РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
методическая разработка на тему

Мирошниченко Наталья Ивановна

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию учебно-воспитательной и самостоятельной деятельности студентов, формирование у них методов ее организации. Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы и проверки текущих знаний и умений студентов, работе с учебником. Пособие представляет собой сборник практических работ, тестовых заданий, примерных вопросов к экзамену, списка рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx255.67 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

7

Указания по работе с тетрадью

Раздел 1. Основы организации обучения и воспитания дошкольников по развитию речи.                                      

8

9

Глава 1. Теоретические основы методики развития речи.

  1. Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина

1.2.Научные основы методики развития речи

10

1.3.Роль родного языка и речи в развитии ребенка

11

1.4.Методы исследования в методике развития речи

12

Глава 2 . Из истории методики развития речи.

2.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

2.2. Развитие методики в России

13

 Глава 3. Система работы по развитию речи в детском саду.

3.1. Понятие системы работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

14

3.2. Цель и задачи развития речи детей

15

3.3. Методические принципы развития речи

3.4. Программа развития речи

16

3.5. Средства развития речи

3.6. Методы и приемы развития речи

Раздел 2. Теоретические и методические основы речевого развития детей.                                    

19

21

 Глава 4. Теория и методика развития словаря

4.1. Понятие словарной работы и ее значение

22

4.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

4.3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

23

4.4. Общие вопросы методики словарной работы

24

4.5. Методика словарной работы в разных возрастных группах

25

 Глава 5. Теория и методика формирования грамматического строя речи.                                        

26

5.1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

5.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

27

5.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

28

5.4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

5.5. Методика формирования морфологической стороны речи

30

5.6. Методика формирования способов словообразования

5.7. Методика формирования синтаксической стороны речи

Глава 6. Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.                                                                   

32

6.1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

6.2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольников

6.3.Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

33

6.4.Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

34

6.5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

6.6. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности

35

6.7. Формирование звуковой выразительности речи

36

Глава 7. Теория и методика развития связной речи.                                                                                

38

7.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

7.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

7.3. Задачи и содержание обучения связной речи

39

7.4. Развитие диалогической речи в процессе повседневного общения

41

7.5. Беседа как метод обучения диалогической речи

42

7.6. Приемы обучения рассказыванию

45

7.7. Пересказ литературных произведений

46

7.8. Рассказывание по игрушкам

47

7.9. Рассказывание по картине

48

7.10. Рассказывание из опыта

49

7.11. Творческое рассказывание

50

7.12. Связные высказывания типа рассуждений

51

 Глава 8.  Художественная литература как средство развития речи детей.                                    

52

8.1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

8.2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

54

8.3. Задачи и содержание приобщения детей к художественной литературе

8.4. Методика художественного чтения и рассказывания детям

56

8.5. Методика заучивания стихотворений

58

8.6. Использование художественной литературы в режиме дня

60

 Глава 9. Подготовка детей к обучению грамоте  

9.1. Сущность подготовки к обучению грамоте

61

9.2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

9.3. Ознакомление со словом

62

9.4. Ознакомление с предложением

9.5. Ознакомление со словесным составом предложений

9.6. Ознакомление со слоговым строением слова

64

9.7. Ознакомление со звуковым строением слова

65

9.8. Подготовка к обучению письму

Глава 10. Диагностика развития речи дошкольников.                                                                    

66

10.1. Сущность и значение диагностики речевого развития детей

10.2. Методика изучения детского словаря

68

10.3.Обследование состояния грамматических навыков у детей

69

10.4. Обследование состояния звуковой стороны речи детей

71

10.5. Методика изучения связной речи детей

72

10.6. Методика изучения практического осознания детьми элементов языка и речи

73

Глава 11. Организация работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.                               

92

11.1. Создание благоприятных условий для развития речи детей

11.2. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

94

11.3. Задачи и основные направления методической работы по развитию речи детей

95

11.4. Формы организации методической работы по развитию речи

96

Проверяемые результаты обучения

97

Примерные вопросы  к комплексному экзамену

99

Используемая литература

104

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей соответствует рабочей программе ПМ 03 Организация занятий  по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»; составлена к учебнику Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с. – (Бакалавриат).

Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений обучающихся, выявление сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, работа с учебником.

Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их применять. Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний. Структура тестовых заданий: открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа; закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов; задания на упорядочение и сопоставление.

При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами. Выполненные работы в рабочей тетради считаются допуском обучающихся к комплексному экзамену.


Уважаемый студент!

Рабочая тетрадь по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей подготовлена  в помощь Вам для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельного выполнения заданий, которые помогут утвердиться в своих знаниях, обеспечат необходимую подготовку по междисциплинарному курсу. Приступая к изучению нового учебного материала, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы.

Разделы тетради соответствуют программному содержанию рабочей программы ПМ 03 Организация занятий  по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Выполнять задания следует по мере прохождения учебного материала прямо в тетради.

В данной тетради даны задания на изучение речевых навыков и умений детей, а также задания на обобщение данных своих наблюдений. Даны задания творческого характера. Многие задания предложены в форме тестов, кроссвордов, в некоторых заданиях необходимо дополнить предложения, таблицы, схемы, вписать пропущенные слова и предложения.

Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись учебником и своими знаниями по данной дисциплине, выполнить его.

Добросовестная и систематическая работа с рабочей  тетрадью - залог  отличных результатов в изучении одного из интереснейших предметов – теории и методики развития речи детей.

Желаем Вам успехов!

Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.


Раздел 1. Основы организации обучения и воспитания дошкольников по развитию речи.

Глава 1. Теоретические основы методики развития речи

Тема 1.1. Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина

1.Инструкция. Продолжите определение.

Методика развития речи детей –

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………  2.Инструкция. Заполните схему.

