Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»
методическая разработка

Хохлова Татьяна Александровна
Методические
рекомендации
особенности в освоении народной манеры исполнения
русских народных песен у студентов специальностей
«Актёрское искусство», «Народное художественное
творчество (по видам): театральное творчество» /сост. Т.А.
Хохлова– Луганск: ГОУК ЛНР «Луганская государственная
академия культуры и искусств имени М. Матусовского», 2021
Методические рекомендации разработаны на основе ГОС СПО
по специальностей среднего профессионального образования 51.02.01
Народное художественное творчество (по видам): театральное
творчество, 52.02.04 Актёрское искусство, очной формы обучения
Составитель:
Преподаватель первой категории, цикловой комиссии
«Народного музыкального искусства» колледжа
Государственного
образовательного
культуры
Луганской
Народной
«Луганская государственная академия культуры и
искусств имени М. Матусовского»
Рецензенты:
Доцент,
заведующая
кафедрой
дирижирования Государственного образовательного
учреждения
культуры
Луганской
Республики «Луганская государственная академия
культуры и искусств имени М. Матусовского»
Преподаватель-методист
ЦК
музыкального искусства» колледжа Государственного
образовательного учреждения культуры Луганской
Народной Республики «Луганская государственная
академия культуры и искусств имени М.
Матусовского».
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании ЦК
музыкальное
искусство
колледжа
государственной
академии
культуры
и
М. Матусовского (протокол № 9 от 19.05.2021г.)
© Т.А. Хохлова, 2021
© ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и
искусств имени М. Матусовского», 2021
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx79.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ

М. МАТУСОВСКОГО»

Т.А. Хохлова

Методические рекомендации

«Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Луганск

2021

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ

М. МАТУСОВСКОГО»

Т.А. Хохлова

Методические рекомендации

«Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Луганск

2021

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество» /сост. Т.А. Хохлова– Луганск: ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского», 2021. 34 с.

Методические рекомендации разработаны на основе ГОС СПО по специальностей среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество, 52.02.04 Актёрское искусство, очной формы обучения

Составитель:

Хохлова Т.А.        Преподаватель первой категории, цикловой комиссии «Народного музыкального искусства» колледжа Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского»

Рецензенты:

Кротько Т.А.        Доцент, заведующая кафедрой хорового дирижирования Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского»

Полеха Л.П.        Преподаватель-методист ЦК «Народного музыкального искусства» колледжа Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского».

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании ЦК Народное музыкальное искусство колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского (протокол № 9 от 19.05.2021г.)

        

© Т.А. Хохлова, 2021

© ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского», 2021


Пояснительная записка

Данные методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен» являются по существу обобщением педагогической деятельности в области народного певческого искусства, на данный момент осуществляемой на отделении культуры ЛГАКИ имени М. Матусовского.

Здесь представлен систематизированный и теоретически обоснованный опыт на основе собственной творческо-педагогической практики и современных научных знаний, которые потребовали достаточно продолжительных экспериментально-педагогических поисков и выработки теоретико-методических основ.

Под обучением народному пению обычно подразумевалась передача народной характерности в пении. Педагогический и исполнительский опыт развивался в двух направлениях: одни учили местным стилям исполнения песенного фольклора, другие обучали наддиалектной школе народного пения, дающей выход в исполнение произведений как устной, так и письменной традиций.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. Особенности этноса в большей степени проявляются в языковых компонентах языка – в речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, - и есть народная манера пения. Это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды.

Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен.

Петь точно, как народ – по строю и по характеру интонирования, копируя образец народного исполнения в его диалектном варианте – такую задачу ставят перед собой аутентичные фольклорные коллективы. Сцена же диктует свои законы, т. к. сценическое искусство - это самостоятельное искусство и обладает своими законами сценической речи, что, несомненно, отличается от бытового пения. Последние два столетия активно проходил процесс культивирования народной песни, что привело к возникновению профессионализма в исполнительской стилистике и рождению новой формы исполнения народной песни.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок, а в будущем и полноценно состоявшаяся личность получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития личности. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Именно такие основополагающие цели и задачи стоят в рабочих учебных программах дисциплин «Вокал» специальностей: «Народно-художественное творчество (по видам): театральное творчество» и «Актёрское искусство».

Таким образом, актуальность и востребованность данных методических рекомендаций продиктована острой необходимостью формирования профессионализма у будущих режиссёров и актёров по модели «все знают, умеют и делают всё», а также воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Главная цель выявление и реализация творческих возможностей во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием.

Для достижения необходимо формирование певческих навыков.

Проанализировав особенности народной манеры пения и методику ее овладения знаем, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность» - это и есть целеполаганием в работе актёра на сцене.

Данные рекомендации призваны обеспечить преподавателей дисциплины «Вокал» в работе со студентами актёрской и режиссёрской специальностей определёнными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для освоения народной манеры пения и исполнения русских народных песен. Здесь охвачен весь комплекс возможных вопросов теоретического и практического характера, направленных на воспитание личности актёра-певца и режиссёра, владеющего народной манерой исполнения, а так же компетентной в теоретико-методических проблемах народно-певческого исполнительства и педагогики.

Рекомендации содержат 3 раздела и приложения.

Раздел 1.

Народное пение как явление, традиция и учебный предмет

Пение, трактуемое как один из древнейших видов музыкального искусства, не сразу стало таковым. Оно всегда было и остается связанным с первичной и органически присущей человеку потребностью в эмоциональном выражении. И этой исконной человеческой потребностью в не меньшей мере, чем непосредственной социальной необходимостью, обусловлено исключительное место, занимаемое пением в культуре человечества. Исследуя причины, порождающие пение, Н. Чернышевский писал:«Пение первоначально и существенно, подобно разговору,- произведение человеческой природы, а не произведение искусства». Это замечание справедливо в том плане, что первым и главным музыкальным инструментом, полученным человеком от природы, был его голос. И певческим он стал под влиянием чувства, как результат спонтанного, непроизвольного самовыражения, которое определяется и формируется общей интонационной атмосферой конкретной эпохи. И в этом смысле «любое пение есть поведение, которому обучаются».

Как часть фольклорной традиции, пение может быть и искусством и не искусством. В фольклоре все возникает, развивается и функционирует в органической взаимосвязи со всеми элементами жизни народа: с его историческим, социальным и трудовым опытом, его бытом, нравами, обычаями, с его мировоззрением, этическими и эстетическими представлениями.

