Сценарий "В мире животных"
методическая разработка на тему

Шаповалова Татьяна Васильевна

Сценарий выступлений учащихся класса фортепиано в рамках проекта "Культурно-просветительской деятельности хоровой студии "Тоника""  Предназначен для педагогов дополнительного образования по классу фортепиано, преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ и школ искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_v_mire_zhivotnykh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

СЦЕНАРИЙ

тематического концерта

«В мире животных»

 ( предназначен для педагогов  дополнительного образования по классу фортепиано, преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ и школ искусств)

Автор: педагог  дополнительного образования   хоровой студии «Тоника»                    Шаповалова Татьяна Васильевна

База: Лицей №1

Всеволожск

     2014

Пояснительная записка

В наше время очень актуальным стало духовное воспитание детей. Мир музыкального искусства незаменим в этом процессе. Исполнение и слушание музыки позволяет развивать эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки и в конечном итоге  способствует духовному совершенствованию детей.

Сценарий включает программные инструментальные произведения.       Пьесы о животном мире  являются прекрасным иллюстративным материалом к рассказу о выразительных возможностях музыкального языка.  Программная музыка стимулирует творческие фантазии детей, открывает большие возможности для творческого воображения. Участники сценария подбирали стихи к музыкальным пьесам, учились выразительно их декламировать, делали рисунки, пытаясь языком изобразительного искусства воплотить своё понимание музыки. Названия пьес помогают слушателям понять их содержание, а исполнителям лучше выразить замысел композитора.  Стихи помогают понять музыку, услышать, о чём она рассказывает. Музыка сочетается со стихами, стихи – с рисунками, и всё это связано между собой и выражает один образ, подчинено одному настроению. И всё это музыка! Музыка звуков, стихов, красок!

Мероприятие рассчитано на детей 6-11 лет.

Цель:  развитие творческих способностей  посредством музыки, поэзии,     изобразительного искусства;

Воспитательные задачи:

- обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и    изобразительного искусства;

-  развивать творческое воображение;  

- повышать интерес к музыке и в целом к обучению.

Данным сценарием могут воспользоваться    преподаватели фортепианных классов музыкальных школ и школ искусств, педагоги дополнительного образования по классу фортепиано.

 

Оформление: рисунки  обучающихся.

Техническое обеспечение: фортепиано.

Предварительная подготовка:

  1. Изучение репертуара с каждым участником сценария.
  2. Подбор стихотворений участниками сценария.
  3. Создание рисунков  к музыкальным пьесам.
  4. Выучивание стихотворений наизусть участниками сценария.
  5. Работа над сценарным текстом.
  6. Художественное оформление помещения  рисунками участников.  
  7. Приобретение призов.        

Призовой фонд: поощрительные призы  детям,   отгадавшим  загадки.

Участники исполнения сценария:

Ведущая: Шаповалова Т.В.

Исполнители стихов и музыкальных произведений:

Биллер Анита,

Васильева Таня,

Иванова Саша,

Кокарева Аня,

Кокарева Юля,

Лабазанова Диана,

Ломтева Маша,

Москаленко Лена,

Мочалова Наташа,

Худичева Оля,

Шубина Алина.

Ход сценария

Участники сценария рассаживаются

на заранее подготовленные  места.

Помещение оформлено рисунками

 участников сценария.

Ведущая:  Ребята! Тема нашего тематического концерта – «В мире животных».    Сейчас  будет звучать  инструментальная музыка. В ней нет текста. Но как лучше понять её? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям. Речь пойдёт о программно-изобразительной музыке. Эта музыка может «изображать» звуки природы, движения людей, зверей, птиц.  Сегодня  мы услышим музыку, изображающую различных животных. А каких диких и домашних животных, птиц вы знаете?

         (Собачек, котиков, белок, слонов, медведей, волков, воробьёв…)

                 Животные и птицы  бывают разных размеров: крупные, средние, мелкие. Чтобы показать в музыке животных разной величины, композиторы используют разные регистры. А вы знаете, что такое регистр?