3.Инструкция. Запишите по блокам, какими профессиональными педагогическими умениями должен овладеть студент при изучении курса.

1блок………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2блок………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3блок………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4блок………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5блок……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 1.2. Научные основы методики развития речи

4.Инструкция. Дополните схему.

Основы методики развития речи

        

                                           

5.Инструкция. Отметьте правильные методологические характеристики языка.

1.Язык-продукт общественно-исторического развития.

2.Язык-важнейшее средство человеческого общения, социального взаимодействия.

3.Язык определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи.

4.Язык–есть орудие мышления и познания

5.Язык-явление психофизиологическое

6.Инструкция. Продолжите определения.

Речевая способность-………………..........................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Речевой навык-…………………………………………………

……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Речевое умение-…………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 1.3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка.

7.Инструкция. Заполните таблицу «Функциональные характеристики родного языка».

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1.

1.

2.

3.

2.

4.

5.

6.

7.

8.

3.

9.

10.

Тема 1.4. Методы исследования в методике развития речи.

8.Инструкция. Заполните схему.

Глава 2. Из истории методики развития речи

Тема 2.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

1.Инструкция. При помощи дополнительной литературы заполните таблицу «Зарубежная педагогика в развитии речи».

№пп

Авторы, годы жизни

Труды

1.

Я.А. Коменский

(__________г.г.)

2.

И.Г.Песталоцци

(__________г.г.)

3.

Ф. Фребель

(__________г.г.)

4.

М. Монтессори

(__________г.г.)

Тема 2.2. Развитие методики в России.

2.Инструкция. Выполните тест.

№пп

Вопросы по теме

Варианты ответов

1.

Отметьте годы жизни Е.И. Тихеевой

а) 1824 – 1870г.г.

б)1840 – 1933г.г.

в) 1869 – 1936г.г.

г) 1867 – 1944г.г.

2.

Кто создал систему первоначального обучения отечественному языку, в которую входили такие вопросы, как роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности цели преподавания, дидактические принципы средства, методы и приемы обучения.

а) Е.Н. Водовозова

б) К.Д. Ушинский

в) Н.К. Крупская

г) Е.А. Флёрина

3.

Кто автор программы наблюдений с методическими рекомендациями с искусственным дидактическим материалом? /по Фребелю/

а) Е.Н. Водовозова

б) К.Д. Ушинскийв

в)Н.К.Крупская

г) Е.А. Флёрина

д) Е.И. Конради

е) А.С. Симанович

ж) Е.И. Тихеева

4.

Какую из работ написала А.С. Симанович?

а) Родное слово

б) Детский мир

в) О детском языке

г) Развитие речи дошкольников

5.

С чем был связан научный интерес Е.А. Флериной?

 

а) наблюдения детей в природе, за трудом взрослых, на строительстве, в быту и т.д.

б) обучение детей диалогической речи

в) развитие детского изобразительного творчества и развития речи

г) изучение проблем ГСР, словаря, ЗКР

6.

Кто из исследователей (Е.А. Флерина, М.М. Конина) работал над проблемой по ознакомлению детей с художественной литературой: о чтении, рассказыванию и заучиванию наизусть литературных произведений.

а) Е.Н. Водовозова

б) К.Д. Ушинский

в) Е.И. Конради

г) А.С. Симанович

д) Е.И. Тихеева

е) Р.И. Жуковская

Глава 3. Система работы по развитию речи в детском саду.

Тема 3.1. Понятие системы работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении.

1.Инструкция. Дополните схему.

Компоненты системы работы по развитию речи

Тема 3.2. Цель и задачи развития речи детей.

2.Инструкция. Запишите основную цель работы по развитию речи.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.Инструкция. Заполните таблицу «Задачи речевого развития детей».

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Тема 3.3. Методические принципы развития речи.

4.Инструкция. Перечислите методические принципы развития речи.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 3.4. Программа развития речи.

5.Инструкция. Охарактеризуйте образовательную область «Речевое развитие» по программе Вераксы Комаровой «От рождения до школы».

….…..…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 3.5. Средства развития речи

6.Инструкция. Напишите основные средства речевого развития детей.

1……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

5……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

7.Инструкция. Заполните таблицу «Виды занятий по родному языку»

В зависимости от ведущей задачи

В зависимости от применения наглядного материала

В зависимости от этапа обучения

В зависимости от дидактических целей

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

8.Инструкция. Какие дидактические требования предъявляются к проведению образовательной деятельности?

1………………………………………………………………………………………………………………………………………............

2……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4………………………………………………………………………………………………………………………………………............

5………………………………………………………………………………………………………………………………………............

6………………………………………………………………………………………………………………………………………............

7………………………………………………………………………………………………………………………………………............

8……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

9………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

   9.Инструкция. Изобразите схематически: структуру образовательной деятельности по развитию речи, выделив ее части и указав основные цели на каждом этапе работы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3.6. Методы и приемы развития речи

10.Инструкция. Заполните таблицу «Методы развития речи»

Методы

Содержание

Наглядные

Методы

Словесные

методы

Практические методы

11.Инструкция. Заполните таблицу «Методические приемы развития речи».

Группы приемов

Содержание

1.

2.

3.

Раздел 2. Теоретические и методические основы речевого развития детей.

Глава 4. Теория и методика развития словаря

Тема 4.1. Понятие словарной работы и ее значение

     1.Инструкция. При помощи учебника продолжите определения.

Словарная работа -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие словаря –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смысл –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

2.Инструкция. Заполните таблицу «Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста» (по Кольцовой М.М.)

