Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
план-конспект занятия на тему

Тараненко Светлана Михайловна

 

Конспект учебного занятия

по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей

Тема: Методика словарной работы на занятиях

 

 

 

 

 

Форма занятия: лекция с применением интерактивных технологий

Группа: ДО-16-3

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Преподаватель: Тараненко С.М.

Дата проведения: 15.02.2018 г.

 

 

 

г. Севастополь

Наименование профессионального модуля, МДК: ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей

Тема: Методика словарной работы на занятиях

Форма занятия: лекция с применением интерактивных технологий

Цели:

Дидактические:

- закрепить тему «Теоретические основы словарной работы в детском саду» путем выполнения тестовых заданий (ПК 3.2);

- продолжать учить студентов производить анализ задач и содержания по формированию словаря дошкольников в примерных общеобразовательных программах («От рождения до школы», «Истоки») (ПК 3.2);

- продолжать учить составлять ориентировочные словари – минимумы для детей дошкольного возраста (ПК 5.1; ПК 5.4);

- продолжать работу по анализу методической и периодической литературы с использованием мультимедийного оборудования с целью создания презентаций (ОК 5);

- продолжать работу по моделированию дидактических игр с целью развития словаря для детей разных возрастных групп (ПК 3.1; 3.2);

-закрепить использование метода загадывания и отгадывания загадок на речевых занятиях (ПК 5.1; ОК 4);

- познакомить с методикой словарной работы на речевых занятиях (ПК 3.1);

-  учить транспортировать полученную информацию в деятельную, составлять методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах (ПК 5.3; ОК 4).

 Развивающие:

- развивать у студентов речевые умения и навыки аргументированно             высказывать своё мнение (ОК 2);

- развивать познавательные интересы, положительные мотивы к учебной деятельности (ОК 2);

-  развивать у студентов творческие способности (ОК 2).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучаемой теме: Методика словарной работы на занятиях;

- воспитывать стремление к профессиональной деятельности и соответствующим профессиональным компетенциям (ОК 9; ОК 11);

-воспитывать готовность к самообразованию, обогащению практического опыта (ОК 9; ОК 11).

Межпредметные связи: ОП.01 Педагогика, МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах, УП.03 Учебная практика.

Формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Обеспечение занятия:

1.     Наглядные пособия: презентация по теме «Методика словарной работы на занятиях».

2.     Раздаточный материал: схемы – опоры для студентов, ориентировочные словари – минимумы.

3.     Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Список использованных источников

Основные:

1.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.

2.     Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

3.     Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981.

4.     Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - Москва, 2001.

Дополнительные:

1.     Амосова И. Ю. Как запомнить словарные слова// Начальная школа, 2014, № 5.

2.     Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3.     Алябьева Е. А. Дошкольникам о предметах быта. – М., 2017.

4.     Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М., 1999.

5.     Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1999.

6.     Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1999.

7.     Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 1999.

8.     Зеленова О. В. Словарных дел Мастер// Начальная школа, 2015, № 9.

9.     Куликова Е. В. Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами через игровую деятельность// Дошкольная педагогика, 2018, №1.

10. Кириллина Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов//Начальная школа, 2015, № 5.

11. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.

12. Пархоменко С.В. Словарные сказки// Начальная школа, 2008, № 11.

 

 

Ход учебного занятия

Организационный момент.

Вводно – подготовительный этап.

1.Сообщение темы занятия: Методика словарной работы на занятиях.

2. Сообщение цели занятия:

- расширять знания по изучению раздела «Словарная работа в детском саду»;

- продолжать знакомиться с научно – методической литературой по данному разделу, обогащать словарный запас педагогическими понятиями;

- познакомить с методикой словарной работы на речевых занятиях;

- учиться составлять методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах.

Актуализация опорного материала.

1.     Выполнение тестовых заданий на тему «Теоретические основы словарной работы в детском саду».

2.     Взаимопроверка студентами тестовых заданий. Выставление оценок.

3.     «Приём взаимного обучения»

На предыдущих учебных занятиях Вы, уважаемые студенты, получили индивидуальные задания:

·        анализ выполнения задач по развитию словаря у детей разных возрастных групп в примерных общеобразовательных программах («От рождения до школы», «Истоки») – студентка Кристина Глушко;

·        анализ методической и периодической литературы с использованием мультимедийного оборудования на тему: «Словарная работа в детском саду» - студентки Александра Тарасенко, Вероника Задорожнюк;

·        Студенты заполняют информацию в опорных схемах (таблицы № 1, № 2).

