Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций
методическая разработка

Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я  убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют  две узловые проблемы, вызывающие неутихающие споры.

   Первая – это так называемое «натаскивание» -  т. е. увлечение излишней профессионализацией. Эта система рассчитана исключительно на то, чтобы научить хорошо играть во время выступлений, независимо от того, засчёт чего и какими средствами это достигается.

   Вторая проблема противоположна первой – это профессиональная безграмотность и беспомощность в обучении.

     Как же изжить эти крайности? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_ispolnitelskom_masterstve_kak_sredstve.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций.

(Методические рекомендации для педагогов ДШИ и ДМШ)

   Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я  убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют  две узловые проблемы, вызывающие неутихающие споры.

   Первая – это так называемое «натаскивание» -  т. е. увлечение излишней профессионализацией. Эта система рассчитана исключительно на то, чтобы научить хорошо играть во время выступлений, независимо от того, засчёт чего и какими средствами это достигается.

   Вторая проблема противоположна первой – это профессиональная безграмотность и беспомощность в обучении.

     Как же изжить эти крайности?

     Ведь от качества преподавания зависит судьба многих тысяч детей, в том числе и музыкально очень одарённых. Я думаю, что необходимо  всеми возможными средствами добиваться повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции, как можно шире привлекая их к исполнительской деятельности, т. к., на мой взгляд,  одна из важных форм  повышения профессионализма – систематическая работа преподавателя над собственным исполнительством.

     Думаю, что никакое, даже самое глубокое знание методики преподавания не может заменить изучения педагогом прорабатываемых с учеником в классе произведений, ибо только владение инструментом сохраняет неоспоримую норму учебной работы – профессиональное превосходство учителя над учеником.

    Другая проблема – сохранение у учащихся живого и непосредственного отношения к занятиям музыкой. Причём игра педагога и расценивается как один из наиболее действенных факторов – поддержание интереса и творческой атмосферы во время занятий.

Ученик, рояль и педагог.

    Каждый нормальный ребёнок переживает счастливое время непосредственного общения с музыкой. Эмоциональная отзывчивость свойственна почти всем детям на начальных этапах обучения (например, на занятиях в детском саду). В дальнейшем это важнейшее, почти решающее для музыканта качество становится, к сожалению, всё более редким и поэтому драгоценным.

    Как это происходит?

    На пути ребёнка к музыке возникают два неожиданных препятствия: во-первых, рояль, игра на котором связана с выполнением целого ряда очень     сложных приёмов и движений; во-вторых, учитель, который уводит ребёнка от парадного входа в прекрасный мир музыки на его технологические задворки. Таким образом, педагог может превратить рояль из верного союзника ученика в его заклятого врага.

    Вот какой случай произошёл в детстве с одним из учителей Майкапара, пианистом Вениамином Чези.  Оставленный в классе с ненавистным врагом-роялем, Чези перерезал ножницами все струны до одной. К сожалению, таких грустных примеров можно привести очень много.  

    Происходит это оттого, что на ученика обрушивается целый шквал требований, имеющих, с его точки зрения, очень отдалённое отношение к музыке. Нужно правильно сидеть, следить за положением корпуса, ставить руку и пальцы строго определённым образом. К тому же, надо непрерывно соображать, на каких линейках что пишется, где какая длительность, высчитывать паузы, и  т.д. При этом ещё требуется, чтобы он держался совершенно свободно и непринуждённо (т. е., бьют и плакать не дают).

    Как же избежать этой опасности?

Необходимо сделать занятия по настоящему творческими, пользуясь учебным материалом как средством для развития воображения и художественного мышления ученика. Надо стремиться к тому, чтобы уроки всегда были для учащегося увлекательными и интересными.

    Учитель как представитель «мира искусств» должен постараться завоевать расположение ученика. Он может добиться этого с помощью мастерского владения инструментом, дающего ему возможность сразу же познакомить своего питомца с шедеврами фортепианной литературы. Это сразу поражает воображение ребёнка. Успешность обучения зависит от желания подражать педагогу. У учителя и ученика должна быть общность интересов при незыблемом авторитете педагога.

О репертуаре.

