Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ
статья по теме

Кондратьева Ирина Николаевна

Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестатистическим» россиянином. Мы, педагоги, работающие в сфере специального музыкального образования, ощущаем себя элитарной

«могучей», но все же «кучкой» в обществе, где большинство людей настроено на потребление «масскульта». «Что делать?», – наш извечный вопрос. Как работать в новых  условиях, с новыми детьми, как привести и увлечь молодое поколение любовью к «высокому» музыкальному искусству? На тенденции общества мы влиять не можем,  остается одно – изменяться самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovye_stati_muzlit.docx43.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.В. Стригина, преподаватель БиГМК

Использование игровых технологий на уроках

музыкальной литературы в ДМШ

В последние годы в образовательном пространстве назрела необходимость в изменении практики учебного процесса. В школе особое место должны занимать формы занятий, обеспечивающие активное участие на уроке каждого ученика. Использование игровых технологий позволяют активизировать работу учащихся, в играх новые знания усваиваются гораздо легче, процесс обучения становится более увлекательным и радостным.

Практика показывает, что успех уроков музыкальной литературы связан с умением учащихся переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость усвоения материала. В педагогической практике музыкальной литературы возможно использование различных игровых форм. Рассмотрим несколько видов игр. Игра на музыкальной литературе – та первичная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями русского фольклора. Так, на первом году обучения дисциплины, при знакомстве с особенностями календарных песен используются различные игры.

В теме «Святки» гадаем «на блюде». В домашнее задание входит сочи-

нение мелодии на текст подблюдной, на уроке же ученики с педагогом инсценируют подблюдное гадание. При знакомстве с семейными обрядовыми песнями играем «Баю-бай, лучше засыпай». Слушаем колыбельную песню из собрания Железновых, каждый ученик выбирает свой куплет и поет его и все вместе решаем, «под чью песню лучше засыпается». «И шел козёл дорогою» – следующая игра в этой теме. При слушании видео-просмотре исполнения игровой выбираем свой вариант и играем в «козла-козу безрогую». Особенно любимы детьми «Похороны Костромы». Просматриваем на видео, запоминаем при слушании «последовательность» состояний Костромы, выбираем Кострому и играем в этот обряд.

Педагог может использовать невербальные средства общения с учащимися. Так одним из постоянных способов определения знаний учащихся и активизировать работу каждого помогает «Игра в ответы». На вопросы педагога учащиеся рукой показывают большим пальцем руки свой «знак» ответа: правильно – палец вверх, сомневаюсь – вбок, нет – палец вниз.

Технология пластического моделирования с элементами ролевой игры используется в теме «Человек танцующий». Урок «Танцы при дворе Людовиков» основан на изучении особенностей гавота и менуэта. После «видеознакомства» с Людовиком XIV и компоитором Люлли, дети смотрят сюжет о господине Журдене – герое комедии Мольера. Под музыку Люлли учим основные движения менуэта и гавота. Кто хорошо освоил движения,

тому присваивается почетное звание «учителя танцев», кто плохо освоил – становится «господином Журденом».

Интересные игровые приемы нашли студенты на уроках педагогической практики при изучении форм произведений. Первое знакомство с сонатной формой происходит напримере «Маленькой ночной серенады» Моцарта в 4 классе. Класс делится на две части.

Первую группу – главную партию – представляют мальчики, у них маршевое, мальчиковое начало. Второю – побочную партию – девочки, эта партия женственная. В разработке ребята ходят беспорядочно, показывая тематическую разработку, а в репризе мальчики сдевочками образуют пары, показывая, что партии в основной тональности. На следующем уроке проверка понимания структуры сонатной формы проходит также в игровой форме: дети из отрывков стихотворения, составленного по модели перевода английской народной поэзии для детей С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек», строят сонатную форму. Конец этого стихотворения такой: «Вот главная и побочная партии в репризе,/ Которая звучит после разработки,/Которая разрабатывает темы экспозиции,/С которой начинается

сонатная форма, /Которую мы построили».