Таблица № 1

Анализ выполнения задач по развитию словаря у детей разных возрастных групп в примерных общеобразовательных программах

«От рождения до школы», «Истоки»

Возрастная группа

Задачи по развитию словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

Анализ методической и периодической литературы

на тему: «Словарная работа в детском саду»

 

Название литературы

Краткое содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     На предыдущем занятии Вы получили задание составить ориентировочные словари – минимумы для детей дошкольного возраста.

Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов.

·        Словарь синонимов для младшей и средней групп.

Дети – малыши, ребята, детвора.

Дом – избушка, хатка.

Грустный – печальный, невесёлый, нерадостный.

Бежать – мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

Идти – шагать, топать, брести.

Приведите примеры Словарей, которые Вы подобрали для речевой работы с дошкольниками.

Студенты представляют ориентировочные словари – минимумы.

Вопрос для студентов: Охарактеризуйте критерии отбора слов в словари – минимумы? (Ответ найдёте на стр. 105 учебника Алексеевой М.М., Яшиной В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.)

Критерии отбора слов:

- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программами детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- отбор слов, относящихся к разным частям речи.

5.     Проведение физминутки (студентка Кристина Есина).

6.     Продолжаем наше занятие.

7.     Один из ценных методов словарной работы являются дидактические игры.

Запишите структуру дидактической игры (по классификации Александры Ивановны Сорокиной):

1.     Название дидактической игры.

2.     Дидактические задачи.

3.     Игровая задача.

4.     Игровое действие.

5.     Правила игры.

6.     Оборудование.

7.     Ход игры.

Наши студенты подготовили дидактические игры для младшей и старшей группы.

Выполнение задания: Моделирование дидактических игр с целью развития словаря для детей разных возрастных групп (студентки – Анастасия Стогарнюк, Алина Мухаметшина).

Дидактическая игра «Подскажи словечко» (младшая группа)

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму, активизировать словарь детей.

Игровое правило: досказывать слово можно только тогда, когда предложение (четверостишье) будет полностью прочитано до необходимого момента; если дети не смогли подобрать рифму – читаем повторно.

Игровые действия: взрослый читает предложение или стихотворение без последнего слова в строке (четверостишье), ребёнок досказывает слово в рифму и по смыслу.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (долетел).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили… (маляра).

Каждый день газету в дом нам приносит… (почтальон).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня… (медсестра).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает… (столяр).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит… (строитель).

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья… (плотник).

Дидактическая игра «Месяцы и их последовательность»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре детей 6 – го г. ж. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 

Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...».

Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре детей 6 – го г. ж.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

8.Методисты утверждают, что многостороннее влияние на развитие словаря оказывает метод загадывания и отгадывания загадок. С этим методом нас познакомит студентка Светлана Боуфал.

Вопрос для студентов: Сформулируйте требования к применению загадок в целях развития словаря. (Ответ найдёте на стр. 117 учебника Алексеевой М.М., Яшиной В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.)

Усвоение нового материала.

Тема:  Методика словарной работы на занятиях.

План:

1.     Младший дошкольный возраст.

2.     Средний дошкольный возраст.

3.     Старший дошкольный возраст.

Раскрытие плана:

- проведение специальных речевых занятий в младшей, средней и старшей группах;

- методические приёмы в младшей, средней и старшей группах.

Студенты заполняют опорные схемы (в таблицах № 3 -8).

 

 

 

 

Таблица № 3

 

Виды специальных речевых занятий в младшей группе

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 4

 

Методические приёмы в младшей группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 5

 

Виды специальных речевых занятий в средней группе

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 6

 

Методические приёмы в средней группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 7

 

 

Виды специальных речевых занятий в старшей группе

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 8

 

Методические приёмы в старшей группе

 

 

 

 

 

 

 

 

По рассмотрению всех вопросов плана, преподаватель предлагает студентам составить методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах (таблица № 9).

Таблица № 9

 

Методические рекомендации по развитию словаря на занятиях

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов занятия.

1. Домашнее задание: составить конспекты речевых занятий по развитию словаря в разных возрастных группах.

2. Заключительное слово преподавателя.

