« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»
методическая разработка на тему

Короткая Маргарита Николаевна

Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4referat.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ



Короткой Маргариты Николаевны




по теме: « Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования

(на примере преподавания в хореографическом коллективе)»  









   МОСКВА - 2012





                                                     




Оглавление.


I. Введение:

- Процесс воспитания.

II. Основная часть:

1. Общая характеристика средств воспитательной работы в хореографическом  коллективе.

2. Общая характеристика методов воспитательной работы в хореографическом коллективе.
а) Классификация методов воспитания в хореографическом коллективе.
б) Методы формирования хореографического коллектива.
в) Методы стимулирования.

3. Общая характеристика форм воспитательной работы в хореографическом коллективе.

4.
 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

III. Заключение:

IV. Список литературы:














I.
 Процесс воспитания.
 Воспитание, являясь важнейшей частью становления человека как личности, как носителя культуры и духовности общества, обязательно подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей.
Общие цели воспитания определяют содержание и всю воспитательную деятельность семьи, детского сада, школы и всех других учебно-воспитательных социальных институтов (учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, искусства, литературы).
Основу содержания воспитания составляют следующие компоненты.
1. Совокупность простых нравственных норм и правил поведения человека, его общения с другими людьми. Это нормы и правила, исторически сложившиеся у каждого народа, нации, этноса на основе традиций, географических условий проживания, взаимодействия с соседними народами, религиозных верований. Эти нормы и правила зафиксированы в различных заповедях, поучениях, пословицах, сказках, детских песенках, в устных изречениях, передающихся от поколения к поколению. Постепенно совершенствуясь по содержанию и форме, они дошли до наших дней в виде четких, кратких и конкретных правил поведения и общения. В них особенно ярко проявляются национально-региональный колорит, национально-региональная специфика, своеобразие, налагающиеся на общечеловеческие нравственные нормы.
2. Система общечеловеческих ценностей, базирующаяся на фундаментальных представлениях о добре и зле. Это прежде всего гуманизм, уважение к другим и себе, любовь в самом широком понимании этого слова, бережное отношение к природе, ко всему живому; понимание того, что самую большую ценность на земле представляет человек, его жизнь. Во все времена в качестве особой ценности провозглашалось образование как ведущий фактор духовного, культурного и социально-экономического развития общества, человека в целом.
3. Система нравственных принципов и норм, существующих в обществе и определяющих основные направления воспитания всех его членов. Такими принципами могут быть: «Человек человеку - друг, товарищ и брат» или «Человек человеку - волк». Исходя из них, выстраиваются в обществе две диаметрально противоположные системы нравственных норм и правил.
 
4. Совокупность норм и правил поведения и общения в конкретных коллективах, группах, семьях и др. , т. е. в тех сообществах, где протекает жизнь ребенка. В каждом детском объединении, даже создаваемом самими детьми, обязательно есть этот свод правил, регулирующих поведение и взаимоотношения его членов. Подобные правила особенно важны для
воспитания, так как они неформальны, интересны, разрабатываются
самими детьми или при их активном участии, вносят игровой элемент в совместную деятельность и общение.
Нравственность человека, а отсюда и нравственность воспитания - основные условия развития личности. Именно с ознакомления с простейшими правилами поведения и общения начинается целенаправленное воспитание ребенка в семье, детском саду, начальной школе, детском объединении.
Параллельно с этим процессом родители, воспитатели и учителя вводят ребенка в мир знаний о природе, человеке, родном крае, малой Родине, обществе и мире в целом.