В 5 классе, при изучении симфонии №103 Й. Гайдна совместное игровое сочинение усложняется: «Вот главная партия в репризе, / Которая, как в экспозиции, в основной тональности, /За которой следует связующая партия, /Которая привела к побочной партии, /Которая теперь в основной тональности, так же, как и заключительная партия, /Которой заканчивается реприза». Но главное состязание происходит на следующем уроке, когда дети пытаются рассказать это стихотворение, запутываясь в последовательности всех составляющих сонатной формы и пытаясь правильно выстроить ответ. Как правило, «знающие» исправляют «ошибающегося», но игровая ситуация создает атмосферу комфорта и радости.

Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Каждый опрос по знанию жизненного и творческого пути композиторов начинается с игр «Кто задаст лучшие 5 вопросов» и «Кто интереснее расскажет занимательную историю из жизни композитора». В старших классах дети устраивают соревнование в лучшем сочинении

кроссворда или лучшем составлении презентации.

Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Получение радости и удовольствия при игровых ситуациях очень важно, так как на этом эмоциональном ощущении и рождается любовь к классической музыке. Кроме этого, игровые технологии обучения позволяют использовать разные уровни усвоения знаний, а главное – способствуют свободе самораскрытия, что очень важно для музыканта-исполнителя.

Использование информационно-коммуникационных

технологий при проверке и оценке знаний

по дисциплине «музыкальная литература»

Эффективность различных методов и форм проверки знаний обучающихся – одна важных проблем учебно-воспитательного процесса. Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального образования.

Любовь к классической музыке воспитывается с детства, поэтому очень важно уже в музыкальной школе заинтересовать детей изучением музыкальной литературы. Весь курс предмета обеспечен авторскими электронными пособиями, аудио- и видео-хрестоматиями. По начальному курсу в ДМШ созданымультимедийные учебные пособия «Занимательная музыкальная литература». Каждую тему завершает блок «Проверь себя», где учащимся предлагается выбрать один ответ из предложенных вариантов. В проверочном задании «Викторина» при прослушивании музыкальных фрагментов из предложенного списка нужно найти название звучащего произведения.

Для 5-7-х классов создан авторский материал для домашней подготовки к урокам в электронном виде. На уроке учащиеся в устной форме пересказывают материал по жизненному и творческому пути композиторов, пишут викторину по материалу фонохрестоматии. Один из способов получить «пятерку» в ДМШ – выполнение презентации в программе PowerPoint. Ученик в индивидуальном творчестве использует различные источники информации, находит картинки, использует музыкальные фрагменты. Одна из любимых учащимися форм при подготовке к контрольному уроку – просмотр предложенных видеофрагментов с последующим заполнением таблицы с пометками «Инсет», где предлагается

оценить предложенные ответы («правильно», «неправильно», «я думаю, что это правильно» и т. п).

Предмет музыкальной литературы в музыкальном колледже принято определять как масштабный аналитико-биографический курс. Практика доказала необходимость создания целостной системы контроля в течение семестра. Проверка знаний музыкального материала основана на системе викторин, с этой целью по всему курсу музыкальной литературы составлено 17 фонохрестоматий для домашнего прослушивания музыки.

В качестве нового способа контроля знаний у студентов используется

электронный тест, подготовленный в системе Quizmaker. Для проведения тестирования применяется любой браузер операционной системы. Используются различные варианты по типу вопросов: истина-ложь, выбор одного из многих, выбор нескольких из многих, верный ответ на клавиатуре, установление соответствия пар при перемещении объектов и т.д. Шкала оценивания определяется педагогом, студент знает количество баллов на определенную оценку. Компьютерный контроль знаний, по сравнению с традиционным, имеет существенные преимущества, так как проходит в более комфортной обстановке, студент сам видит картину собственных «незнаний», на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Важная составляющая авторских методик преподавания – создание авторского сайта, где учащиеся ДМШ могут скачать электронные пособия, фонохрестоматии, скачать разделы рабочей тетради для подготовки к контрольной работе. Студенты должны использовать учебные пособия по «музлитературным» предметам, пользоваться фонохрестоматиями и пройти пробное тестирование, выложенное на сайте.

Опыт использования ИКТ в преподавании музыкальной литературы доказал повышение мотивации учеников к дисциплине. Вместе с тем, современные технологии обогащают арсенал педагогических приемов, в том числе и при проверке и оценке знаний учащихся.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ПО НАЧАЛЬНОМУ КУРСУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поиск новых методик преподавания – один из путей преодоления кризисной ситуации, сложившейся в области музыкального образования. Особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, когда формируется мотивационная сфера обучающегося музыке. Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального образования и педагог на начальном этапе преподавания должен решить целый комплекс задач, нацеленных на повышение мотивации ученика к занятиям этой дисциплиной.

