Развитие навыков многоголосного пения в работе над произведением в детском ансамбле народной песни
методическая разработка

Комарова-Малиновская Ольга Геннадьевна

Данный материал представляет собой вариант работы над новым произведением, а также предоставляет некоторые вспомогательные методы для развития навыков многоголосного пения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ДЕТСКОМ АНСАМБЛЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Комарова-Малиновская О. Г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А. Караманова», г. Гурьевск

Калининградская область

Народное хоровое пение в основе своей – многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства – полифонического распева «на голоса». Каждый голос, возникающий  и звучащий в песне, сохраняя свою мелодическую самостоятельность, в то же время углубляет выразительность основной мелодии, не искажая ее. Работе по освоению многоголосного пения предшествует подготовительный период – предварительное ознакомление с широким кругом народных песен. Браться за разучивание многоголосных песен следует только тогда, когда учащиеся достигнут определенного мастерства в исполнении одноголосных произведений, когда голоса их окрепнут, а сами дети почувствуют интонацию и мелодику народной песни. Уже в работе с многоголосием к распеванию подголосков следует приступать лишь тогда, когда дети хорошо познакомятся с песней и будут уверенно и стройно исполнять ее в одноголосном изложении, пропевая основную мелодию. Только после уверенного исполнения произведения в унисон можно приступать к разбору партий. При обучении ребенка в ДМШ и ДШИ, навык многоголосного пения формируется с помощью нескольких факторов – развития внутреннего слуха на уроках сольфеджио, расширения мелодической памяти и музыкального кругозора на слушании музыки и музыкальной литературе и, конечно, на освоении и развитии навыков вокального интонирования на уроках сольного и ансамблевого народного пения.

Одним из значимых вспомогательных элементов развития навыков многоголосного пения в детском ансамбле народной песни является распевание: специальные упражнения, повышающие вокально-хоровую технику исполнителя, которые необходимо проводить в начале каждого урока. Регулярное использование многоголосных распевок формирует и развивает гармонический слух, способствует ровности и устойчивости удержания партии. Перед работой с новым произведением (его разбором), преподаватель может воспользоваться распевками, мелодически и гармонически близкими к этому произведению. Помимо этого, необходимо использовать вокальные упражнения с похожим ритмическим рисунком – все это подготовит внутренний слух обучающихся к восприятию и освоению нового материала.

Первыми используются упражнения, которые начинаются с пения в унисон, а потом расходятся на голоса, чтобы постепенно подготовить слух к многоголосному звучанию. Затем применяются распевки, которые сразу начинаются с интервала, или аккорда. Также полезно использовать прием прямого заимствования – вычленение одного, или нескольких фрагментов из произведения, запланированного к разбору, и пропевание их в виде распевок от разных звуков, постепенно поднимаясь и опускаясь по хроматизму.  

Помимо всего прочего, можно использовать «многофункциональные» распевки, например одновременно и разрабатывающие артикуляционный аппарат, и развивающие навыки многоголосного пения.

Так же, особенно полезными именно в народном пении являются распевки – каноны, так как канон - распространенный элемент многоголосного пения, достаточно часто встречающийся в славянском вокально-музыкальном фольклоре. При разучивании упражнений-канонов очень важно уделить внимание интонационно и артикуляционно точному пропеванию распевки в унисон, так как при дальнейшем исполнении с расхождением, малейшее отклонение от мелодии и «жевание» слов превратит всю сложную структуру общего звучания канона в «кашу». Так же, крайне полезно использовать данный вид распевки, если планируется работа над произведением, одним из голосов которого будет являться «бурдон», т. к. окончание канонов представляет собой удержание тоники одним голосом и пропевание мелодии другим, что и является принципом многоголосного пения с использованием «бурдона». При возникновении трудностей в исполнении окончания канона,  (дети первой группы могут потерять устойчивость интонации и фундамент, который создается с помощью долгого удержания одного звука, начнет «ползти», вследствие чего вторая группа может потерять эту опору и начнет искажать мелодию), необходимо вернуться к распевкам «на одном звуке», которые представляют собой протяжное пропевание чередующихся гласных и слогов («и-е-я-ё-ю», «ма-мэ-ми-мо-му»).

После качественного, продуманного распевания можно переходить к разучиванию песни. Вариант разбора произведения описан на примере работы с песней «Ой ты, травонька».