            (Регистр-это высота звучания.)

           Регистр бывает низкий, средний, высокий. Чтобы изобразить крупных животных, композиторы используют низкий регистр, для средних животных - средний регистр, а для мелких животных - высокий регистр. С помощью низкого регистра композитор может изобразить грузного слона, среднего регистра – юрких зайцев, высокого регистра – порхающих птичек, мотыльков.

        Рисуя в музыке животных, композиторы изображают их характерные движения, да так искусно, что можно представить крадущуюся кошку, плывущего лебедя или прыгающую лягушку. Основными изобразительными средствами здесь являются  ритм и темп. А что такое ритм?

         (Чередование коротких и длинных длительностей.)

         А что такое темп?

          (Скорость движения музыки.)

                 Движения любого животного происходят в определённом ритме и темпе. Вы обращали внимание, с какой скоростью двигаются крупные животные?

         (Медленно.)

         А мелкие животные?

(Быстро.)

         Музыка, изображающая крупных животных, будет звучать медленно, мелких животных - быстро, средних животных - в   умеренном  темпе.

        Характер движений может быть различен: плавный, летящий, скользящий или, наоборот, резкий, неуклюжий. Музыка может передавать шаги, прыжки, бег, ползание, плавание, полёт. Музыка, которая изображает ползание, полёт, плавание будет звучать напевно. Композиторы используют  штрих  т.е. способ извлечения звука  легато,  что в переводе означает связно, плавно.  А в музыке, изображающей резкие движения, прыжки, шаги используют штрих  стаккато, что означает отрывисто и штрих портаменто, что означает протяжно, но не связно.

        Слушая музыку, изображающую животных, птиц обратите внимание на выразительную роль регистров, темпа, штрихов. Понятия в музыке:  регистр,  темп, штрихи  аналогичны понятиям:  размеру,  скорости, характеру движений  животных.

 Васильева Таня:  Пестреет цветами опушка,

        Плывут облака налегке.

        «Ку-ку!»- напевает кукушка

        В зелёном лесном  далеке.

        «Ку-ку!»- отзывается эхом

        И роща, и луг, и река.

        И вешнюю песенку эту

        Уносят с собой облака.

Ведущая:        Коган «Кукушка»  исполняет Васильева Таня.

Звучит «Кукушка» Когана.

Худичева Оля:        Мишка косолапый по лесу идёт,

        Шишки собирает, песенки поёт.

        Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

        Мишка рассердился и ногою – топ!

Ведущая:        Лоншан-Друшкевичова « У медвежонка на именинах» исполняет Худичева Оля.

Звучит  «У медвежонка на именинах» Лоншан-Друшкевичовой.

Кокарева Аня:        Ни кола и ни двора –

        Ну и что ж такого?

        Раз- два- три - и все дела!

        И жильё готово!

        Всем на свете нужен дом,

        Людям и зверятам,

        Всем на свете нужен дом –

        Даже, даже, даже, даже поросятам!

        Хорошо идти домой,

        Как приятно это!

        Очень жалко, что зимой

        Не бывает лета!

        Всем на свете нужен дом,

        Людям и зверятам,

        Всем на свете нужен дом –

        Даже, даже, даже, даже поросятам!

Ведущая:        Берлин «Марширующие поросята» исполняет Кокарева Аня.

Звучит пьеса «Марширующие поросята» Берлина.

Биллер Анита:        Слышен гомон спозаранок:

        Стая диких обезьянок

        Веселится и шалит,

        Среди веток пальм парит.

        Тут простор для шалунишек:

        Пусть на ветках нету шишек,

        Но бананы всегда есть,

        Связок их не перечесть.

        И летят от них кожурки,

        Перепачканы их шкурки,

        И хохочут и кричат,

        Дразнятся и верещат.