Поскольку фольклор является одновременно искусством и не искусством, общение его носителей осуществляется как в форме эстетических, так и вне эстетических связей, хотя их баланс на разных стадиях истории фольклора и в различных видах, жанрах фольклора не одинаков. Само это коллективное творчество тесно связано с трудом и бытом, со всей жизнедеятельностью народа и составляет часть целостного комплекса социализированных норм взаимоотношений. Знание их дает возможность услышать традицию изнутри и оценивать по ее собственным законам.

Песенный фольклор остается живым, процессуальным явлением пока сохраняются свойственные ему формы общения внутри творящего его коллектива, и перестает им быть, как только эти формы уступают место другим. Он перестает быть продуцирующим процессом и становится прекрасным памятником народного творчества, материалом для профессионалов. В свете сказанного особое значение приобретают знания закономерностей народного исполнительства, понимание природы фольклора, которые необходимы для тактичного, обоснованного отбора и интерпретации репертуара, определения оптимальной меры его художественного оправданной адаптации на сцене.

Для исполнителей важно понимание фольклора не только как художественного текста, но и как живого исполнительского процесса со всей его спецификой безтекстового общения, художественной фактуры и жанров исполнения. Пение и песня в народной жизни всегда открыты для всех. Такая «вместительность», «невыделенность статуса поющего» обеспечивается удивительной гибкостью традиции. В одном певческом собрании удобно чувствуют себя разные люди, обладающие различной степенью таланта и мастерства. Каждый поет прежде всего для себя, реализуя свое «Я». При этом художественное сотворчество становится целью общения, коллективное пение – актом не только музыкальным, но и поведенческим, многоголосная песня – выявлением не только музыкальной интонации, но и человеческих взаимоотношений.

Народная манера пения – это, прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.

В репертуарный план каждый педагог включает ту, или иную народную песню.

Пение в народной манере доступно студентам, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает к правильному интонированию. Манера, в которой исполняется произведение, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.

Специфика народного исполнительства состоит в его традиционности и национальном своеобразии. Это, по словам И.И. Земцовского, «кузница художественного воплощения народного характера, народных идеалов, национального стиля». Создателями, хранителями, носителями и исполнителями песенного фольклора всегда были крестьяне, поэтому устная форма бытования была и есть одной из характерных черт народного исполнительства. Фольклор появился в период отсутствия нотной фиксации, но и когда она появилась, устная форма его передачи осталась основной и главной для его носителей.  Народные песни могут и не иметь своего материального воплощения (нотной записи), а оставаться в сфере духовного пространства создателей (что и наблюдалось в быту). В этом случае одним из главных условий их сохранения и передачи следующим поколениям является исполнение, живое, реальное звучание, то есть исполнительская деятельность. Трансляция накопленных ценностей проходила на основе механизма традиции, который сохранялся много веков и всегда имел связь с развитием условий жизни.  Под традицией в данном случае нужно понимать ту часть культурного наследия, которая длительное время передается от поколения к поколению, входит в систему ценностей и норм данного общества. Она включает в себя не только объекты наследия, но и сам процесс и способы наследования, выполняет функцию посредника между поколениями и является средством организации жизни.  В народно-певческом исполнительстве традиционными были песенные жанры, способы и формы исполнения, средства выразительности (в соответствии с жанром), манера исполнения, время исполнения. Исполняя народные песни, сохраняя их для следующих поколений, обеспечивается не только физическая выживаемость каждого нового поколения, но и связь между ними, преемственность в развитии, сохранение национального своеобразия народного искусства. В процессе деятельности люди наследуют результаты прошлого труда и одновременно руководствуются целями, имеющими отношение к будущему. Именно поэтому образуется связь между прошлым, настоящим и будущим.  

Народно-певческое исполнительство существует как относительно самостоятельная, развивающаяся по своим внутренним законам система деятельности, существующая в органическом единстве с другими видами деятельности. Например, прикладные жанры (колыбельные, календарные песни, плачи, причитания) не существуют в отрыве от трудовой, семейной жизни людей, а лирические, протяжные, хороводные песни тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Вне этой системной среды жизни невозможно функционирование и развитие народного искусства, так же, как сама жизнь немыслима без народных песен, обрядов, традиций. Это, говоря словами В.М. Межуева, «способ жизни человека в истории, в обществе». В процессе исполнения не создается материального продукта, это деятельность духовная, цель которой – отражение действительности, поэтому в ней функционально преобладают духовные компоненты. М.С. Каган выделил три вида духовной деятельности – познание (мир знаний), ценностное осмысление действительности (мир ценностей), идеальное проектирование желаемого (мир проектов). В народном исполнительстве это проявляется в том, что новое поколение осваивает накопленные традиции, они становятся их знанием, духовным багажом, осмысливает их с точки зрения своих ценностей и, таким образом, проектирует основу для будущего. Эта деятельность всегда осуществлялась в процессе общения со старшим поколением на уровне народного быта.

В соответствии с тематическим планированием и содержанием обучения по учебной дисциплине «Вокал» у актёров и режиссёров выделены следующие темы:

Навык народной манеры пения; переходные участки диапазона.

1.Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона народного голоса.

2.Исполнительские штрихи, поиск манеры исполнения.

С/р обучающихся: Навык народной манеры пения  

Границы диапазонов академического и народного голосов

1. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов.

2.Различия вокализации в ансамблях разных музыкальных стилей.

Средства художественной выразительности.          

1. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния.  

2. Подражание инструментам и звукам природы как одна из форм вокальной техники.

С/р обучающихся: Конспект: Средства художественной выразительности.

Овладение пением без сопровождения (a capella)         

1. Пение на piano, работа над техникой вибрато в голосе.

2. Развитие интонационной выразительности голоса.

С/р обучающихся: Овладение пением без сопровождения (a capella)

Особое внимание подбору, разучиванию и исполнению народных песен уделяется при изучении именно этих тем, потому как смысл совместного музицирования для носителей песенных традиций заключается не только в согласовании вокальных партий, а в нечто большем, в глубинных взаимоотношениях поющих людей, для которых не существует четкой грани между «музыкальным» и «немузыкальным», эстетическим и неэстетическим, закономерным и случайным. Поэтому фольклор всегда творится как бы заново. Спонтанность присутствует даже тогда, когда люди поют хорошо знакомую им песню. Неизбежно возникающие при этом «неожиданности» — суть не дефекты пения, а его природное свойство, его внутренняя жизнь, его смысл.


Раздел 2.

Народно-певческое исполнительство как вид совместной практической и творческой деятельности

Рассмотрим народно-певческое исполнительство как вид совместной практической и творческой деятельности, которая осуществляется на основе мировоззрения, ценностей, традиций, нравственных установок, накопленные предшествующими поколениями.  

