«Развитие самостоятельности у обучающихся в классе специального фортепиано»
учебно-методический материал

Реутова Марина Владимировна

Для развития умения самостоятельно работать необходимо начинать заниматься им с самого начала обучения в музыкальной школе. Под самостоятельностью в учебе понимается способность использовать полученные на уроках знания и навыки при выполнении домашних заданий, а также креативный подход к решению поставленных задач. Ученик должен обладать определенными знаниями, понимать цели заданий, а также уметь применять методы для их решения. Если педагог сможет передать детям необходимые навыки, то они смогут работать самостоятельно.

Развитие самостоятельного мышления – это сложный и длительный процесс, где ключевую роль играют чувства и разум. Глубина понимания музыки, эмоциональная насыщенность и живость воображения определяют художественное исполнение музыкальных задач. Поэтому важно развивать у учащихся эмоциональность и интеллект – эти качества играют решающую роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический доклад на тему:

«Развитие самостоятельности у обучающихся в классе специального фортепиано»

Выполнила: преподаватель МБОУ ДО ДШИ № 7 г. Курска

Реутова Марина Владимировна

2025 г.


Одной из главных задач педагогики является развитие творческой самостоятельности у начинающего музыканта. В книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауз отмечает, что ключевая задача педагога заключается в том, чтобы обучить ученика таким образом, чтобы в конечном итоге стать для него излишним и уступить место самостоятельности мышления, методам работы, самопознанию и способности достигать целей. Эти качества, согласно Нейгаузу, являются признаками зрелости, порогом, с которого начинается настоящее мастерство. «Стремясь сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернером, тренером и хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика, одним из впечатлений этого бытия наряду с другими пусть более сильными или более слабыми».

Для развития умения самостоятельно работать необходимо начинать заниматься им с самого начала обучения в музыкальной школе. Под самостоятельностью в учебе понимается способность использовать полученные на уроках знания и навыки при выполнении домашних заданий, а также креативный подход к решению поставленных задач. Ученик должен обладать определенными знаниями, понимать цели заданий, а также уметь применять методы для их решения. Если педагог сможет передать детям необходимые навыки, то они смогут работать самостоятельно.

Развитие самостоятельного мышления – это сложный и длительный процесс, где ключевую роль играют чувства и разум. Глубина понимания музыки, эмоциональная насыщенность и живость воображения определяют художественное исполнение музыкальных задач. Поэтому важно развивать у учащихся эмоциональность и интеллект – эти качества играют решающую роль.

Для развития эмоциональной выразительности важно учиться слушать себя, так как именно восприятие музыки способствует формированию эмоциональной отзывчивости у исполнителя. Формирование интеллекта ученика наиболее эффективно происходит, когда педагог помогает ученику понять основы музыки через обобщения и выявление закономерностей.

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению двух основных проблем, упомянутых выше, важно обратить внимание на другие существенные аспекты, касающиеся развития самостоятельности учащихся.

Один из хороших способов поощрения развития самостоятельности ученика - это дать задание выполнить произведение без какой-либо внешней помощи. С первых шагов в образовании важно нацелиться на то, чтобы ученик самостоятельно анализировал произведение, делая это тщательно и ответственно.

Конечно, с начинающими учениками нужно разбирать произведение на уроке, объяснять ритм, указывать на ноты, проверять технику игры и так далее. Вскоре ученикам становится доступен анализ музыкальных произведений дома, и они должны выполнять задания самостоятельно до первого урока, постепенно усложняя их. Преподаватель должен обучить учеников не только формальному чтению нот, но и пониманию музыкальной концепции, выделению главного и второстепенного, размышлению о методах интерпретации и прочему. Это позволяет учащимся самостоятельно изучать новые музыкальные произведения без посторонней помощи, постепенно развивая свои навыки анализа и интерпретации.

Ученикам рекомендуется вести специальную тетрадь, куда записывать домашнее задание, выданное преподавателем класса. В определенных ситуациях допускается дать ученику возможность самостоятельно сформулировать и диктовать задание, а также пояснить, на какие аспекты он должен обратить внимание при выполнении задания дома.

Когда учащийся представляет разобранное произведение на уроке, важно внимательно прослушать его до конца, не прерывая и не перебивая, независимо от того, насколько хорошо оно было исполнено. Если работа выполнена верно, можно дать ученику более сложное задание.