        Но не только их бананы,

        Занимают их лианы,

        Что везде, и там и тут,

        Оплетая всё, растут.

        Как на них не прокатиться,

        Стоит только ухватиться

        Ловкой лапкою одной…

        Джунгли – дом для них родной!

Ведущая:        Берлин «Обезьянки на дереве» исполняет Биллер Анита.

Звучит пьеса  «Обезьянки на дереве» Берлина.

Кокарева Юля:        «Расскажи, мотылёк,

        Чем живёшь ты, дружок?

        Как тебе не устать

        День-деньской всё порхать?»

        - «Я живу средь лугов,

        В блеске летнего дня;

        Ароматы цветов –

        Вот вся пища моя!

        Но короток мой век

        Он не долее дня;

        Будь же добр, человек,

        И не трогай меня!»

Ведущая:        Майкапар «Мотылёк» исполняет Кокарева Юля.

Звучит «Мотылёк» Майкапара.

Кокарева Аня:        Бедный ослик наш Иа

        Грустно плачет у пруда,

        У него один вопросик?

        «Где же мой любимый хвостик?

        Ушки здесь и тело здесь,

        И копытца тоже есть.

        От назойливых, злых мух

        Нет житья, » - сказал он вслух.

        «И-а, И-а,» -

        Плачет ослик у пруда.

        Может дождик, может ветер

        Хвост унёс за облака.

        Зацепил я, видно, куст

        Слышал я какой-то хруст.

        Может, проходя тот мостик,

        Уронил я в воду хвостик?

        Жизнь, поверьте, не проста,

        Если нет у вас хвоста.

        Он ведь был мой лучший друг,

        А теперь пропал он вдруг.

        «И-а, И-а,» -

        Плачет ослик у пруда.

        Может дождик, может ветер

        Хвост унёс за облака.

Ведущая:        Игнатьев «Ослик Иа» исполняет Кокарева Аня.

Звучит «Ослик Иа» Игнатьева.

Мочалова Наташа:  Кот ни с кем и не дружил,

        На охоту он ходил.

        Для него одна забота,

        Под названием – охота.

        За мышами кот гонялся,

        Он отчаянно сражался,

        «Пи-пи-пи,- пищали мыши,-

        В норках мы, а кот на крыше».

Ведущая:        Ревуцкий «Кот и мышь» исполняет Мочалова Наташа.

Звучит «Кот и мышь» Ревуцкого.

Ломтева Маша:        Два петуха между собой

        Затеяли ужасный бой.

        Дрались пока хватало сил,

        Но так никто не победил.

        Умнее  были б петухи –

        Длиннее были бы стихи.

Ведущая:        Разорёнов « Два петуха» исполняет Ломтева  Маша.

Звучит  пьеса «Два петуха» Разорёнова.

Мочалова Наташа:  Вышла цапля на охоту

        Острый клюв и зоркий глаз.

        Ходит цапля по болоту.

        Ходит, бродит целый час.

        Быстро спрятались лягушки.

        Лишь слегка дрожит камыш.

        Над водой летают мушки,

        И стоит такая тишь…

Ведущая:        Борисов «Белые цапли» исполняет Мочалова Наташа.

Звучит пьеса «Белые цапли» Борисова.

Иванова Саша:        Весёлая  Лягушка

Жила в одной реке,

        Вверх дном её избушка,

Стояла, бре-ке-ке!

        Избушка не стояла,

        А кверху дном плыла,

        Но это не меняло

        Лягушкины дела!

        Избушка кувыркалась,

        Лягушка развлекалась,

        В зелёном сарафане

        Плясала пара-пам!

        Она двумя руками

Играла на баяне

        Она двумя ногами

        Стучала в барабан!

Ведущая:        Щуровский « Танец маленьких лягушат» исполняет Иванова Саша.

Звучит «Танец маленьких лягушат» Щуровского.

Москаленко Лена:  Есть прозрачный чудо-дом,

        Днём и ночью рыбы в нём.

