Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
методическая разработка по теме
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы
«Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
Самобытная русская народная певческая культура является живым памятником таланта русского народа, ярким свидетельством его истории, жизни и характера. История русской народной школы пения имеет длительный период накопления певческого опыта. В народе издавна выработались особые методы и механизмы обучения детей и подростков пению, которое имеет свои вокальные особенности. Процесс воспитания детского голоса требует самого серьёзного внимания и систематических занятий. Приоритеты певческого воспитания определяются, с одной стороны, традициями русского народного пения, с другой – спецификой детского голоса, его физиологией и психологическими особенностями.
Таким образом, целью практико-значимого проекта является: приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции. Эффективность вокального обучения зависит от владения педагогом методами и приёмами обучения, сознательного практического претворения в учебный процесс современных педагогических технологий.
Для достижения поставленной цели в обучении и воспитании детей младшей группы (дети младшего школьного возраста – 7-10 лет), необходимо решать следующие задачи:
- обучающие – изучение русских народных песен во всём их многообразии,
- развивающие – развить и укрепить у детей желание яркого и эмоционального исполнения русской народной песни с использованием различных средств выразительности и технических навыков,
- воспитывающие – формирование музыкально-эстетического вкуса, понимание красоты народной музыки, творческого воображения, нравственных качеств, навыка общения с окружающим миром.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей (Р.С.Немов. Психология. Книга 2. Москва, ВЛАДОС 1999).
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. В этот период у детей происходит перестройка всех познавательных процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличие новых психологических качеств.
У детей младшего школьного возраста закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Этому включено в основные виды деятельности ребёнка: учение, общение, игра и труд. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, который противостоит мотиву избегания неудач. Важными личностными особенностями детей этого возраста являются доверительность и открытость, послушание и исполнительность, а также формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний. У детей этого периода жизни усиливается сознательный контроль и волевая регуляция деятельности, происходит осознание своих возможностей и способностей. Ребёнок уже понимает, что успех больше зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Это формирует и закрепляет такие качества личности как трудолюбие и самостоятельность. Для развития данных качеств личности необходимо использовать действенные формы стимуляции - доверие и публичное поощрение. Кроме того, к этому возрасту ярко проявляется индивидуальность ребенка, значительно расширяются и углубляются знания, совершенствуются умения и навыки. Поэтому порождается значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в обучении. Отсюда возникает обоснованное психолого-педагогическое решение относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с такими детьми могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь являются полностью сформированными.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и т.д.
В качестве дополнительных источников умственного развития детей выступают различные виды искусства: кино, театр, музыка, литература, а так же средства массовой информации: телевидение, радио, периодическая печать. Они расширяют и углубляют кругозор ребенка, улучшают его знания, повышают уровень эрудиции и общей культуры. Знакомство с традиционным и классическим искусством развивает интеллектуально-эмоциональное восприятие мира.
Дети, которые много читают, обнаруживают большую понятливость, более высокий уровень интеллекта. Важно с детских лет прививать детям интерес к «взрослой» классической, как русской, так и зарубежной литературе.
Познавая окружающий мир, ребёнок, включает не только мыслительные процессы, но и чувства и эмоции, с помощью которых раскрывается субъективное отношение и к миру, и к себе.
К эмоциям относят конкретную форму протекания психического процесса переживания того или иного чувства, которое может проявляться в разных эмоциях (Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М. ВЛАДОС, 1997.).
В процессе развития индивидуальности и личностного роста детей начальной школы первичными являются эмоции, а чувства развиваются и формируются в общении детей друг с другом, учителем, другими людьми.
Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к язычеству и, особенно в сочетании с поэтическим текстом, когда воздействие музыки и поэзии достигает высокого эмоционального уровня, как на исполнителя, так и на слушателя.
Способность проявлять яркую фантазию оказывает большое влияние на творческий поиск в момент исполнения репертуара.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Музыкальный инструмент» Ансамбль русских народных инструментов составлена с ...

Активные методы обучения на уроках музыки.Разработка урока "Путешествие в древнюю Русь. Русская народная песня"
Урок с использованием активных методов обучения...
Проектирование контрольно-диагностического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ансамбль русских народных инструментов"
Разработка описывает формы, методы и критерии диагностики освоения программы "Ансаабль русских народных инструментов", разработанные педагогом дополнительного образования...
Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов
Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно &ndash...
Буклет "Народные подвижные игры для детей младшей группы"
В буклете собраны народные подвижные игры...
Программа по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и гос...