Знания являются основным средством умственного развития ребенка, формирования у него творческого мышления, познавательных интересов, развития способностей.
Только через знания дети начинают понимать окружающий мир, взаимосвязи между явлениями и предметами, роль и место человека в этом мире, связи и взаимодействия людей с природой, единство мира и др. А это и есть начало формирования у них основ мировоззрения. Через обучение дети получают начальные, но систематические знания о содержании, нравственных, эстетических, поведенческих норм; ценностей, обычаев, традиций; основ знаний по искусству, литературе и т. д. Перечисленные знания приобщают детей к культуре, к духовным ценностям и служат фундаментом формирования всех социально значимых качеств личности.
В. А. Сухомлинский большое значение придавал духовной деятельности. Он писал: «Духовная деятельность - это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и анализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания»'.
Воспитание в труде, в активной деятельности базируется на идее, что труд - могучий воспитатель. Он создает материальную основу для развития задатков и способностей человека, для формирования его мировоззрения и морального облика.
Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанников был сформулирован
А. С. Макаренко: «. . . Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Требовательное отношение к воспитанникам и уважение к ним - это две стороны гуманного отношения к личности. Если педагоги верят в силы и возможности воспитанников, доверяют им, ребята стараются оправдать это доверие, у них появляется чувство уверенности в своих силах.
Соблюдение принципа единства требований и уважения к личности означает, что воспитатели должны постоянно предъявлять детям посильные требования, не потакать слабостям и капризам. Вместе с тем важно проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, разумную любовь. При этом условии создается атмосфера взаимного доверия.

В Российской педагогической энциклопедии методы воспитания определяются следующим образом:
       - «Методы воспитания - это совокупность наиболее общих способов   решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий».
Другими словами, методы воспитания - это способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направляемые на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки различных жизненных ситуаций, поступков и поведения других людей и своих собственных. Приемы воспитания, как и в обучении, - это отдельные действия внутри метода, зачастую более специальные, конкретные (менее общие). Например, оценка поведения ребенка в целом или отдельных его поступков - важный метод воспитания. Но для того, чтобы дать такую оценку, воспитатель использует самые различные приемы - менее общие методы в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей детей и других обстоятельств.
Методы воспитания в сочетании с целенаправленным педагогическим руководством становятся методами воздействия коллектива на личность.
Воздействия, которые приводят к изменению или развитию свойств (качеств) личности, достигают этих целей в процессе различных видов деятельности. Педагог должен организовать эту деятельность и создать условия, в которых учащиеся смогут развить в себе и испытать на практике те или иные качества, проектируемые планом и программой воспитательной работы.
С помощью методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Методы воспитания должны быть направлены на стимулирование активности детей для достижения поставленных целей и на превращение этих целей в перспективы деятельности коллектива.
Направленность методов на формирование целостной личности, в силу чего методы воспитания должны использоваться лишь как целостная система. Порой методы воспитания рассматриваются изолированно друг от друга: формирование определенных качеств личности ставится в непосредственную зависимость от применения определенных методов воспитания. Например, сознание личности и ее мировоззрение формируются с помощью метода убеждения, а поведение - с помощью метода упражнения. Конечно, в определенных ситуациях могут быть использованы те или иные методы.
Однако следует обратить особое внимание на то, что, применяя любой метод, педагог должен иметь в виду его влияние на личность в целом.
 
Нужно хвалить детей за успешное выполнение действий, так как это говорит о том, что они преодолели трудности, причем наиболее значимые. В процессе выработки привычек, смысл которых ребенок вначале еще не понимает, нужно проследить за тем, чтобы он позднее этот смысл себе уяснил. Подобные новые знания становятся в конце концов основой формирования и закрепления убеждений.
Отчет детей о выполнении той или иной деятельности способствует закреплению достигнутых умений, знаний и
привычек.
Методы воспитания в игровой деятельности детей в основном совпадают по содержанию с методами воспитания в практической деятельности, ибо игра является одной из ее видов. Игра - это чаще всего практическая деятельность, кратковременная, несистематическая. Мир детских игр многообразен.
Обязательным также является подведение итогов игры. Но в играх больше, чем в других видах практической деятельности, проявляются смекалка и инициатива детей, командная поддержка и взаимопомощь. В игре учитель и воспитатель имеют большую возможность для выявления индивидуальных особенностей детей: лидерства, умений общения, чувства товарищества, сопереживания и др. В игре, как ни в каком другом виде деятельности детей, царят эмоциональный накал, оценка возможностей партнера, самооценка.