К сожалению, не всегда ученикам удается точно выполнить домашнее задание. В таких случаях педагогу следует предложить ученику самостоятельно обнаружить свои ошибки после первого прослушивания. Для этого можно предложить ученику повторно прочесть нотный текст, сперва без инструмента, а затем исполнить его по нотам, чтобы проверить свою точность. Для того чтобы помочь ребёнку заметить свои ошибки, педагог может показать эти неточности, преувеличивая их во время исполнения учеником. Таким образом, педагог поможет ученику самому обнаружить свои ошибки. Такой подход позволяет не только привлечь внимание учащихся, но и развить их навык внимательного прослушивания.

Необходимо провести анализ каждой ошибки, выявить причину её возникновения и на уроке работать над её исправлением. Необходимо активно исправлять все обнаруженные ошибки и уделить внимание изучению каждого эпизода изучаемого материала.

Если ученик сделал домашнее задание с большим количеством ошибок, не следует давать ему новые задания, поскольку это может привести к формированию небрежного и неряшливого подхода к учебе.

В педагогической практике часто встречаются ученики, у которых из-за домашних обстоятельств нет контроля, что приводит к тому, что даже при правильном методическом подходе и усердной работе на уроках, они не могут запомнить задание или делают ошибки. В таких случаях необходимо сохранять высокие стандарты требовательности. Несмотря на сложности в работе с такими учениками, педагог должен найти способы, чтобы научить ребенка систематично и внимательно выполнять задания. Один из наиболее часто используемых методов мотивации учащихся - это использование оценок, которые учителя ставят в дневнике. При выставлении оценки учитель должен обосновать своё решение и объяснить, какие конкретно действия привели к данной оценке.

При задавании нового произведения важно, чтобы педагог учитывал индивидуальные особенности каждого ученика и помогал развивать потенциал, который присущ каждому ученику, выявляя его творческую сущность. Ключевым фактором в успехе работы педагога является его способность глубоко понять скрытые таланты и музыкальные предпочтения ученика.

Развитие индивидуальности и самостоятельности учащегося неразрывно связаны между собой. Нельзя полностью осуществить одно без другого.

Учитель не должен ограничивать творческий потенциал ученика, лишая его возможности самостоятельно мыслить и действовать. Однако недопустимо, чтобы учитель оправдывал свою пассивность или недостаточное внимание необходимостью развития самостоятельности и индивидуальности ученика.

Для эффективной работы необходимо, чтобы учащийся умел анализировать свои успехи и ошибки, развивая навыки самослушания и критического мышления. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика этим навыкам. При этом педагогу важно воспитывать в ученике ответственность и тщательность, требуя от него полного и качественного выполнения задач на данном этапе обучения.

В процессе обучения, который является сложным и многосторонним, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основные направления работы, выбор методов проведения уроков, подбор учебного материала и даже стиль общения педагога должны быть адаптированы под специфику развития и способностей учащегося. Хотя профессиональные методы педагога необходимы, важно также давать ученикам возможность проявить свою индивидуальность, особенно в интерпретации учебного материала и его понимании. Важно, чтобы даже ученик с небольшим опытом имел свое собственное отношение к изучаемой музыке. Это отношение может проявляться лишь в отдельных выразительных моментах или в нескольких интерпретациях отрывков произведения, но педагог должен бережно поддержать его, помогая раскрыть идею до логического завершения. Особенно важно проявить такт и осторожность на заключительном этапе, когда ученик заканчивает формирование своей концепции. Педагог должен не только поддерживать творческую инициативу учащегося, но и развивать логику его художественного (в том числе музыкального и исполнительского) мышления.

Опыт и мастерство педагога оказывают влияние на выбор оптимального пути для развития ученика. Важно на каждом этапе обучения уделять внимание тем аспектам, которые наиболее необходимы и способствуют наиболее эффективному развитию его навыков, стимулируют его индивидуальность и талант.

Давайте обратим внимание на две ключевые составляющие в сложном процессе формирования самостоятельности у ученика. Речь идет об эмоциональности и интеллекте.

