Воспитательная работа ГПД "В мире животных"
календарно-тематическое планирование

Крылова Ирина Александровна

 

Пояснительная записка 

 

  Знакомство с миром животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных, их повадками и образе жизни. Наблюдают их зависимость от местных условий. Экскурсии, наблюдения практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление обучающихся. Занятия, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника. На учебный год поставлены следующие задачи:

  • Формирование знаний детей о разнообразии животных, их повадках и образе жизни.
  • Формирование умений различать животных по видам, анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

 

  •  Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширение кругозора учащихся. 

Последовательность изучения тем может варьироваться воспитателем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих занятиях, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни. Программа предусматривает использование на занятиях «В мире животных» следующих приемов: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по карточкам, практические задания, постановка жизненной проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylova_1.odt34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Воспитательная программа ГПД

« В мире животных»

Возраст — 7 — 10 лет

Срок реализации программы — 1 год

Составители — воспитатели:

Крылова И.А.

Санкт-Петербург

2022-2023 у.год

Пояснительная записка  

  Знакомство с миром животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных, их повадками и образе жизни. Наблюдают их зависимость от местных условий. Экскурсии, наблюдения практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление обучающихся. Занятия, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника. На учебный год поставлены следующие задачи:

  • Формирование знаний детей о разнообразии животных, их повадках и образе жизни.
  • Формирование умений различать животных по видам, анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

  •  Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширение кругозора учащихся.  

Последовательность изучения тем может варьироваться воспитателем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих занятиях, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни. Программа предусматривает использование на занятиях «В мире животных» следующих приемов: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по карточкам, практические задания, постановка жизненной проблемной ситуации.

Пояснительная записка

Содержание данной программы имеет эколого-биологическую направленность. Программа нацелена на формирование экологических знаний, знаний о животном мире, на общее развитие ребёнка: умение наблюдать, выражать свои чувства, мысли через рисование, поделки. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг себя существами.

Из всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно человек воспринимает животных. Знакомство с животными, изучение их поведения рассматриваются в данной программе, как наиболее действенный метод формирования отношения к природе.

 Охрана окружающей среды является глобальной проблемой, которая встаёт не только перед взрослыми, но и перед школьниками. Программа «В мире животных» даст возможность детям самим оценить состояние окружающей среды и научит правильному обращению с ней.

Цель программы: Воспитание гуманной и творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи:

           Образовательные:

  • Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы с человеком;
  • Формировать представление о животном мире.

Развивающие:

  • Развивать навыки самообучения, умения анализировать, систематизировать и обобщать;
  • Развивать память, мышление, воображение в процессе наблюдения;
  • Развивать интерес к животным;

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к  окружающей среде, животным.

       

Формы занятий: групповые.

Данная программа рекомендована для обучающихся начальной школы.

Реализация программы рассчитана на 1 год с объёмом 34 часа ( 1 час в неделю). Программа включает: пояснительную записку, календарный план, описание содержательной части программы, список литературы.

II полугодие

Месяц

Дата

Тема

Кол-во часов

Январь

Животные Арктики.

1

Тропические животные.

1

            Животные тундры.

1

Горные животные России.

1

Февраль

Животные Австралии.

1

Животные смешанных лесов.

1

Жизнь в море.

1

Интересные рыбы.

1

Март

Сто интересных фактов о животном мире.

1

15 самых редких в мире животных.

1

Самые необычные животные.

1

Самые большие животные.

1

Апрель

Беспозвоночные животные.

1

Турнир в мире беспозвоночных.

1

Пресмыкающиеся или рептилии.

1

Что мы знаем о птицах?

1

Май

Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

1

Зимующие птицы.

1

Итог

18

Итог за год

34

Календарный план на 2021-2022 учебный год:

начальная школа.

I полугодие

Месяц

Дата

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Зоология - наука о животных.      

1

Забота о животных

1

Как появились домашние животные, дикие предки домашних животных.

1

Коза в домашнем хозяйстве.

1

Октябрь

День защиты животных.

1

Овцы и их роль в жизни человека.

1

Комфортно ли кошке жить среди людей?

1

Собака - друг человека.  

1

Ноябрь

Породы собак и их предназначение.

1

Животные — дикие и домашние

1

Кошки — целители.

1

Лошадь в жизни человека.

1

Декабрь

Домашняя птица.

1

Домашние насекомые — пчёлы.

1

Животные синоптики.

1

Корова — кормилица семьи.