Вступая в жизнь, человек сталкивается со сложившейся системой мировоззрений, отношений, ценностей, которые стали результатом деятельности   предшествующих поколений. Включаясь в эти отношения, новое поколение при помощи своей деятельности их переосмысливает, обновляет, делает актуальными и понятными для себя. Деятельность – это форма проявления социальной активности человека, через которую он вступает в определенные связи и отношения с действительностью, при этом изменяя себя, свой внутренний мир и реализуя потребности. Деятельность связана с использованием в общении языка, ценностей и норм, наличием прошлого опыта, потребностей, целей и мотивов. Культурологический словарь трактует деятельность как «вид социо-эволюционной активности субъекта», который действует согласно своему опыту, способностям, целям, используя материалы и инструменты, которые существуют и доступны в данный момент развития, опираясь на накопленные знания, опыт, ценности.

Н.С. Злобин весь процесс развития культуры понимал, как процесс творческой деятельности, в результате чего создается новое, ранее неведомое. Культура, по словам Н.С. Злобина, – это «творческая деятельность человека и, следовательно, может быть определена как социально значимая творческая деятельность», в которой взаимосвязаны результат (нормы, ценности, традиции, символические системы) и процесс (освоение результатов творчества), т. е. превращение богатства и опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов.

Таким способом она сохраняет накопленное духовное богатство, дает нравственную основу для творческой деятельности следующего поколения, а освоенный опыт человек вновь направляет на преобразование действительности и самого себя. В результате нужно подчеркнуть, что в народно-певческом исполнительстве деятельность практическая стала источником деятельностного творчества. Она осуществлялась в двух уровнях:

  1. Деятельность, связанная с освоением предыдущего опыта. Все обычаи, правила, традиции заданы не природой, а являются результатом творчества предыдущих поколений (освоение исполнительского опыта, музыкального языка, песенных жанров, обрядовых и ритуальных действий во время исполнения).
  2. Деятельность, связанная с развитием освоенных форм культуры, способов отношения к ним, связанных с ними установок и норм (отбор, освоение и обогащение в соответствии с новым временем, мировоззрением нового поколения).  

При этом осуществляются следующие виды деятельности:

  • познавательная (приобретение знаний, опыта предыдущих поколений);  
  • преобразовательная (осмысление в соответствии  мировоззрением нового поколения);  
  • коммуникативная (отношения между людьми в результате совместной и творческой  деятельности); - ценностно-ориентационная (опора на ценности, моральные нормы, традиции).

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Народно-певческое исполнительство как вид совместной деятельности, сохраняющий все особенности национального искусства, предстает как некоторый механизм перехода от  одного поколения к другому.
  2. Предшествующая   деятельность поколений выступает как условие последующей  исполнительской  деятельности и тем самым как фактор, непосредственно ее обусловливающий. Вместе с тем движение вперед осуществляется благодаря тому, что зафиксированный в знаковых и символических системах уровень усваивается посредством живой исполнительской  деятельности.
  3. Деятельность существует, как взаимодействие людей (субъектов), которое осуществляется в определенных конкретно-исторических условиях, представленных предшествующими поколениями исполнителей.
  4. Продукты этой деятельности используются в случае, когда они соответствуют новому времени и, наоборот, отвергаются, когда устаревают или становятся неактуальными.  

В настоящее время творческая деятельность исполнителей, дает возможность сделать доступными для слушателей и сохранить народное искусство, которое было создано много веков назад, а характер и содержание человеческой деятельности в современном мире остается важным, во многом и решающим фактором культурных перемен.

Бережное отношение к культурному наследию – важная отличительная черта любой высокоорганизованной культуры. Опыт, ценности прошлого, воспроизведение их в собственной деятельности являются основой для создания нового. Особенно ярко это проявляется в народно-певческом исполнительстве, которое является неотъемлемой частью культуры и где обновление происходит на основе сохранения традиций, нравственных ценностей и опыта прошлых поколений. В народном искусстве очень важным является сохранение связи прошлого, настоящего и будущего, поэтому оно включает в себя традиционное и новое. Американский культуролог Л.А. Уайт любое искусство называет базовым способом освоения опыта, при помощи которого человек может приспособиться к окружающей среде.

Известно, что фольклор – самая консервативная часть музыкальной культуры. Он мало эволюционирует, практически не развивается. Это подчеркивал, еще Н.А. Бердяев, который писал: «В культуре два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и создающее новые ценности». В коллективной памяти народа откладывается тот музыкальный репертуар, который возник в разное время и в разных условиях и сохраняет свою ценность и значимость для новых поколений. В этом процессе огромна роль исполнителей, так как жизнь народной песни, ее сохранение, передача следующим поколениям начинается с момента исполнения. Сама возможность существования народных песен заключается в их исполнении.

Деятельность в народном исполнительстве – это практика, которая предполагает вступление индивида в отношения с другими людьми, совместную деятельность, использование одними индивидами предметов, созданных другими (опыта предшествующих поколений, созданных традиций, обычаев). В народном исполнительстве практическая деятельность имеет коллективный характер (в обрядах, праздниках, совместном исполнении песен) и опосредуется коммуникацией. Сама коммуникация может быть видом деятельности и формой создания нового продукта (новых песен, обрядовых действ, исполнительских форм). Это связано с традиционностью как выражением коллективного начала в практической деятельности по созданию произведений народного песенного творчества. Передаваясь от поколения к поколению устно, образцы песенного фольклора теряли свое авторство, но коллективность мышления и творчества русского человека, возможность общения в момент исполнения позволяли творить и создавать множество вариантов песен.  

Исполнительство, как особый вид деятельности существует не во всех видах искусств. Например, в живописи или скульптуре, процесс создания и исполнения неделимы, то есть автором и исполнителем в данном случае является один и тот же человек и никто другой им быть не может. В народном исполнительстве между созданием песни и ее исполнением также не существует грани. Как писал академик Б.В. Асафьев, «…каждый слушатель в любой момент – и исполнитель, и композитор …». Но творение художника или скульптора воплощается в материале, который сохраняет его на много веков, оно доходит до следующих поколений в неизменном виде. Материал песни – это звук, который живет, пока звучит. Отзвучав, народная песня перестает реально существовать, она исчезает и чтобы услышать снова, нужно ее озвучить, то есть исполнить, тогда как картина, скульптура, архитектурное сооружение не нуждаются в повторном воссоздании (если они не были разрушены), это материальные предметы, существующие в реальном пространстве всегда.  