Самая сильная мотивация в обучении – это интерес. Работа педагога на

уроке направлена в сторону активной деятельности по полноценному эстетическому восприятию учащимися музыки, получению ярких художественных впечатлений. Но немаловажна и домашняя работа при подготовке к уроку.

Начальный курс музыкальной литературы обеспечен авторскими мультимедийными учебными пособиями, названными «Занимательная музыкальная литература». Важно объяснить детям, что понятие «занимательное» – это и «занять внимание, воображение», слово близкое к слову «заниматься». Мультимедийные пособия содержат сведения о музыкальных жанрах, инструментах и формах, сопровождается различными картинками. Основу учебников составляют рассказы о музыкальных произведениях, которые тут же можно прослушать. Важная часть материала – словарь и биографии композиторов, чьи произведения изучаются в курсе предмета. Присутствуют и иные «занимательные» элементы – интересные факты жизни композиторов, электронная викторина, клавиатура, на которой можно поиграть. Все это позволяет детям повторить дома материал, который они изучили на уроке. В электронных пособиях каждую тему завершает блок «Проверь себя», где учащимся предлагается выбрать один ответ из предложенных вариантов. В проверочном задании «Викторина»

при прослушивании музыкальных фрагментов из предложенного списка нужно найти название звучащего произведения.

Большое значение придается и практическим заданиям по рабочей тетради. Рабочая тетрадь содержит задания: «Запишите ответы», «Ответьте на вопросы: «да» или «нет», «Вставьте пропущенные слова в предложениях», «Соедините стрелочками понятия, высказывания», «Распределите в нужную колонку», «Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному утверждению», «Вспомните по нотным образцам изученные произведения». Многие задания сопровождаются картинками: заполнить список «музлитературного» телефона, помочь музыкальным формам найти свое место в паровозике, показать стрелочками путь коробок с произведениями на стеллажи «музыкальногомагазина», посмотреть на рисунок и отметить, какой инструмент попал «не в ту компанию». Есть в тетради и место творческим заданиям: «Представьте себя сценаристом», «Пересочините сочинение-путаницу», «Сравните сюжеты картинок с известными вам образами пьес», «Заполните таблицу-инсет и т. п.

Ученики любят решать ключворды, заполнять и составлять кроссворды.

Для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации учащихся важна работа с родителями. В начале учебного года родителям посылается исьмо с благодарностью за то, что они «стараются дать своему ребенку элитное образование, в разряд которого входит и понимание классической музыки». Познакомиться с методиками ведения предмета преподавателем родители моут, зайдя на сайт преподавателя.

Истинный профессионализм заключается в создании условий для плодотворной деятельности ученика. Мотивационный компонент в преподавании музыкальной литературы таит широкие возможности, формирует активность и увлеченность детей к постижению мира музыкальной классики.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО В РАСКРЫТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

         «Жизнь музыкального произведения – в его исполнении», – отметил Борис Асафьев. Жизнь музыкального произведения на уроках музыкальной литературы – в исполнении его педагогом. Современный музлитератор должен владеть различными технологиями, идти по пути обновления содержания предмета и учитывать новые педагогические

реалии работы с новым поколением детей.

10 лет назад Министерство культуры выпустило рекомендацию ввести в российское музыкальное образование систему музыкально-теоретических курсов музыкально-содержательного порядка на всех уровнях преподавания. К сожалению, большинство учебников по музыкальной литературе основаны на устаревших методиках преподавания.

В текстах учебников, как в зеркале, отразилась ситуация традиционного музыковедческого образования. Подавляющее большинство учебных предметов говорит о технологической стороне музыкальных произведений, о структурных, тематических, гармонических,

полифонических и тому подобных средствах организации, при этом о выразительном смысле музыки, о ее цели и функции говориться крайне мало. Следовательно, студентами недостаточно осмысливается суть музыкальных произведений.

В своих педагогических установках за долгие годы преподавания я пришла к выводу, что при изучении музыкальных произведений первично разбор музыкального содержания, а композиционные и другие особенности идут вслед за раскрытием смысловой сути. Надо отметить, что анализ содержания музыки – едва ли не самый сложный и тонкий вид анализа. В данной статье я затрону приемы раскрытия музыкального содержания

при использовании видеофрагментов произведений.