Ознакомление с данной песней начинается с разбора ритма. Особенность ритмического рисунка в данном произведении – синкопа. Зачастую детские ансамбли народной песни состоят из смешанных возрастных групп, и дети младшего возраста не знакомы с понятием «синкопа». Для разнообразия учебного процесса и активизации мыслительной деятельности можно предложить обучающимся старших классов объяснить своими словами «младшим», что такое синкопа и продемонстрировать звуком, или хлопками, как она звучит. Помимо укрепления взаимодействия внутри коллектива, это поможет проконтролировать у учащихся уровень теоретических знаний. После ознакомления с новым понятием переходим к прохлопыванию ритма с проговариванием слов куплета, потом припева в умеренном темпе. Чтобы сделать этот процесс более интересным, можно предложить детям прохлопать ритм на ложках, или других шумовых деревянных инструментах. Затем необходимо обратить отдельное внимание на артикуляционную сложность припева: «Ой рай рай рай, да тири рай рай рай, да тирда тирда тирда тирда тири рай рай рай» – проговорить его медленно и утрированно четко. Учитывая наличие в произведении такого «своеобразного» припева, в процессе распевания, помимо прочего, нужно воспользоваться распевками-чистоговорками, развивающими дикцию – это поможет подготовить речевой аппарат к исполнению трудного фрагмента. Проговаривание слов куплета так же совмещается с прохлопыванием его ритма на шумовых инструментах.  Затем следует приступить к общему разбору запева, сначала сольфеджируя, потом со словами. Запев разучивается всеми детьми, так как он представляет собой основную мелодию, вокруг которой будут строиться дополнительные голоса. В дальнейшем, запев будет исполняться «вторыми» голосами.  При работе со смешанным возрастным составом обучающимся младших классов сначала предлагается просто назвать ноты, затем обучающиеся старших классов пропевают их вместе с преподавателем, а «младшие» потом повторяют. Такой иллюстративно-репродуктивный метод обучения с участием самих учащихся способствует развитию творческого и психологического взаимодействия в вокальном ансамбле.  

Затем можно  переходить к разбору куплета по партиям: начиная со «вторых» голосов (2 сопрано), т. к. основная мелодия находится в их партии. Так же - сначала сольфеджио, потом со словами. Далее следует подстраивание партии «первых» голосов (1 сопрано) терцией сверху. Для развития творческих способностей и навыка применения на практике теоретических знаний детям предлагается попробовать «подстроить» терцию самостоятельно, так как перед освоением навыков многоголосного пения, обучающиеся уже должны уверенно владеть навыками пения двухголосного, которые включают в себя и пение «в терцию». Как правило, у обучающихся, уже имеющих опыт двухголосного пения, такая самостоятельная деятельность трудностей не вызывает. Преподаватель, во время исполнения основной партии, может начать негромко напевать «верхний» голос - внутренний гармонический слух активизируется и дети сами начнут подстраивать терцию.  После исполнения куплета в два голоса, аналогичным образом разбирается припев.

Затем можно переходить к разбору партии «третьего» голоса (альтов). В данном произведении эта партия по своему строению и гармоническому отношению к основной мелодии сходна с «бурдоном». Если в коллективе есть дети, которые в период своего обучения народному пению еще не сталкивались с этим понятием, «старшим» обязательно предлагается попробовать объяснить им, что такое «бурдон», исполнить фрагмент произведения с таким типом многоголосия. Далее следует разбор партии. Как мы видим, она отделяется от партии вторых сопрано лишь в припеве и состоит из двух нот – мелодия удерживается на тонике и в некоторых местах спускается на VII ступень. Конкретного «разучивания», как правило, такая партия не требует. Дети, обладающие музыкальным слухом и поющие в народном ансамбле, почувствуют, услышат, когда мелодия, «сидящая» на тонике, должна спуститься вниз. Главное, при  демонстрации партии преподавателем, проигрывать на инструменте все голоса, чтобы учащиеся услышали гармонический склад мелодии и уловили места изменения гармонии, ведущие к «спуску» нижнего голоса с тоники и возвращению в нее. Пропев с альтами партию,  сначала соединяем их со вторым сопрано и слушаем, как звучит основная мелодия на фоне «тонического фундамента». Затем добавляем верхний голос и слушаем, как звучит «трехголосие». При первых пробах исполнения произведения всеми голосами необходимо оказывать поддержку на музыкальном инструменте, чтобы учащиеся привыкли к песне и ее мелодика и гармония «уложилась» в памяти. За тем, для укрепления навыков уверенного гармонического интонирования, произведение, при работе над фразировкой, динамикой и выразительностью, исполняется уже без музыкального сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов.

Методическая работа на тему: Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов....

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

Открытый урок на тему: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»

Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения. Певческая артикуляция значительно ак...

Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни

Презентация по УД ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни...

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...