В воспитании детей необходимо стремиться к единству внешних и внутренних стимулов, побуждающих учащихся к активности. Например, контроль, проявляющийся в оценке их поведения и деятельности учителем и товарищами, должен органически сочетаться с оценкой самого себя - с самооценкой. И этому надо учить детей. Пусть первоначально под руководством учителя или воспитателя ребенок попытается ответить на вопросы: «Правильно ли, хорошо ли я вел себя при уборке помещения, на работе в саду, в игре?», «Надо ли было оказать помощь Сереже, накрывая на столы в столовой при изготовлении подарков для бабушек и мам к 8 Марта?» и другие подобные вопросы. Недооценка внутренних стимулов может привести к тому, что ребенок вместо внутренней потребности к деятельности, к достижению высоких результатов будет приспосабливаться к требованиям учителя или воспитателя.

Подбадривание словом также способствует формированию у малыша стремления хорошо учиться и вести себя. Необходимо поощрять прежде всего трудолюбие, настойчивость в достижении положительного результата, дисциплинированность и др. Особенно важно похвалить в том случае, если у кого-либо появляются особые успехи, если у какого-либо ребенка, считающегося «трудным», намечается поворот к лучшему.

Нельзя поощрять одних и тех же детей, так как в этом случае поощрения теряют свою действенную силу и способствуют разобщению детского коллектива. По мере роста своего педагогического мастерства учитель начинает использовать разнообразные по своей действенности приемы поощрения, выраженные в форме словесного одобрения: «Хорошо!», «Молодец!», «Сразу видно, что постарался!»,  «Смотрите, вы же можете!» и т. п. Наряду с этим используется система традиционных поощрений: награждение лучших книгой, грамотой, сладким.
Среди методов воспитания необходимо выделить и методы наказания. Наказание должно помогать ученику осознать, что он занимается ниже своих возможностей или ведет себя неправильно, должно помогать ему исправиться.

Методы и приемы воспитания самые различные, но их нельзя использовать механически, без должного анализа особенностей своей группы детей. Надо всегда искать ту совокупность методов, которые позволяют легче, быстрее и качественнее достигать поставленных целей.
II. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

1. Хореографический коллектив, как форма объединения людей в целях обучения и воспитания, использует в своей работе определенные средства.
Понятие
«средства воспитания в хореографическом коллективе» трактуется так:
- своеобразный инструмент воздействия на сознание и чувства членов этого коллектива.
- Орудие достижения какой либо цели воспитания:
живое слово, периодическая печать, радио, телевидение, наглядные средства, художественная и специальная литература, произведения искусства (в том числе хореографического искусства) и так далее.
В воспитательной работе живое слово руководителя хореографического коллектива имеет важнейшее значение. С его помощью он распространяет хореографические знания, обобщает и передает хореографический опыт, общается с членами хореографического коллектива на занятиях, лекциях, тематических вечерах…то есть оно является элементом общения, взаимодействия, воспитания, обучения.
Печать всегда являлась всепроницающим средством массовой информации, поэтому и используется до сих пор в хореографических коллективах как средство просвещения и воспитания.
Радио и телевидение являются мощным средством воздействия на огромное количество людей. Роль телевидения в процессе просвещения и воспитания членов хореографического коллектива возрастает с каждым годом.
Средства наглядности в хореографическом коллективе ( например стенды, посвященные великим хореографам или методике исполнения каких либо pas) способствуют более прочному усвоению знаний. Они ускоряют процесс воспитания, воздействуя и на мышление и на эмоциональную сферу члена коллектива, связывая теорию и практику хореографического обучения и воспитания. В деятельности хореографического коллектива в качестве средств воспитания и обучения широко используются художественная литература , произведения искусства. А так же используют технические средства, которые можно разделить на виды:
- светотехнические или экранные( киноаппаратура, фотоаппаратура, проекторы)
- аудиотехнические( магнитофоны, проигрыватели)
- видеотехнические( видеомагнитофоны)
- средства программированного обучения ( компьютеры)
Что бы средства воспитания и обучения могли в полной мере осуществлять свои функции, они используются комплексно. Подобное использование современных средств помогает обеспечить нормальное функционирование хореографического коллектива и воспитание его членов.
2.
 Общая характеристика методов воспитательной работы в хореографическом коллективе.
 В хореографии метод воспитания это – способ взаимосвязанной деятельности руководителя хореографического коллектива и его воспитанника, направленный на развитие личностных качеств воспитанника и формирование хореографического коллектива. В процессе воспитания чаще всего, задействован не один метод, а группа методов, потому методами воспитательной работы следует считать определенную систему действий направленных на достижение поставленной цели.
Результат воспитания достижим :
1) когда присутствует понимание педагогом – хореографом сущности воспитания, которое опирается на действительность, конкретных членов хореографического коллектива.
2) когда в основе воспитания лежит какая – либо цель, содержание, которое направленно на конкретную личность, группу людей, а не представляет собой набор стандартных методов, формально приспособленных к тому или иному содержанию.