Как известно, в структуру деятельности входят субъект и формирующие его отношения. Субъектом деятельности в народно-певческом исполнительстве является человек и те отношения, которые формируются в деятельности по освоению, сохранению и передаче результатов совместного труда. При этом очень важны личность каждого исполнителя, его умения и способности, которые влияют на результаты совместной деятельности. Исполнительство само по себе – это деятельность творческая, так как подразумевает внесение элементов собственного понимания, мировоззрения, созвучных времени. Каждое новое поколение вносит свои ценности, опыт, обогащая, таким образом, народное искусство, исполнительскую традицию в целом. Сохраняя, обогащая, развивая традицию, исполнители реализуют свой творческий и эмоциональный потенциал.  

Первые появившиеся песенные жанры имели прикладной характер, были связаны с трудом, интегрированы в быт и использовались в практической деятельности. С их помощью люди приспосабливали и преобразовывали мир природы. Внешняя ситуация (зависимость от природных условий) трансформировалась в обрядовое действие, в магический ритуал, которые помогали преодолеть жизненные трудности. С появлением лирики песня из жизненного пространства переместилось в духовное, личное пространство человека. С ее помощью он мог выразить отношение к происходящим событиям, переживаемые эмоции, свое душевное состояние. Народное исполнительство имеет коллективную основу, то есть песня создается и исполняется ансамблем, артелью. Фольклорист, музыковед И.И. Земцовский, одной из главных жанровых черт народного искусства называет анонимность творчества. Но это не означает его безликости.

Анонимность – это результат коллективности мышления и творчества, но и отдельные личности остались в истории как создатели и исполнители песен, былин, распевов. В разные периоды истории творили В. Рогов, И. Молчанов, А. Колобаева, М. Пятницкий, П. Ярков и другие. Являясь достоянием народа, песенный фольклор всегда существовал благодаря исполнительской деятельности талантливых самородков.


Раздел 3.

Осознанный контроль за техникой пения

Использование образной характеристики того или иного приема помогает студентам лучше понять работу своего голосового аппарата, развивает образное аналитическое мышление, умение увидеть и использовать всё лучшее, что окружает нас.

Успех в развитии голоса зависит, с одной стороны, от таланта педагога, сумевшего найти, подсказать и выработать те приспособления, те навыки и умения, которые у данного студента вызвали к жизни лучшие звуковые результаты, с другой стороны – от способности ученика усвоить, т. е. образовать и закрепить, эти навыки.

Замечательным свойством хорошо сформулированного, осознанно понимаемого навыка является возможность точного его повторения. То, что усвоено сознанием, закреплено повторением, всегда может быть достаточно точно воспроизведено. Крайне существенно осознание техники, которая будет найдена в результате интуитивного поиска. Техника, проведенная через сознание, – надежная техника. Она легко поддается воспроизведению. Очень важно, чтобы певец знал свой голос, знал, что он должен предпринять, как действовать, чтобы получить верное звучание. Хуже – когда интуитивно выработанная техника не осознаётся, не переходит на уровень сознания. Каждому обучающемуся пению необходимо всё время задавать себе вопрос: «Как же я это делаю? Почему так хорошо (или плохо) получилось?»

Студент должен развивать привычку к сознательному контролю над своей техникой. Подготавливается это большой мышечной наработкой. Ведь воспитывать мышцы голосового аппарата нужно так же постепенно, как это делает ребенок, начиная первые попытки правописания и пытаясь научить свою руку выводить всевозможные знаки и завитки, прежде чем его письмо дойдет до автоматизма и станет стремительным. Практика показала, что вокалисты не развиваются одинаково. В зависимости от способности к вокальной мышечной памяти, от ловкости и послушности аппарата и, наконец, от музыкальности одни развиваются быстрее, другие медленнее, поэтому всем нужны разные приемы, для каждого индивидуально составляется репертуар.

Осознанный контроль за техникой пения не может осуществляться без контроля за собственным здоровьем. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания.  

Рекомендуется закаливание. Это водные, воздушные и солнечные процедуры, гимнастика, физзарядка, различные виды спорта, хорошая ежедневная часовая прогулка. Закаливание должно проводиться систематически. Если организм постепенно приучить к холодным раздражителям, то в дальнейшем он будет успешно противостоять простуде.  

Очень полезны гимнастические упражнения, укрепляющие мышцы сердечно-сосудистой и дыхательной системы.  

Эмоциональное и физическое напряжение, стрессы – основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится в напряжении. Поэтому расслабление – главное условие его исцеления.  

Публичные выступления являются типичным источником стресса в современном мире. Страх публичных выступлений берет свое начало в инстинктах. Вы оказываетесь на сцене, в лучах внимания большого количества людей. Вы буквально чувствуете себя под прицелом, ведь вас всесторонне оценивают, разглядывают, ловят каждый жест и каждое слово. Практически любой нормальный человек испытывает в этот момент, волнение и чувствует огромную ответственность. Ему важно, как воспримут его самого и его выступление. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе надо убегать! Но мы – люди, а значит можем взять себя в руки и не поддаваться инстинктам.  

Важно разобраться, что именно вызывает страх. Может, это комплекс отличника? Или благоговение перед солидной аудиторией? А может, и причины нет? Тогда зачем волноваться и бояться? Победа над тревогой требует только одного – осознанной работы над собой.  

Вот два совета:

  1. Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны. Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми или быть не столь эффектными, как они хотели бы быть. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные оперные певцы. Но они не считают свои ошибки препятствием к успеху. Секрет в том, чтобы относиться к ним как к случайностям и развивать умение быстро выходить из трудных положений. Оставьте ошибку позади и двигайтесь дальше. Помните, что невозможно доставить удовольствие каждому в аудитории и что вы не обязаны быть совершенством.
  2. Не думайте, что аудитория будет столь же критична к вам, как и вы сами к себе. Поверьте, аудитория желает вам добиться успеха и даст вам все возможности для этого. Ошибки и заминки, которые могут показаться вам вопиющими, скорее всего, останутся незамеченными для большинства ваших слушателей. Как только вы поймёте это, сможете побороть свой страх перед аудиторией, и ваше публичное выступление от этого только выиграет.

Некоторые певцы ошибочно думают, что большое количество кофе или алкоголь, курение или прием транквилизаторов поможет им успокоиться и успешно выступить. Препараты, влияющие на настроение, – всего лишь эмоциональный костыль, которым не стоит злоупотреблять. Проблема в том, что трудно регулировать дозу. И ваше расслабление может обернуться заторможенностью. Поэтому лучше избегать приема подобных стимуляторов.  

Переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от слов в музыке; бегающий взгляд, направленный не в глаза слушателей, а блуждающий по стенам, полу и потолку; тихий, дрожащий голос и т. д. А также в таких непроизвольных (рефлекторных) признаках, как повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т. д.  