Возраст

Степень обобщения

Характеристика

Тема 4.3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

3.Инструкция. Выберите правильные ответы, подчеркните их: «В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах…»

М.М. Кониной;                               О.И. Соловьевой

Е.И. Тихеевой;                                 К.Д. Ушинского

4.Инструкция. Заполните схему:

Тема 4.4. Общие вопросы методики словарной работы

5.Инструкция. Назовите принципы словарной работы

1._____________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________ _______________________________________________________5._____________________________________________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________________________________________

6.Инструкция. Заполните таблицу «Методы словарной работы».

Введение новых слов в словарь

Закрепление и активизация словаря

Цель

Методы

Возраст

Методы

Возраст

Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

Тема 4.5. Методика словарной работы в разных возрастных группах

7.Инструкция. Решите кроссворд.

По вертикали:

1.Какой словарь усваивают дети при ознакомлении с названиями частей тела, лица; названиями игрушек, посуды, мебели, одежды.

4.Подберите синоним к слову «Дети» для младшей и средней групп.

5.Наиболее благотворный возраст для обогащения словаря детей.

6. Как называется развитие значений слов, представляющее по словам Л. С. Выготского «грандиозную сложность».

9. Содержание слова в речи, в определенном контексте.

10. Подберите синоним к слову «убегать» для старшей группы.

По горизонтали:

  1. Метод, к которому Е. И. Тихеева сформулировала ряд требований.
  2. Названия явлений неживой природы, растений, животных – какой словарь усваивают дети.

7. Сколько основных задач выделяют в словарной работе.

8. На владение каким запасом опирается свободная устная и письменная речь.

11. Что происходит в содержании детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и обогащением словаря.

12. Что обеспечивает содержание общения.

Глава 5. Теория и методика формирования грамматического строя речи

Тема 5.1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

1.Инструкция. Продолжите определения.

Грамматика –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй речи –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфология- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразование–_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Синтаксис –

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

2.Инструкция. Письменно ответьте на вопросы

1.Почему овладение грамматическим строем, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «обобщения языковых и речевых явлений» - это высказывание верно? Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Почему процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

3.Инструкция. Заполните таблицу «Задачи и содержание грамматического строя речи».

№пп

Задачи

Содержание

1.

2.

3.

Тема 5.4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

4.Инструкция. Дополните схему

Пути формирования грамматически правильной речи

5.Инструкция. Укажите методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

Дидактические игры - …………………………………………….

Сравнение - ………………………………………………………..

Игры-драматизации - …………………………………………….

Образец -……………………………………………………………

Словесные упражнения -…………………………………………

Повторение - ………………………………………………………

Рассматривание картин -………………………………………..

Объяснение - ……………………………………………………..

Пересказ коротких рассказов -………………………………….

Пересказ сказок - ………………………………………………….

Указание - ………………………………………………………….

Практика речевого общения - …............................................

6.Инструкция. Сформулируйте основные положения методики исправления грамматических ошибок дошкольников (по Соловьевой О.И., Бородич А.М.).

1.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 5.5. Методика формирования морфологической стороны речи

Тема 5.6. Методика формирования способов словообразования

Тема 5.7. Методика формирования синтаксической стороны речи

7.Инструкция. Решите кроссворд.

По вертикали:

1.Наука о строе языка, о его законах.

4.Один из ведущих приемов обучения грамматическим навыкам.

6.Назовите период предложений, состоящих из аморфных слов-корней в формировании грамматического строя русского языка по А.Н. Гвоздеву.

8.Образование детьми новых слов – это…

9.Возраст, где основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов  в, на, за, под, около) и глаголов.

           По горизонтали:

2.Деятельность, в которой происходит усвоение грамматических форм.

3.Какое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.

5.Метод направленный на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.

7.Одно из условий грамотной речи детей создание благоприятной…

Глава 6. Теория и методика воспитания звуковой культуры речи

Тема 6.1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

1.Инструкция. Продолжите определение.

Звуковая культура речи -………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Инструкция. Ответьте на вопрос.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела, какие?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 6.2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

3.Инструкция. Заполните схему.

Аспекты ЗКР

4.Инструкция. Дополните классификацию.

Причины речевых нарушений у детей классифицируют как:

Органические……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Функциональные………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 6.3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

5.Инструкция. Заполните таблицу «Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи»

Возрастной этап

Фонетические особенности речи

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Тема 6.4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

6.Инструкция. Дополните схему.

Тема 6.5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

7.Инструкция. Охарактеризуйте этапы работы над звуками.

1-й этап – подготовительный

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й этап – становление звуков речи, или постановка звука

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3-й этап – закрепление и автоматизация звуков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4-й этап – дифференциация смешиваемых звуков

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6.6. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности

8.Инструкция. Составьте картотеку двух игр-упражнений со звукоподражанием для закрепления звуков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 6.7. Формирование звуковой выразительности речи

9.Инструкция. Продолжите высказывание Н.С. Рождественского.

«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства;……………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………….……………………………………………………………………….………………………………………………………………………»

10.Инструкция. Пользуясь дополнительной литературой изобразите профиль органов артикуляционного аппарата. Подпишите все подвижные составляющие артикуляционного аппарата.

Глава 7. Теория и методика развития связной речи

Тема 7.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

1.Инструкция. Продолжите определение.

Связная речь

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалогическая речь

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монологическая речь

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

2.Инструкция. Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».

Возраст дошкольного детства

Развитие связной речи

К концу первого-началу второго года жизни

К концу второго года жизни

На третьем году жизни

В дошкольном возрасте

Тема 7.3. Задачи и содержание обучения связной речи

3.Инструкция. Запишите группы диалогических умений дошкольников.

1.……………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2……………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….        

4.Инструкция. Заполните кластеры – солнышки – в центре определение. Допишите напротив каждого лучика все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.

        

Тема 7.4. Развитие диалогической речи в процессе повседневного общения

5.Инструкция. Приведите практические примеры следующих методов развития диалогической речи.