а)
Классификация методов воспитания в хореографическом коллективе. 
             
Методы формирования хореографического коллектива
            /                               |                         |                                     \
дисциплина       самообслуживание    соревнование         самоуправление  

             
             
Методы формирования сознания ( методы убеждения)
              /                             |                              |                                \

Информация                 поиск                дискуссия       взаимное  просвещение

                         
                               
Методы педагогического стимулирования 
                        /                 |                     |                    |                             \
       требование  перспектива  поощрение  наказание  общественное мнение


Методы обучения в хореографическом коллективе могут классифицироваться следующим образом:
а) по источникам передачи и приобретения знаний, навыков и умений.
   -
методы словесные(например объяснение)
   -
методы наглядные(например демонстрация фильма)
   -
методы практические(например упражнение)
б) по основным дидактическим задачам, реализуемым на конкретном этапе обучения:
   -
методы приобретения знаний( например лекция)
   -
методы формирований навыков и умений(например игра)
   -
методы применения знании, навыков и умений( например сочетание хореографического pas)
   -
методы закрепления, проверки знаний, навыков и умений(например контрольный урок)
   -
методы репродуктивные( повторение педагогического задания, работа с книгой, постановка танца по записи и другое)
   -
методы проблемно – поисковые или творческие( проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательская лабораторно – практическая работа, творческие упражнения, самостоятельные наблюдения)
В деле формирования хореографического коллектива и качеств личности каждого его члена, воспитательные методы опираются на общепедагогические цели, которые в каждом конкретном случае требуют применения определенного метода воспитания или комплекса методов. Комплекс методов в хореографическом воспитании обычно связывается с методами формирования хореографического коллектива, методами формирования сознания и стимулирования деятельности членов хореографического коллектива.
б) Методы формирования хореографического коллектива в практике воспитания имеют первостепенное значение. Самыми популярными являются дисциплина, самообслуживание, соревнование, самоуправление.
Дисциплина. Это основополагающий метод организации хореографического коллектива, несоблюдение которого ведет к нарушению профессионального ориентирования и даже к травматизму, профессиональной непригодности. Поэтому дисциплина в хореографическом коллективе воспринимается как формирование:
1) культуры взаимоотношений его членов
2) полезных традиций и привычек.
Формируется дисциплина: 
1)  путем выработки соответствующих требований( норм и правил внутреннего распорядка)
2) путем предъявления этих требований друг другу. Предъявлению требований всегда предшествует разъяснительная работа, использование методики убеждения, но единство требований и требование, как метод, приоритетно при формировании дисциплины и хореографического коллектива.
Требования. Характер деятельности членов хореографического коллектива позволяет поделить требования, связанных с формированием дисциплины, на два вида: моральные и деловые. « Будьте вежливыми, приветливыми и т.д…» - это пример моральных требований, ибо они фиксируют нормы нравственного поведения ленов хореографического коллектива.
Моральные требования – это нормы и правила отношения к искусству хореографии вообще, своим товарищам, коллективу и своим обязанностям в коллективе.
Деловые требования – это производственные нормы и правила, связанные с выполнением хореографической техники, соблюдением безопасности труда ( «при исполнении пируэтов строго сохраняйте заданный рисунок танца, что бы не ударить рукой соседа). В хореографической практике оба вида требований имеют одинаковую значимость, так как тесно взаимосвязаны: «не ленись»( моральное требование), «не останавливайся в середине танца, - можешь столкнуться с Иваном, покалечишь его и себя» ( деловое требование).
Самообслуживание – метод организации хореографического коллектива, позволяющий:
1) сформировать у его членов заботу о сохранении и умножении общественного достояния
2) создать наиболее благоприятные условия жизни и труда в хореографическом коллективе. В условиях современного научно – технического прогресса, когда качество быта, например, в семье достаточно высокое, данный метод может показаться руководителю хореографического коллектива примитивным. Но эта иллюзия пропадет при ближайшем знакомстве:
1) с условиями финансирования деятельности хореографического коллектива
2) с возникновениями иждивенческих настроений, с отсутствием чувства хозяина у каждого члена коллектива. Самообслуживание в хореографическом коллективе пронизывает все виды деятельности коллектива, которые увязываются: с организацией приема в хореографический коллектив, с учебнотренажной, воспитательной, постановочной работой, концертной деятельностью. Например, оно может пройти путь от уборки и наведения порядка в комнате для переодеваний до украшения помещений хореографического коллектива. Естественно, что при самообслуживании особым предметом заботы педагога хореографа является организация и рационализация труда членов хореографического коллектива. Здесь приобретают особую значимость умения руководителя:
1) определять цель трудового процесса
2) планировать его содержание, методы и формы.
3) изыскивать средства труда( инструмент, материалы). Отсутствие названных умений может привести к отрицательному воспитательному результату.
Соревнование – метод, корректирующий трудовую деятельность, а значит и организацию хореографического коллектива. Соревнования в хореографическом коллективе – это:
1) стимулирование индивидуального и коллективного успеха.
2) формирование ревностного отношения к делам хореографического коллектива.
Атрибутом соревнования всегда является:
1) учет.
2) сравнение результатов деятельности.
3) поощрение участников соревнования.
Самоуправление – метод самоорганизации хореографического коллектива, позволяющий формировать у его членов:
1) отношения взаимной ответственности.
2) организаторские качества.
Форма самоуправления хореографического коллектива определяется рядом факторов:
1) структурой коллектива.
2) содержанием его деятельности.
3) организационным опытом его членов.

