Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "
статья

Хохлова Татьяна Александровна

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозным мастерством.

Длительное обучение в народном быту происходит путём подражания мастерам народного пения. Полное овладение мастерством народной культуры пения требует грамотного выбора исполнительского пути. Подлинные народные песни или сочинённые композиторами в расчёте на народную манеру пения, обогащающие народный песенный быт составляют сокровищницу и имеют высокую ценность народной манеры пения. Она находится в цикличном процессе развития и человечество не знает «самой лучшей».

В элементах народной музыкальной речи органически связаны манера пения и фонетика языка. Музыкальная речь возникла и развивается в сложном процессе народного музыкально-поэтического творчества. В нём отражён национальный характер, вкусы и мысли народа. Значение законов музыкальной речи мы пониманием на ряду с нормами народного творчества, так мы и выбираем манеру пения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А.Хохлова

О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента

(для студентов направления Народное песенное искусство)

Вокальное искусство всегда вызывало интерес, особенно народное.

Древние традиции питают и наполняют новыми соками всю народную культуру пения. Даже для не поющего человека очевидно, что в народе может сохраниться только поистине ценное, исконное, родное искусство, ибо человек является мерилом всего.

И народ - это такой ювелир, который выбирает, сохраняет, шлифует и несёт самое ценное, дорогое, любимое сердцу – народную песню.

Отмечу, что на основе народной песни, возникали и развивались все современные академические профессиональные вокальные культуры и школы и народная культура пения складывалась с учётом характерных признаков и особенностей национальных музыкальных культур. И она, к сожалению, не универсальна.

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозным мастерством.

Длительное обучение в народном быту происходит путём подражания мастерам народного пения. Полное овладение мастерством народной культуры пения требует грамотного выбора исполнительского пути. Подлинные народные песни или сочинённые композиторами в расчёте на народную манеру пения, обогащающие народный песенный быт составляют сокровищницу и имеют высокую ценность народной манеры пения. Она находится в цикличном процессе развития и человечество не знает «самой лучшей».

В элементах народной музыкальной речи органически связаны манера пения и фонетика языка. Музыкальная речь возникла и развивается в сложном процессе народного музыкально-поэтического творчества. В нём отражён национальный характер, вкусы и мысли народа. Значение законов музыкальной речи мы пониманием на ряду с нормами народного творчества, так мы и выбираем манеру пения.

Грудное звучание в нижней октаве диапазона голоса в сочетании с головным звучанием в верхней октаве, разговорное состояние всего голосового аппарата – всем этим набором пользуются певцы в народном пении. «Разговорными» являются и дыхание, состояние резонаторов, полость рта, губы, связки и др. Пение при этом естественно-разговорное и вибрато голоса имеет очень небольшую амплитуду колебаний, дающую «прямой» звук, ровный и интонационно чистый. В ансамблевом или хоровом исполнении добиваются певцы чистоты и стройности, слитности унисонов и устойчивости аккордов.

Способность певца копировать мышечные ощущения и звуковые представления, которые передаёт ему преподаватель, помогает справиться с поставленными исполнительскими задачами. Конечно я стараюсь образно выражаться, давать характеристику ощущениям для полноты и ясности в действиях студента. Во время работы я сталкивалась и с недопонимаем у студентов самого процесса правильной организации певческого звучания. И приходилось вновь и вновь напоминать им про звукообразование, звукоизвлечение и звуковедение. Успешность метода копирования мышечного приёма имеет место быть наряду с вокальными приёмами и воспитанием слуховых навыков. Это позволяет вырабатывать хорошие и правильные певческие привычки.

Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключённых в гортани – «во святая святых» певца, здесь происходит наиглавнейшая работа по голосообразованию. Правильное рабочее напряжение связок регулируется расходованием дыхания. Правильное смыкание и атака звука входят во взаимодействие со связками и дыханием. Сила звучания народного голоса пропорциональна свободе его звучания.

Хорошее звучание народного певческого голоса при исполнении различных вокальных приёмов происходит с хорошей дикцией, артикуляцией, резонаторами. Залогом этого являются два элемента: творческий и технический. Певческая дикция, подвижность артикуляционного аппарата, использование разных резонаторов вырабатывают правильную певческую позицию в народном пении, как бы из этих «цветов» собирается «букет». Артикуляционный аппарат тщательнейшим образом вытренирован так, что его работа автоматизирована и мышцы певца-народника принимают тот уклад и ту форму, которые способствуют правильному формированию положения гортани на любом из звуков диапазона голоса. При этом обязательным условием успешности метода является слуховой «контроль» поющего.

