Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

Методическая разработка внеучебного мероприятия

по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Конкурс проектов

«Актуальные вопросы развития речи дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                      Черменева С.И.,

                                                                     преподаватель                                                                                                                                                                                  общепрофессиональных дисциплин

и профессиональных модулей специальности

                                                                           44.02.01Дошкольное образование

                                                                                                                                                       

г. Алексеевка

Форма: конкурс проектов

Тема: «Актуальные вопросы развития речи дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности,

Задачи:

  • содействовать повышению уровня методических и практических  умений и навыков по вопросам развития речи детей дошкольного возраста.
  • способствовать формированию у студентов навыков профессионального самообразования, активизации студентов в профессиональных конкурсах,
  • воспитания творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.

Сроки проведения: 02 декабря 2019г.

Участники конкурса: обучающиеся 4 курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Оборудование: компьютер, проектор,  выставка специальной литературы

по развитию речи детей дошкольного возраста, оценочный лист членов  жюри, опорная презентация, оборудование для  реализации практической части защиты (детский мольберт, куклы, детские книги, портреты детских писателей),

Положение о проведении конкурса проектов  «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (приложение №1 к плану-конспекту).

Ход работы

1.Вступительное слово

Метод проектов - это способ достижения цели через разнообразные формы работы с привлечением всех участников педагогического процесса,  которая должна завершиться практическим результатом – итоговым продуктом.

Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного.

Уильям Херд Килпатрик – основоположник метода проектов.

1900 и 1915 годы в США возникает проектное движение.

Виды проектов: 

  1. Ролево-игровые
  2. Информационные
  3. Информационно-практико-ориентированные
  1. Творческие  и др.

Формы итогового продукта в проектах с дошкольниками

  • развлечения,
  • самодельная книга,
  • фотогазета,
  • дидактические пособия для детей (альбом загадок, таблицы-мнемотехники,    «Веселая азбука» и др.),
  • игры – драматизации,
  • тематический альбом.

2. Основная часть

Последовательность представления проектов

(текст защиты с опорой на презентацию

и демонстрация приемов работы с  волонтерами по реализации проекта)

Кучеренко А. «Методы и приемы обучения  дошкольников пересказыванию»,

Ночевка Т. «Использование загадок в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»,

Бондарьева К. «Использование игр и упражнений в воспитании звуковой культуры речи»,

Щеголькова Е.  «Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста»,

Мартынова М. «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Подведение итогов (работа жюри)

Тест для участников мероприятия

 

3 часть. Рефлексия.

Синквейн

1 строчка – одно слово – название, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

Информационные источники

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез. - 2008. - 112с
  3. Киселева В. Ваш ребенок не говорит (о развитии речи детей 2 г.ж.) //Дошкольное воспитание №6 2007.
  4. Короткова Э.П.  Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. –М., 1982
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
  6. Международный образовательный портал MAAM. RU.
  7. Режим доступа: http://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki
  8. Открытый класс. Современный детский сад: методическое обеспечение деятельности. Режим доступа: http://www.openclass.ru/communities/28381 
  9. Пилипенко О.П. Развитие речевого творчества современных дошкольников 3-4 лет в условиях ДОО //Справочник старшего воспитателя №3 2017г.
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"» от 22 ноября 2013г.
  11. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
  12. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.
  13. Яшина В.И.  Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов / В.И Яшина, М.М. Алексеева.– М.: Академия, 2014.-448 с.

Приложение №1

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОАОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрен на заседании

предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

«____» ______________ 2019г.

Протокол № _________

Председатель ПЦК ________ Е.И.Злобина

Утверждаю

Заместитель директора

_________ Г.Л. Решетникова

«____» __________2019 г.

Рекомендовано к утверждению

заместителем директора

Г.Л. Решетниковой

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса проектов

«Актуальные вопросы развития речи дошкольников

в условиях реализации ФГОС»

2019г.

  1. Общие положения

1.1.Конкурс методических разработок на тему «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» (далее – Конкурс) проводится со студентами  дошкольного отделения ОГАПОУ «Алексеевский колледж

1.2. Составитель и организатор конкурса Черменева С.И, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 44.02.01Дошкольное образование.

1.3. Консультацию по определению тематики, содержания и основных требований к оформлению проекта осуществляет преподаватель МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Черменева С.И.