Поскольку человеческий организм представляет собой совершенную систему, в которой психика связана с физикой, то мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в мозге и нервах. Соответственно, и мозг может реагировать на то, что происходит в мышцах. Используя этот принцип, можно управлять нашими мышцами, особенно мышцами, участвующими в дыхании, освобождать их от скопившегося в них напряжения и через это достигать эмоционального равновесия.

Поверхностное дыхание, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Даже если ничего вам не угрожает, но вы попробуете несколько минут подышать таким образом, то через полминуты уже почувствуете себя неуютно. А просто изменив дыхание на любое другое, вы почувствуете себя более уверенно.

Классический вариант:

  1. Глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки.
  2. Двойной вдох – двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте!
  3. Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем и так еще несколько раз, пока уже не будем в состоянии воздушного шарика, готового вот-вот лопнуть. И после этого медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза, еще выдох. И после этого рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание.

Под действием страха наше тело вырабатывает адреналин, и самый лучший способ от него избавиться – это разогнать кровь. Приседания, махи руками и т. д.

Это очень хорошо знают актеры, для того чтобы войти в ту или иную роль (вызвать то или иное состояние), они совершают «заводящий жест», характерный для этой роли. И этот жест позволяет в доли секунды впрыгнуть в нужное состояние.

Попробуйте распрямить плечи, потянуть руки вверх, к небу. Голова приподнята. На лице улыбка… постойте так несколько секунд. Или потрите ладошки друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного. Или кулаком правой руки совершите удар по левой. Или резко сожмите в локте правую руку, опуская ее одновременно вниз.

Каждый из этих жестов меняет то состояние, в котором вы находитесь, на какое-то другое. И если вы имеете копилку из 20–30 подобных эмоциональных жестов, то вы легко и осознанно можете управлять своим состоянием, меняя его по своему желанию.

Создавайте свою копилку сильных и работающих для вас эмоциональных жестов.

Формирование певческих навыков

Рассмотрим отдельно каждую характерную черту народного пения.

1. Певческое дыхание отличается от обычного, своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Если при разговоре дыхание расходуется и живот как бы втягивается, то при пении все должно быть наоборот: дыхание удерживается мышцами пресса и живот слегка выпирает вперед. Основой формирования певческого дыхания является диафрагмальный тип дыхания. У народных певцов это нередко определяется  выражением «петь на столбе», для отработки навыков диафрагмального дыхания используются следующие упражнения:

- «Насос» - активные вдохи и выдохи, при имитировании работы насоса;

- «Испуг»- активный короткий вдох, как бы испугавшись;

2. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки высокой вокальной позиции полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и  «М».

3. Для певца необходимо петь в единой манере звукообразования. Это может быть в определенной локальной традиции или в рамках общерусского языка. Оформление гласных по единому образцу достигается путем фиксированного положения ротоглоточной полости и закрепленной артикуляционной установки органов речи, речевой фонетике данного диалекта. Певческая традиция может передаваться в единой манере голосообразования, окрашенной акустикой ротоглоточной полости, находящейся в положении гласной «Ы» или «Э». Наиболее резонативными гласными считаются Е И У, согласные Н М Л. Они способствуют достижению единорегистровости звучания голоса.

Чтобы избежать фонетической пестроты в звукообразовании, используются прием мысленной корректировки гласных звуков, предрасположенных к плющению. например, «А» петь ближе к «О», «Е» к «Ё», «И» как «Ю» (пою И – думаю Ю) – вертикальное оформление звучания.

4. Округление гласных звуков достигается фокусировкой головного резонирования: положение зевка и вертикальное оформление пения (губы в улыбке, воздушный столб фокусируется на зубах или на нёбе).

5. Фокус грудного резонирования находится в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой мускулатуры, сокращающейся при эмоциональном возбуждении. Грудной резонатор – фокус энергии эмоций. Это точка опоры гласных букв. Приемы для достижения ощущения грудного резонирования:

- Громкий, но безмолвный крик «А»;

- Гомерический смех «Ха-ха-ха»;

- Крик-зов «Эй».

Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность.

6. Фокус головного резонирования ощущается певцами разных типов в разных местах: в переносице, в лобной пазухе, на зубах. Достигается собиранием звука в пучок, в луч. Головной резонатор гарантирует Высокую певческую позицию и помогает легко достигать верхние звуки диапазона, придает серебристость, звонкость, полетность, звонкость в пении, обеспечивает технику соединения регистров.

7. Наибольшей трудностью для певца является соединение регистров. Этот навык требуется для произведений большого диапазона (все, что больше октавы). данные произведения можно исполнять, сохраняя открытую манеру на всем протяжении диапазона, используя для этого прием переключения с грудного в головной регистр, который заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий:- мягкой атаки;- эластичного дыхания;- работа артикуляционного аппарата настроена на оформление «Вертикальной» линии звука; - близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку фокуса грудного резонирования.

8. Соединение регистров связано с работой органов артикуляции. Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования, стабилизирующий естественный объем и форму полости рта и помогающий добиться опережающего действия речи в синтезе слова и напева.

Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народно-певческое образование в настоящее время сформировалось в достаточно развитую систему средних и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров, и теперь со всей остротой встает вопрос совершенствования этой системы обучения не только вокалистов, хормейстеров, а и актёров, и режиссёров сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, потому как время диктует обязательное наличие многообразного спектра компетенций сегодняшним студентам - завтрашним специалистам в профессии.

Данные рекомендации в определенной мере помогут решению этой насущной задачи, потому как этот процесс и методика могут «работать» только при условии духовного развития самобытной личности актёра-певца, воспитания его национального самосознания и мифологического мышления, что, собственно, и составляет конечную цель образования.
Рекомендации дополняет приложение в виде разнообразных упражнений для развития отдельных певческих навыков (вокальных, артикуляционных, дыхательных), а также список литературы, отражающей минимум необходимых для обучающихся народному пению знаний.

Целью данных методических рекомендаций в системе обучения студентов театральной специализации является не только ознакомление студента с основами постановки голоса. Будущие актёры и режиссёры должны уметь использовать певческий голос в качестве мощного эмоционального средства воздействия на зрителей. Это особенно важно в настоящее время, так как с последней трети ХХ века в репертуаре нашей страны всё чаще начали появляться музыкально-драматические спектакли. Ведущей особенностью подобных спектаклей является их многоплановость, позволяющая объединять в целостное зрелище специфические выразительные средства драмы, оперетты, балета.

Стремление соединить музыкальную и драматургическую структуру с художественными требованиями современности привело к созданию нового жанра, который принято называть мюзиклом. Свойственная мюзиклу близость к народным праздникам, где песня и танец свободно вплетаются в драматический и комедийный диалоги, вызывает интерес у зрителей самого различного культурного уровня.