1

Итог

16

Содержание программы

на I полугодие

Сентябрь

Занятие №1

Тема: «Зоология — наука о животных».

Содержание: приветствие, вводная беседа, конкурс «Чёрный ящик», обсуждение,

Физкультминутка «Хомка- хомячок», отгадывание загадок, стихи про животных, рисунок  «моё любимое животное», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, ящик с картинками, книга с загадками, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

Занятие №2

Тема: «Забота о животных».

Содержание: приветствие,вводная беседа, загадки про животных, игра «Найди диких животных», обсуждение, отгадывание кроссворда «Домашние животные», физкультминутка «Вышел Мишка из берлоги», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга с загадками, карточки с картинками животных, реквизиты к игре, ватман с кроссвордом, музыка.

Занятие №3

Тема: « Как появились домашние животные, дикие предки домашних животных».

Содержание: приветствие, вводная беседа, чтение рассказа Л.Буцких « Как появились домашние животные?», обсуждение, составление пазлов с пословицами, физкультминутка «На лесной опушке в ряд», игра-соревнование «Кто больше?», рефлексия.

Оснащение: книга, реквизиты к игре, пазлы с пословицами, музыка.

Занятие№4

Тема: «Коза в домашнем хозяйстве».

Содержание: приветствие, вводная беседа, обсуждение- Для чего нужна коза в домашнем хозяйстве?, просмотр сказки «Волк и семеро козлят», обсуждение сказки, отгадывание загадок, физкультминутка «Деревья», рефлексия.

Оснащение:  интерактивная доска, музыка, карточки с загадками.

Октябрь

Занятие №1

Тема: «Всемирный день защиты животных.»

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «От чего надо защищать животных?», обсуждение рассказа, просмотр мультфильма «В мире животных», обсуждение, физкультминутка «Зайка», рисование.

Оснащение:  листы бумаги А-4, цветные карандаши, интерактивная доска, книга о животных.

Занятие №2

Тема: «Овцы и их роль в жизни человека».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Роль овец в жизни человека», обсуждение, игра «Угадай, кто это?», физкультминутка «Наши плечики устали», просмотр мультфильма «Волк и пастух», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, карточки с картинками животных, музыка.

Занятие №3

Тема: «Комфортно ли кошке жить среди людей?»

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ Г.Остер «Котенок по имени Гав», обсуждение, рисовуем котёнка, физкультминутка «Мы пройдемся по дорожке», просмотр мульфильма « Приключения кота Леопольда», обсуждение, чтение стихотворения.

Оснащение: листы бумаги А-4, цветные карандаши, интерактивная доска, книга со стихами.

Занятие №4

Тема: «Собака — друг человека»

Содержание: приветствие, вводная беседа, игра «Угадай породу собак», различные истории о собаках, обсуждение, рисунок- «Собака друг человека», обсуждение, физкультминутка «Про щенят», рефлексия.

Оснащение: пазлы с картинками собак, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

Ноябрь

Занятие №1

Тема: «Породы собак и их предназначение».

Содержание: приветствие, вводная беседа, отгадывание кроссворда «Породистые собаки», чтение рассказа про породы собак, обсуждение, отгадывание загадок, игра «Закончи предложение», физкультминутка  «Мой щенок», рефлексия.

Оснащение: карточки с загадками, книга с короткими рассказами про собак, реквизиты к игре, музыка.

Занятие №2

Тема: «Животные — дикие и домашние».

Содержание: приветствие,вводная беседа, загадки про животных, игра «Найди диких животных», обсуждение, просмотр мультфильма «Животные леса», физкультминутка «Вышел Мишка из берлоги», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга с загадками, карточки с картинками животных, интерактивная доска, музыка.

Занятие №3

Тема: «Кошки — целители».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Кошки — домашние целители», обсуждение, составление пазлов с пословицами, игра «Выбери правильный ответ», отгадывание загадок, физкультминутка «Кто живет у нас в квартире», рефлексия.

Оснащение: пазлы с пословицами, карточки с загадками, реквизиты к игре, музыка, книга с рассказами о кошках.

Занятие №4

Тема: «Лощадь в жизни человека».

Содержание: приветствие, вводная беседа, чтение рассказов про лошадей  «Интернет-зоостраница», просмотр сказки «Конёк — Горбунок» , обсуждение сказки, физкультминутка «На лошадке ехали», отгадывание загадок, рефлексия.

Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, музыка.

Декабрь

Занятие №1

Тема: «Домашняя птица».

