Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций
методическая разработка
Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют две узловые проблемы, вызывающие неутихающие споры.
Первая – это так называемое «натаскивание» - т. е. увлечение излишней профессионализацией. Эта система рассчитана исключительно на то, чтобы научить хорошо играть во время выступлений, независимо от того, засчёт чего и какими средствами это достигается.
Вторая проблема противоположна первой – это профессиональная безграмотность и беспомощность в обучении.
Как же изжить эти крайности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_ispolnitelskom_masterstve_kak_sredstve.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций.
(Методические рекомендации для педагогов ДШИ и ДМШ)
Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют две узловые проблемы, вызывающие неутихающие споры.
Первая – это так называемое «натаскивание» - т. е. увлечение излишней профессионализацией. Эта система рассчитана исключительно на то, чтобы научить хорошо играть во время выступлений, независимо от того, засчёт чего и какими средствами это достигается.
Вторая проблема противоположна первой – это профессиональная безграмотность и беспомощность в обучении.
Как же изжить эти крайности?
Ведь от качества преподавания зависит судьба многих тысяч детей, в том числе и музыкально очень одарённых. Я думаю, что необходимо всеми возможными средствами добиваться повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции, как можно шире привлекая их к исполнительской деятельности, т. к., на мой взгляд, одна из важных форм повышения профессионализма – систематическая работа преподавателя над собственным исполнительством.
Думаю, что никакое, даже самое глубокое знание методики преподавания не может заменить изучения педагогом прорабатываемых с учеником в классе произведений, ибо только владение инструментом сохраняет неоспоримую норму учебной работы – профессиональное превосходство учителя над учеником.
Другая проблема – сохранение у учащихся живого и непосредственного отношения к занятиям музыкой. Причём игра педагога и расценивается как один из наиболее действенных факторов – поддержание интереса и творческой атмосферы во время занятий.
Ученик, рояль и педагог.
Каждый нормальный ребёнок переживает счастливое время непосредственного общения с музыкой. Эмоциональная отзывчивость свойственна почти всем детям на начальных этапах обучения (например, на занятиях в детском саду). В дальнейшем это важнейшее, почти решающее для музыканта качество становится, к сожалению, всё более редким и поэтому драгоценным.
Как это происходит?
На пути ребёнка к музыке возникают два неожиданных препятствия: во-первых, рояль, игра на котором связана с выполнением целого ряда очень сложных приёмов и движений; во-вторых, учитель, который уводит ребёнка от парадного входа в прекрасный мир музыки на его технологические задворки. Таким образом, педагог может превратить рояль из верного союзника ученика в его заклятого врага.
Вот какой случай произошёл в детстве с одним из учителей Майкапара, пианистом Вениамином Чези. Оставленный в классе с ненавистным врагом-роялем, Чези перерезал ножницами все струны до одной. К сожалению, таких грустных примеров можно привести очень много.
Происходит это оттого, что на ученика обрушивается целый шквал требований, имеющих, с его точки зрения, очень отдалённое отношение к музыке. Нужно правильно сидеть, следить за положением корпуса, ставить руку и пальцы строго определённым образом. К тому же, надо непрерывно соображать, на каких линейках что пишется, где какая длительность, высчитывать паузы, и т.д. При этом ещё требуется, чтобы он держался совершенно свободно и непринуждённо (т. е., бьют и плакать не дают).
Как же избежать этой опасности?
Необходимо сделать занятия по настоящему творческими, пользуясь учебным материалом как средством для развития воображения и художественного мышления ученика. Надо стремиться к тому, чтобы уроки всегда были для учащегося увлекательными и интересными.
Учитель как представитель «мира искусств» должен постараться завоевать расположение ученика. Он может добиться этого с помощью мастерского владения инструментом, дающего ему возможность сразу же познакомить своего питомца с шедеврами фортепианной литературы. Это сразу поражает воображение ребёнка. Успешность обучения зависит от желания подражать педагогу. У учителя и ученика должна быть общность интересов при незыблемом авторитете педагога.
О репертуаре.
Для поддержания разнообразия художественных впечатлений и для успешного и быстрого формирования различных исполнительских навыков необходима частая смена репертуара. Она осуществима в том случае, если пьесы доступны. Они должны быть небольшими по размерам, яркими по музыкальному языку, образными и интересными по содержанию, ясными по форме, напевными. Последнее свойство даст ученику возможность реализации звучания голосом – а это наиболее доступная и привычная для него форма музицирования.