Прием словесных поручений

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Совместная деятельность

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дидактическая игра

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Подвижная игра

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Речевая ситуация

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................................

Тема 7.5.  Беседа как метод обучения диалогической речи

6.Инструкция. Закончите  определение.

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо,

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.Инструкция. Составьте синквейн к слову беседа

Напомним правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско - обобщенном уровне повторяющее суть темы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Инструкция. Запишите классификацию бесед (по Флериной Е.А.)

1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.Инструкция. Приведите примеры следующих групп вопросов к беседе

Репродуктивные вопросы

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Поисковые вопросы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Основные вопросы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Вспомогательные (наводящие) вопросы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Вспомогательные (подсказывающие) вопросы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….................................

Тема 7.6. Приемы обучения рассказыванию

10.Инструкция. Дополните таблицу «Приемы обучения рассказыванию»

Приемы обучения рассказыванию

Краткое содержание

Совместное рассказывание воспитателя и ребенка

Драматизация разных сюжетов

Образец рассказа

Анализ образца рассказа

План рассказа

Коллективное обсуждение

Коллективное составление рассказа

Составление рассказа подгруппами-командами

Составление рассказа по  частям

Моделирование

Оценка детских монологов

Вспомогательные вопросы

Указания

Исправление ошибок

Подсказка нужных слов

Прослушивание детьми своих рассказов

Мотивационные установки

Тема 7.7. Пересказ литературных произведений

11.Инструкция. Запишите типичную структуру занятия по пересказу.

1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

6………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….......

Тема 7.8. Рассказывание по игрушкам

12.Инструкция. Дополните схему

13.Инструкция. Дополните схему

Виды сюжетных рассказов по игрушкам 

                                   

14.Инструкция. Опишите игрушку вместе с Петрушкой от лица ребенка.

Петрушка: У меня большая красивая кукла!

Ребенок:………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Петрушка: У моей куклы черные глаза, светлые длинные волосы!

Ребенок:……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Петрушка: У моей куклы красивые сапожки и красная курточка!

Ребенок:……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 7.9. Рассказывание по картине

15.Инструкция. Приведите примеры картин и репродукций для рассматривания и описания старшими дошкольниками.

Пейзажи

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Натюрморты

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Портреты

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Картины по сказочным и былинным сюжетам

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

16.Инструкция. Дополните схему.

Тема 7.10. Рассказывание из опыта

17.Инструкция. Дополните схему

Виды рассказов из личного опыта

        

18.Инструкция. Запишите основные требования к образцу рассказа воспитателя

1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 7.11. Творческое рассказывание

19.Инструкция. Дайте определение

Словесное творчество детей -

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

20.Инструкция. Запишите приемы обучения творческому рассказыванию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7.12. Связные высказывания типа рассуждений

21.Инструкция. Допишите подпункты в схеме обучения высказываниям типа рассуждений.

1.  Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

в)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

г)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

д)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

е)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Задания на вербальной основе:

а)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

в)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

г)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Глава 8. Художественная литература как средство развития речи детей

Тема 8.1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

1.Инструкция. Раскройте смысл данной цитаты.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.Инструкция. Раскройте значение воспитательной функции художественной литературы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Тема 8.2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

3.Инструкция. Заполните таблицу «Восприятие художественной литературы дошкольниками».

Дошкольный возраст

Особенности восприятия

Тема 8.3. Задачи и содержание приобщения детей к художественной литературе

4.Инструкция. Сформулируйте задачи использования художественной литературы в работе с детьми.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Инструкция. Составьте список художественной литературы для детского чтения и рассказывания (возрастная группа на выбор)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Тема 8.4. Методика художественного чтения и рассказывания детям

6.Инструкция. Дополните схему

Методы работы с художественной литературой

7.Инструкция. Допишите формы работы с художественной литературой (по методике Кониной М.М.).

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой, или единством образов, одним или несколькими жанрами.

3……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8.Инструкция. Запишите приемы, используемые в методике художественного чтения и рассказывания детям.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Инструкция. Проследите интеграцию словесных и наглядных методических приемов в старшем дошкольном возрасте.

1……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 8.5. Методика заучивания стихотворений

10.Инструкция. Опишите методические  требования к заучиванию стихотворений.

1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

11.Инструкция. Дополните схему

Методические приемы, для запоминания стихов

Тема 8.6. Использование художественной литературы в режиме дня

12.Инструкция. Разработайте проект книжного уголка в группе детей дошкольного возраста (группа по выбору).

Глава 9. Подготовка детей к обучению грамоте

Тема 9.1. Сущность подготовки к обучению грамоте

1.Инструкция. Продолжите цитату Ананьева Б.Г.

«Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….»

2.Инструкция. Ответьте на вопросы.

 1. Какой метод обучения грамоте применяется в дошкольной педагогике?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Назовите представителей современной методики.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Какой принцип чтения лежит в основе данного метода?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 9.2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

3.Инструкция. Заполните таблицу «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».

Возрастная группа

Подготовка к обучению грамоте

Тема 9.3. Ознакомление со словом

Тема 9.4. Ознакомление с предложением

Тема 9.5. Ознакомление со словесным составом предложений

4.Инструкция. Решите кроссворд.

По горизонтали:

4.Соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения.

5.Какой принцип чтения лежит в основе звукового аналитико-синтетического метода обучения?

7.Какое восприятие, по мнению Д.Б. Эльконина необходимо в умении делать анализ звуковой стороны слова?

9.Любимый детьми жанр литературного произведения, который часто используется при знакомстве детей с буквами.

10.Сестра букваря.

13.Законченная мысль, высказывание.

14.Писатель, граф, составивший в 1874 году «Новую азбуку».