При воспитании народника-солиста следует постепенно отходить от «прикрывания», «округлённости» звука, только со временем певец получит выровненный двухоктавный диапазон смешанного звучания с плавным использованием резонаторов и формант. Пение в примарной зоне наиболее осознанное в разговорном положении всего голосового аппарата.

Для понимания правильной организации и взаимодействия голосового и артикуляционного аппаратов нужно всегда помнить о вокальной фонетике. Безграничность смысловых интонационных возможностей голоса, в его особой правдивости. Личные переживания певца, настроение данного момента, условия труда, обстоятельства быта, в которых звучит песня – всё это слагаемые успешного исполнения. Очень тонко и рельефно меняются оттенки человеческого голоса в пении разножанровых песен.

Все эстетические категории – заключены в музыкально-поэтическом содержании народных песен и представлены в звуке. Прекрасное, трагическое, безобразное, смешное, страшное, возвышенное и многие другие категории создают образность песни – её уникальную и вечную душу!

«Пою, как говорю» - основной мой принцип в работе с народными певцами. Более глубокое и проникновенное видение певцом души песни помогает ему грамотно исполнить её. Воспитывая певца-народника я руководствуюсь правилом «Не навреди!». Я воспитываю разносторонне образованного человека, музыкально и художественно грамотного, хорошо разбирающегося в проблематике народного песенного искусства, знающего и глубоко понимающего фольклор и процесс развития народного творчества, способного отличить подлинно народную песню от псевдонародных подделок. Акцентирую внимание студентов на приобретение полезных исполнительских рефлексов и освобождение от ошибочных, ложных привычек в пении.

Выбор репертуара, выбор тональности, выбор средств художественной выразительности – неотъемлемая часть в процессе воспитания певца-народника. Пение различных комплексов вокальных упражнений для формирования певческих навыков, для использования всей палитры вокальных приёмов, для развития умений и мастерства – тренировочная база, где создаётся высокохудожественное и душевное исполнение.

Развитие ладового, интонационного чувства – одна из главнейших задач в работе над песней. В результате накапливается знание большого количества народных песен разных эпох, жанров и стилей. Мною создан комплекс вокальных упражнений в разных ладах для распевания певцов. В багаже дикционных упражнений есть и скороговорки, и тавтограммы. Ритмические упражнения зачастую исполняем хлопками, особенно при пении донских казачьих плясовых песен. В основном работа с ритмическими рисунками ведётся в музыкальном сопровождении ударных инструментов с элементами фольклорной хореографии.

Начинаем с освоения фольклора малой родины – Луганщины. Песенный фольклор нашей локации представляют в меньшей степени календарные песни и в большей свадебные, потому как именно свадебный донской казачий обряд описан и расшифрован для дальнейшей работы тех, кто знакомится или же уже изучает местный фольклор. Студентами, в частности вокальной группой народного ансамбля песни и танца «Луганские узоры», изучены все этапы, а сценически представлен этап досвадебных и предсвадебных обрядов донских казаков, населявших территорию Нижнего Дона, нашу малую родину – Северский Донец. На основе изученных песен и плясок был организован концерт-лекторий «Донские казачьи бытовые и свадебные песни и пляски».

Профессиональное умение певца-народника сохранять единое звуковое ядро при различных препятствиях (интервалы или комбинации гласных с согласными) определено высоким качеством пения, когда трудное стало привычным. Только правильно и последовательно осуществляемая работа с певцом-народником над исполнением песен ведёт к грамотному воплощению народного произведения на сцене. Сценическое исполнительство открывает характер игрового действия, правдивость сценического поведения, правильное использование национальных костюмов и многое другое.

Народное пение – искусство, наиболее доступное для человека. Наш голос, как самый родной инструмент, имеет особую силу воздействия на человека. Педагог добивается того, чтоб прекрасных певцов-народников было больше и чтобы они стали достойными продолжателями великих традиций народного песенного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника

Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...

Развитие навыков многоголосного пения в работе над произведением в детском ансамбле народной песни

Данный материал представляет собой вариант работы над новым произведением, а также предоставляет некоторые вспомогательные методы для развития навыков многоголосного пения....

Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций

Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я  убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют ...

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило е...

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"

Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...