Учебное - методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"
материал по теме

Пособие содержит теоретический материал по периодам развития детского и юношеского голоса, методические рекомендации по работе с детьми в эти периоды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиена и охрана детского голоса.

 Детский  голос  вследствие   малых  размеров   голосового   аппарата сильно отличается от голоса взрослого человека мягкостью, «серебристостью» звучания, ограниченностью силы звука. Работая с детскими голосами, учитель музыки несет большую ответственность за воспитание певчески-правильного здорового голоса детей.

         3.2.Основными правилами работы с детскими голосами являются:

строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона;

мягкое,   свободное   от   зажимов   и   форсировки   (чрезмерного напряжения голосового аппарата) пение;

ограниченная динамика;

подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям;

непродолжительность  занятий;

 систематичность занятий.

Возрастные особенности.

Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей:

Первый период «детский голос». 7-8 лет – 10-11 лет. Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте.   При   нормальном   воспитании голос   развивается   хорошо   и   у мальчиков, и у девочек.

Диапазон звучания – ре1 -до2.

     Внутри  детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.

 Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).

Предмутационный период,   11-12лет, В этот период развитие
организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,
диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного
сипит.   Уменьшается   диапазон:   верхние   звуки   дети   поют   крикливо,   с
напряжением, либо избегают их.

 Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.

Мутационный период,  13-14 лет — 16-17 лет. 

Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе.    Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1\2, а гортань мальчиков - в 2 раза. Наблюдается покраснение и набухание голосовых связок. Усиливается охриплость, сипота. Значительно уменьшается диапазон. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме»:

ограниченный диапазон;

умеренная динамика, не требующая никакого напряжения голосового
аппарата;

ограничение по времени;

дети должны часто отдыхать –  почти столько же, сколько пели (5-10
минут).

Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.

Послемутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у
поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по
силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти
годам, а иногда и позже.

Диапазон голоса школьников.    Зона, наиболее пригодная для
слухового восприятия и воспроизведения, называется
рабочим диапазоном
голоса.
Знание особенностей рабочего диапазона поможет учителю правильно
распределить ребят по голосам в хоре. В начальных классах поющие делятся на
первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних и
старших классах этого  делать  уже  нельзя.   В   альтовую  партию  учитель
помещает учащихся с естественными низкими голосами, легко берущих звуки
до
1-ре2. В сопрановую партию помещаются школьники с хорошо звучащими
верхними нотами ми
1-фа2.

Диапазоны  голосов

1-3 класс: ми1 - си1 (до2)

4-5 класс: 1-ый голос - до-ми2, 2-ой голос - сим - до

 6-7 класс: 1-ый голос – до-ми2, 2-ой голос - сим-до2 (ре2)           мутанты: мим - сим (до1)

 Гигиена голоса. 

Гигиена голоса - это соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.

Недопустимо длительное пение без перерывов, в не свойственной данному голосу тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.

Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а также для женщин во время менструаций.

Для голосового аппарата вредны резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота.

 Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного.

Не следует петь сразу после принятия пищи, т.к. это мешает естественному дыханию.

Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков.

Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и общегигиеническими правилами. Укреплению здоровья голосового аппарата способствует закаливание.

Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"

 Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....

Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...

Методические рекомендации "Работа над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы."

Методические рекомендацииРабота над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы....

Статья: « Охрана детского голоса»

Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно....

Комплект учебно-методического обеспечения занятий по ПМ 02 МДК 02.05 Деятельность медицинской сестры при заболеваниях пациентов детского возраста

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля.Тестовые задания представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания нап...

Учебно-методический комплекс по теме «Детские болезни. Модальные глаголы»

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения аудиторных занятий по английскому языку среди студентов 3 курса, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена по специальности ...