По вертикали:

1.Сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.

2.Графическое изображение устной речи.

3.Чтобы вызвать интерес детей и активизировать их мыслительную деятельность на занятии по обучению грамоте, мы используем игру. В качестве чего она выступает в данной ситуации?

6.Для восприятия чего необходим фонематический слух?

8.В каком возрасте детей впервые знакомят с терминами «слово», «звук»?

11.Разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.

12.Составная часть слова.

Тема 9.6. Ознакомление со слоговым строением слова

5.Инструкция. Дополните описание методических приемов при ознакомлении дошкольников со слоговым строением слова.

1. Количественный и порядковый счет слогов в слове

2. Подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова

3. Схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения)

4. Моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки

5. Самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги

6. Речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»)

7………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

9……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

10……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

11…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 9.7. Ознакомление со звуковым строением слова

6.Инструкция. Допишите стадии звукового анализа слова.

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки

2. Дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Тема 9.8. Подготовка к обучению письму

7.Инструкция. Опишите и изобразите графически специально подготовленные упражнения для подготовки рук и глаз детей старшего дошкольного возраста к письму

Глава 10. Диагностика развития речи дошкольников

Тема 10.1. Сущность и значение диагностики речевого развития детей

1.Инструкция. Дайте определение.

Педагогическая диагностика -………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Инструкция. Дополните описание диагностических умений педагогов по развитию речи дошкольников (по исследованию Шабаевой Г.Ф.)

1. Умения обследовать речь ребенка:

1) выбрать диагностическую методику, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

2) отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития;

3) подобрать систему заданий для проведения диагностики речи ребенка;

4) проводить диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка.

2. Умения диагностировать стороны речи:

1)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Умения составлять характеристики речевого развития детей:

1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 10.2. Методика изучения детского словаря

3.Инструкция. Дополните задания методики изучения детского словаря

Задание №1. Классификация понятий

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №2. Подбор синонимов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Подбор определений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10.3. Обследование состояния грамматических навыков у детей

4.Инструкция. Заполните таблицу «Обследование состояния грамматических навыков у детей» (возрастная группа на выбор студента)

Возрастная группа

Речевой раздел

Описание диагностики

Практический пример

В морфологии

В словообразовании

В синтаксисе

Тема 10.4. Обследование состояния звуковой стороны речи детей

5.Инструкция. Опишите методику обследования звуковой стороны речи дошкольников.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Инструкция. Допишите приемы обследования звуковой стороны речи дошкольников.

1. Предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка – миска, крыша – крыса, жук – сук);

2………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тема 10.5. Методика изучения связной речи детей

7.Инструкция. Опишите методику изучения связной речи детей по предложенной схеме.

1.Цель, задачи методики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Материал, оборудование

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Критерии оценивания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Инструкция к проведению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Полученный  результат

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10.6. Методика изучения практического осознания детьми элементов языка и речи

8.Инструкция. Опишите методику изучения практического осознания детьми элементов языка и речи по предложенной схеме.

1.Цель, задачи методики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Материал, оборудование

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Критерии оценивания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Инструкция к проведению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Полученный результат

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

9.Инструкция. Составьте план-конспект образовательной деятельности по развитию речи (возрастная группа и тематика занятия на выбор студента).

Тема

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цель

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задачи

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оборудование

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предварительная работа

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ход образовательной деятельности (в соответствии с ФГОС)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10.Инструкция. Проанализируйте занятие по развитию речи в предлагаемой таблице (тематика и возрастная группа на выбор студента)

Структура ОД

Задание студенту

Характеристика ОД

1.

Общие вопросы

Укажите программное содержание занятия (образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи)

Соответствует ли программное содержание возрастной группе?

Оцените развивающее и воспитывающее значение занятия по развитию речи

2.

Готовность воспитателя

Оцените общую готовность воспитателя к подготовке занятия

Опишите используемое оборудование, выбор места (зоны) занятия

Оцените подбор наглядных пособий и целесообразность их использования, соблюдение гигиенических и педагогических требований

3.

Организация занятия

Оцените организационную  структуру занятия: последовательность

дозировка соответствие частей

4.

Методическое обеспечение занятия

Опишите использование приемов и методов речевого развития детей

Опишите частоту смены деятельности

на занятии

Использовался ли индивидуальный, личностно-ориентированный подход?

Опишите приемы активизации детской деятельности.

Использование и количество раздаточного материала

5.

Познавательная деятельность детей

Владеет ли группа навыками связной речи?

Опишите интерес детей к занятию

Речевая активность детей

6.

Общая характеристика качеств воспитателя

Оцените:

- прогностические

- организаторские

- коммуникативные

- аналитические

- гностические умения педагога

7.

Оснащенность группы методическими материалами

Наличие методической литературы по различным видам занятий

Наличие дидактических и методических материалов

Подборка развивающих и дидактических игр, их соответствие возрасту

8.

Оценка результатов занятия

Соответствует ли  полученный результат поставленным программным задачам и целям

Опишите эмоциональное состояние детей

Длительность занятия

Ваши предложения пожелания, укажите достоинства занятия, какие на ваш взгляд существуют недостатки, что бы изменили.

11.Инструкция. Выполните итоговый тест

1. Предметом Т и МРР детей является:

 а) развитие речи

 б)  формирование речи

 в) совершенствование речи

2. Т и МРР – педагогическая наука, изучающая:

 а) язык и речь

 б)  методы и приемы развития  речи

 в) закономерности деятельности педагога, направленные на формирование правильной устной речи.

 г) речевые умения и навыки детей.

3. Методологической основой методики развития речи являются положения:

 а) о мышлении как высшей форме активного отражения  объективной реальности, связи мышления и языка, связи языка и сознания.