2.Цели и задачи конкурса

2.1. Конкурс проводится в целях:

  • совершенствования компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности,

2.2. Задачи проведения конкурса:

  • содействовать повышению уровня методических и практических  умений и навыков по вопросам развития речи детей дошкольного возраста.
  • способствовать формированию у студентов навыков профессионального самообразования, активизации студентов в профессиональных конкурсах,
  • воспитания творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.

3. Сроки проведения

3.1 Конкурс провести 02 декабря 2019г.

3.2.Конкурсные работы представить в срок до 25ноября 2019г. в кабинет

 № 48.

3.3. Оценку проектов, подведение итогов конкурса провести 02 декабря 2019г.

4. Участники конкурса

4.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся 4 курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

5. Требования к конкурсным работам

5.1. Выбор темы проекта осуществить из предложенного  в положении списка о Конкурсе (Приложение №1).

5.2. Требования к содержанию проекта.

5.2.1. Содержание проекта должно соответствовать теме и цели.

5.2.2.Материал должен быть структурирован в соответствии с требованиями в п. 6 данного положения.

5.2.3. Проект должен содержать материалы приложения, которые воспитатель ДОО может использовать в своей работе.

6. Структура проекта

6.1. Титульный лист.

На титульном листе проекта указать: наименование вышестоящей организации (Департамент внутренней и кадровой политики

Белгородской области) и наименование образовательного учреждения (ОГАПОУ «Алексеевский колледж»), название работы (проект на тему (конкретизировать содержание темы), сведения об авторе, место и год издания.

6.2.В соответствии с Рекомендации по работе над проектом по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей (Приложение №1) в теоретической части проекта указать теоретические основы: тема, вид, сроки, участники, цель, задачи, актуальность, новизну. В практической части -подготовительный, основнойи заключительный этапы, где отразить формы работы с участниками образовательного процесса (воспитатели, родители и дети), в  соответствии с темой возможны формы работы с социумом. Представить варианты практическихматериалов (буклеты, памятки, конспектыпроведения форм работы с воспитателями, родителямии дошкольниками, включая элементы дидактического материала (наглядный демонстрационный - мнемотаблицы, презентации, видеоролики и др.) и раздаточный (карточки,оборудование к дидактическим играм и др.)

6.3. В конце указать содержание и список информационных источников (документы, литература, статьи из периодической печати, интернет-ресурсы).

7. Порядок проведения конкурса

7.1.Для участите в конкурсе проект необходимо оформить и представить организатору не позднее 25 ноября 2019г.

72. Место проведения конкурса ОГАПОУ «Алексеевский колледж», кабинет №16.

8. Оценка конкурсных работ

8.1 Оценку конкурсных работ осуществить на основе критериев обозначенных в Приложении №2:

  • правильность формулировки теоретических основ проекта;
  • методическая грамотность и  творчество в выборе форм реализация проекта на подготовительном, основном и заключительном этапах;
  • методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с детьми;
  • качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.);
  • оформление проекта;
  • общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта до 5мин., практическая часть 5-7 мин.)

8.2. Оценивание осуществлять по 3 бальной системе:

3 - высокий показатель выполнения,

2.-  допущены незначительные ошибки,

1.- низкий показатель, грубые ошибки.

0 -  раздел проекта не реализуется.

8.3.Подведение итогов конкурса:

Жюри поподведениюитогов конкурса обязано:

  • проверить соответствие работы, представленных на конкурс вышеуказанным требованиям (Приложение 2);
  • решение жюри определяет победителей и характер награждения участников конкурса.

8.4. Результаты оценивания фиксировать в оценочном листе (Приложение №3).

8.5. Составить протокол результатов.

9. Подведение итогов конкурса

9.1 Конкурсные работы оценивает жюри в составе:

  • Решетникова Г.Л. – заместитель директора;
  • Черменева С.И. – преподаватель МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей;
  • Короп Н.И. воспитатель МДОУ «Центрразвитияребенка — детскийсад№10» Алексеевскогогородскогоокруга,
  • Цымбал Н.И. воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №10» Алексеевского городского округа.

9.2. Авторов проектов, набравших наибольшее количество баллов считать победителями, определить первые три места и наградить грамотами за призовое место.

Оставшиеся работы распределить по номинациям «Методическое творчество», «Нетрадиционный подход к развитию речи дошкольников»,  «Профессиональная компетентность» и другие по усмотрению жюри  и наградить грамотами победителя в номинации.