Метод самоуправления обобщает, синтезирует все перечисленные методы формирования хореографического коллектива, так как и дисциплина, и самообслуживание, и соревнование при наличии самоуправления становятся личным делом каждого члена коллектива, а воспитательный эффект достигается апогея.
Методы формирования сознания членов хореографического коллектива  в практике хореографического воспитания связаны с методами убеждения: информацией, поиском, дискуссией, взаимным просвещением.
Информация – это основополагающий метод убеждения в хореографическом коллективе, обеспечивающий:
1) передачу тех или иных сведений членам коллектива.
2) стимулирование интереса к новому знанию, потребности в овладении им. Метод эффективен, когда при его реализации явно прослеживаются:
1) общественная значимость идей и фактов, заложенных в информации.
2) ценность информации для удовлетворения запросов членов хореографического коллектива.
3) ее оперативность.
4) ненавязчивость.
5) чувство меры.
6) техника передачи информации( простота и доступность сообщения, ясность, логическая стройность, выразительность формы)
7) временная дозировка.
Основополагающие функции метода в хореографии сродни функциям первооткрывателя – ознакомление с новыми идеями, фактами, какими – либо сведениями, составляющими основу содержания хореографического обучения и воспитания.
Главное средство метода – живое слово и личный пример, используют методы словесные( например рассказ), методы наглядные( например демонстрация видеофильма), методы практические ( хореографический показ)Приемы реализации метода связаны со стимулированием интереса к информации, потому следует выделить ряд основных приемов реализации метода: логичность, доказательность, плавную последовательность изложения материала. В повседневной практике пользуются успехом такие приемы: как ссылки на высказывание известных авторитетных людей, характеристика особо интересных фактов, событий, использование юмора, шутки.
Поиск вовлекает участников коллектива в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации. Наиболее типичными этапами поисковой деятельности являются:
- определение цели – результата и объекта поиска, а так же  конкретизация ближних целей – задач.
- сбор материала.
- обработка и систематизация собранного материала.
- оформление этого материала и дальнейшее его использование.
Дискуссия, как и соревнование, относится к корректирующим методам, но является не методом формирования хореографического коллектива, а методом убеждения:
- обеспечивающим вовлечение членов коллектива в обмен мнениями
- способствующим развитию нравственно – эстетических представлений.
- формирующим самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов. Главное предназначение дискуссии – не борьба взглядов и противоречивых точек зрения, а обогащение и развитие обсуждаемых идей. Гарантом результативности любой дискуссии обычно становится тактичность и доброжелательность, аргументированность их опровержений.
Взаимное просвещение, как и самоуправление, является методом самоорганизации, но методом самоорганизации не хореографического коллектива, а убеждения. Этот метод:
- формирует у членов хореографического коллектива потребность пропагандировать свои знания, взгляды, убеждения
- находит место реализации в хореографическом коллективе и за его пределами. При применении этого метода хореографический коллектив становится субъектом воспитательной работы, а его руководитель играет роль консультанта. Здесь, как и во всякой деятельности хореографического коллектива, обучение сливается с воспитанием: рост знаний, навыков и умений членов коллектива( результат обучения) приводит к желанию поделиться своими знаниями, навыками и умениями( результат воспитания).