  б)  о языке как продукте общественно-исторического развития, о его  связи с мышлением, о языке как важнейшем средстве общения.

  в) о языке и  речи, связи мышления и языка.

4. Естественнонаучную основу методики развития речи составляет:

 а) учение о строение артикуляционного аппарата и слуха

 б)  учение о речевом отражении внешнего мира.

 в)  учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека

 г) учение о возрастных особенностях детей

5. Психологическую основу методики развития речи составляет:

 а)  учение о развитии функций мозга ребенка

 б)  теория  речи и речевой деятельности

 в) процесс обучения  речи и языку.

 г) подражательная активность ребенка

6. Лингвистическую основу методики развития речи составляет:

 а) учение о лингвистике текста

 б)  учение о языке как средстве общения

 в)  учение о речевых навыках

 г) учение о языке как знаковой системе

7.Соотнесите функциональные характеристики языка с группой характеристик: социальные; личностные; интеллектуальные

1. Средство опосредствования    высших психических функций человека

2. Средство выражения себя

3. Средство собственного «Я»

4. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям

 5. Средство общения социального   взаимодействия

 6. Средство развития познавательного интереса

8.  Авторами учебника  «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» являются:

а) Алексеева М.М., Яшина В.М.

б) Ушакова О.С., Струнина Е.М.

в) Ушакова О.С., Сохин Ф.А.

9. Автором книги «Развитие речи дошкольников», (М., 2011) является:

а)  Бородич А.И.

б) Ушакова О.С.

в) Илларионова Ю.С.

г)  Гербова В.В.

10. Соотнесите направления исследований по развитию речи с исследуемыми проблемами: структурное; функциональное; когнитивное.

1. Исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции.

2. Исследуется проблема формирования элементарного познания явлений языка и речи.

3. Исследуются вопросы формирования  разных структурных уровней  системы языка.

11. Соотнесите название книги и фамилию автора:

а)  Ушинский К.Д.                                           Материнская школа

б)  Водовозова Е.Н.                             Родное слово

в) Флерина Е.А.                                   Живое слово в дошкольном учреждении

г) Ушакова О.С.                                  Развитие речи и творчества дошкольников

д) Коменский Я.А.                              Как Гертруда учит своих детей

е) Песталоцци И.Г.                             Шесть даров

ж) Фребель Ф.                    Умственное и нравственное    развитие                                                                                  

                                             детей от первого проявления сознания

                                             до 8-летнего возраста

12. К средствам развития речи относятся

а) общение взрослых и детей

б) программа развития речи

в) художественная литература

г) речь воспитателя

д) частота употребления слов в речи

е) пересказ

ж) обучение родной речи и языку на занятиях

13. Занятия по родному языку могут быть  классифицированы в зависимости:

 а) от ведущей задачи

 б) от возраста детей

 в) от применения наглядного материала

 г) от времени года

 д) от возраста педагога

 ж) от этапа обучения

14. К непосредственным наглядным методам относится:

а) рассматривание картин

б) экскурсия

в) рассматривание игрушек

г) осмотр помещений

д) рассказывание по картине

е) наблюдение

15. К словесным методам относят:

а) инсценировки

б) пересказ

в) беседа

г) хороводные игры

д) показ предметов

е) рассказ

ж) напоминание

з) объяснение

16. К косвенным приемам методики развития речи относят:

а) напоминание

б) совет

в) вопрос

г) речевой образец

д) указания

е) замечание

ж) подсказка

17. Словарь может быть:

а) активным

б)  активным и  пассивным

в) полным и активным

г)  неполным и пассивным

18. Основная задачи развития речи дошкольников:

а) развитие словаря

б) развитие хорошей речи

в) воспитание звуковой культуры речи

г) развитие речевого общения

19. Формирование грамматического строя речи предполагает:

а) формирование синтаксиса

б) формирование словообразования

в) формирование морфологической стороны речи

г) все ответы правильны

д) все ответы неправильны

20. Задачи развития речи в соответствии с ФГОС реализуются в программе:

а) Семицветик

б) Детство

в) От рождения до школы

г) Программа воспитания и обучения в детском саду

21. В какой программе есть раздел «Приобщение к художественной литературе»

а) Радуга

б) Развитие

в) Детство

г) От рождения до школы

22. К обязательным свойствам слова относятся

а) многозначность

б) фонетическая выраженность

в) грамматическое оформление

г) предметная отнесенность

д) все ответы правильны

е) все ответы неправильны

23. Значение слова – это:

а) единство обобщения и общения

б) единство лексического и грамматического значений

в) универсальное средство сигнализации

г) продукт мыслительной деятельности человека, выражающий отношение факта языка к внеязыковому факту, отношение слова к обозначаемому предмету.

24. К трем годам ребенок употребляет около

а) 300-400 слов

б) 500-800 слов

в) 1200-1500 слов

г) 1900-2000 слов

25. Выстройте последовательно путь развития обобщений у ребенка

а) слово обозначает несколько  групп предметов                                          

б) слово замещает чувственный образ только одного

 предмета                                                                                                          

в) слово достигает высшей стадии интеграции                                              

г) слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов            

26.  Основной прием обучения рассказыванию:

 а) образец рассказа

 б) план рассказа

 в) проговаривание слов детьми

 г) пересказ

27. При отборе слов учитываются следующие критерии:

а) коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

б) необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;

в) частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

г) учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

д) значимость слова для решения воспитательных задач ;

е) все ответы правильны

ж) все ответы неправильны

28.  Кто из ученых полагал, что развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада:

а)  Конина М.М.

б) Водовозова Е.И.    

в) Тихеева Е.И.      

г) Флерина Е.А.

