Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающая развитие всех компонентов языка
консультация на тему

Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,

отражающая развитие всех компонентов языка 

За  основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву) и дополнена материалами из других источников. Будет полезна педагогам, работающим с дошкольниками и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_1_kulbatskaya_marina_ivanovna._lmsh140717.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,

отражающая развитие всех компонентов языка

за основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву).

Критерии

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Звукопроизношение

б, т, к, ч

дь, нь, ль, чь, х

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

фь, вь, с, з, хь, л ч, щ

ш, ж, рь, р

Правильно произносит практически все звуки.

Все звуки произносит правильно

Слоговая структура

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Фонематическое восприятие

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Заканчивается усвоение стечения согласных

Звуковая сторона речи усвоена полностью,

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Фонематический анализ и синтез

нет

нет

нет

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Пассивный словарь

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Активный словарь

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Словарный запас 500 слов и выше,

Владеет словарем примерно 1500 слов.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Обладает словарем около 4000 слов

.

Словообразование

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности

Связная речь

Показывает части тела, начало фразы из 2 слов.

начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Словоизменение

нет

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны

Использует множественное число существительных и глаголов

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е;

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья);

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Составила Кульбацкая Марина Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"

 Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....

Газета по методике развития детской речи " Словопедия"-выпуск 2. Тема:«Сквернословие – это болезнь!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8479162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 101px; height: 181px;","width":"270"}}]]...

Программа развития СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» на период 2017-2020 годы

Программа развития смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на период 2017-2020 годы...

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года....