        Вместо воздуха – вода,

        Рыбам без неё нельзя.

        Там ракушки и улитки,

        А растения как нитки,

        Из песка они растут,

        Водорослями их зовут.

        Рыбки плавают по кругу,

        Улыбаются друг другу.

        Смотрят рыбы сквозь стекло,

        Им уютно и тепло.

        Ведь аквариум морской

        Для рыбёшек – дом родной.

Ведущая:        Меньюр «Меланхолическая рыбка» исполняет Москаленко Лена.

Звучит «Меланхолическая рыбка» Меньюра.

Шубина Алина:        На улице мостовой

        Зацокали копытца.

        Повсюду удивлённые,

        Смеющиеся лица:

        Ослик! Ослик!

        Поглядите, ослик!

        Но я-то с этим осликом

        Не первый год знаком,

        Он возит на тележке

        Бидоны с молоком.

        Ослик? Ослик.

        Ну, конечно, ослик.

        Его к великой радости

        Московской детворы,

        Прислали для детсадовцев

        Из жаркой Бухары.

        Ослик! Ослик!

        Настоящий ослик!

        И вот по перекрёстку он,

        Не глядя на запрет,

        Упрямо и задумчиво

        Бредёт на красный свет.

        Ослик! Ослик!

        Вот упрямый ослик!

Ведущая:        Козулин «Ослик» исполняет Шубина Алина.

Звучит «Ослик» Козулина.

Лабазанова Диана:  Есть птица красивая очень на свете,

        Название - лебедь имеет она,

        Не встретить прекрасней её на планете,

        Она из чудесного будто бы сна.

        И вид лебедей – как отрада для глаз,

        Когда на воде они ровно плывут,

        Спокойный, приятный их снежный окрас

        Собой украшают и реку, и пруд.

        Степенные, яркие, нежные птицы,

        В почёте огромном они у людей,

        Едва только лебедь на воду садится,

        Все взгляд на него переводят скорей.

Ведущая:        Сен -Санс «Лебедь» исполняет Лабазанова Диана.

Звучит «Лебедь» Сен-Санса.

Ведущая:           Вы прослушали музыку,  изображающую различных животных, птиц, насекомое, рыбку.  Мы подготовили для вас загадки про  них. Попробуйте отгадать.

        Кто в лесу у нас гадает

        И про жизнь твою всё знает?

        Прокукует, подсчитаешь,

        Сколько жить тебе узнаешь!

        Птичка, серая подружка,

        А зовут её…     (кукушка)

Вперевалку зверь идёт

        По малину и по мёд.

        Любит сладкое он очень.

        А когда приходит осень,

        Лезет в яму до весны,

        Где он спит и видит сны.

                                (медведь)

Кто имеет пятачок,

        Не зажатый в кулачок?

        На ногах его копытца,

        Ест и пьёт он из корытца        

                                (поросёнок)

Очень любит есть бананы.

        Это точно…        (обезьяна)

Не зорянка, не синичка,

        Не чок-чок – бурундучок.

        Машет крыльями, как птичка,

        Шерстку носит, как зверёк.

                                (мотылёк)

        Говорят, упрямый он

        И не очень-то умён.

        Но словам таким не верь –

        Это очень славный зверь.

        Просто любит он покой,

        Он задумчивый такой!

(ослик)

Под полом таится,

Кошки боится.

(мышь)

                        Задремлю я и пою
                        Песенку тебе свою.

                        Но когда я на охоте –

                        Неленивый я к работе.

                                                (кот)

                        Он в мундире ярком,

                        Шпоры для красы.

                        Днём он забияка,

                        Поутру – часы.

(петух)

                        Скачет зверушка,

                        Не рот, а ловушка.

                        Попадут в ловушку,
                        И комар, и мушка.

                                                (лягушка)

                        Так важно она по болоту шагает!

                        И живность болотная прочь убегает.