Что такое музыкальное содержание? В программе-конспекте «Теория музыкального содержания» В.Холопова дает краткое определение: «Музыкальное содержание – выраительно-смысловая сущность музыки» (1, С.6). В музыковедении существует ряд разных определений «музыкального содержания», разбираются отличия различных понятий, к примеру, «содержание», «смысл», «образ», где разворачиваются целые дискуссии.

Различаются два типа музыкального содержания и три её стороны. Первый тип - специальное музыкальное содержание – то, что присутствует только в музыке (интервал, аккорд, форма). Педагогическая практика показывает, что детям легче освоить смысл произведения через категории неспециального музыкального содержания. В теории неспециального музыкального содержания В. Холопова на основании основоположника семиотики Ч. Пирса трактует икон как эмоциональную сторону музыки, индекс – как изобразительную, символ – как символическую сторону.

Музыка – самое эмоциональное из всех искусств. Эмоция, как яркое и глубокое переживание – завоевание музыкального барокко. Ввел понятие «эмоция» Р. Декарт. Его современник Клаудио Монтеверди считают первооткрывателем настоящей эмоциональности в музыке. Именно с отрывков опер К.Монтеверди мы начинаем разговор о содержании в первом семестре 1 курса. В Прологе оперы «Орфей» Муза гласит о всесильной

силе музыки, мы воспринимаем этот фрагмент, как эпиграф к нашему изучению музыкальных произведений. Монолог Орфея из одноименной оперы композитора – первый разговор о содержании оперной арии, по клавиру мы читаем текст сцены Сенеки со слугами перед его самоубийством из «Коронации Поппеи» Монтеверди, а потом всматриваемся и вдумываемся в смысл первой исторической оперы. Только эмоция побуждает для

размышлений о музыке. Отсюда очень важна роль психологических подходов в объяснении природы музыкальных эмоций.

Различаются эмоции жизненные и художественные. Воспитание художественных эмоций очень важно для музыкантов-практиков. Художественные эмоции студенты видят при просмотре видеофрагментов изучаемых произведений. Как важно для народников-первокурсников смотреть вивальдиевские «Времена года» в исполнении Караяна, видеть

эмоции дирижера и оркестрантов. Просмотр этого видео является дополнением к уроку, где первокурсники читают приготовленные доклады по «Временам года» Вивальди и заранее прослушивают по фонохрестоматии все концерты. После просмотра вся группа удачно пишет викторину.

Педагог-музлитератор выполняет социальный заказ, помогает вырастить народника пианиста, дирижера. Особенно сложно с дирижерами, их теперь большинство без музыкального образования, и материал первого семестра вызывает немало трудностей. При изучении «Мессы си-минор» И.С.Баха студенты просматривают исполнение произведения в Лейпцигском кафедральном соборе хором детей и подростков. Именно это исполнение

помогает понять не только суть содержания произведения Баха, но и эмоционально воспринять исполнение произведения.

Иногда понять суть содержания произведения помогают жизненные эмоции. В 4 классе ДМШ при изучении виолончели традиционно проходится пьеса Сен-Санса «Лебедь». Информационный материал урока изложен в медиа-пособии, на уроке же для педагога важно вызвать у детей эмоциональное восприятие пьесы через образ «умирающего лебедя».

К ВОПРОСУ ОБ ОБНОВЛЕНИИ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестатистическим» россиянином. Мы, педагоги, работающие в сфере специального музыкального образования, ощущаем себя элитарной

«могучей», но все же «кучкой» в обществе, где большинство людей настроено на потребление «масскульта». «Что делать?», – наш извечный вопрос. Как работать в новых  условиях, с новыми детьми, как привести и увлечь молодое поколение любовью к «высокому» музыкальному искусству? На тенденции общества мы влиять не можем,  остается одно – изменяться самим.

Меня, как преподавателя музыкальной литературы, в первую очередь, интересует, как мотивировать школьника и студента на полноценное изучение предмета? Один из ответов – заинтересовать. Остановлюсь на некоторых своих избранных методиках.