Многократные повторения, необходимые для преодоления двигательных трудностей могут притупить у ученика яркость музыкальных впечатлений. Надо избегать и количественной перегрузки. Ребёнок должен легко и быстро выучивать свои маленькие пьесы и часто их менять.
Ансамблевая игра.
Ансамблевая игра является важным средством, повышающим интерес ученика в занятиях. Ребёнок, ещё не умеющий «единолично» достигать насыщенности исполнения, вливаясь своей партией в общее целое, в большей степени начинает чувствовать себя музыкантом, раньше познаёт выразительные возможности музыки.
Очень интересны и полезны пьески из сборника Кувшинникова и Соколова «Школа игры на фортепиано для первого года обучения», где партия ученика играется на одной ноте и одним пальцем, одинаковыми длительностями в обход специальных постановочных упражнений.
Об упражнениях.
Упражнений в чистом виде вообще лучше избегать, заменяя их короткими попевками из двух-трёх нот (мотив кукушки, как бы перелетающей из одной октавы в другую, и т.д.).
Надо постепенно обращать внимание ученика на то, что преодоление двигательных затруднений связано с выработкой чётких и ясных слуховых представлений. В частности, чтобы сыграть свою пьесу ярко и в темпе, нередко достаточно бывает спеть её подвижно и выразительно. Это очень эффективный способ работы.
Можно напомнить известное замечание Шумана, относящееся к тем, кто злоупотребляет продолжительной игрой упражнений: «Это всё равно, что ежедневно разучивать азбуку, с каждым днём произнося буквы всё скорей и скорей».
Разумные соотношения между различными формами работы над произведением.
Часто бывает так, что учащиеся, оставленные без «педагогического присмотра», сводят работу над произведением к ряду проигрываний его от начала до конца в темпе, близком к настоящему. Это приводит к засорению пьесы (к «заигрыванию»), но чрезмерно увлекаться анатомированием тоже не следует, ведь ученик должен охватить произведение полностью. Не выучивать механически ноты в партиях обеих рук, не играть долго по «кусочкам» и « по голосам», не злоупотреблять долго замедленными темпами. Нельзя формально применять различные варианты, надо чаще играть пьесу в неискажённом виде.
Недопустимо непрерывно понукать, одёргивать ученика, т.к. от него ускользает смысл исполняемого, он «принимает на веру» замечания педагога, а не ощущает нюансы своей игры. Содержание произведения оказывается при этом совершенно погребённым в технологических ухищрениях.
Нельзя забывать о необходимости исполнения пьес в целостном, нерасчленённом виде.
Постоянное общение с музыкой в высокохудожественном исполнении.
Посещение концертов, прослушивание произведений в исполнении крупнейших мастеров имеет огромную ценность для учащегося. Это не порождает интерпретационное «обезъянничание», а – наоборот: ученик берёт лишь то, что не противоречит его собственным художественным представлениям и делает образ неизмеримо более ярким. Высокий пример заражает и помогает ему «понять себя».
Необходимо привлекать всевозможные образы, яркие сравнения, ассоциации, аналогии из живописи, поэзии, кинофильмов, и т.д. Полезно дирижировать игрой ученика, ведь «у немого научиться говорить нельзя», сказал Шуман в «Советах молодым музыкантам».
Должен ли педагог играть прорабатываемые учеником произведения? – Обязательно! Ведь хороший пример всегда лучше всяких наставлений.
Некоторые педагоги считают, что показом можно подавить индивидуальность учащегося. Я считаю, что это в корне неверно и свидетельствует об исполнительской беспомощности педагога: вне всяких сомнений, преподаватель должен играть весь репертуар своих учеников, хорошо читать с листа и дома учить произведения своих питомцев.
Преподаватель обязан быть компетентным, владеть исполнительско-педагогическим минимумом и постоянно повышать свою квалификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций
В Байкальском базовом медицинском колледже существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"
Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...
Деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций
В статье идет речь о таком методе как деловая игра, ее роли при формировании профессиональных компетенций, раскрываются ее основные достоинства и недостатки. Приводится краткое содержание деловой игры...
Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции
роль конкурсов профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...
«Профессиональный стандарт педагога:новые требования к профессиональной компетенции педагогических работников»:материалыВсероссийской педагогической научно-практической конференции.Март2022г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Профессионально важные качества педагога Стр. 18...
РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...