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx63.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

Конспект учебного занятия

по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей

Тема: Методика словарной работы на занятиях

Форма занятия: лекция с применением интерактивных технологий

Группа: ДО-16-3

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Преподаватель: Тараненко С.М.

Дата проведения: 15.02.2018 г.

г. Севастополь

Наименование профессионального модуля, МДК: ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей

Тема: Методика словарной работы на занятиях

Форма занятия: лекция с применением интерактивных технологий

Цели:

Дидактические:

- закрепить тему «Теоретические основы словарной работы в детском саду» путем выполнения тестовых заданий (ПК 3.2);

- продолжать учить студентов производить анализ задач и содержания по формированию словаря дошкольников в примерных общеобразовательных программах («От рождения до школы», «Истоки») (ПК 3.2);

- продолжать учить составлять ориентировочные словари – минимумы для детей дошкольного возраста (ПК 5.1; ПК 5.4);

- продолжать работу по анализу методической и периодической литературы с использованием мультимедийного оборудования с целью создания презентаций (ОК 5);

- продолжать работу по моделированию дидактических игр с целью развития словаря для детей разных возрастных групп (ПК 3.1; 3.2);

-закрепить использование метода загадывания и отгадывания загадок на речевых занятиях (ПК 5.1; ОК 4);

- познакомить с методикой словарной работы на речевых занятиях (ПК 3.1);

-  учить транспортировать полученную информацию в деятельную, составлять методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах (ПК 5.3; ОК 4).

 Развивающие:

- развивать у студентов речевые умения и навыки аргументированно             высказывать своё мнение (ОК 2);

- развивать познавательные интересы, положительные мотивы к учебной деятельности (ОК 2);

-  развивать у студентов творческие способности (ОК 2).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучаемой теме: Методика словарной работы на занятиях;

- воспитывать стремление к профессиональной деятельности и соответствующим профессиональным компетенциям (ОК 9; ОК 11);

-воспитывать готовность к самообразованию, обогащению практического опыта (ОК 9; ОК 11).

Межпредметные связи: ОП.01 Педагогика, МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах, УП.03 Учебная практика.

Формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Обеспечение занятия:

  1. Наглядные пособия: презентация по теме «Методика словарной работы на занятиях».
  2. Раздаточный материал: схемы – опоры для студентов, ориентировочные словари – минимумы.
  3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Список использованных источников

Основные: 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.
  2. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - Москва, 2001.

Дополнительные:

  1. Амосова И. Ю. Как запомнить словарные слова// Начальная школа, 2014, № 5.
  2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  3. Алябьева Е. А. Дошкольникам о предметах быта. – М., 2017.
  4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М., 1999.
  5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1999.
  6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1999.
  7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 1999.
  8. Зеленова О. В. Словарных дел Мастер// Начальная школа, 2015, № 9.
  9. Куликова Е. В. Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами через игровую деятельность// Дошкольная педагогика, 2018, №1.
  10. Кириллина Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов//Начальная школа, 2015, № 5.
  11. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
  12. Пархоменко С.В. Словарные сказки// Начальная школа, 2008, № 11.

Ход учебного занятия

Организационный момент.

Вводно – подготовительный этап.

1.Сообщение темы занятия: Методика словарной работы на занятиях.

2. Сообщение цели занятия:

- расширять знания по изучению раздела «Словарная работа в детском саду»;

- продолжать знакомиться с научно – методической литературой по данному разделу, обогащать словарный запас педагогическими понятиями;

- познакомить с методикой словарной работы на речевых занятиях;

- учиться составлять методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах.

Актуализация опорного материала.

  1. Выполнение тестовых заданий на тему «Теоретические основы словарной работы в детском саду».
  2. Взаимопроверка студентами тестовых заданий. Выставление оценок.
  3. «Приём взаимного обучения»

На предыдущих учебных занятиях Вы, уважаемые студенты, получили индивидуальные задания:

  • анализ выполнения задач по развитию словаря у детей разных возрастных групп в примерных общеобразовательных программах («От рождения до школы», «Истоки») – студентка Кристина Глушко;
  • анализ методической и периодической литературы с использованием мультимедийного оборудования на тему: «Словарная работа в детском саду» - студентки Александра Тарасенко, Вероника Задорожнюк;
  • Студенты заполняют информацию в опорных схемах (таблицы № 1, № 2).

