Главные вкладки

    ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
    учебно-методический материал на тему

    Чеберко Ирина Алентиновна

     

     В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в порядке возрастания трудности.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Чтение с листа

    «Учить чтению нотного текста - значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта».

    М.Э Фейгин.

    Выдающиеся педагоги считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневных занятий учащегося-музыканта. А.Корто в советах молодым преподавателям говорил: «Распределять работу каждого ученика по таблице используемого времени: упражнения, этюды, пьесы, чтение с листа».

    Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Благодаря универсальности фортепиано, читающий с листа может знакомиться не только с фортепианной литературой, но и оперными клавирами, переложениями симфонической и камерно-инструментальной музыки.

    Чтение с листа развивает у учащегося музыкально-интеллектуальные качества, пополняет фонд его слуховых впечатлений, способствует улучшению навыков разбора, а следовательно дает возможность прохождения более объемного и сложного репертуара.

    Ранее говорилось о том, что чтение с листа необходимо развивать параллельно с навыками разбора нот группами, начиная с первых шагов обучения. Для этой цели, как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические формулы, рекомендуется систематически играть легкие пьесы в 4 руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой. Переход к более трудным пьесам следует начинать не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. В дальнейшем в репертуар по чтению нот вводятся и 2-х ручные пьесы. Работа по чтению с листа должна быть систематичной и продолжаться в течение всего времени обучения.

    Для успешного чтения с листа необходимо следовать основным принципам:

    1. взгляд вперед на несколько тактов и мысленный их охват;
    2. неотрывность взгляда от нотного текста, т. е. игра «вслепую»;
    3. ориентирование при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур;

    4)        усвоение и применение основных аппликатурных формул.
    Развитию двух последних принципов поможет систематическая работа над
    гаммовым комплексом.

    Не у всех, даже способных учеников, чтение с листа идет легко. Однако, регулярное следование этим принципам поможет развить основные навыки, которые позволяет рационализировать процесс чтения с листа, сделать его более успешным. Практикой доказано, что умелому чтению с листа должен предшествовать мысленный просмотр текста. Это одновременно служит и укреплению внутренних музыкально-слуховых представлений.

    Что касается подбора репертуара, то трудность подбираемых произведений должна быть намного ниже трудности тех, которые входят в индивидуальный репертуарный план учащегося. Это могут быть произведения с ясной гомофонно-гармонической структурой, однообразным ритмическим рисунком, произведения, в которых легко охватывается внутренним слухом мелодия, написанные в медленных и средних темпах, в тональностях с небольшим количеством

    Далее приводится примерный репертуарный список музыкальной литературы для чтения с листа.

    Привить любовь к музицированию и познаванию нового путем чтения с листа - одна из основных задач педагога, иначе гармонично развитого музыканта-профессионала не получится.

    СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

    (в порядке возрастания трудности)

    1. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: Сов. композитор, 1986.
    2. Н.Соколова. Ребенок за роялем. Изд. 3 М.: Музыка, 1983.
    3. Малыш за роялем. Учебное пособие. Изд. 2 сот. И.Лещинская, В.Пороцкий. М.: Сов. композитор, 1988.
    4. Милич Б. Маленькому пианисту. М.: Кифара, 1996.
    5. Майкапар С. Первые шаги. Детский сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки.
    1. Хрестоматия педагогического репертуара 1 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
    2. Здравствуй, малыш. М.: Сов. композитор, 1985.
    3. Л.Хереско. Музыкальные картинки. Л.: Сов. композитор, 1973.
    4. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Часть 2. Сост. Ляховицкая СМ. М.: Музыка, 1983.
    5. Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. Сост. Т.Взорова, Г.Баранова, А.Четверухина. М.: Музыка, 1989.
    1. Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
    2. Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. А.Бакулов. М.: Музыка, 1989.
    3. Современная фортепианная музыка для детей. Составление и редакция Н.Ключевского и В.Натансона. М.: Музыка, 1966.

    14.        Маленький пианист. Учебное пособие для начинающих.
    Ред.-сост. М.Соколов. М.: Музыка, 1986.

    15.        Современный пианист. Учебное пособие для начинающих.

    М.: Музыка, 1983.

    16.        Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 1.
    М.: Сов. композитор, 1987.

    1. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Учебное пособие для ДМШ сост. А.Бакулов и К.Сорокин. М.: Сов. композитор, 1984.
    2. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М.: Музыка, 1989.
    3. Сборник фортепианных ансамблей (1-3 классы). М.: Кифара, 1996.
    4. Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 2. М.: Музыка, 1988.
    5. Народная музыка для маленьких пианистов вып. 2. М.: Сов. композитор, 1976.
    6. Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки Е.Комальковой. М.: Сов. композитор, 1990.
    1. Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. Борзенков А. Л.: Музыка, 1990.
    2. Хрестоматия педагогического репертуара 3 класс. Сост. И.Турусов, М.: Музыка, 2001.
    3. Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано в 4 руки. М.: Сов. композитор, 1988.
    4. Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. М.: Музыка, 1985.
    5. Бетховен Л. Семь народных танцев.
    6. Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 2. Сост. М.Глушко. М.: Музыка, 1986.
    7. Хрестоматия педагогического репертуара 4 класс. Вып. 2. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М.: Музыка, 1975.
    8. Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес.
    9. Щуровский Ю. Избранные произведения для фортепиано. Киев: Музична Украина, 1987.
    10. Кулау Ф Избранные сонатины. М.: Музыка, 1990.
    11. Клементи М. Шесть сонатин для фортепиано. С.-П., Композитор,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

    В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

    Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

    Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

    Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

    Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

    Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

    Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

    Развитие техники в младших классах специального фортепиано

    Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...

    Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

    Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....