                        Ведь, если лягушка укрыться не сможет,

                        То этой лягушке никто не поможет!

                                                         (цапля)

                        В воде она  живёт.

                        Нет клюва, а клюёт.

                                         (рыба)

                        Длинная шея, в стае живут,

                        Очень красивы , друг без друга умрут.

                                                         (лебедь)

Дети, отгадавшие загадки, получают поощрительные призы.

Слушателям рекомендуется нарисовать рисунки к пьесам, которые больше всего понравились.

Подводятся итоги тематического концерта, даётся оценка деятельности обучающихся.

        

                        

        

        

        

Методические рекомендации

Приступая к работе над репертуаром,   рассказать обучающимся о программной музыке.    Необходимо определить характер и настроение разучиваемых пьес, выяснить их эмоциональное содержание, работать над созданием образа. Обратить внимание на то, как композиторы, рисуя в музыке животных, птиц, насекомых, рыб, изображают их движения. Выяснить с обучающимися с помощью каких приёмов и средств выразительности композиторы добиваются такого результата. Проанализировать все средства выразительности. При выборе стихов к фортепианным пьесам необходимо останавливаться на тех, которые поэтическими средствами оттеняли бы эмоциональное содержание музыки. К  созданию рисунков приступать тогда, когда обучающиеся хорошо познакомятся с музыкальной пьесой, почувствуют её настроение, накопят слуховые и зрительные впечатления.

Результат проведения мероприятия.

Обучающиеся начали воспринимать музыку в единстве с другими видами искусства. Игра на фортепиано, чтение стихов, создание рисунков усилило творческую активность, эмоциональный настрой, интерес детей.  Их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более   грамотными, исполнение музыкальных пьес более эмоциональным. Обучающиеся научились выразительно декламировать стихи, подбирать цвета красок к исполняемой музыке и использовать в своих рисунках.

        

                            Используемая литература:

  1. Весёлые нотки: сборник пьес для фортепиано: 3-4 классы: выпуск 1: учебно-методическое пособие / Сост. С.А. Барсукова.- Ростов н / Д: Феникс, 2007.
  2. Владимирова О. Слушание музыки:  первый год обучения:  учебное пособие со звуковым приложением (CD) для детских музыкальных школ и детских школ искусств.-  С-П.:  Композитор, 2008.
  3. В мире животных:  пьесы и ансамбли для фортепиано: 1-5 классы ДМШ / Составитель Н.Б. Ройнишвили.-  С-П.: Северный олень,2000.
  4. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.-  С-П.: Композитор, 1999.
  5.  Карнавал животных: Большая зоологическая фантазия: Облегчённое    переложение  для фортепиано / Камиль Сен-Санс; Переложение Хоймана Ганса-Гюнтера; Поэтическое либретто Рубинского К.С.- Mainz: Schott; Челябинск: MPI, 2004.
  6. Сборник пьес для фортепиано:  для детских музыкальных школ: 1-2 класс:  выпуск 3:  учебно-методическое пособие / Сост.  С.А Барсукова.-   Ростов н / Д:  Феникс, 2003.
  7. Сборник пьес для фортепиано:  для детских музыкальных школ: 3-4 класс:  выпуск 1:  учебно-методическое пособие / Составитель С.А.Барсукова. -  Ростов н / Д:  Феникс ,2002.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире животных_Белки

Интересные факты о белках....

В мире животных_Жабы и лягушки

Интересные факты. Отличия....

В мире животных_Крокодилы

Интересные факты....

В мире животных_Синицы

Интересные факты....

Презентация "В мире животных"

Интересные факты из жизни животных....

Воспитательная работа ГПД "В мире животных"

Пояснительная записка     Знакомство с миром животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных, их повадками ...

Проект с детьми младшей группы «В мире животных»

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких и домашних животных; о том, как они зимуют. Дети не умеют описывать предметы. Рассчитываю, что ...