 29.  Предметом  методики развития речи детей является:

 а) развитие речи

 б) речевое общение

 в) формирование речи

 г) является процесс овладения детьми родной речью и умениями речевого общения

 30. Методический принцип коммуникативно-деятельностного  подхода к развитию речи основывается на:

 а) том, что в основе овладения речью лежит неосознанное обобщение явлений языка

 б) понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для    коммуникации

 в) понимании речи как речемыслительной деятельности

 г) на том, что язык усваивается в процессе его употребления

31. Комплексные занятия по развитию речи – это:

 а)  занятия смешанные, объединенные

 б) занятия по сообщению нового материала

 в) занятия с сочетанием разных задач развития речи

 г) занятия с использованием картин

32. К специальным занятиям по развитию словаря относится:

а) рассказывание по картине

б) рассказывание из опыта

в) работа над речевым дыханием

г) знакомство со свойствами и качествами предмета.

33. Выделяют две основные формы связной речи:

а) внутренняя, внешняя

б) монологическая, диалогическая

в) звуковая, письменная

г) грамотная, безграмотная

34. Задача по развитию монологической речи:

а) развитие аппарата речи у детей

б) своевременное введение детей в литературу

в) освоение значений слов

г) строить самостоятельные высказывания рассказы разных типов

35. Пересказ – это:

а) изложение содержания прочитанного или услышанного текста. .

б) осмысленное воспроизведение литературного образца  в устной речи

в) развернутое изложение определенного содержания

г) перечисление признаков предмета

36. Беседы бывают:

а)  итоговые

б) главные

в) дополнительные

г) произвольные          

37. Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав:

а) психологических наук

б) философских наук

в) педагогических наук

г)  психолого-педагогических.

38. Занятия по родному языку по дидактическим целям представлены:

а) занятия по сообщению нового материала;

б) занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

в) занятия по обобщению и систематизации знаний;

г) итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

д) комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

е) все ответы правильны

ж) все ответы неправильны

39. Выделяют  три группы методов по развитию речи:

а) указания, объяснение, вопрос

б) наглядные, опосредованные, продуктивные

в) наглядные, игровые, словесные

г) наглядные, словесные, практические

40. К специальным видам занятий по подготовке дошкольника к школе относят:

  а) обучение грамоте

  б) формирование морфологической стороны речи

  в) рассматривание картин

  г)  творческое рассказывание

41. Назовите принцип словарной работы:

  а) развития языкового чутья

  б) усвоение слов на основе активной познавательной деятельности

  в) взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей

  г) последовательности и научности

42. Комбинированные занятия по развитию речи – это:

а)  занятия смешанные, объединенные

б) занятия по сообщению нового материала

в) занятия с сочетанием разных задач развития речи

г) занятия с использованием картин и моделей

43. Игровые приемы могут быть:

а) интересными и малоинформативными

б) индивидуальными и обобщающими

в) словесными и наглядными

г) сюрпризными и выразительными

44. Структура занятий по развитию речи включает:

а) вводную часть, основную, заключительную,

б) вводную часть, заключительную, обобщающую,

в) много частей,

г) основную, заключительную.

45. Какой прием в обучении рассказыванию является главным:

а) план рассказа

б) оценка

в) вопросы

г) проговаривание слова

Критерии оценивания (за правильный ответ дается один балл)

«2» - менее 20 баллов

«3» - 20-28 баллов

«4» - 28-38 баллов

«5» - 38-45 баллов

Глава 11. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Тема 11.1. Создание благоприятных условий для развития речи детей

1.Инструкция. Дополните культурные и методические требования к речи педагога (по Тихеевой Е.И.).

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна.

2. Речь воспитателя должна быть всегда культурна и безупречно вежлива.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастном детей.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам  детей, опираться на их опыт.

5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

6……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

7……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

8………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….............................

2.Инструкция. Представьте проект предметно-развивающей среды по развитию речи в группе детей дошкольного возраста (группа на выбор студента).

Тема 11.2. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

3.Инструкция. Заполните таблицу «Виды планирования по развитию речи».

Виды планирования

Содержание планирования

Перспективный  или тематический план по развитию речи

 Календарно-перспективный план

Календарно-тематический план

Тема 11.3. Задачи и основные направления методической работы по развитию речи детей

4.Инструкция. Дополните факторы работы воспитателя по развитию речи в современных условиях.

1. Освоение новых программ речевого развития детей, новых дидактических пособий для речевого развития детей разного возраста;

2. Применение новых технологий речевого развития дошкольников;

3. Освоение методов обследования детской речи и построения педагогического процесса на диагностической основе;

4.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тема 11.4. Формы организации методической работы по развитию речи

5.Инструкция. Назовите главную форму организации методической работы по развитию речи в детском саду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверяемые результаты обучения по МДК 03.02

«Теория и методика развития речи у детей»

Иметь практический опыт:

-определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

-составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

-организации и проведении групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

-организации и проведения наблюдений, в том числе за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом;

    -организации и проведении экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

-организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

-проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

-составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

-наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

-обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

-осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

-оформления документации;

-основные компоненты готовности дошкольника к школьному обучению;

Уметь:

-определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

-формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

-оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

-использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

-составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

-определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

-использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;

-выразительно читать литературные тексты;

-отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

-анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

-уметь выделять этапы и направления психологического сопровождения дошкольника

Знать:

-основы организации обучения дошкольников;

-особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

-теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

-особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

-приемы работы с одаренными детьми;

-способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

-диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

-требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;

-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

-виды документации, требования к ее оформлению.

