Главные вкладки

    План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
    план-конспект урока по теме

    Ефименко Елена Павловна

    В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса педагогического колледжа.

    В разработанном плане используются ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ПК 3.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл план-конспект открытого урока31.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

    отделение дошкольного образования

    План – конспект занятия

    по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

    тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» 

    Преподаватель:

    Ефименко Е.П.

    Краснодар, 2017        

    Технологическая карта к занятию

    по МДК 03. 02 Теория и методика речевого развития

    Преподаватель: Ефименко Е.П.                                 Дата 17.11.2017

    Тема:  «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» 

    Вид занятия: комбинированный

    Количество часов – 2 часа

    Цель: познакомить студентов с компонентами звукопроизношения (речевого слуха, дыхания, голоса и дикции)

    Задачи:

    - закреплять знание методики работы с детьми дошкольного возраста по речевому  развитию;

    - раскрыть  основные понятия компонентов звукопроизношения (речевое слух, дыхание, голос и дикция);

    - раскрыть  основные этапы методики обучения дошкольников звукопроизношения;

    - отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания; интонационную выразительность речи;

    - развивать правильное речевое дыхание;

    - развивать познавательные психические процессы: мышление, память, речь;

    - воспитывать культуру умственного труда.

    Формирование:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ПК 3.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

    Используемые технологии: информационно-коммуникационные, технология деятельностного подхода в обучении, МАО «Найти пару», личностно-ориентированная технология.

    Оборудование: основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (ФГОС), под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, лекционная тетрадь, МСО, раздаточный материал.

    План-конспект занятия:

    1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия– 2 мин.

    2. Проверка домашнего задания – 2 мин. Визуальная проверка выполнения задания.

    3. Актуализация знаний. Экспресс-опрос по предыдущей теме: «Методика воспитания звуковой культуры речи», с помощью МАО «Нади пару» (5 – 7 мин.).

    4.  Сообщение нового материала по плану:

    1.Речевой слух: понятие, характеристика

    2.Речевой голос и дыхание: понятие и характеристика

    3.Дикция: понятие и характеристика

    5. Закрепление знаний  по вопросам: практические упражнения на выработку правильного дыхания, голоса, дикции.

    6. Рефлексия занятия (в конце 2 часа занятия): - Как вы считаете, достигли ли цели занятия? - В чем это выражается? - Что нового для себя вы получили? – Что было интересно? – В чем испытывали трудности?

    7. Д/З: Подобрать дидактические игры для детей дошкольного возраста (по 5 игр на все возрастные группы) по звуковой культуре речи.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия– 2 мин.  

    2. Проверка домашнего задания. Вопросы к студентам: - Что предполагает звуковая культура речи? - Формирование правильного звукопроизношения и слово произношения

    3. Актуализация знаний. Экспресс-опрос по предыдущим темам: «Понятийный ручеек» (интеллектуальная разминка  5 – 7 мин.)

    4.  Сообщение нового материала по плану:

    1. Речевой слух: понятие, характеристика

    Речевой слух включает в себя: способность к слуховому вниманию и пониманию слов; умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал?); выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

    Развитый речевой слух включает в себя хороший фонематический слух, т.е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).

    Понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей.

    В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.

    Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

    Трактовка этого понятия, основанного на дихотомии языка и речи, санкт-петербургской и московской фонологической школ отличаются. Первая школа под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители московской школы поясняют термин, как «умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме». По определению А.Р. Лурия, – это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов».

    Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).

    2.Речевой голос и дыхание: понятие и характеристика. 

    Дыхание бывает: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное: вдох-выдох-пауза произвольное: вдох- пауза-выдыхание.

    Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное 

    (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).

    Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко и голосообразование, хорошее звучание голоса.

         Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемы ми к дыхательному акту во время речи.

    В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

    В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

    Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

    3.Дикция: понятие и характеристика. 

    Дикция - это степень  отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от активной работы артикуляционного аппарата.

    Дикция  это произнесение вслух, манера произношения; различают четкую, ясную, правильную дикцию  и дефектную дикцию, невнятицу, шепелявость, проглатывание звуков и слогов и т. д. Имиджмейкеры отслеживают манеру речи своих подопечных, при необходимости, обеспечивая правильную Д. специальными занятиями. Еще Наполеон, корсиканец по происхождению, брал уроки актерского мастерства, специально занимался выработкой четкого и ясного произношения. Для позитивного восприятия оратора имеет значение и темп речи. Важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи.

       Термин имеет 2 значения: 1) акустический - степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический - степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов (артикуляция). В связи с этим в психоакустических работах по оценке качества радиотелефонной связи как эквивалент термина дикция используется термин артикуляция (Н. Б. Покровский). В случае актерской и вокальной речи дикция указывает также и на художественные достоинства или недостатки звукопроизношения (фонетические средства экспрессивности речи, орфоэпию и др.). Измерение дикции  осуществляется методами фразовой, словесной и слоговой артикуляции (разборчивости). В последнем случае используются специально разработанные фонетиками слоговые таблицы, состоящие из бессмысленных слогов, отражающих в комплексе фонетический состав русской речи и не позволяющие слушателю догадываться о фонемном составе слога по смыслу (вероятностному принципу), как это возможно при использовании методов словесной и фразовой разборчивости. Мерой качества дикции  во всех случаях является процент правильно принятых слушателем звуков (слов, фраз) по отношению ко всем прослушанным. 

    5.  Закрепление знаний  по вопросам:

    Практическое задание: выполнить упражнение на развитие дыхания, дикции, голоса (раздаточный материал).

    Инструкция: студент, играющий роль воспитателя находит упражнения в раздаточной папке, готовиться и   проводит игровые упражнения с подгруппой студентов (играющих детей (с учетом критериев)).

    Критерии оценивания:

    - правильность постановки вопросов – 1 б

    - педагогическая грамотность речи воспитателя -  1б

    - контроль речи детей – 0, 5 б

    - активизация мыслительной деятельности детей (студентов, играющих роль детей) – 1 б

    - эмоциональность педагога - 0,5 б

    - выразительность и четкость речи – 0, 5 б

    - общее впечатление - 0,5 б

    6. Рефлексия занятия (в конце 2 часа занятия): - Как вы считаете, достигли ли цели занятия? - В чем это выражается? - Что нового для себя вы получили? – Что было интересно? – В чем испытывали трудности?

    7. Д/З: Подобрать дидактические игры для детей дошкольного возраста (по 5 игр на все возрастные группы) по звуковой культуре речи.

    Актуализация знаний

    Для формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения  необходимо ………

    …..  развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата

    Воспитание орфоэпически правильной речи – это …….

    - это умения говорить согласно нормам литературного произношения.

    Формирование выразительности речи – это ….

    - это владение средствами речевой выразительности (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями).

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

    В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

    Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"

    Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"...

    конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

    практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

    Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

    Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

    Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

    Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

    Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...