познавательные возможности таких учеников, а целесообразная внешняя мотивация, в том числе помощь педагогов, может усилить мотивацию.

Так в общих чертах выглядят наиболее существенные подходы к пониманию мотивации учения, которые и используются в проведении уроков.

В ходе педагогической деятельности были выделены некоторые факторы мотивации учения:

  • фактор увлечённости или познавательного интереса (Алексей Кислов, Андрей Сакуть, Павел Пугачёв, Александр Абрамов, Дмитрий Матусевич, Николай Беляев);
  • осознание цели; профессиональная направленность (Антон Фёдоров, Владимир Кочешков, Алексей Кислов, Андрей Сакуть, Павел Пугачёв, Александр Абрамов, Дмитрий Матусевич, Николай Беляев);
  • потребность в достижении результатов и избегании неудач (Максим Захматов, Александр Крылов, Павел Пугачёв, Дмитрий Баландюк, Илья Капитонов, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Алексей Шепталин);
  • ощущение собственной компетенции (Павел Пугачёв, Александр Беляев, Александр Крылов, Владимир Кочешков, Дмитрий Баландюк, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Александр Абрамов, Илья Капитонов, Евгений Белов, Николай Беляев, Аркадий Черепанов, Максим Клюев, Илья Семёнов, Алексей Шепталин);
  • эмоциональные факторы, в том числе стремление преодолевать страх и неуверенность в своих силах (Сергей Коновалов, Иван Чекрыгин, Алексей Гусев, Илья Гладин, Юрий Кочегаров, Дмитрий Баландюк, Константин Иванов, Алексей Шепталин, Иван Петров, Евгений Загороднюк, Вадим Сергеев, Владимир Кочешков);
  • поддержка окружающих (Владимир Кочешков, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Павел Пугачёв, Николай Беляев, Алексей Кислов);
  • влияние личности педагога (Максим Захматов, Александр Крылов, Павел Пугачёв, Дмитрий Баландюк, Илья Капитонов, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Алексей Шепталин, Владимир Кочешков, Аркадий Черепанов, Евгений Белов, Евгений Загороднюк, Антон Фёдоров, Иван Петров, Илья Гладин);
  • уверенность в собственных возможностях, самоуважение (Алексей Кислов, Илья Капитонов, Андрей Сакуть, Павел Пугачёв, Дмитрий Матусевич, Николай Беляев, Аркадий Черепанов, Александр Крылов, Максим Захматов, Александр Абрамов, Дмитрий Баландюк);
  • оптимистический настрой (Константин Иванов, Антон Фёдоров, Владимир Кочешков, Алексей Кислов, Андрей Сакуть, Александр Абрамов, Алексей Шепталин, Павел Пугачёв, Александр Абрамов, Дмитрий Матусевич, Николай Беляев, Максим Клюев);
  • фактор обратной связи, справедливая оценка успехов (Вадим Сергеев, Максим Захматов, Павел Пугачёв, Александр Беляев, Александр Крылов, Владимир Кочешков, Дмитрий Баландюк, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Александр Абрамов, Илья Капитонов, Евгений Белов, Николай Беляев, Аркадий Черепанов, Максим Клюев, Константин Иванов, Илья Гладин, Илья Семёнов, Алексей Шепталин);
  • раскрытие индивидуальных особенностей с целью развития позитивного отношения к предмету (Иван Чекрыгин, Сергей Коновалов, Антон Фёдоров, Валим Сергеев, Максим Захматов, Павел Пугачёв, Александр Беляев, Александр Крылов, Владимир Кочешков, Андрей Горшков, Дмитрий Баландюк, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Александр Абрамов, Илья Капитонов, Евгений Белов, Николай Беляев, Аркадий Черепанов, Максим Клюев, Константин Иванов, Илья Гладин, Илья Семёнов, Алексей Шепталин);
  • поощрение автономности ученика (Павел Пугачёв, Андрей Сакуть, Александр Абрамов, Алексей Шепталин, Илья Капитонов, Николай Беляев, Евгений Белов, Алексей Кислов, Дмитрий Матусевич);
  • новизна изучаемого материала (Алексей Кислов, Андрей Сакуть, Дмитрий Матусевич, Александр Абрамов, Павел Пугачёв);
  • преодоление посильных трудностей (Андрей Горшков, Алексей Шепталин, Илья  Гладин, Владимир Кочешков, Иван Чекрыгин, Иван Петров, Евгений Загороднюк, Алексей Гусев, Антон Фёдоров, Вадим Сергеев);
  • фактор стабильности учения, т.е. сохранение или повышение уровня стабильности учения в условиях возрастающих трудностей непрерывного образования (Вадим Сергеев, Максим Захматов, Павел Пугачёв, Александр Беляев, Александр Крылов, Владимир Кочешков, Дмитрий Баландюк, Дмитрий Матусевич, Андрей Сакуть, Алексей Кислов, Александр Абрамов, Илья Капитонов, Евгений Белов, Николай Беляев, Аркадий Черепанов, Максим Клюев, Константин Иванов, Илья Гладин, Илья Семёнов, Алексей Шепталин);

Эти и другие факторы мотивации при работе с учащимися группы показали, что в

значительной мере, познавательный интерес учеников стимулируется общей бла- гоприятной обстановкой на уроке, развитием атмосферы сотрудничества, включённостью учащихся в коллективные формы работы, эмоциональностью изложения материала, стремлением анализировать поставленные задачи с непременным решением их, привлечением учащихся к оценочной деятельности и помощи друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"

Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...

Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.

Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть исполь...

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся обучающихся по профессии «Повар, кондитер»

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии среднего  профессионального образования 260807.01  «Пов...