Общими контурами любой предмет представлен двумя сторонами – работой в классе и работой по учебнику. Затронем вопрос об учебниках. Современный педагог имеет дело с современным «компьютеризированным» учеником, и введение в наш педагогический «обиход» высокотехнологичных форм обучения уже необходимо. Поделюсь опытом создания компьютерного учебника по музыкальной литературе для ДМШ. Рассматриваемое

мультимедийное учебное пособие не претендует на полноценный учебник по музыкальной литературе. Оно нацелено на осуществление вспомогательной, дополняющей и иллюстрирующей функций по отношению к основному процессу обучения, отсюда и его название – «Занимательная музыкальная литература». Пособие содержит сведения об инструментах симфонического оркестра, показывает звучание инструментов, сопровождается различными картинками. Основу учебника составляют рассказы о  музыкальных произведениях, которые тут же можно прослушать. Важная часть материала – словарь и биографии композиторов, чьи произведения используются в учебнике.

Присутствуют и иные «занимательные» элементы – интересные факты жизни композиторов, электронная викторина, клавиатура, на которой можно поиграть. Отмечу, что основное внимание в «Занимательной музыкальной литературе» уделяется содержанию произведений.

К сожалению, большинство учебников по музыкальной литературе для среднего звена основаны на устаревших методиках преподавания. В текстах учебников, как в зеркале, отразилась ситуация традиционного музыковедческого образования. Подавляющее большинство учебных предметов говорит о технологической стороне музыкальных произведений, о структурных, тематических, гармонических, полифонических и тому подобных средствах организации, при этом о выразительном смысле музыки, о ее цели и функции говориться крайне мало. Следовательно, студентами недостаточно осмысливается суть музыкальных произведений. В своих педагогических установках за долгие годы преподавания я пришла к выводу, что при изучении музыкальных произведений первично разбор музыкального содержания, а композиционные и другие особенности идут вслед за

раскрытием смысловой сути.

Надо отметить, что анализ содержания музыки – едва ли не самый сложный и тонкий вид анализа. Работа над содержанием произведения, несомненно, прерогатива работы учителя на уроке. Что такое музыкальное содержание? Не вдаваясь в дискуссию о разныхопределениях «музыкального содержания», отличия таких понятий, как «содержание», «смысл», «образ», ограничимся установкой В.Н. Холоповой что содержание – это выразительно-смысловая сущность музыки» [1, с. 6]. По «холоповскому» распределению двух типов содержания, хочу остановиться на категориях неспециального музыкального содержания: икон – как эмоциональной стороны музыки, индекс как изобразительной.

Использование в преподавании предметно-изобразительного, а конкретнее, видеоряда значительно раздвигает горизонты смыслового видения музыки и входит в целостный образ в качестве эмоционального подкрепления: «За каждой зрительной ассоциацией стоит какая-ибо эмоциональная сущность», – пишет В.Н.Холопова. [2, с. 124].

Музыка – самое эмоциональное из всех искусств. В начальном звене ДМШ необходимо вызвать эмоциональную отзывчивость на изучаемые произведения. К примеру, можно рассказать о выразительных и «технологических» особенностях старинных танцев, а можно дать изобразительное «представление»-рассказ об эпохе Людовика ХIV c музыкой Люлли и Куперена. Мы смотрим сюжеты фильма «Король танцует» о короле и композиторе, учимся танцевать менуэт вместе с господином Журденом и гавот с учениками портного – героями комедии «Мещанин во дворянстве», последнем совместном творении Мольера и Люлли, осознаем трагическую сущность сарабанды через киносюжет о истории смерти Люлли.

После этого уже слушаем музыку Люлли и Куперена, определяем особенности гавота, менуэта и сарабанды. Урок о танцах 19 века начинается киносюжетом фильма «Большой вальс», где проводится мысль популярность в народе новомодного вальса, который вытесняет аристократического «старика»-менуэта.

О соединении эмоционального и изобразительного необходимо помнить и в старших классах ДМШ. Изучение Седьмой симфонии Шостаковича начинается с просмотра «Синемафонии» Г.Параджанова (музыки Шостаковича, положенную на кинохронику войны), и только следом за этим при повторном прослушивании определяются особенности

драматургии и формы первой части. Вот такая методика делает предметом изучения музыку, как слышимую «жизнь души», как интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Иногда понять суть содержания произведения помогают жизненные эмоции. В 4 классе ДМШ при изучении виолончели традиционно проходится пьеса Сен-Санса «Лебедь». Информационный материал урока изложен в медиа-пособии, на уроке же для педагога важно вызвать у детей эмоциональное восприятие пьесы через образ «умирающего лебедя».