Массовый интерес к музыкально-драматическим спектаклям возлагает на всех его создателей особую ответственность. Постановка спектаклей как на профессиональной, так и на самодеятельной сцене может и должна быть мощным средством эстетического воспитания людей, повышения их духовного уровня. Стремление раздвинуть рамки традиционных жанров и возродить на театральных подмостках синтетическую природу пратеатра, создать полифоническое зрелище волнует деятелей и музыкальной, и драматической сцены. Высокая синтетичность средств в музыкально-драматических спектаклях требует столь же высокой синтетичности исполнительского мастерства. Мюзикл ставит перед исполнителем значительно более сложные психологические задачи.

Интерпретаторами мюзикла должны быть поющие актёры, а не играющие певцы, как это было в оперетте ХIХ века. Синтетичность современного артиста не в простом арифметическом сложении различных граней актёрского мастерства. Все возможные средства актёрской техники и актёрского мастерства взаимопроникают и взаимодействуют.

Возможность сочетать в одном произведении столь различные средства актёрской выразительности требует также определённых профессиональных навыков у режиссёров. Современный музыкальный спектакль — явление режиссёрского театра. Современные театры всех жанров активно стремятся обогатить и переосмыслить свою традиционную суть. Обогащение традиционных возможностей драматической и музыкальной сцены происходит в режиссёрской структуре спектакля. Режиссёры стремятся раздвинуть границы образной выразительности, выявить нераскрытые, неисчерпанные возможности актёрских индивидуальностей и постановочных форм. Режиссёр должен быть в курсе всех новейших достижений театрального искусства, владеть его методами. Он должен быть наделён творческой фантазией, художественным вкусом, темпераментом и педагогическим талантом. Но, кроме этого, он должен быть музыкантом в широком смысле слова. Кроме профессиональных музыкальных данных и хотя бы элементарного музыкального образования он должен иметь музыкальный слух особого склада. Режиссёр должен обладать железным чувством ритма, умением чутко улавливать интонацию, чувствовать форму.

Изучение музыки и певческого искусства принесёт огромную пользу будущим актёрам и режиссёрам. Музыка способна передать тончайшие движения человеческой души, самые тонкие нюансы человеческих эмоций. Это неподвластно никакому другому искусству. И если актёр владеет вокальным, музыкальным и сценическим искусствами, то тогда театр получает большие и разнообразные возможности воздействия на зрителя. Тогда рождается подлинное произведение сценического искусства.

Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении студентов народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлый, яркий и лёгкий. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, - один из принципов народного пения. Синкретичность фольклорного музицирования (органичная связь в нем пения, игры, пластики движения), яркая образность музыкально - поэтического языка, доступность для понимания - все эти привлекательные черты народного исполнения позволяют комплексно развивать музыкальные и вокально-хореографические данные студентов, способствуют воспитанию художественного вкуса. Одной из ярких, самобытных форм фольклора является народная песня. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что народная песня обладает и воспитательной, и художественной ценностью. Она не перестаёт восхищать и удивлять нас глубоким содержанием, совершенной формой, современностью. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор – все это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых студентов. И, как следствие, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. Народная песня обогащает речь, благотворно влияет на её выразительность. Исполнение традиционных текстов улучшает дикцию, артикуляцию. Определяющим принципом обучения народному пению является незыблемое сохранение коренных признаков певческой традиции. К ним относятся: открытый (натуральный) способ голосообразования, интенсивное грудное резонирование в высокой певческой позиции, естественное вибрато и речевая манера интонирования.

В данной публикации речь идет о «разговорной манере пения».

Приведённые высказывания, сравнения рождены высоким полетом творческой мысли, стремлением к поиску. Существует множество взглядов на правильность той или иной теории, методики обучения пению. Это обстоятельство волновало и будет волновать всех тех, кто не формально занимается вокальной педагогикой, а вкладывает в это всю свою душу, все свои творческие силы.

Творчество всегда было и будет огромным трудом, трудом сознательным, обычно связанным с большим волевым усилием. Только через постоянный, целеустремленный труд создаются значительные явления во всех областях человеческой деятельности. Замечательно сказал о важности труда для творчества П.И. Чайковский. «Работать нужно всегда, – пишет он, – и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься – я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».

Творчество – это прежде всего труд, постоянная, целеустремлённая работа, озарённая вспышками вдохновения. Как педагогам, так и начинающим певцам надо помнить, что труд, основанный на чётком знании многообразных нюансов технической и художественной сторон творческой деятельности, полнее раскроет талант, окажется более результативным и интересным.


Приложение 1

Артикуляционная гимнастика (по В. В. ЕМЕЛЬЯНОВУ)

• Четыре раза слегка прикусите кончик языка. Повторите четы-

ре раза. (Далее каждое задание исполняется четыре раза.)

• Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и всё более далеко отстоящие поверхности.

• Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

• Сделайте круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же — в противоположном направлении.

• Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

• Пощёлкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щёлкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более низкие и более высокие щелчки.

• Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

• Выверните наружу нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу подобие улыбки.

• Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

• Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не тёрли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

• Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

• Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

• Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный» нос.

• Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.

  • Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд-вниз.
  • Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд-вправо-назад-влево-вперёд.
  • Соедините движение нижней челюсти вперёд-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением дёсен.
  • Соедините движение нижней челюсти вперёд-вниз с поднятием верхней губы с обнажением дёсен.
  • Соедините движение нижней челюсти вперёд-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением дёсен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперёд-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом не надо задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Приложение 2

Вспомогательные интонационно-фонетические упражнения

Упражнения для правильного раскрытия рта и освобождения нижней челюсти

Упражнение 1. Выполнение: расслабить мышцы горла, сделать скрытый зевок. Ощутить, как опустились корень языка и гортань. Почувствовать, как расслабились и опустились мышцы «второго подбородка». Попросить студента почувствовать пальцами, как опустились эти мышцы. Открыть рот движениями челюсти вперёд-вниз. Такое положение нижней челюсти чрезвычайно важно для правильного звукоизвлечения. Только такое раскрытие рта способствует полноценному подключению грудного резонатора. Время выполнения этих упражнений индивидуально. Упражнения делаются до ощущения лёгкой усталости в области шейных мышц.

Упражнение 2. Рот закрыт, губы и зубы сомкнуты, но не сжаты. Делать скрытый зевок и удерживать мышцы в таком положении 20-30 секунд.

Упражнение 3. Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Выполнение то же самое.

Упражнение 4. Губы раскрыты на ширину 1–2 см. Выполнение то же самое.

Упражнение 5. Положение рта, как при упражнении 1. Опускать и поднимать гортань в спокойном темпе в течение 40–60 секунд.