в) Методы стимулирования членов хореографического коллектива логично увязывается с применением методов формирования хореографического коллектива и сознания его членов. Наиболее популярным проявлением этого метода являются: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.
Требование – не только исходный метод формирования хореографического коллектива ( в частности его дисциплины),но так же исходный метод стимулирования деятельности его членов. В практике хореографического коллектива обычно встречаются прямые и косвенные требования.
Прямое требование – это непосредственный катализатор какого – либо действия, поступка. Оно позитивно, так как конкретизирует, определяет поступок члена хореографического коллектива, не запрещая какие – либо иные действия. Содержание данной формы требования всегда однозначно, конкретно, излагается в форме инструкции.
Косвенное требование – это влияние осуществляется через психологические факторы: чувства, переживания члена коллектива ( «данное па в твоем исполнении будет выглядеть лучше, если…»). Форма косвенного требования, чаще всего, проявляется как просьба, одобрение, совет, реже – как осуждение, выражение недоверия.
Перспектива. Целью этого метода является стимулирование полезных для этого коллектива действий и поступков его членов. Реализуется выдвижением руководителя увлекательных целей( перспектив), в расчете на их трансформацию в личные стремления и желания членов коллектива. Перспектива, в зависимости от ожидаемого результата, может быть близкой, средней и дальней.
Близкая перспектива – ближайшая цель, чаще всего, легко достижимая , потому и радостная, оптимистическая. Это предвкушение радостного события: посещение театра, встреча с другим хореографическим коллективом, просмотр видеофильма и т.д.
Средняя перспектива – это удаленная во времени цель, достижимая( но не в ближайшее время), оптимистичная и деловая( так как требует решения проблем ближних целей - перспектив). Это может быть ожидание: вечера – ритуала «Посвящение в хореографы», предстоящего концерта, каникул и т.д.
Дальняя перспектива – это судьбоносная, очень отдаленная, трудно достижимая, а иногда недостижимая цель. Она может быть представлена как цель всей жизни или как ее составная.
Поощрение и наказание – это корректирующие методы педагогического стимулирования, обеспечивающие:
- поддержку полезной деятельности.
- торможение нежелательной деятельности членов хореографического коллектива. Эти два метода неразрывно связаны и являются двуединством метода педагогического стимулирования – коррекции. Методом коррекции в основном пользуется педагог.
Общественное мнение – метод самоорганизации стимулирования деятельности членов хореографического коллектива, предполагающий:
- обеспечение поддержки и развития полезной для коллектива деятельности.
- опубликование врожденных или приобретенных нравственных проявлений личности членов коллектива. Реализуется посредством:
- достижения перспектив, обусловленных выполнением норм и правил жизнедеятельности хореографического коллектива в целом.
Общественное мнение – это:
- высокий уровень реализации воспитательных функций хореографического коллектива.
- стимулирование педагогом хореографом развития самоуправления коллектива.
- долгие и квалифицированные усилия, связанные с гуманитарным воспитанием.
- применение всего комплекса методов воспитательной работы в хореографическом коллективе.
3.
 Общая характеристика форм воспитательной работы в хореографическом коллективе.
 В объеме деятельности руководителя хореографического коллектива воспитательная работа занимает большое место, ибо представляет собой огромное поле одновременного воздействия на большие группы участников хореографического коллектива. Содержание воспитательной работы, как и любое содержание, выражается через форму. \