Таблица № 1

Анализ выполнения задач по развитию словаря у детей разных возрастных групп в примерных общеобразовательных программах

«От рождения до школы», «Истоки»

Возрастная группа

Задачи по развитию словаря

Таблица № 2

Анализ методической и периодической литературы

на тему: «Словарная работа в детском саду»

Название литературы

Краткое содержание

  1. На предыдущем занятии Вы получили задание составить ориентировочные словари – минимумы для детей дошкольного возраста.

Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов.

  • Словарь синонимов для младшей и средней групп.

Дети – малыши, ребята, детвора.

Дом – избушка, хатка.

Грустный – печальный, невесёлый, нерадостный.

Бежать – мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

Идти – шагать, топать, брести.

Приведите примеры Словарей, которые Вы подобрали для речевой работы с дошкольниками.

Студенты представляют ориентировочные словари – минимумы.

Вопрос для студентов: Охарактеризуйте критерии отбора слов в словари – минимумы? (Ответ найдёте на стр. 105 учебника Алексеевой М.М., Яшиной В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.)

Критерии отбора слов:

- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программами детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- отбор слов, относящихся к разным частям речи.

  1. Проведение физминутки (студентка Кристина Есина).
  2. Продолжаем наше занятие.
  3. Один из ценных методов словарной работы являются дидактические игры.

Запишите структуру дидактической игры (по классификации Александры Ивановны Сорокиной):

  1. Название дидактической игры.
  2. Дидактические задачи.
  3. Игровая задача.
  4. Игровое действие.
  5. Правила игры.
  6. Оборудование.
  7. Ход игры.

Наши студенты подготовили дидактические игры для младшей и старшей группы.

Выполнение задания: Моделирование дидактических игр с целью развития словаря для детей разных возрастных групп (студентки – Анастасия Стогарнюк, Алина Мухаметшина).

Дидактическая игра «Подскажи словечко» (младшая группа)

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму, активизировать словарь детей.

Игровое правило: досказывать слово можно только тогда, когда предложение (четверостишье) будет полностью прочитано до необходимого момента; если дети не смогли подобрать рифму – читаем повторно.

Игровые действия: взрослый читает предложение или стихотворение без последнего слова в строке (четверостишье), ребёнок досказывает слово в рифму и по смыслу.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (долетел).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили… (маляра).

Каждый день газету в дом нам приносит… (почтальон).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня… (медсестра).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает… (столяр).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит… (строитель).

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья… (плотник).

Дидактическая игра «Месяцы и их последовательность»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре детей 6 – го г. ж. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 

Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...».

Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре детей 6 – го г. ж.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

8.Методисты утверждают, что многостороннее влияние на развитие словаря оказывает метод загадывания и отгадывания загадок. С этим методом нас познакомит студентка Светлана Боуфал.

Вопрос для студентов: Сформулируйте требования к применению загадок в целях развития словаря. (Ответ найдёте на стр. 117 учебника Алексеевой М.М., Яшиной В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 2014.  - 400с.)

Усвоение нового материала.

Тема:  Методика словарной работы на занятиях.

План:

  1. Младший дошкольный возраст.
  2. Средний дошкольный возраст.
  3. Старший дошкольный возраст.

Раскрытие плана:

- проведение специальных речевых занятий в младшей, средней и старшей группах;

- методические приёмы в младшей, средней и старшей группах.

Студенты заполняют опорные схемы (в таблицах № 3 -8).

Таблица № 3

Виды специальных речевых занятий в младшей группе

Таблица № 4

Методические приёмы в младшей группе

Таблица № 5

Виды специальных речевых занятий в средней группе

Таблица № 6

Методические приёмы в средней группе

Таблица № 7

Виды специальных речевых занятий в старшей группе

Таблица № 8

Методические приёмы в старшей группе

По рассмотрению всех вопросов плана, преподаватель предлагает студентам составить методические рекомендации по развитию словаря на занятиях в разных возрастных группах (таблица № 9).

Таблица № 9

Методические рекомендации по развитию словаря на занятиях

Подведение итогов занятия.

1. Домашнее задание: составить конспекты речевых занятий по развитию словаря в разных возрастных группах.

2. Заключительное слово преподавателя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационный экзамен ПМ .03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

В программе представлены экзаменационные материалы по модулю.  Экзамен  состоит из  2 этапов - защита портфолио и решение практических задач.   Материалы экзамена со...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование е

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...