Развитие эмоциональности идёт, прежде всего, через воспитание умения «слушать себя». Единственная возможность воспринять музыку - услышать её. Однако «слышать» и «уметь слушать» - понятие различные, и для музыканта смысл этих понятий резко отличается от общепринятого, так как предполагает квалифицированное восприятие музыки, а также качества её исполнения. При этом слушание своего исполнения резко отличается от слушания чужого исполнения: единство личности исполнителя и слушателя усложняет процесс и затрудняет возможность самооценки и самоконтроля в момент увлечения исполнением.

Можно утверждать, что для музыканта, умение себя слушать в повседневной работе и в исполнении включает:

-детальное слышание ткани исполнения;

-эмоциональную наполненность игры,

-осознание качества исполнения и соответствующую исполнительскую реакцию.        Понимание слышания и умения слушать существенно различается, особенно для музыканта, у которого эти термины имеют глубокий смысл, связанный с квалифицированным восприятием музыки и её исполнения. Важно отметить, что слушание своего собственного исполнения отличается от прослушивания чужого исполнения из-за тесной связи между личностью исполнителя и слушателя. Это усложняет процесс самооценки и самоконтроля в момент погружения в исполнение.

Можно сказать, что для музыканта важно умение внимательно слушать себя как в процессе повседневной практики, так и во время выступлений.

- внимательное восприятие тонких нюансов исполнения.

- степень эмоционального насыщения в процессе игры,

- осознание уровня выполнения и адекватную реакцию исполнителя.

Для музыканта, будь то начинающий или опытный исполнитель, процесс изучения музыкального произведения заключается в постоянном стремлении к более высокому уровню мастерства в исполнении. Этот путь можно описать следующим образом: играя, музыкант слышит мелодию, воспринимает ее, анализирует, возникает желание улучшить исполнение; исполняет снова, уже с новым подходом; вновь слышит - более вдумчиво, лучше; воспринимает - более глубоко, интенсивно; стремится - к новым вершинам, к большему совершенству. В процессе постоянного повторения исполнитель совершенствует свое понимание музыки и свои намерения в исполнении. Анализируя разницу между тем, как звучит его игра и каким он видит идеальным исполнением, музыкант оценивает и улучшает свое мастерство, что стимулирует его к дальнейшему совершенствованию в пианистической деятельности.

Изучение процесса создания пьесы подчеркивает два ключевых направления восприятия исполнителем музыкального произведения.

Основное и самое важное заключается в том, чтобы постоянно влиять на ясное восприятие своего исполнения, которое уже присутствует в сознании музыканта на каждом этапе, имея определенный и завершенный облик.

Как происходит этот процесс? Одаренный человек проявляет глубокое эмоциональное вовлечение к музыке, стремясь услышать каждую ноту и элемент произведения в полной его гармонии, со всеми нюансами исполнения. Он воспринимает темп, ритм, фразировку и тембральные оттенки. Когда он достигает своей цели, услышав не просто звуки, а истинное звучание, и видит результат своего труда, это приносит ему удовлетворение и вдохновляет на новые творческие свершения.

Вторая функция слуха - это критическое, корректирующее и контролирующее действие. Даже начинающему музыканту необходимо не только иметь представление о музыкальном образе и владеть техникой для его передачи, но также обязательно уметь распознать, соответствует ли звучание исполнения задуманному. Это особенно важно в самостоятельной работе, где единственным инструментом контроля качества исполнения является слух. Обнаружив неточность, учащийся должен работать над улучшением своего мастерства.

Исполнитель активно применяет обе функции слушания в повседневной практике, но их наиболее яркое взаимодействие проявляется в момент исполнения.

Когда музыка оживает под пальцами исполнителя, она захватывает его не только сама по себе, но и как творца, придающего жизнь звучанию исполнения, в котором он совершенно погружается.

Один из сложнейших навыков для учащихся - умение внимательно слушать себя. Основная проблема заключается в необходимости поддерживать высокий уровень концентрации и постоянно быть настроенным на слушание своего исполнения.

Ученикам нелегко держать концентрацию во время занятий из-за быстрого утомления. Когда они устают, их внимание рассеивается, что приводит к тому, что в домашних заданиях они начинают терять интерес к уроку раньше, чем его полностью освоят. Под влиянием ошибочной идеи о добросовестности ученик продолжает работать с уменьшающейся концентрацией, что приводит к тому, что он привыкает выполнять задания поверхностно, не вникая в их суть.

