Голос меццо-сопрано, проблемы становления.
статья на тему

Всем известно,что с голосом меццо-сопрано работать намного сложнее. Я,как профессиональная оперная певица (меццо-сопрано) и педагог по вокалу,в этой статье хотела бы поделиться своим опытом и секретами становления этого прекрасного и редкого голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metstsosoprano.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Голос меццо-сопрано, проблемы становления.

Всем известно,что с голосом меццо-сопрано работать намного сложнее.
Я,как профессиональная оперная певица (меццо-сопрано) и педагог по вокалу,в этой статье хотела бы поделиться своим опытом и секретами становления этого прекрасного и редкого голоса.

Очень часто можно услышать такой вопрос: чем отличается меццо-сопрано от драм.сопрано?
Так уж сильно меццо от крепких и темных сопрано не отличается.
Хороший пример-Ирина Гордей,солистка Мариинки,сопрано,рядом с которой многие меццо звучат как лирическое сопрано.
Главное отличие - неспособность меццо держать высокую тесситуру (я имею в виду не отдельные высокие ноты,а именно общую тесситуру),и наоборот способность хорошо держать низкую тесситуру от которой сопрано устают.
Еще есть разница в тембре:меццо бархатнее,плотнее.
Но хочется сказать о разнице в русских и зарубежных меццо.
Я стажировалась за рубежом и обсуждала там эту проблему. Сами иностранные педагоги и певцы говорят о том, что в России по природе низких женских голосов намного больше. В Европе дефицит низкого женского голоса решают за счет крепкого сопрано с хорошим низом,их ведут как меццо. А по русским меркам - это драмсопрано. Самим певицам это тоже выгоднее:сопрано очень много,конкуренция большая.
Но в России мы обязаны петь русскую оперу,для нее голос должен быть темнее.Представьте себе Хованщину в исполнении А.Бальтса или Ч.Бартоли!

По поводу проблем с постановкой голоса:у меццо от природы напряг с верхом.Надо очень грамотно и много работать над ним.
Обратите внимание на крайний верх хороших русских меццо (Архипова,Синявская,Бородина,Дядькова...)- он как бы "морковкой".
К верху голос заужается,нет объема,тогда как у сопрано верх объемный,с шапочкой.
На мой взгляд наши педагоги делают много ошибок при работе с меццо.
Начинают сильно притемнять голос (а то вдруг на экзамене девушка заробеет и потеряет часть тембра,комиссия скажет,что она сопрано и поругает педагога за то,что неправильно ведет).
Очень мало внимания уделяют головному резонатору,а у меццо по природе голова меньше отвечает,чем грудь.
Сама часто слышала:ты меццо,давай,рычи,надо больше тембра,объема...
Требуют от молоденьких девушек такой же плотности,как у зрелой Ларисы Дядьковой.
И начинаются проблемы:форсирование,перерасширивание,глубление голоса,заваленные нижние ноты,потеря верха...
Огромное количество меццо-сопрано наши педагоги спускают в унитаз,и не несут при этом никакой ответственности.

А в чём же разница между меццо-сопрано и контральто?
Действительно,меццо-сопрано и контральто - это не одно и тоже.
Все вокруг знают,что сопрано бывают колоратурные,лирические,лирико-драматические,драматические.
А вот про меццо думают,что этот голос должен петь все: от Флоры и Дорабеллы до Ратмира.
На самом деле меццо тоже бывает высокое,центральное,низкое и контральто, и для каждого из этих голосов существует свой репертуар.
Коронный репертуар контральто - это Ратмир,Ваня,Дуэнья и Ульрика.
Этот репертуар требует от певицы очень темного,плотного и мощного голоса.Послушайте в этих произведениях солистку Мариинки Ларису Дядькову ( только не пытайтесь ей подражать).
Так вот проблемы в обучении контральто,в основном и возникают из-за такого репертуара и эталона звучания:низкого,темного и мощного.
Молодое контральто нельзя притемнять,расширять,уплотнять искусственно.Голос приобретает свою темноту, плотность и мощность с возрастом и вокальным стажем. Не могут и не должны молодые девушки звучать как зрелая Лариса Дядькова.

А как же работать над диапазоном певца?
Над диапазоном надо грамотно и кропотливо работать.
Да,бывают ситуации,когда приходит ученик с определенным диапазоном и соответствующим диапазону качеством и тембром голоса.
В этом случае можно озвучить тип голоса.
Но, в основном, на начальном этапе занятий приходят люди с неразвитым голосом и диапазоном,если возраст ученика достаточно юный,то имеет место недоразвитый вокальный аппарат и общая анатомия.В таком случае при грамотной работе голос будет развиваться и развиваться,а в какую сторону (наверх или вниз) покажет время.
Сама лично не раз сталкивалась с учениками (даже 25 летними),которые были уверены,что они-меццо,т.к. им казалось,что низ они поют легко,а наверх выходить трудно.На самом деле это были лирические сопрано,неправильно наученые,без верха и с обыкновенным сопрановым низом.Через несколько уроков появлялся верх и петь в сопрановой тесситуре становилось удобно.И ощутив на практике,что такое УДОБНО,они уже сами понимали,что не являются меццо-сопрано. 
Действительно,ошибок при определении типа голоса очень много.Кстати,немало существует и меццо-сопрано (в училищах и консерваториях) у которых от природы хороший верх и их ведут как сопрано.До профессиональной сцены они обычно не доходят!


В пении должны быть одинаково активно задействованы и грудной и головной резонаторы.Излишнее увлечение грудным резонатором,искусственное притемнение голоса (этим особенно грешат русские меццо-сопрано) и приводят к "заглубленному" звучанию.
По поводу перерасширивания: голос должен быть сфокусирован,натянут,а не вываливаться из певца "толстой колбасой" 
(извините за грубость).
Когда певец взрослеет,умнеет,мудреет,то при наличии педагогического таланта,слушая собственные записи,можно заметить свои недостатки и попытаться их исправить.
Но я совершенно ответственно заявляю,что оперному певцу всю жизнь необходимо постороннее хорошее ухо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное - методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"

Пособие содержит теоретический материал по периодам развития детского и юношеского голоса, методические рекомендации по работе с детьми в эти периоды....

Отчет об использовании фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова.

Из года в год я стремлюсь разнообразить свои уроки, которые будут вызывать больший интерес у учащихся. Активно применяю новые современные методики, но самое большое предпочтение отдаю методике В...

Отчет об использовании фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова.

Из года в год я стремлюсь разнообразить свои уроки, которые будут вызывать больший интерес у учащихся. Активно применяю новые современные методики, но самое большое предпочтение отдаю методике В...

"Певческий голос"

беседа о певческих голосах, об охране голоса....

Развитие основных навыков вокальной постановки голоса (применительно к задачам совершенствования эстрадно-джазового мастерства)

Данная работа является учебно-методическим пособием, и может быть полезным не только преподавателям, но и учащимся ДШИ, ДМШ, вокальных студий и т.д. Основной целью этой работы является выявление специ...

Путешествие в стону голоса

СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ И ГОЛОСАХ...

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельский туризм (агротуризм) перспективное направление в туриндустрии....