Примерные вопросы к комплексному экзамену

МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

  1. Роль родного языка в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
  2. Цель и задачи развития речи детей дошкольного возраста. Методические принципы
  3. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: научная основа программы, содержание в ней работы по развитию речи детей.
  4. Общение как важнейшее условие развития речи на ранних этапах детства. Методика работы с детьми 1-3 лет жизни по развитию речи.
  5. Виды занятий по развитию у детей связной монологической речи, их характеристика.
  6. Виды занятий по развитию речи, их классификация. Дидактические требования к занятиям по развитию речи. Особенности проведения занятий по развитию речи.
  7. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России. (Коменский, Песталоцци, Фребель, Монтессори, Ушинский, Водовозова, Тихеева, Флерина, Логинова, Бородич, Яшина, Эльконин, Ушакова) (по выбору)
  8. Средства развития речи
  9. Методы и приемы развития речи
  10. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  11. Методика словарной работы в разных возрастных группах
  12. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
  13. Методика формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
  14. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание работы по воспитанию   речи
  15. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  16. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности. Формирование звуковой выразительности речи
  17. Задачи и содержание обучения связной речи. Диалогическая и монологическая речь.
  18. Беседа как метод обучения диалогической речи
  19. Пересказ литературных произведений. Методические особенности обучения пересказыванию в разных возрастных группах.
  20. Рассказывание по игрушкам. Методические особенности обучения рассказыванию по игрушкам на занятиях с игрушками в разных возрастных группах
  21. Рассказывание по картине. Методические особенности рассматривания картин в разных возрастных группах. Методические особенности рассказывания по картине.
  22. Рассказывание из личного опыта. Методические особенности организации рассказывания в разных возрастных группах.
  23. Творческое рассказывание. Методические особенности обучения творческому рассказыванию в разных возрастных группах.
  24. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольника
  25. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  26. Методика заучивания стихотворений
  27. Использование художественной литературы в режиме дня
  28. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста
  29. Ознакомление со словом и предложением
  30. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму
  31. Сущность и значение диагностики речевого развития детей
  32. Методика изучения детского словаря
  33. Методика изучения связной речи детей дошкольного возраста
  34. Обследование состояния грамматических навыков у детей. Обследование состояния звуковой стороны речи детей
  35. Создание благоприятных условий для развития речи детей. Забота о здоровье и создание гигиенических условий, в соответствии с САНПИН.
  36. Предметно – развивающая среда по речевому  развитию детей дошкольного возраста. Детские центры развития речи у детей.
  37. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении. Виды планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
  38. Задачи и основные направления методической работы по развитию речи детей. Формы организации методической работы по развитию речи.
  39. Разработка  индивидуальных программ развития  речи у детей дошкольного возраста. Программы работы с одарёнными детьми. Содержание  программы  коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими трудности в развитии речи.
  40. Новые образовательные технологии  обучения детей  развитию речи.  Использование ИКТ

Практические задания по МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей»

  1. Разработать грамматическую игру, задание или упражнение  для детей дошкольного возраста
  2. Сделать  анализ  дидактической  игры по развитию речи с детьми дошкольного возраста
  3. Составить план-конспект обобщающей беседы по развитию связной диалогической речи
  4. Подобрать диагностическую методику   для  изучения уровня речевого развития  детей дошкольников разных возрастных групп  (по выбору)
  5. Проанализировать  перспективные   планы работы по развитию речи  на полугодие в разных возрастных группах (по выбору)
  6. Составить  календарно-тематическое  планирование  работы по развитию речи  в разных возрастных группах (по выбору)
  7. Составить индивидуальную программу  коррекционно - развивающей работы с детьми,  имеющими трудности в обучении родному языку
  8. Спланировать  совместное рассказывание воспитателя и ребенка.
  9. Составить программное содержание к комплексному занятию по развитию речи.
  10. Составить программное содержание к интегрированному занятию по развитию речи
  11. Проанализировать план-конспект занятия  по развитию речи (по выбору).
  12. Составить план-конспект занятия по пересказу русской народной сказки с детьми старшего дошкольного возраста
  13. Привести пример рассказывания по игрушкам с детьми дошкольного возраста
  14. Привести пример рассказывания  по картине с детьми дошкольного возраста
  15. Привести пример рассказывания  из личного опыта с детьми дошкольного возраста
  16. Привести пример творческого рассказывания с детьми дошкольного возраста
  17. Составить план занятия чтения сказки для детей дошкольного возраста (по выбору)\
  18. Составить план занятия по заучиванию стихотворения с детьми дошкольного возраста (по выбору)
  19. Провести дидактическую игру по развитию  речи для детей старшего дошкольного возраста (по выбору).
  20. Провести грамматическую игру по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (по выбору).
  21. Составить план занятия по обучению рассказыванию для детей старшего дошкольного возраста.
  22. Разработать программные задачи и структуру занятия с использованием картины по развитию речи для детей старшего возраста (картина по выбору).
  23. Сформулировать вопросы к беседе на духовно-нравственную или морально-этическую тему. (по выбору).
  24. Разработать структуру занятия по пересказу художественного произведения на конкретном примере.
  25. Работа по дифференциации звуков (разработать и показать фрагмент занятия в старшей группе).

Используемая литература

Основная литература

  1.  Яшина  В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной.-5-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-448 с.-(сер. Бакалавриат).
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие/М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М., 2006

Дополнительная литература

  1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации.-М., 2008.
  2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М., 2010.
  3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.- М. Академия, 2007.-256.
  4. Сазонова С.Н.  Развитие речи дошкольников с общим  недоразвитием речи / С.Н. Сазонова .-М.: Академия, 2010.-144с.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей под ред. Сохина Ф.А..-М., 2005.
  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2007.
  7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Академия, 2010. – 189 с.
  8. Яшина В.И. Речевая подготовка детей к школьному обучению/Инновационные технологии предшкольного образования.-М., 2008

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование е

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...