Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"
учебно-методический материал по теме

   Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch-met-mat-ly_tvorch.zad-ya_po_kursu.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал                                                                                Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга                                                        2013 год

Тема: Роль родного языка и речи в развитии ребёнка-дошкольника

Место заданий в учебном процессе

                                            Содержание заданий

                                       Задачи

1

2

3

На занятии

- Оценить проявление творческих способностей детей в рассказах, стихах, загадках, сказках (в предложенных образцах).

1.Развивать навыки речевого творчества студентов.                           2. Учить использовать знания, полученные на занятиях, в практической  работе с детьми.                   3. Вызвать у студентов интерес к данной теме, желание самостоятельно подбирать занимательный материал.

Домашнее задание

- Оформить презентацию (подбор картинок) по данной теме - индивидуальное задание.                             - Сочинить для детей сказку о значении речи в жизни людей.                                    

На педагогическую  практику

- Провести с детьми разговор о появлении и развитии языка в человеческом обществе, использовать наглядный материал презентации.                                              - Предложить старшим дошкольникам рисование по данной теме.

 

Тема: Речь воспитателя как средство развития речи детей

1

2

3

На занятии

- Провести упражнения для развития разных сторон речи воспитателя.                                              

1. Формировать у студентов творческое отношение к звучащему слову.                                       2. Продолжать закреплять умение пользоваться различными источниками информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Домашнее задание

- Придумать задания для совершенствования речи воспитателя – индивидуальная работа для студентов.                                   - Подобрать материал по теме «Речевой этикет».                                                                                    

На педагогическую практику

- Провести мастер-класс в педагогическом коллективе ДОУ «Приёмы совершенствования речи воспитателя».

Тема: Методика словарной работы и ознакомление детей с окружающим

1

2

3

 На занятии

- Вставить в текст пропущенные слова, подходящие по смыслу; сравнить с авторским вариантом.               - Объяснить в роли воспитателя цель и содержание самостоятельно придуманных игр («Музей стекла», «Выставка глиняных изделий», «Магазин… ») для развития словаря детей в процессе ознакомления  с признаками материалов - индивидуальное задание.                                                           - Представить  результат подгрупповой проектной деятельности по теме «Экскурсии в ДОУ».                                                                     - Продемонстрировать придуманный (подобранный) занимательный словесный материал по темам «Экскурсии в ДОУ», «Признаки материалов»,  «Формирование понятий» (ребусы, стихи, загадки).                                                - Индивидуальные задания: «Ваш вариант начала НОД...», «Нетрадиционные приёмы в ходе экскурсии», «Содержание работы с родителями по теме…».                           - Объяснить значение пословицы и непонятные для детей слова; «Продолжить пословицу»; какую из предложенных пословиц (фразеологизмов) и в какой ситуации можно использовать в работе с детьми.                                  - Продемонстрировать и проанализировать  наглядный материал  «Многозначность слов»  «Фразеологизмы в картинках» - индивидуальное задание.          

1. Совершенствовать навыки устной речи студентов, их речевого творчества. Продолжать развивать умение понимать красоту родного языка.                                        2. Развивать творческий подход студентов к организации игровой и учебной деятельности детей.                                       3. Учить использовать в практической работе с дошкольниками инновационные приёмы работы.                                       4. Учить проявлять инициативу при выполнении подгрупповой проектной работы.                                        5. Совершенствовать навыки работы  студентов со словарями, умение понимать особенности лексики детей, учитывать их возрастные и индивидуальные речевые особенности.                           6. Воспитывать у студентов интерес к выполнению творческих заданий.                                     7. Развивать вариативность мышления студентов.

Домашнее задание

- Составить для старших дошкольников сборник пословиц и поговорок (о дружбе,семье,труде) с объяснением смысла непонятных детям слов.                                               - Подготовить для показа на занятии презентацию «Фразеологизмы  в картинках» - индивидуальное задание.                                                                       - Оформить мини-словарь с устаревшими словами из сказок А.С.Пушкина и русских народных (коромысло, кафтан, палаты, ушат, корыто, решето и др.).                                - Выполнить подгрупповую проектную работу по теме «Рассматривание картины и развитие словаря»: а) обосновать выбор картины для детей; б) проду- мать предварительную работу и план-конспект НОД; в) подобрать эпитеты, синонимы, сравнения, лексические упражнения; г) сочи- нить рассказ-образец.                                                    - Придумать тематические загадки (оформить в виде кроссворда, рисунка) - индивидуальное задание.  

На педагогическую практику

- Включить в план работы использование пословиц, фразеологизмов, загадок в разные режимные процессы.                                - Провести игры по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами.                           - Провести мастер-класс в базовом ДОУ  «Использование метода       проектов при рассматривании картин» - подгрупповое задание.

Тема: Методика формирования грамматически правильной речи

1

2

3

На занятии

- Проанализировать главу «Завоевание грамматики» из книги К.Чуковского «От двух до пяти» - индивидуальное задание.  