Учителя не всегда замечают, когда их ученики начинают терять внимание и неактивно воспринимают материал. Это объясняется тем, что некоторые педагоги сами не всегда способны сохранять высокую концентрацию, необходимую для успешной работы.

Многие учителя не стараются обращать внимание детей на слуховое восприятие к прослушиванию своих выступлений по следующей причине: если в начале обучения музыке ученики не научились слушать самих себя, то развитие этого навыка на более высоких уровнях становится крайне сложным из-за непонимания учащимися процесса активного слушания, что отвлекает их от других аспектов исполнения. Когда ученик стремится услышать себя, он часто в первую очередь замечает недостатки своего выступления и несоответствие между задуманным и реальным звучанием. Это заставляет его быть более критичным и менее эмоциональным в исполнении. Однако это временное явление эмоционального настроя помогает ученику развиваться профессионально. Научившись слушать себя, ученик обретает свободу в выступлении на более высоком уровне. Поэтому педагог должен постоянно следить за этим аспектом обучения, напоминая ученику о важности слушания себя.

Для того чтобы обучить ученика умению слушать себя, педагог должен установить цель сделать слушание неотъемлемой частью игрового процесса для учащегося, которая будет постоянно применяться им в самостоятельной практике. Эта цель станет достижимой, если педагог постоянно помнит о ней. Важно, чтобы умение слушать себя формировалось на основе конкретных требований к звучанию, иначе ученик не сможет понять, что от него ожидается. Установка четких и увлекательных задач для исполнения возможна только при тщательном знакомстве педагога с музыкальным произведением.

Следующая задача для педагога - показать ученику, как он играет на самом деле. Ключевым фактором здесь является высокий профессионализм педагога и его строгий подход к недостаткам в игре ученика.

Качества педагога, который также является музыкантом и исполнителем, тесно связаны с его требовательностью к учащимся. Он внимательно относится к исполнению, так как его эмоциональное понимание музыки и четкие слуховые представления формируют его подход. Педагог, стремящийся к принципиальности и безупречности, мотивирует ученика к самоконтролю и развитию слуха. Ученик обязан справляться с исполнительскими задачами точно и профессионально, так как это помогает ему улучшать свои навыки. Поэтому, необходимость достижения определенных результатов, таких как нужный тембр и сила звучания, нюансировка мелодии, точность и ровность фигураций, чистота педализации, выразительность фразировки и прочее, заставляет учащегося внимательно следить за своим звучанием.

Педагоги варьируют средства, применяемые в данных ситуациях, во множестве разнообразных способов, которые можно обобщить на две категории.

Первая группа включает в себя те элементы произведения, которые органично проистекают из его музыкальных особенностей, таких как характер, текстура и технические аспекты. В процессе обучения педагог акцентирует внимание ученика на конкретных звуковых деталях (например, мелодический оборот, гармонию), что позволяет ученику развить слуховую чуткость. Таким образом, становится возможным для ученика слушать самого себя в процессе музицирования.

Вторая группа методов – это специальные педагогические приёмы, которые активизируют способность учащегося внимательно слушать и настраивают его слуховое восприятие. Эти приёмы могут быть использованы для изучения различных произведений.

Работа над произведением обычно делится на несколько этапов. Вначале - разбор или ознакомление; затем работа над текстом - выучивание ткани произведения и техническая работа в узком смысле; наконец, работа над целым и окончательная доработка (в период подготовки к публичному выступлению). Такое разделение на этапы, разумеется, условно и для каждого исполнителя индивидуально.

Сознательное и целенаправленное слушание должно происходить уже одновременно с разбором произведения. Для учеников, умеющих заниматься, это и есть разбор. Желая систематизировать процесс слухового выучивания, можно разделить его на несколько составных частей - направлений работы.

Слушание мелодии, её тембровой окраски, выразительности и плавности; дослушивание в ней долгих звуков, умение найти, центры тяготения и соотношение силы звука в различных мотивах, то есть поиски нюансировки мелодии и работа над фразировкой.

Слушание сопровождения, его ровности, точности и выразительности звучания. Слушание мелодии и сопровождения вместе, сопоставление силы и тембра звука основной мелодической линии и аккомпанемента в гомофонно-гармоническом изложении.

Слушание полифонических элементов музыкальной ткани –подголосков, контрапунктических сопровождений, диалогических построений фактуры, наконец, слушание равноправных голосов (их соотношения) в полифонических произведениях.