Упражнение 6. Положение рта, как при упражнении 2. Опускать и поднимать гортань в спокойном темпе в течение 40–60 секунд.

Упражнение 7. Положение рта, как при упражнении 3. Опускать и поднимать гортань в спокойном темпе в течение 40–60 секунд.

Упражнение 8. Рот раскрыт. Быстро и резко высовывать, стараясь при этом дотронуться до подбородка, язык. (Можно вспомнить лягушку, ловящую комара.) Рот не закрывается, не дёргается, челюсть расслаблена.

Упражнение 9. Рот раскрыт. В качестве расширителя между зубами можно вставить два согнутых пальца. Громко, отчётливо и членораздельно произносить буквосочетания НГА, НГО, НГУ, НГЫ, НГЭ.

Упражнение 10. В качестве расширителя зубами можно держать кончик пробки от винной бутылки. Пробку зубами не сжимать, следить за расслабленной нижней челюстью. В таком положении произносить чётко и достаточно длительно согласную Р.

Упражнение 11 (по В. В. Емельянову). Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперёд-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны дёсны,при этом углы рта (губная комиссура) не должны напрягаться, но только натягиваться. Рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе — одновременно ртом и носом). Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С,

Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится 4 раза.

Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох. Особенности произношения:

• Звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкой губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ». Можно уточнить и так: звуки «П» и «Б» произносятся влажными частями губ.

• Звуки «К» и «Г» произносятся только за счёт движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т. е. с сохранением исходного положения.

• Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В» и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, чтобы при размыкании голосовых складок и артикуляционных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха. (Примерно: «В-В-В-Ы!», «З-З-З-Ы!», «Ж-Ж-Ж-Ы!» — этого быть не должно!). Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продлённых согласных «Ф», «С», «Ш».

Упражнение 12 (по В. В. Емельянову). Исходное положение: рот открыт движениями челюсти вперёд-вниз, губы расслаблены. Пальцами рук проверьте мягкость губной комиссуры, проткнув щёки, т. е. поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица — испуганное. Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО ЫЭАОУ». Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.

Упражнения для подключения резонаторов

При выполнении этих упражнений не следует стремиться к громкому звучанию. Не допускать никакого напряжения при вибрации языка и губ. Не следует также стремиться к смешиванию грудного и головного резонирования.

Упражнение 1. Петь простейшие попевки (по выбору педагога) на согласную Р. Следить за правильным положением нижней челюсти. Она должна быть расслаблена и опущена. Зубы не сжимать! Это упражнение не следует делать тем студентам, у которых есть дикционные проблемы с этой согласной. Упражнение 2. Петь простейшие попевки (по выбору педагога), используя губной вибрант с голосом. (Имитация согласной Р вибрацией губ.) Для этого пальцами обеих рук надо немного приподнять щёки так, чтобы нижняя губа как бы повисла на пальцах. Губы при этом не должны быть растянуты или сжаты. Вибрация губ должна быть довольно крупной. Эти упражнения очень полезны для развития музыкального слуха и подключения головного резонатора.


Приложение 3

Скороговорки

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя темп, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью и чёткостью произношения. Все «Р» произносить утрированно.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Перепел перепёлку и перепелят

в перелеске прятал от ребят.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Шёл косой козёл с косой;

пришёл косой козёл с косой.

У тридцати трёх полосатых поросят

тридцать три хвостика висят.

Пилил Филипп полено из лип,

притупил пилу Филипп.

Летела гагара над амбаром,

в амбаре сидела другая гагара.

На дуб не дуй губ,

не дуй губ на дуб.

Около кола — колокола,

и на колах колокола.

Дал Макар Роману карамель,

а Роман Макару карандаш.

Сшила Саша Сашке шапку,

Саша шапкой шишку сшиб.

Около кола вьюн и хмель

вьются на плетень,

вьются, плетутся,

заплетаются, расперезавеваются.

Был баран белорыл,

всех баранов перебелорылил.

Купи кипу пик,

кипу пик купи,

пик кипу купи.

Краб крабу сделал грабли,

подарил грабли крабу.

— Грабь граблями гравий, краб.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб.

Щетинка у чушки,

чешуйка у щучки,

щели-щёлочки и щёчки.

Пошёл спозаранку Назар на базар,

купил там козу и корзинку Назар.

Под матицей, под колпаком,

висит четверть четверика гороха,

без червяка, без червоточинки.

Променяла Прасковья карася

на три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

простудились поросята, да не все.

Из-под Костромы, из-под Костромщины

шли с коробами четыре мужчины,

говорили про торги, да про покупки,

про крупу, да про подкрупки.

Сила и Вавила садили сено на вилы,

сено скирдовали, скирдовали,

и заподскирдовывали.

Шли сорок мышей,

несли сорок грошей,

две мыши поплоше

несли по два гроша.

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

в капюшоне кукушонок смешон.

Карпу Поликарповичу

Поликарп Карпыч

подкарауливал в пруду карпов.

А в пруду у Поликарпа —

три карася и три карпа.

Не смейся надо мной не пересмехотствуйся,

я сам тебя пересмехотствую и высмехотствую.

Рыла свинья тупорыла, белорыла,

полдвора рылом изрыла,

вырыла, подрыла,

до норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

чтоб она рыла.

Шли три пекаря,

три Прокопия пекаря,

три Прокопьевича;

говорили про пекаря,

про Прокопия пекаря,

про Прокопьевича.

Сшит колпак, вязан колпак,

да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,

да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать,

да перевыколоколовать.

На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова, три дрова.

Отвори, Варвара, ворота,

у двора на траве коли дрова.

На дворе дрова,

за двором дрова,

дрова вширь двора.

Не вместит двор дров.

Выходи, дроворуб Дрон.

Надо дрова выдворить,

на дровяной двор выставить.

Пошёл Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Шёл через пруд, зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

пропали пять лопат.

Шли три Назара,

Встали у базара

Да заговорили:

Про Прокопа,

Про Прокопиху

И про маленьких

Прокопиных

Прокопенят.

Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола отточили топоры.

Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени.

Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола лес топором рубили,

Лес в дровишки превратили.

Косарь косил, косу носил.


Приложение 4

Распевание голоса  в народной манере

1. «Андрей-воробей» Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец» Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька» Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня» Петь сердито, с напором.

10. «На мели» Следить за тем, чтобы «И» приблизилось «Е». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена» Петь кварту, не «выталкивая» звук

12. «Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

13. «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей» Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

17. «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая» Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол» Упражнение развивает диапазон голоса вниз.

20. «Не полынно» Упражнение решает проблему переходных звуков.