Содержание: приветствие, вводная беседа,  стихи про птиц, обсуждение, кроссворд, игра «Закончи фразу», просмотр мультфильма «Курочка — Ряба», физкультминутка «Вышла курочка гулять», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга со стихами, ватман с кроссвордом, карточки с фразами, интерактивная доска, музыка.

Занятие №2

Тема: «Домашние насекомые — пчёлы».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про пчёл «Всё про пчёл и мёд!», обсуждение, загадки, тест «Польза и вред от пчёл», физкультминутка «Весёлые пчёлки», просмотр мультфильма А.А.Милн «Винни Пух», рефлексия.

Оснащение: книга с рассказами о насекомых, карточки с вопросами, сборник загадок, интерактивная доска, музыка.

Занятие №3

Тема: «Животные синоптики».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Синоптики погоды — животные и птицы», обсуждение, игра «Закончи фразу», физкультминутка «Раз- два- шли утята», просмотр мульфильма « Приключения кота Леопольда», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга, реквизит к игре, интерактивная доска, музыка.

Занятие №4

Тема: «Корова — кормилица семьи».

Содержание: приветствие, вводная беседа, игра «Узнай его», просмотр русской народной сказки « Как старик корову продавал», обсуждение сказки, чтение пословиц, рисуем корову, физкультминутка «Мы пройдемся по дорожке», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, музыка, наглядный материал, пазлы с пословицами, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

II полугодие

Январь

Занятие №1

Тема: « Животные Арктики».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о животных Арктики, детский сайт «Твой ребенок.ру» игра «Закончи предложение», отгадывание загадок, физкультминутка «Пингвинчики», просмотр мультфильма «Пингвиненок Лоло», рефлексия.

Оснащение: реквизиты к игре, книга, интерактивная доска, музыка.

Занятие №2

Тема: «Тропические животные».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о тропических животных, детский сайт «Твой ребенок.ру», просмотр мультфильма «Маугли», обсуждение, отгадывание кроссворда «Животные леса», физкультминутка «Весёлые мартышки», рефлексия.

Оснащение: книга, интерактивная доска, музыка.

Занятие №3

Тема: «Животные тундры».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про «Животный мир тундры», интернет ресурс- сайт «Твой ребенок.ру», загадки, просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок», обсуждение, игра «Назови семью», физкультминутка «Про оленёнка», рефлексия.

Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, реквизиты к игре, музыка.

Занятие№4

Тема: «Горные животные России».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про «Горные животные России», сайт «Твой ребёнок.ру», обсуждение, отгадывание кроссворда «Горные животные», игра «Закончи предложение», игра  «Узнай его и нарисуй», физкультминутка «Про козлят», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, реквизиты к игре, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

Февраль

Занятие №1

Тема: «Животные Австралии».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о животных Австралии», детский сайт «Твой ребенок.ру», обсуждение, отгадывание загадок, кроссворд «Животные», физкультминутка «Про птиц», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, ватман с кроссвордом, книга с загадками, музыка.

Занятие №2

Тема: «Животные смешанных лесов».

Содержание: приветствие, вводная беседа, «Интересные факты о животных смешанных лесов», детский сайт «Твой ребенок.ру», просмотр мультфильма «Про бобров», обсуждение, физкультминутка «Лесные звери», чтение стихов, рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, музыка, книга.

Занятие №3

Тема: «Жизнь в море».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Жизнь в морях и океанах», детский сайт «Твой ребенок.ру», игра «Рыбки», отгадывание загадок, физкультминутка «Золотая рыбка», просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, музыка.

Занятие №4

Тема: «Интересные рыбы».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о рыбах», детский сайт «Твой ребенок.ру», составление пазлов с пословицами, чтение стихотворения «Ерши», Ю.Могутин, обсуждение, физкультминутка «Пять маленьких рыбок», просмотр мультфильма «Маленькая рыбка Пузырёк», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга стихов, интерактивная доска, пазлы с пословицами, музыка.

Март

Занятие №1

Тема: «Сто интересных фактов о животном мире».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о животных», детский сайт «Твой ребёнок.ру», игра-соревнование «Кто больше знает?», физкультминутка «Про Мишку», стихи про животных, просмотр мультфильма «Маша и Медведь», обсуждение, рефлексия.

Оснащение: книга со стихами, интерактивная доска, реквизиты к игре, музыка.

Занятие №2

Тема: «15 редких в мире животных».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Доклад из Красной книги о редких животных», интернет ресурс-зоостраница, игра «Выбери нужное», кроссворд «Редкие животные», физкультминутка «Видишь, бабочка летает», рефлексия.