Вслушивание в гармоническую структуру произведения, в его модуляционный план, слушание единой линии сквозного гармонического развития.

И, наконец, слушание при исполнении. Здесь важно умение распределить внимание, направить его на всё, ранее прослушанные отдельно (и изученные, таким образом, исполнительски) элементы музыкальной ткани. Большое значение имеет создавшиеся к этому времени в сознании исполнителя внутреннее слуховое представление произведения и умения сопоставить своё действительное исполнение с этим внутренним, уже достаточно ясным и точным звуковым образом.

Разумеется, такое распределение «слуховых задач» по группам тоже условно. Часто в работе над музыкальным произведением сочетаются две - три такие задачи. 

Первые упражнения для новичков, которые знакомят их с клавиатурой и помогают почувствовать свободу прикосновения к ней, включают аудиальный компонент. Ученик, включая самого маленького, должен слышать звук не только при нажатии клавиши, но и в момент ее отпускания, когда звук затухает. Поэтому в начальных упражнениях важно использовать не только четвертные ноты, но и половинные и целые, чтобы развивать слух и чувство ритма.

Далее следующие упражнения на связывание звуков предполагают соединение двух затем трех звуков (с разной или одинаковой длительностью). Это также требует от слушателя внимания к плавности перехода между звуками, стремлению к последнему звуку в мотиве, а также к сочетанию долгих и коротких звуков. Кроме того, исполнение простых мелодий legato требует от ученика внимания как к целостной линии, так и к отдельным звукам, составляющим ее. Необходимо акцентировать внимание на мелодической линии, чтобы достигнуть плавности и музыкальности исполнения.

Для ученика с хорошей подготовкой легко почувствовать характер музыки. Новичку же чаще всего доступно лишь эмоциональное восприятие музыкальных произведений. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы подсказки по выражению музыкальных нюансов были эффективны именно тогда, когда они соответствуют и дополняют эмоциональный образ, который возникает в уме ученика. В таком случае замечания и поправки преподавателя помогают ученику глубже ощутить и понять музыку.

Когда начинают добавляться простейшие гармонические аккомпанементы к мелодии, возникает необходимость услышать одновременно несколько нот. При первом появлении такой задачи рекомендуется остановить ученика, послушать оба звука вместе и внимательно выслушать образовавшийся интервал. Также важно внимательно слушать каждый новый интервал, когда добавляется вторая линия, останавливая ученика на момент выбора следующей ноты. После такой специальной работы ученик уже сможет слушать отдельные мелодические мотивы и более продолжительные мелодии на фоне выдержанных звуков в движении без остановок.

Для новичка еще более сложным вызовом является сочетание мелодической линии с подвижным аккомпанементом. В такой ситуации важно подчеркнуть мелодию даже сильнее, чем обычно, чтобы расширить звуковое пространство между мелодией и аккомпанементом.

Важно отметить следующее: чтобы выразительно сыграть, ученик должен представлять себе, как он хочет сыграть, то есть в данном случае внутренне слышать разноплановость звучания. Чтобы внутреннее представление стало конкретным и ясным, ученик должен ранее услышать соответствующее реальное звучание. Педагогу поэтому приходится создавать для ученика звуковую картину. Показ педагога в работе с начинающими обязателен. Полезно, к примеру, сопоставить два способа исполнения данного отрывка «как есть» и «как нужно», чтобы ученик услышал разницу между тем, что есть (в его игре), и тем, что должно быть. Тогда он не только поймёт требование педагога, но оценит разницу этих двух способов исполнения и предпочтёт более выразительный, эмоционально более увлекательный. При этом ученику следует показать и технический приём, который облегчит выполнение задачи. Важно суметь заставить его хорошо сыграть тут же на уроке, чтобы он не формально исполнял требование педагога, а слушая себя, активно воспринимал музыку, увлекаясь.

Рассмотрим следующий аспект образования - развитие разума и интеллекта. Они наилучшим образом формируются, когда педагог использует метод обобщений для помощи ученику в понимании закономерностей музыки.