Кинофрагмент о балерине Анне Павловой, где приведены документальные кадры танца балерины, её «общения» с лебедем надолго остаются в памяти детей, а с ними и образ музыки. Интересные результаты использования «жизненных эмоций» дает и работа со студентами. Перед изучением баллады g-moll Шопена студенты знакомятся с фрагментами  фильма «Пианист» режиссера Полански. Именно после этого просмотра и прослушивания

произведения студенты сами делают выводы о полном соответствии драматургии фильма и баллады.

Эмоция, как яркое и глубокое переживание – завоевание музыкального барокко. Ввел понятие «эмоция» Р. Декарт. Его современник Клаудио Монтеверди считают первооткрывателем настоящей эмоциональности в музыке. Именно с отрывков опер К.Монтеверди мы начинаем разговор о содержании в первом семестре 1 курса. В Прологе оперы «Орфей» Муза гласит о всесильной силе музыки, мы воспринимаем этот фрагмент,

как эпиграф к нашему изучению музыкальных произведений. Монолог Орфея из одноименной оперы композитора – первый разговор о содержании оперной арии, по клавиру мы читаем текст сцены Сенеки со слугами перед его самоубийством из «Коронации Поппеи» Монтеверди, а потом всматриваемся и вдумываемся в смысл первой исторической оперы.

Только эмоция побуждает для размышлений о музыке. Отсюда очень важна роль психологических подходов в объяснении природы музыкальных эмоций.

Различаются эмоции жизненные и художественные. Воспитание художественных эмоций очень важно для музыкантов-практиков. Художественные эмоции студенты видят при просмотре видеофрагментов изучаемых произведений. Как важно для народников-первокурсников смотреть вивальдиевские «Времена года» в исполнении Караяна, видеть

эмоции дирижера и оркестрантов, а при изучении «Мессы си-минор» И.С.Баха студенты-дирижеры просматривают исполнение произведения хором детей и подростков в Лейпцигском кафедральном соборе, где погребен прах композитора. Именно это исполнение  помогает понять не только суть содержания произведения Баха, но и эмоционально  воспринять исполнение произведения.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование еще одного источника информации. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже

невнимательный студент становится внимательным. С одной стороны, видеоряд, по сравнению с аудиозаписью, носит более жизненный характер – вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, а также получаете информацию о широком контексте происходящего. В этом отношении очень полезно просматривать со студентами  разные сценические версии опер. Так, в завершении изучения оперы « Волшебный стрелок»

Вебера были просмотрены две сценических версии оперы, что и вызвало активную дискуссию о вариантах сценических постановках опер – аутентичных и модернистских, что в конечном результате привел к разговору о смысловой сущности музыки и жизни музыки в социуме.

Важная составляющая любого предмета – формы контроля. Предмет изучения музыкальной литературы – музыкальные произведения, предмет обучения – это наши  учащиеся и студенты, которые все больше музыку слушают, а не слышат, а тем более все меньше умеющие говорить о музыке, так как все меньше читают. Изучить музыкальное произведение – это не только осмыслить его в ходе изучения на уроке, но и запомнить через

повторное прослушивание. По всему курсу европейской и русской музыкальной литературы

составлены фонохрестоматии для домашнего прослушивания музыки. Это облегчило студентам подготовку к контрольным заданиям и значительно повысило качество написания контрольных викторин, которые пишутся и по отдельному произведению, и по группе произведений, и по творчеству композитора. В итоговую викторину входит избранный  материал семестра.

В качестве эксперимента в некоторых группах исполнительских отделений итоговый устный экзамен был заменен иными формами. Так, на отделении народных инструментов  итоговый экзамен по музыкальной литературе был заменён тремя формами опроса: сдача тем  на инструменте, викторина по произведениям всего семестра и электронное тестирование в

программе QuizMakerPro по материалу полугодия. При обсуждении формы экзамена («устная сдача или тест») студенты сами выбрали форму электронного тестирования,  которая и прошла в более комфортной обстановке. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, так как повышается  объективность оценки, студент сам видит картину собственных знаний, а процедуру

оценивания затрачивается минимальное количество времени. В этом году составляющие итогового экзамена по европейской музыке в группе пианистов 2 курса дополнен показательным семинаром «Пути и особенности фортепианного романтизма».