Форма воспитательной работы в коллективе – это вид организационной воспитательной деятельности, взаимодействия членов коллектива( например беседа, лекция, встреча, тематический вечер, конкурс и т.д) совокупность методов и приемов решения воспитательных задач.
Значение формы мероприятия, имеющего воспитательный характер огромно. Неудачная форма может исказить содержание, предать проблематике какого либо воспитательного мероприятия даже противоположный характер. Удачно выбранная форма воспитательной работы сплачивает членов коллектива, удовлетворяет их потребности в общении. Способствует развитию их творчества, инициативы и самостоятельности.
Обязательные качества структуры форм воспитательной работы в коллективе обычно увязываются:
- с популярностью
- доступностью широкому восприятию большой группы людей.
Эмоциональная природа форм воспитательной работы в хореографическом коллективе влияет на содержание этого вида деятельности, определяет характер воздействия и восприятия.
В процессе жизнедеятельности хореографического коллектива условно можно обозначить две формы воспитательной работы:
пассивную и активную.
Пассивная форма воспитательной работы связана с проведением мероприятий, к подготовке и проведению которых не привлекаются члены хореографического коллектива, когда эти мероприятия организует и проводит сам руководитель( опубликование какой либо информации, организация лектория, открытие доски почета, с организацией выставки грамот, подарков и т.д).
Активная форма воспитательной работы связана с проведением мероприятий, к подготовке и проведению которых привлекаются, прежде всего, члены хореографического коллектива. К этой форме воспитательной работы можно отнести, например: викторины, конкурсы, концерты, встречи с мастерами культуры и искусства, коллективные просмотры спектаклей, концертов.
Опираясь на изложенное выше, можно сказать, что перечень форм воспитательной работы чрезвычайно разнообразен.


4. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования.
К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. 
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.
Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают.
Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным.
В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.
В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы.
Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-эстетического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.
Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок учеников. Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.

III. Заключение.

Подводя итоги о проведенном исследовании особенностей воспитания детей искусством хореографии, в соответствии индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
- начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.
- исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.


 IV. Список литературы.

1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – Москва, Издательский центр «Академия», 1998.

2. В. В. Полонский « Методика работы с хореографическим коллективом ». Учебное пособие для средних специальных и высших учебных заведений. Смоленск 2002г.

3. А.П. Горкин (гл. ред.). Российская педагогическая энциклопедия. - Москва. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.

4.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

5.Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

6. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2.

7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования "Математика вокруг нас"

Программа объединения дополнительного образования расчитана на 160 часов в год для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"....

Учебная программа объединения дополнительного образования "Ювелирное дело"

Ювелирное дело - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В наше время обучение ювелирному делу стало доступно всем желающим. Ему можно научиться на специальных курсах, благодаря сп...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...

Программа объединения дополнительного образования "Театр"

В основе данной программы лежит авторская программа Е.Г.Савиной «Театральные ступеньки».Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольно...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...