Для развития самостоятельности и активности музыкального мышления ученика необходимо использовать анализ и обобщения в процессе обучения. Преподаватель стремится систематизировать знания ученика и внедрить в него принципы исполнения, отношения к музыке. Эти принципы помогут ученику разобраться в новом музыкальном произведении, спланировать занятия, сформулировать исполнительские цели и определить порядок работы. В процессе работы с учеником над новым произведением педагог вынужден обобщать свои инструкции, анализируя возникающие сложности. С использованием разнообразных музыкальных примеров педагог должен помочь ученику понять взаимосвязь и взаимовлияние явлений, способствуя развитию умения ориентироваться в учебном материале.

Понимание смысла произведения имеет множество граней и сложностей. Ученик, познавая закономерности музыки и её исполнения, способен воспринимать музыку как уникальное средство выражения эмоций и идей, а не просто переживать её на интуитивном уровне.

Следует отметить, что в самом начале обучения крайне важно, чтобы ученик строго соблюдал все обозначения. Даже новичка можно попросить выполнять все указания в нотах безукоризненно. Привычка четкого чтения нот, выработанная с раннего детства, является обязательным и ключевым элементом для настоящего мастерства в чтении музыкальных произведений.

К сожалению, часто возникает разрыв между нотными обозначениями и эмоциональным пониманием музыки у учеников. Это происходит потому, что ученики часто фокусируются на формальной терминологии, присутствующей в нотах. Чтобы избежать этой проблемы, преподаватель должен постоянно стремиться объединить эти две стороны восприятия ученика, помогая ему понять, каким образом можно передать эмоции через музыку.

Как эффективно играть зависит от того, как точно и выразительно вы выполняете штрихи и оттенки, написанные в тексте.

Музыкальное развитие учащегося начинается с накопления музыкальных представлений и навыков. Педагог старается акцентировать внимание ученика на повторяемости схожих событий, применении одних и тех же методов анализа и технической работы в разнообразных ситуациях.

Развитие самостоятельности учащегося способствует подбору специального репертуара, включающего однотипные произведения и сходные элементы выразительности, что помогает стимулировать его. Ученик должен проявлять инициативу в проведении аналогий, сравнений и узнавании музыкального материала, схожего по структуре и знакомого по исполнению. Это создает основу для понимания обобщенных указаний учителя и делает возможными собственные выводы.

Педагог играет ключевую роль в процессе усвоения знаний, формируя умение учащихся воспринимать и понимать информацию, делать выводы и обобщения. Методика занятий, которую выбирает педагог, оказывает значительное влияние на этот процесс.

Для педагога важно понимать, когда и как лучше донести информацию до ученика. Иногда ученик не может усвоить выводы педагога из-за отсутствия соответствующего музыкального опыта. Поэтому выводы без привязки к конкретному музыкальному контенту могут быть забыты. Выбор формы обобщений и их использование зависят от уровня подготовленности ученика. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные способности и особенности личности ученика при планировании уроков.

Очень важно для педагога умение почувствовать позицию учащегося и учитывать его предпочтения, понимать, что будет для него полезным и мотивирующим, и поддерживать развитие его творческих способностей.

Необходимо обеспечить такое обучение, при котором ученик будет воспринимать музыку и технические методы как единое целое, чтобы он мог успешно воплотить музыкальное содержание с нужными приёмами.

Когда ученик достигает определенного этапа в процессе обучения, он становится способным самостоятельно выбирать методы и проявлять творческий подход к выполнению задач. С течением времени его набор умений значительно расширяется и совершенствуется.

По мере развития учащегося использование разнообразных методов технической работы всё более становится взаимосвязанным с музыкальным замыслом. Суть развития изобретательности в технической работе заключается в том, что учащийся может определить, какие приёмы из его арсенала наиболее подходят и эффективны для решения данной задачи.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что без умения самостоятельно работать невозможно ни успешное продвижение учащегося, ни получения им твёрдо усвоенных знаний, прочно закреплённых навыков. Систематически самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении поставленных целей, воспитывает волю и характер.

Список литературы:

Т. Грум-Гржимайло, Т. Гайдамович, В. Юзефович «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» Вып. 2,3,4. -М., 1958

Е. Тимакин «Воспитание пианиста в детской музыкальной школе» «Вопросы фортепианной педагогики» Вып. 1,2. Л. Баренбойм –М., 1984

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» -М., 1987

М. Фейгин Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1975

Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» -М., 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

Развитие техники в младших классах специального фортепиано

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....