Таким образом, современное состояние музыкального образования, а конкретнее, преподавание музыкальной литературы, нуждается в современных технологиях, хотя бы ради того, чтобы наши ученики не воспринимали нас, педагогов, вместе с музыкальной классикой анахронизмом прошлого. Но вместе с тем, мы должны помнить об

амбивалентности рассматриваемого нами предмета, когда при изучении произведений, мы должны думать «и о музыке», «и о душе». В конечном понимании это должны быть уроки, созвучные времени, в которых гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Мы должны воспитывать слушателей с высоким уровнем музыкальности. И тогда нами будут выпускаться или

хорошие профессионалы, или просвещенные дилетанты, которые смогут поддерживать достаточный уровень отечественной музыкальной культуры.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование еще одного источника информации. Использование видеофрагментов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный), положительно влияет на прочность запечатления содержания произведения. Надо отметить, что при просмотре видеофрагментов соединяются две стороны музыкального содержания – эмоциональной и выразительной. Впрочем, еще Пирс указывал на закономерность соединений разных сторон содержания.

Распространенность изобразительности в музыке – характерная черта эпохи барокко и русской музыки ХIХ века. Очень важен разбор изобразительных функций при изучении программной музыки.

Знакомство в ДМШ с «Картинками с выставки» Мусоргского – первый разговор о программности в музыке. Педагогом смонтирован фильм, где использованы фортепианное, оркестровое исполнение произведения, отрывки мультипликационного фильма. С одной стороны, видеоряд, по сравнению с аудиозаписью, носит более жизненный характер – вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, а также получаете информацию о широком контексте происходящего. В этом отношении очень полезно просматривать со студентами разные сценические версии опер. Так, в завершении изучения оперы « Волшебный стрелок» Вебера были просмотрены две сценических версии оперы, что и вызвало активную дискуссию о вариантах сценических постановках опер – аутентичных и модернистских, что в конечном результате привел к разговору о смысловой сущности музыки и жизни музыки в социуме. Символическая сторона музыкального содержания более всего была развита в барокко и музыке 20 века. Музыкальные символы способны «опредметить» содержание некоторых произведений. При изучении «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха студенты легче понимают содержательную суть музыки через знакомство с риторическми фигурами. Музыкальные символы со скрытым словесным текстом («Diesirae», «Со святыми упокой») мы обязательно учим со словами наизусть и они становятся узнаваемы в

произведениях, изучаемых на старших курсах. Особые сложности возникают при изучении содержательной сути музыки Скрябина. Творчество композитора – пример творчества-символа. На первом уроке студенты смотрят «Прометея» со светомузыкой. Возникнув в точке золотого сечения композиторского пути, именно это произведение стало собирающим фокусом скрябинских воззрений. В дальнейшем изучении «Поэмы экстаза»

уже предметно фигурируют темы-символы, вступающие в сложные взаимоотношения с законами сонатной формы. Заключает изучение творчества Скрябина просмотр документального фильма А.Кончаловского, где рассматривается символическая сущность музыки  композитора через его философские воззрения.

Современные технологии позволяют расширить рамки урока и приводят к необходимости использования новых форм обучения. Одной из таких форм является видеоурок. Использование видео на занятиях повышает мотивацию обучения и активность обучаемых. «Видеотекст» открывает ряд уникальных возможностей для преподавателя и учащихся, ведь при творческом использовании кроме информативной ценности видеоряд

несет высокую содержательную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"

Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения  дисциплины "Обществознание". Идея данного урока  заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...

Использование игровых технологий на уроках истории в колледже

Практика показывает что, так как у наших студентов очень разные психологические возможности усвоения материала, разнообразить работу на уроке, увлечь ребят помогают дидактические игры, которые можно с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Статья " Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках учебной практики"

Использование игровых технологий на уроках учебной практики...

«Использование игровых технологий на уроках химии в СПО »

Современное образование  нуждается в методах обучения, которые помогли бы не только качественно научить, но и в первую очередь, развить потенциал личности. Оно  направлено на то, чтобы готов...