    Для поддержания разнообразия художественных впечатлений и для успешного и быстрого формирования различных исполнительских навыков необходима частая смена репертуара. Она осуществима в том случае, если пьесы доступны. Они должны быть небольшими по размерам, яркими по музыкальному языку, образными и интересными по содержанию, ясными по форме, напевными. Последнее свойство даст ученику возможность реализации звучания голосом – а это наиболее доступная и привычная для него форма музицирования.

    Многократные повторения, необходимые для преодоления двигательных трудностей могут притупить у ученика яркость музыкальных впечатлений. Надо избегать и количественной перегрузки. Ребёнок должен легко и быстро выучивать свои маленькие пьесы и часто их менять.

Ансамблевая игра.

    Ансамблевая игра является важным средством, повышающим интерес ученика в занятиях. Ребёнок, ещё не умеющий «единолично» достигать насыщенности исполнения, вливаясь своей партией в общее целое, в большей степени начинает чувствовать себя музыкантом, раньше познаёт выразительные возможности музыки.

    Очень интересны и полезны пьески из сборника Кувшинникова и Соколова «Школа игры на фортепиано для первого года обучения», где партия ученика играется на одной ноте и одним пальцем, одинаковыми длительностями в обход специальных постановочных упражнений.

Об упражнениях.

    Упражнений в чистом виде вообще лучше избегать, заменяя их короткими попевками из двух-трёх нот (мотив кукушки, как бы перелетающей из одной октавы в другую, и т.д.).

    Надо постепенно обращать внимание ученика на то, что преодоление двигательных затруднений связано с выработкой чётких и ясных слуховых представлений. В частности, чтобы сыграть свою пьесу ярко и в темпе, нередко достаточно бывает спеть её подвижно и выразительно. Это очень эффективный способ работы.

    Можно напомнить известное замечание Шумана, относящееся к тем, кто злоупотребляет продолжительной игрой упражнений: «Это всё равно, что ежедневно разучивать азбуку, с каждым днём произнося буквы всё скорей и скорей».
     Разумные соотношения между различными формами работы над произведением.

   Часто бывает так, что учащиеся, оставленные без «педагогического присмотра», сводят работу над произведением к ряду проигрываний его от начала до конца в темпе, близком к настоящему. Это приводит к засорению пьесы (к «заигрыванию»), но чрезмерно увлекаться анатомированием тоже не следует, ведь ученик должен охватить произведение полностью. Не выучивать механически ноты в партиях обеих рук, не играть долго по «кусочкам» и « по голосам», не злоупотреблять долго замедленными темпами. Нельзя формально применять различные варианты, надо чаще играть пьесу в неискажённом виде.

     Недопустимо непрерывно понукать, одёргивать ученика, т.к. от него ускользает смысл исполняемого, он «принимает на веру» замечания педагога, а не ощущает нюансы своей игры. Содержание произведения оказывается при этом совершенно погребённым в технологических ухищрениях.

     Нельзя забывать о необходимости исполнения пьес в целостном, нерасчленённом виде.

Постоянное общение с музыкой в высокохудожественном исполнении.

   Посещение концертов, прослушивание произведений в исполнении крупнейших мастеров имеет огромную ценность для учащегося. Это не порождает интерпретационное «обезъянничание», а – наоборот:  ученик берёт лишь то, что не противоречит его собственным художественным представлениям и делает образ неизмеримо более ярким. Высокий пример заражает и помогает ему «понять себя».

    Необходимо привлекать всевозможные образы, яркие сравнения, ассоциации, аналогии из живописи, поэзии, кинофильмов, и т.д. Полезно дирижировать игрой ученика, ведь «у немого научиться говорить нельзя», сказал Шуман в «Советах молодым музыкантам».

   Должен ли педагог играть прорабатываемые учеником произведения? – Обязательно! Ведь хороший пример всегда лучше всяких наставлений.

   Некоторые педагоги считают, что показом можно подавить индивидуальность учащегося. Я считаю, что это в корне неверно и свидетельствует об исполнительской беспомощности педагога: вне всяких сомнений, преподаватель должен играть весь репертуар своих учеников, хорошо читать с листа и дома учить произведения своих питомцев.

    Преподаватель обязан быть компетентным, владеть исполнительско-педагогическим минимумом и постоянно повышать свою квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций

В Байкальском базовом медицинском колледже  существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...

Деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций

В статье идет речь о таком методе как деловая игра, ее роли при формировании профессиональных компетенций, раскрываются ее основные достоинства и недостатки. Приводится краткое содержание деловой игры...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...