9.4. Результаты конкурса опубликовать на стенде «Дошкольное отделение» (корпус №3).

Согласовано

Заместитель директора                                        Г.Л. Решетникова

Преподаватель

общепрофессиональных дисциплин

и профессиональных модулей                          С.И. Черменева

Приложение №1

        

Рекомендации по работе над проектом

по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

  1. Формулировка методологических основ проекта:
  • тема
  • вид проекта (исследовательский, творческий, игровой  и др.),
  • период реализации (кратковременный, среднесрочный, долговременный),
  • участники проекта
  • проблема
  • актуальность
  • цель
  • задач
  • объект
  • предмет
  • предполагаемые результаты:

(повышение уровня методических компетенций у педагогов ДОУ по…,

совершенствование педагогических знаний, подходов  к воспитанию детей в семье у родителей дошкольников по вопросам…,

формирование у детей…, развитие умений…, воспитание…)

конкретность их формулировки и диагностируемость!

  • итоговый продукт проекта (конспект комплексной формы работы, тематический плакат, альбом,  фотоотчет, презентация и др.)
  • методы и приемы

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный (цель и содержание:  формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

2 этап – основной (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

3 этап – заключительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

- форма распространения опыта реализации проекта.

  1. Содержание теоретической части: актуальность темы (нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформированные на уровне государства и органов власти в сфере образования. Анализ теоретических работ – вклада ученых в разработку темы. Практикоориентированная  информация (средства, условия, методы и приемы) и  др.
  2. Список приложения.
  3. Список информационных источников (литература, материалы периодической печати, адреса Интернет-ресурсов).
  4. Актуальность и содержание методического материала для педагогов ДОУ (методические буклеты, памятки-рекомендации, папки раскладушки и  - передвижки, презентации, анкеты, тесты, планы проведения семинаров, конференций и др. по выбору студента)
  5. Актуальность и содержание практического материала для взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста по теме проекта (памятки-рекомендации, папки раскладушки и  - передвижки, презентации,  анкеты, тесты, планы заседания тематических семейных клубов, мастер-классы  и др. по выбору студента)
  6. Содержание, отражение методики в конспектах (технологических картах) форм работы с детьми дошкольного возраста.
  7. Методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с волонтерами.
  8. Качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.)
  9. Общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта 5-7мин, практическая часть 5-7 мин.)

Приложение №2

Критерии оценки проекта

по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Оценивание по 3 бальной системе:

3 - высокий показатель выполнения

2- допущены незначительные ошибки

1 - низкий показатель, грубые ошибки.

0 - раздел проекта не реализуется.

1.Правильность формулировки методологических основ проекта:

  • тема
  • вид проекта (исследовательский, творческий, игровой  и др.),
  • период реализации (кратковременный, среднесрочный, долговременный),
  • участники проекта
  • проблема
  • актуальность
  • цель
  • задач
  • объект
  • предмет
  • предполагаемые результаты:
  • итоговый продукт проекта
  • методы и приемы
  1. Методическая грамотность и  творчество в выборе форм реализация проекта:

1 этап – подготовительный (цель и содержание:  формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

2 этап – основной (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

3 этап – заключительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).

  1. Методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с детьми.
  2. Качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.)
  3. Оформление проекта.
  4. Общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта 5-7мин, практическая часть 5-7 мин.)

Приложение №3

Оценочный лист

по определению  победителей конкурса проектов на тему  Актуальные вопросы

развития речи дошкольников условиях реализации ФГОС ДО»

Член жюри _________________________ _____________________________

№ п-п

Тема и автор проекта

Параметры для оценки

Всего баллов

Подп-

ись

Правильность формулировки теоретических основ проекта

Методическая грамотность и  творчество в выборе форм реализация проекта

на 1 этапе

Методическая грамотность и  творчество в выборе форм реализация проекта

 на 2 этапе

Методическая грамотность и  творчество в выборе форм реализация проекта

 на 3 этапе

Демон-

страция приемов развития речи на занятии

пл

Дакти-

ческий мате-

риал

Офор

мление проекта

Общее впечат

ление

1

2

3

4

5

3- высокий показатель,    2- средний показатель, 1 низкий показатель,  0 параметр не проявляется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...