Статья: « Охрана детского голоса»
статья

Ларина Татьяна Альбертовна

Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ohrana_detskogo_gosa.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Тема:

                 Статья: « Охрана детского голоса»

                                     Автор-составитель: Орехова Светлана Геннадьевна                                                                                                                

                                                             педагог дополнительного образования                                                                                                            

                                                      ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б

                                                            Соавтор: Ларина Татьяна Альбертовна

                                                              педагог дополнительного образования                                                                                                            

                                                      ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б

Охрана детского голоса.

Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно.

В последнее время увеличилось количество расстройств голосового аппарата у детей школьного возраста. Причину следует искать в неправильном не только певческом, но и речевом режиме учащихся.

Процесс фонации тесно связан с развитием слуха. Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке. Известно, что систематическое обучение  пению способствует сохранению здорового голосового аппарата.

Голосовой аппарат младших школьников может работать как в фальцетном режиме( краевое колебание голосовых связок), так и в грудном (полное колебание). Однако с позиции охраны детского голоса целесообразно  использовать фальцет и лёгкий микст. Этому голосообразованию соответствует лёгкое, серебристое, преимущественно головное звучание. Сила голоса у детей в этом возрасте невелика. индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы.

При переходе к двухголосному пению на первые и вторые голоса деление весьма условно: педагог обращает внимание или на более плотное, или на более лёгкое звучание детского голоса. Ни о каких настоящих альтах не может быть и речи , не без исключения конечно. В моей практике встречались девочки с альтовым голосом уже и в пятилетнем возрасте. Особенно ярко выраженное грудное звучание проявляется у мальчиков.

Начиная с 7-8 лет, идёт постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11з-12 годам. Основные характеристики физиологического развития голосовой мышцы ребёнка-голос становится более сильным и полным, расширяется диапазон и ярче проявляются различия в тембрах. Это период расцвета детского голоса и поэтому основные вокальные  навыки дети должны получить именно в этом возрасте, до наступления мутации. Вопрос охраны голоса в этом достаточно благополучном периоде также стоит  перед педагогом. Не следует преждевременно увлекаться грудным звучанием, рекомендуется поддерживать лёгкий, головной звук и переходить к более полному очень постепенно.

 Следующий этап развития певческого голоса- мутация. В этот период следует особенно бережно относиться к гигиене голоса подростков, к дозировке пения, так как голосовой аппарат особо чувствителен к певческой нагрузке.  При занятиях с мальчиками во время мутации общепринята щадящая методика. Голосовой аппарат девочек также претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса не меняется, однако в звучании появляются сипота и хрипота, а в редких случаях на некоторое время может наступить потеря голоса. Дыхательные движения у девочек во время мутации значительно слабеют, дезорганизуются. Циклические физиологические изменения в организме девочки также отражаются на состоянии слизистой оболочки гортани, носа и глотки, что влияет на звучание голоса. Практические наблюдения и объективные данные показывают, что девочки подростки нуждаются в освобождении от пения в этот период на два-три дня. В конце фазы мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание ещё не сформировалось, голосовая мышца продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные данные нельзя переоценивать.

Наибольшей звонкости детский голос достигает при умеренном звучании. Форсированное пение отрицательно сказывается на вибрато, ценном свойстве певческого голоса, которое придаёт ему теплоту, льющийся характер. Голоса без вибрато кажутся на слух не интересными. и "прямыми".

совершенно недопустимо употребление твёрдой атаки как постоянного приёма звукообразования, поскольку это приводит к напряжению голосового аппарата. Твёрдая атака может быть использована в редких случаях, как исполнительский или методический приём, например при вялом пении.

Свободное, эмоциональное и в меру активное пение, без форсирования звука будет с точки зрения охраны голоса наиболее целесообразным.

Охране детского голоса способствует резонаторная система, которая позволяет достичь большей силы и яркости звучания без напряжения в мышцах. Резонаторы обладают положительным не только акустическим, но и физиологическим воздействием, стимулируя голосообразование. Одним из условий охраны детского голоса является профессионализм преподавателя основ вокального мастерства.

в работе велика роль примера педагога. Правильный показ манеры пения и отдельных певческих приёмов очень нагляден, т.к. даёт установку для формирования звука у ребёнка.

Основная задача педагога -проявить больше заботы по отношению к неокрепшему детскому голосу и устранять по возможности вредное воздействие на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное - методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"

Пособие содержит теоретический материал по периодам развития детского и юношеского голоса, методические рекомендации по работе с детьми в эти периоды....

СТАТЬЯ «Дополнительное образование в детском доме»

Социально-экономические и политические перемены последнего времени выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, раз...

Реферат "Охрана и гигиена голоса"

Реферат об охране и гигиене детского голоса...

Презентация на тему: " Гигиена и охрана голоса у детей".

Гигиена и охрана голоса детейГолос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение). Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих...

Статья "Здоровьесберегающие условия развития певческого голоса у детей".

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_zdorovesberegayushchie_usloviya.pdf - В статье раскрывается ценность певческого голоса, его возможности в образовательном процессе, в духовно-...

Статья на тему "Культура питания в детском саду"

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из н...

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...