Нужна ли профессия - «Концертмейстер хореографического коллектива»?
статья на тему

Шушарина Татьяна Андреевна

Работа концертмейстера хореографического коллектива – тяжелый труд, труд, требующий самоотдачи, в некотором роде даже определенного фанатизма. Как и всякая другая работа, при условии, если она любима и успешна, она приносит творческое удовлетворение. Что сказать о ее специфике? Баянист – выпускник консерватории, даже с отличным дипломом, поначалу ощущает себя в балетном зале совершенно неподготовленным. В течение долгих лет его посвящали в таинства интерпретации фортепианной, классической  и современной литературы, здесь же перед ним встают проблемы совершенно иной специальности: от него требуют мгновенного и точного понимания хореографического движения, убедительной импровизации на заданный ритм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужна ли профессия - «Концертмейстер хореографического коллектива»?

Работа концертмейстера хореографического коллектива – тяжелый труд, труд, требующий самоотдачи, в некотором роде даже определенного фанатизма. Как и всякая другая работа, при условии, если она любима и успешна, она приносит творческое удовлетворение. Что сказать о ее специфике? Баянист – выпускник консерватории, даже с отличным дипломом, поначалу ощущает себя в балетном зале совершенно неподготовленным. В течение долгих лет его посвящали в таинства интерпретации фортепианной, классической  и современной литературы, здесь же перед ним встают проблемы совершенно иной специальности: от него требуют мгновенного и точного понимания хореографического движения, убедительной импровизации на заданный ритм. Человек явно не в своей тарелке ощущает себя, когда приходит в ансамбль танца. Ему предстоит овладеть новой профессией, научиться тому, чему его никто никогда не учил. Как известно, в обязанности концертмейстера танцевального коллектива входит не только участие в репетициях по репертуару, но и аккомпанемент в балетном классе, участие в создании нового танцевального номера, что, несомненно, представляет главную трудность для начинающего музыканта. Трудности профессии концертмейстера обусловлены всей содержательной сущностью искусства хореографии. Но они во сто крат сложнее еще и от того, что музыкантов к работе в балетном зале ни наши училища, ни консерватории специально не готовят. Ежедневная нагрузка концертмейстера около восьми часов, иногда чуть больше. В обязанности концертмейстера входит аккомпанирование, как минимум, четырем разновозрастным группам обучающихся. С девяти утра до позднего вечера идет разнообразная по составу репетиционная работа с группами и с солистами коллектива. Педагог ведет урок, как правило, по заранее обдуманному плану. Упражнения и комбинации юным артистам предлагаются в едином, строго установленном темпо – ритме, без всяких отклонений и задержек. Концертмейстеру надо успеть сообразить, что в данный момент нужно воспроизвести из музыкального материала, уметь в столь короткий срок, пока показывается очередное задание, извлечь из запасов памяти соответствующий музыкальный фрагмент. В ансамбле танца большой репертуар. Чтобы легче войти в него и хорошо запомнить специфические тонкости, связанные с танцем, на первых порах концертмейстер записывает на магнитофон фонограмму, чтобы дома с клавиром в руках еще и еще раз выверить темпы, характер музыки, ее нюансы, диктуемые танцем. В классе же играется в основном импровизационный музыкальный материал. Эмоциональная нагрузка концертмейстера ансамбля танца – одна из трудностей профессии и входит в понятие ее специфики. Если в классе просто наигрывать, то можно и двенадцать часов проработать, не уставая. Но с детьми это не проходит – здесь надо играть так, чтобы заинтересовать, увлечь, чтобы все, что звучит на баяне или фоно, было ритмически ярким, художественно убедительным. Тогда и танцовщики найдут в себе силы для творчества. Работать надо с высокой эмоциональной отдачей, совместно с педагогом, что заставляет постоянно сохранять приподнятый тонус. На постановочных репетициях играть просто так, с прохладцей также нельзя, исполнение должно быть насыщенным, определенным, чтобы балетмейстер понял, что хотел сказать композитор. Деятельность баяниста (пианиста) этого профиля требует от музыканта многих специфических навыков, обретение которых «на практике», достаточно протяженное во времени. Мне кажется, что сегодня, как никогда , назрел вопрос    о специальной подготовке концертмейстера для работы в танцевальном коллективе , так как  люди этой специальности очень   востребованы  в танцевальных коллективах нашего города.

    И хочется надеяться, что средне - специальные и высшие учебные заведения нашего города обратят внимание на эту проблему.

     Шушарина Т.А.

 педагог дополнительного образования,

 руководитель образцового ансамбля народного танца «Подснежник»

 БОУ ДОД города Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»

Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....

Формы организации и характер деятельности хореографического коллектива

От того, как организована деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех Не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, В формировании гармонически развитой л...

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Работа с хореографическим коллективом в детской школе искусств.

Учебный процесс на хореографическом отделении Старокулаткинской детской школы искусств осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении хореографии де...