Оснащение: ватман с кроссвордом, реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.

Занятие №3

Тема: «Самые необычные животные».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Самые необычные животные», детский сайт «Твой ребёнок.ру», составление пазлов с пословицами, отгадывание загадок, физкультминутка  «Весёлые лягушата», рисунок «Моё любимое животное», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, карточки с загадками, пазлы с пословицами, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

Занятие№4

Тема: «Самые большие животные».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Что мы знаем о самых больших животных?», детский сайт «Твой ребёнок.ру», отгадывание кроссворда «Слон», просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога», Б.В. Заходер, физкультминутка «Зарядка с Дракончиком», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, ватман с кроссвордом, музыка.

Апрель

Занятие №1

Тема: «Беспозвоночные животные».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о беспозвоночных животных, Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Зоология беспозвоночных, Рупперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д., игра «Кто больше знает?», просмотр мультфильма «Про двух червяков», физкультминутка «Мы шагаем друг за другом», рефлексия.

Оснащение: Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Зоология беспозвоночных, Рупперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д., реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.

Занятие №2

Тема: «Турнир в мире беспозвоночных».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказы о беспозвоночных, Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Млекопитающие, Соколов В.Е.,

отгадывание кроссворда беспозвоночные животные», игра-соревнование «Давайте разберемся», просмотр мультфильма «Муха- Цокотуха», К.И. Чуковский физкульминутка «Маленькая пчёлка», рефлексия.

Оснащение: Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Млекопитающие, Соколов В.Е., интерактивная доска, ватман с кроссвордом, реквизиты к игре, музыка.

Занятие№3

Тема: «Пресмыкающиеся или рептилии».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о пресмыкающихся, детский сайт «Твой ребенок.ру», отгадывание загадок, рисунок «Ящерица», просмотр мультфильма «Змей- горыныч», обсуждение, физкультминутка  «Отдохнём», рефлексия.

Оснащение: интерактивная доска, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.

Занятие№4

Тема: «Что мы знаем о птицах?».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказы о птицах, Энциклопедия «Что такое?, Кто такой?» Т.2., чтение стихотворения «Синица», Л. Громова, обсуждение, просмотр мультфильма «Гуси- лебеди», обсуждение, физкультминутка «Птички», рефлексия.

Оснащение:Энциклопедия «Что такое?, Кто такой?» Т.2., книга со стихами, интерактивная доска, музыка.

Май

Занятие№1

Тема: «Почему перелетные птицы улетают в тёплые края?».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Почему перелетные птицы улетают на юг?»,  детский сайт «Твой ребенок.ру», игра «Закончи рассказ», собери пословицу, просмотр мультфильма «Это что за птица?», В.Сутеев., обсуждение, физкультминутка «Птицы-пальцы», рефлексия.

Оснащение: пазлы с пословицами, реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.

Занятие№2

Тема: «Зимующие птицы».

Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Всё самое интересное о зимующих птицах», интернет-ресурс, зоостраница, чтение стихотворения «Синица», А.Барто., рисунок «Снегирь», рисуем птичку, просмотр мультфильма «Чем важны птицы?», физкультминутка  «Снегири», отгадывание загадок, рефлексия.

Оснащение: книга со стихами, книга с загадками, интерактивная доска, листы бумаги А-4, музыка.

Список литературы.

    1. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня».- М.; ВАКО, 2010.

    2. В.И. Ковалько «Школа физкультминуток.-2-изд., ВАКО, 2014.

        3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе»- С.В. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

            4. И. Акимушкин «Мир животных, млекопитающие или звери».

            5. Интернет (зоостраница, детский сайт «Твой ребёнок.ру»)

            6. Энциклопедия «Что такое ?, Кто такой?» Т.2.

            7. Энциклопедия «Что зачем и почему?»

            8. Соколов В.Е. «Систематика млекопитающих».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "В мире животных"

Сценарий выступлений учащихся класса фортепиано в рамках проекта "Культурно-просветительской деятельности хоровой студии "Тоника""  Предназначен для педагогов дополнительного образования по класс...

В мире животных_Белки

Интересные факты о белках....

В мире животных_Жабы и лягушки

Интересные факты. Отличия....

В мире животных_Крокодилы

Интересные факты....

В мире животных_Синицы

Интересные факты....

Презентация "В мире животных"

Интересные факты из жизни животных....

Проект с детьми младшей группы «В мире животных»

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких и домашних животных; о том, как они зимуют. Дети не умеют описывать предметы. Рассчитываю, что ...