Приложение 5

Репертуар для занятий и концертного исполнения русских народных песен в обработках (по типам голосов: сопрано, альт, тенор, бас)

Сопрано:

Зачем тебя я милый мой узнала

Эх, ты, Ваня

Позарастали стёжки-дорожки

У зори то у зореньки

Отставала лебёдушка

По сеничкам Дуняшенька гуляла

Чернобровый, черноокий

Что ты жадно глядишь на дорогу

Стонет сизый голубочек

Ванечка, приходи

Ах, когда б я прежде знала

Вечерком за речкою

Травушка-муравушка

У ворот девка стоит

Потеряла я колечко

Повянь, повянь

Гуляла я в садочке

Как по лужку травка

Альт:

Цвели, цвели цветики

Вечор ко мне, девице

Не будите меня, молоду

Матушка, что во поле пыльно?

Помнишь ли меня, мой свет

Калинушка с малинушкой

Разлука

У зыбки

Пряха

Над полями да над чистыми

Я на камушке сижу

Я в садочке была

Волга-реченька

Не корите меня, не браните

Мы на лодочке катались

Выйду на улицу

Лучинушка

В сыром бору тропина

Как у наших, у ворот

А я по лугу

Чёрный ворон

Степь, да степь кругом

Тенор:

Ах ты, душечка

Эх ты, Ваня!

У зари-то, у зореньки...

Родина: («Вижу чудное приволье...»)

Песня бобыля

Не велят Маше...

Не одна во поле дороженька

Коробейники

Во субботу, день ненастный

Хуторок

Как ходил, гулял Ванюша

Дуня-тонкопряха

Ах! Настасья...

Вот мчится тройка удалая

Когда я на почте служил ямщиком

Рябинушка

Ничто в полюшке не колышется

У ворот, ворот батюшкиных

Выхожу один я на дорогу...

Лучинушка

В деревне было Ольховке

Картошка моя,  Кабы Волга-матушка...

Бас:

Славное море-священный Байкал

Вечерний звон

Всю-то я вселенную проехал

По диким степям Забайкалья

Ах ты, степь широкая

Из-за острова на стрежень

Вдоль по Питерской

Эй, ухнем!

В деревне было в Ольховке

Дубинушка

Липа вековая

Прощай, радость

Что ты жадно глядишь на дорогу?

Не одна во поле дороженька

Когда я на почте служил ямщиком

Хуторок

Вот мчится тройка удалая

 Не кукуй, моя кукушина


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Акулова, Л. В. Русская народная песня в историко-культурном контексте духовной жизни народа [Электронный ресурс] / Л. В. Акулова // Cyberleninka. - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru / article / n / russkaya-narodnaya-pesnya-v-istoriko-kulturnom-kontekste-duhovnoy-zhizninaroda.

2. Асафьев, Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Ленинград : Музыка, 1987. – 248 с.

3. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. – Москва : Искусство, 1994. – 542 с.

4. Злобин, Н. С. Культура и общественный прогресс. – Москва : Наука, 1980. – 303 с.  

5. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. – Ленинград : Советский композитор, 1977. – 174 с.

6. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. – СПб. : ООО «Издательство «Петрополис», 2003. – 368 с.

7. Каган, М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа. – Москва : Политиздат, 1974. – 328 с.

8. Кривенко, Ж. Д. Тембровый подход к обучению народному пению (на примере работы со студентами музыкального колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке) : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Кривенко Ж. Д., – Москва, 2008. - 24 с.

9. Маркарян, Э. С. Исходные посылки культуры как специфического способа человеческой деятельности // Философские проблемы культуры.

– Тбилиси : Мцниереба, 1980. – С. 16–44.

10. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – Москва : Прогресс - Традиция, 2006. – 408 с.

11. Мешко, Н. Искусство народного пения. Практическое руководство и

методика обучения искусству народного пения. Часть 1. – Москва : НОУ «Луч», 1996.

12. Музыкальный фольклор. Научно-методическое пособие. Сост.

Л. В. Шамина – Москва : Республиканский центр русского фольклора, 1992.

13. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие. – Москва : Издательский центр «Академия», 1996.

14. Народное творчество / Журнал № 3, № 6, 2011; № 3, 2010; № 1, № 2, 2009.

15. Филиппова, Н. О. Жизнь народной песни в современной городской среде / Н.О. Филиппова // Успехи современного естествознания. – 2013. - № 10. – С. 171-172.

16. Шамина, Л. В. Школа русского народного пения. – Москва : Московский Государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997.

17. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики : учебное пособие / Л. В. Шамина. — Москва : Графика, 2010. - 202 с.

Дополнительная литература

1. Бельская, Е. В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации // Учебное пособие в области народной художественной культуры для студентов вузов, обучающихся по специальности 071301

– «Народное художественное творчество».

2. Вакорина, И. В. Требования Школы З. Я. Корогодского к вокально-хоровой подготовке актера // Сборник материалов науч.-практ. конф. «Проблемы театральной педагогики. Школа и метод З. Я. Корогодского». СПб. : СПбГУП, 2006. С. 48–56.

3. Вакорина, И. В. Музыкальное образование студентов актерско-режиссерских классов // Сборник материалов Междунар. науч.-метод. конф. «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе». СПб.

: СПбГУП, 2007. С. 95–96.

4. Вакорина, И. В. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними // Сборник материалов Межвуз. науч.-практ. конф. «Проблемы театральной педагогики. Школа и метод З. Я. Корогодского». СПб. : СПбГУП, 2013. С. 56–62.

5. Далькроз, Жак. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Пг., [б/г.] (без нумерации страниц).

6. Большакова, О. В., Вакорина И. В. О вокальной работе с актерами в процессе обучения // Сборник материалов Межвуз. науч.-практ. конф. «Проблемы театральной педагогики. Школа и метод З. Я. Корогодского». СПб

: СПбГУП, 2012. С. 81–85.

7. Корогодский, З. Я. Начало. СПб.: СПбГУП, 1996. 432 с.

8. Современный словарь по культурологии. – Минск : Современное слово, 1999. – 736 с.

9. Трусова, И. Б. Работа над развитием певческих навыков при подготовке актёров музыкального театра // Учебно-методическое пособие по курсу «Сольное пение».

10. Уайт, Л. А. Наука есть научная деятельность // Культурология

: Дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед., отд. культурологии. – Москва, 2000. – № 4. – С. 169–187.

11. Уледов, А. К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. – 1974. – № 2.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

«Методических рекомендациях к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Налоговое право» для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность»

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Налоговое право». ...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине "Экологическое право" для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Экологического права&raq...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.01. Педагогика для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки

Методические рекомендации предназначены для студентов 1 – 2  курсов очной формы обучения специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки и содерж...