Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
методическая разработка по теме

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы

                  «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

                Самобытная русская народная певческая культура является живым памятником таланта русского народа, ярким свидетельством его истории, жизни и характера. История русской народной школы пения имеет длительный период накопления певческого опыта. В народе издавна выработались особые методы и механизмы обучения детей и подростков пению, которое имеет свои вокальные особенности. Процесс воспитания детского голоса требует самого серьёзного внимания и систематических занятий. Приоритеты певческого воспитания определяются, с одной стороны, традициями русского народного пения, с другой – спецификой детского голоса, его физиологией и психологическими особенностями.  

         Таким образом, целью практико-значимого проекта является: приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции. Эффективность вокального обучения зависит от владения педагогом методами и приёмами обучения, сознательного практического претворения в учебный процесс современных педагогических технологий.

          Для достижения поставленной цели в обучении и воспитании детей младшей группы (дети младшего школьного возраста – 7-10 лет), необходимо решать следующие задачи:

  1. обучающие – изучение русских народных песен во всём их многообразии,
  2. развивающие – развить и укрепить у детей желание яркого и эмоционального исполнения русской народной песни с использованием различных средств выразительности и технических навыков,
  3. воспитывающие – формирование музыкально-эстетического вкуса, понимание красоты народной музыки, творческого воображения, нравственных качеств, навыка общения с окружающим миром.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

                 Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей (Р.С.Немов. Психология. Книга 2. Москва, ВЛАДОС 1999).

                  В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. В этот период у детей происходит перестройка всех познавательных процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличие новых психологических качеств.

                  У детей младшего школьного возраста закрепляются  и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Этому включено в основные виды деятельности ребёнка: учение, общение, игра и труд. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует  и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

                 Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, который противостоит мотиву избегания неудач. Важными личностными особенностями детей этого возраста являются доверительность и открытость, послушание и исполнительность, а также формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний. У детей этого периода жизни усиливается сознательный контроль и волевая регуляция деятельности, происходит осознание своих возможностей и способностей. Ребёнок уже понимает, что успех больше зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Это формирует и закрепляет такие качества личности как трудолюбие и самостоятельность. Для  развития данных качеств личности необходимо использовать действенные формы стимуляции - доверие и публичное поощрение. Кроме того, к этому возрасту ярко проявляется индивидуальность ребенка, значительно расширяются и углубляются знания, совершенствуются умения и навыки. Поэтому порождается значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в обучении. Отсюда возникает обоснованное психолого-педагогическое решение относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с такими детьми могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь являются  полностью сформированными.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и т.д.

             В качестве дополнительных источников умственного развития детей выступают различные виды искусства: кино, театр, музыка, литература, а так же средства массовой информации: телевидение, радио, периодическая печать. Они расширяют и углубляют кругозор ребенка, улучшают его знания, повышают уровень эрудиции и общей культуры. Знакомство с традиционным и классическим искусством развивает интеллектуально-эмоциональное восприятие мира.

              Дети, которые много читают, обнаруживают большую понятливость, более высокий уровень интеллекта. Важно с детских лет прививать детям интерес к «взрослой»  классической, как русской, так и зарубежной литературе.

          Познавая окружающий мир, ребёнок, включает не только мыслительные процессы, но и чувства и эмоции, с помощью которых раскрывается субъективное отношение и к миру, и к себе.

          К эмоциям относят конкретную форму протекания психического процесса переживания того или иного чувства, которое может проявляться в разных эмоциях (Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М. ВЛАДОС, 1997.).

            В процессе развития индивидуальности и личностного роста детей начальной школы первичными являются эмоции, а чувства развиваются и формируются в общении детей друг с другом, учителем, другими людьми.

           Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к язычеству и, особенно в сочетании с поэтическим текстом, когда воздействие музыки и поэзии достигает высокого эмоционального уровня, как на исполнителя, так и на слушателя.

           Способность проявлять яркую фантазию оказывает большое влияние на творческий  поиск в  момент исполнения репертуара.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих  специальный набор  и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;  она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Проектирование контрольно-диагностического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ансамбль русских народных инструментов"

Разработка описывает формы, методы и критерии диагностики освоения программы "Ансаабль русских народных инструментов", разработанные педагогом дополнительного образования...

Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно &ndash...

Буклет "Народные подвижные игры для детей младшей группы"

В буклете собраны  народные подвижные игры...