Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа
методическая разработка по теме

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение музыкального кругозора и эрудиции учащихся, обогащение репертуара и как следствие этого-формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания произведения.   

Студент, хорошо читающий ноты, затратит на разбор нового произведения значительно меньше времени, быстрее разберется в новом тексте, точнее уяснит художественный смысл сочинения. Умение читать с листа не только следствие предваряющего развития исполнительских навыков, но и помощь в их освоении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nugumanova_alyona_vladislavovna.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нугуманова Алёна Владиславовна,

                                                              преподаватель специального фортепиано,

                                                    ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»,

                                                                         г. Бузулук, Оренбургская область

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение музыкального кругозора и эрудиции учащихся, обогащение репертуара и как следствие этого-формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания произведения.    

Студент, хорошо читающий ноты, затратит на разбор нового произведения значительно меньше времени, быстрее разберется в новом тексте, точнее уяснит художественный смысл сочинения. Умение читать с листа не только следствие предваряющего развития исполнительских навыков, но и помощь в их освоении.

Работу над чтением с листа необходимо проводить с самого начала обучения независимо от уровня подготовки учащихся. Рекомендуется включать в репертуар несложную фортепианную литературу, а также переложения для фортепиано различных музыкальных произведений. На первых этапах работы нужно детально разъяснить ученику, что представляет собой чтение с листа, для чего нужно этим заниматься, а главное - чем отличается чтение с листа музыкального произведения от простого разбора нотного текста.

 При разборе нотного текста могут быть допущены остановки, неоднократные проигрывания неудавшихся мест, а так же подбор аппликатуры, тогда как при чтении с листа-главной задачей является исполнение произведения от начала до конца без остановок, стараясь донести смысл музыки до слушателя. На первых порах, особенно для слабо подготовленных учащихся это является очень трудной задачей.

Использование различных приемов и методов обучения позволит добиться хороших результатов с условием строгой систематичности занятий. Прежде всего, нужно постараться привить учащемуся навык детального анализа произведения, для этого необходимо сконструировать ряд основных вопросов, на которые ученик должен ответить перед прочтением нотного текста:
- Какова тональность произведения?
- Каков размер произведения?
- К какому типу относится фактура произведения?
- Как связано название пьесы с содержанием нотного текста? (темп, ритмический рисунок, особенности фактуры)
- Встречаются ли повторы в нотном тексте?

Так же необходимо:
- Выделить наиболее сложные участки нотного текста
- Проанализировать ритмический рисунок произведения
- Указать смены ритма и темпа, если таковые имеются
- Обратить внимание на знаки альтерации и выяснить указывают ли они на смену тональности

Конечно, только хорошо подготовленные учащиеся смогут охватить и осмыслить весь объем поставленных вопросов. Для  тех, кто не имеет  достаточных навыков целесообразно выделить лишь основные: размер, ритм, встречные знаки.

После этого ученик должен мысленно проиграть текст, продирижировать его, чтобы войти в нужный темп и только после этого постараться исполнить произведение без остановок, максимально приближенно к характеру сочинения

На первых этапах работы следует предлагать ученику произведения знакомые на слух, чтобы при проигрывании он мог сам себя контролировать. Для учащихся со слабым уровнем подготовки рекомендуется использовать медленные  пьесы. После первого исполнения нужно обсудить ошибки и трудности нотного текста, которых можно избежать, упростив фактуру. А именно: сократить подголоски, упростить мелизмы, заменить широкое расположение аккордов на тесное, а также упростить мелодическую и гармоническую фигурации.

Когда повторный разбор с педагогом будет закончен, целесообразно предложить ученику вновь сыграть это же произведение с учетом выше сказанных пожеланий. В дальнейшем необходимо добиваться того, чтобы ученик мог самостоятельно производить анализ сочинения и первое проигрывание представляло собой наиболее законченное исполнение.

Для того чтобы бегло читать с листа, ученик должен овладеть навыком «забегания глазами вперед». В начале обучения преподаватель может использовать бумажный лист, которым нужно закрывать уже сыгранный         нотный текст. Как только учащийся сыграл первые ноты в такте, он (такт) закрывается листом, тем самым заставляя учащегося переносить внимание на следующий такт.

В то же время необходимо приучать учащегося играть, не глядя на клавиатуру, ориентируясь только по слуху.

Одним из важнейших направлений в работе над чтением с листа является момент предугадывания, домысливания впереди идущей музыки. Это невозможно, если у человека не развито творческое воображение, уровень его музыкальной культуры и чувство стиля. Эти навыки развиваются в процессе постоянной практики. Поэтому педагог должен дать учащемуся максим ум знаний о произведениях различных эпох, стилей и жанров, целенаправленно подбирая репертуар для чтения с листа.

Момент предугадывания должен присутствовать и в двигательной реакции исполнителя на незнакомый текст. Чем больше хранится в памяти моторно-технических оборотов, тем лучше будет двигательная реакция. Для этого полезно играть только определенные технические фрагменты произведений, предварительно выбрав их из сочинений различной сложности. Задача педагога состоит в том, чтобы учащийся в дальнейшем мог быстро распознавать в незнакомом тексте типичные обороты и «автоматически» подбирать удобную аппликатуру. Еще в XIX веке были изданы замечательные сборники для чтения с листа, в которых предлагается пятипальцевая позиция для обеих рук:
- А. Диабелли. «Мелодии для фортепиано в четыре руки» на пяти нотах.
- Н. Кризандер. «Школа прогрессивного чтения нот» для фортепиано в четыре руки в объеме пяти нот.

Начинающий учащимся также могут помочь при чтении с листа I –III тетради Микрокосмоса Б. Бартока. Там сохраняется принцип аппликатуры согласно движению мелодии. Овладев этим навыком, учащийся сможет быстрее подобрать аппликатуру при чтении с листа.

Говоря с учеником обо всех технических деталях, тренируя его реакцию, внутренний слух, чувство темпа (ритма), нельзя забывать о таких моментах, как артикуляция и динамика. Нужно обращать внимание на лиги, штрихи и другие авторские указания. Ведь основной задачей при чтении с листа является понимание художественного смысла и образа произведения, его характера и эмоциональной окраски.

Педагог должен использовать все имеющиеся у него возможности для того, чтобы привить ученикам любовь к чтению с листа, к самостоятельному музицированию дома.

Список литературы

  1. С. Карась. Метод ускоренного обучения техники игры на фортепиано. –Москва, 1988 г.- 47 с.
  2. Л. Терликова. Методика обучения беглому чтению нот с листа. -Москва: РМКпУЗИик,1989 г.-52 с.
  3. А. Диабелли. Мелодии для фортепиано в 4 руки.- Москва: SCHOTT MUSIC, 2011 г.- 63 с.
  4. Н. Кризандер. Школа прогрессивного чтения нот.- Москва: Гос. Муз. Изд-во, 1936 г. -29 с.
  5. Б. Барток. Микрокосмос. –Budapest: Editio Musica Budapest, 1970 г. -205 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

Развитие техники в младших классах специального фортепиано

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...