Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающая развитие всех компонентов языка
консультация на тему
Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,
отражающая развитие всех компонентов языка
За основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву) и дополнена материалами из других источников. Будет полезна педагогам, работающим с дошкольниками и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_kulbatskaya_marina_ivanovna._lmsh140717.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,
отражающая развитие всех компонентов языка
за основу взята схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву).
Критерии | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Звукопроизношение | б, т, к, ч | дь, нь, ль, чь, х сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н | фь, вь, с, з, хь, л ч, щ | ш, ж, рь, р | Правильно произносит практически все звуки. | Все звуки произносит правильно |
Слоговая структура | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Звуковая сторона речи усвоена полностью | Звуковая сторона речи усвоена полностью |
Фонематическое восприятие | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | Заканчивается усвоение стечения согласных | Звуковая сторона речи усвоена полностью, Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | ||
Фонематический анализ и синтез | нет | нет | нет | Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. | Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове). |
Пассивный словарь | Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса) | Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) | Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа. | Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
Активный словарь | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;. Пользуется словами: Да, нет, еще | Словарный запас 500 слов и выше, | Владеет словарем примерно 1500 слов. | Обладает словарным запасом около 3000 слов | Обладает словарем около 4000 слов . |
Словообразование | Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности | ||||
Связная речь | Показывает части тела, начало фразы из 2 слов. | начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; | общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» | Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия |
Словоизменение | нет | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны | Использует множественное число существительных и глаголов Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; | Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); | Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах |
Составила Кульбацкая Марина Ивановна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...
Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"
Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....
Газета по методике развития детской речи " Словопедия"-выпуск 2. Тема:«Сквернословие – это болезнь!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8479162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 101px; height: 181px;","width":"270"}}]]...
Газета по методике развития детской речи " Словопедия" - выпуск 1. Тема:Терминологический тезаурус.
думаю...
Программа развития СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» на период 2017-2020 годы
Программа развития смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на период 2017-2020 годы...
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р ...
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года....