1. Учить понимать причины проявления творчества дошкольниками в процессе освоения грамматического строя речи.                                         2. Развивать творческое воображение студентов  при изготовлении пособий по грамматике.       3. Продолжать развивать творческое отношение к выполняемым заданиям.

Домашнее задание

- Подготовить и показать на занятии презентацию самостоятельно придуманного пособия по грамматике.                                                   - Оформить фотогазету «Говорят дети» - подгрупповое задание.

На педагогическую практику

- Оформить рекомендации и практический игровой материал в «Уголок для родителей».                              - Изготовить и использовать в работе с детьми (с помощью компьютера или ноутбука)  новое пособие по грамматике.

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи детей

1

2

3

На занятии

- Продемонстрировать в роли воспитателя свои варианты упражнений по воспитанию звуковой культуры речи дошколь-ников.

1. Развивать творческие способности студентов в процессе придумывания игр, пособий.                                                    2. Продолжать формировать практические навыки работы студентов по развитию разных сторон речи дошкольников. Проявлять при этом инициативу и самостоятельность.                        3. Учить избирательно использовать материал различных источников информации.                             4. Развивать  навыки сотворчества студентов с воспитателями-наставниками.

         

Домашнее задание

- Сочинить «Сказку о весёлом Язычке».                                                          - Придумать для детей наглядные образы органов артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов).                          - Составить комплекс пальчиковой гимнастики в виде рассказа, сказки.  

На педагогическую практику

- Изготовить и использовать в работе с детьми пособия для развития дыхания, интонации, высоты и силы голоса.                                              - Представить в «Уголок для родителей» материал по воспитанию правильного звукопроизношения у детей.                          - Подобрать и оформить материал для развития мелкой моторики рук, использовать его в работе с детьми.                                                                                                                                 - Оформить портфолио по теме «Звуковая культура речи».                                             - Разработать совместно с воспитателем группы план коррекционной логопедической работы с 2-3 детьми.

Тема: Методика развития связной речи

1

2

3

На занятии

- Придумать заключительную часть к началу рассказа воспитателя.                                       - Составить творческий рассказ-образец а)по мнемотаблице; б)на основе коллажа; в)по карте-опоре; г)по схеме, модели                                    

1. Совершенствовать навыки творческого рассказывания студентов, умение использовать различные  средства выразительности родного языка.                                        2. Развивать умение фантазировать при создании словесных и наглядных образов.                   3. Воспитывать у студентов желание развивать творческие речевые способности детей.                                       4. Закреплять умение студентов творчески работать с методической литературой.    

Домашнее задание

- Отобрать для работы с дошкольниками фотографии (портреты, сюжетные), составить по ним образцы описательных и сюжетных рассказов.                                    - Придумать историю о любом неодушевлённом предмете.                        - Составить рассказ по серии сюжетных картинок.                                  - Сочинить сказку, рассказ по пословице, поговорке.                      

На педагогическую практику

- Изготовить и использовать в работе с детьми схемы для обучения сюжетному и описательному рассказыванию.                   – Организовать НОД с целью составления детьми рассказов по портретным фотографиям их родителей (к 8Марта и Дню защитника Отечества).                                                                                                                              - Провести консультацию для воспитателей ДОУ о нетрадиционных приёмах работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.                               - Оформить портфолио «Обучение детей творческому рассказыванию» (на основе материала книг«Теория и практика сказкотерапии» Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлова и Джанни Родари «Грамматика фантазии»).    

Тема: Методика ознакомления детей с художественной литературой

1

2

3

На занятии

- Продемонстрировать результаты подгрупповой проектной деятельности по теме «Тематическая выставка в книжном уголке» (предварительная работа, внешний вид  выставки, приёмы знакомства детей с книгами, планирование дальнейшей работы).

1. Продолжать формировать интерес к работе по развитию творческих способностей дошкольников.                      2. Продолжать развивать умение творчески работать с методической  литературой.                           3. Воспитывать желание использовать на практике нетрадиционные приёмы работы с дошкольниками по развитию речи.

Домашнее задание

- Придумать для старших дошкольников рассказ о детском художнике-иллюстраторе (использовать компьютер, ноутбук). - Выполнить индивидуальные задания:                                                      а) составить план организации музыкально-литературного салона; б) составить сценарий литературного вечера развлечений ;                            в) представить проект конкурса «Рецепты составления домашней библиотеки»;                                              г) продумать содержание и организацию вечера семейного чтения, например «Моя любимая книга о…».          

На педагогическую практику

- Сочинить с детьми старшего дошкольного возраста сказку, используя приёмы ТРИЗ, «салат из сказок», «сказки наизнанку», карты Проппа и др. (см. портфолио) - индивидуальная работа.                               - Оформить в уголок для родителей рекомендации по знакомству детей с книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

Газета по методике развития детской речи " Словопедия"-выпуск 2. Тема:«Сквернословие – это болезнь!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8479162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 101px; height: 181px;","width":"270"}}]]...

Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающая развитие всех компонентов языка

Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,отражающая развитие всех компонентов языка За  основу взята схема нормального развития детской...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей для проведения практических...