Вопросы к экзамену по Теории и методике развития речи детей
учебно-методический материал на тему

Тараненко Светлана Михайловна

Вопросы к экзамену

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные вопросы к экзамену по МДК.03.02 Теория и методика развития речи детей

Теоретические вопросы:

  1. Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста.
  2. Подготовка руки ребенка к письму. Содержание и методика проведения работ по подготовке руки ребенка к письму.
  3. Задачи, содержание и формы работы по развитию речи в детском саду.
  4. Методика проведения экскурсий- осмотров в младшем дошкольном возрасте.
  5. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи. Виды рассказывания.
  6. Уголок книги в детском саду. Оформление и содержание уголка книги. Методика работы в уголке книги в старшем дошкольном возрасте.
  7. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей дошкольного возраста.
  8. Методика проведения занятий по рассматриванию предметов в младшем дошкольном возрасте.
  9. Методические принципы развития речи.
  10. Методика проведения наблюдений и экскурсий в старшем дошкольном возрасте.
  11. Речь воспитателя как средство развития речи детей. Недостатки в речи воспитателя. Требования к речи детей, воспитателя.
  12. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
  13. Наблюдения и экскурсии как форма работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию словаря.
  14. Особенности развития речи детей 3-го г. ж. Методика работы по развитию речи детей 3-го г. ж.
  15. Методы и приёмы развития речи детей в детском саду.
  16. Методика проведения занятий по ознакомлению с предметным миром в младшем дошкольном возрасте.
  17. Задачи и содержание словарной работы. Принципы словарной работы.
  18. Особенности развития детей 2-го года жизни. Методика проведения работы по развитию речи с детьми 2-го г. ж.
  19. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению.
  20. Методика проведения занятий по обучению детей пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте.
  21. Методика развития речи как научная дисциплина, её предмет, фундаментальные и прикладные задачи.
  22. Методика использования картин по ознакомлению с окружающим миром и развитию словаря в младшем дошкольном возрасте.
  23. Методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
  24. Методика проведения этических бесед в старшем дошкольном возрасте.
  25. Виды занятий по обучению детей дошкольного возраста диалогической речи.
  26. Формы работы по ознакомлению с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте.
  27. Методические требования к заучиванию стихотворений. Построение занятий по заучиванию стихотворений.
  28. Своеобразие творческих рассказов. Методика проведения занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
  29. Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи.
  30. Методика проведения занятий по обучению правильного звукопроизношения.
  31. Понятие связной речи. Особенности её развития у детей дошкольного возраста.
  32. Этапы обучения звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте.
  33. Занятия по загадыванию и отгадыванию загадок как средство развития словаря детей дошкольного возраста. Виды загадок. Требования к применению загадок.
  34. Задачи, содержание, методы обучения дошкольников   грамоте.
  35. Особенности голосовых реакций детей 1-го г. ж. Методика работы по развитию речи детей 1-го г. ж.
  36. Методика обучения дошкольников рассказыванию с помощью мнемотаблиц.
  37. Задачи и содержание работы по обучению детей звуковому анализу слов. Знакомство с гласными и согласными звуками.
  38. Методика проведения разговоров с детьми старшего дошкольного возраста.
  39. Значение родной речи во всестороннем развитии и воспитании дошкольников.
  40. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предложением.
  41. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
  42. Методика обучения детей пересказу в средней группе детского сада.
  43. Современные подходы к планированию по речевому развитию в ДОУ.
  44. Методика организация игр-драматизаций в разных возрастных группах.
  45. Требования к написанию конспекта по речевому развитию в ДОУ.
  46. Методика обучения составлению   описательных рассказов о природе в старшей   группе детского сада.
  47. Средства речевого развития дошкольников.
  48. Методика обучения составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
  49. Развитие детей раннего возраста как предпосылка последующего речевого развития.
  50. Методика обучения   старших дошкольников составлению писем.

Практические задания:  

  1. Составьте образец рассказа из личного опыта для обучения детей 6-го г. ж.
  2.  Придумайте творческий рассказ по теме: «Неожиданная встреча» для детей 6-го г. ж.
  3. Составьте фрагмент занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Огонёк» в средней группе.
  4. Приведите примеры загадок различных видов для детей 6-го г. ж.
  5. Составьте примерный ход наблюдения за трудом дворника, для детей средней группы.
  6. Приведите примеры речевых упражнений для детей 1-го г. ж.
  7. Составьте дидактические упражнения (2) на формирование навыков словообразования и словоизменения (для детей старшей группы детского сада).
  8. Составьте образцы упражнений для занятий по подготовке ребенка к письму.
  9. Составьте вопросы по рассматриванию картины «Ежи», для старшей группы детского сада.
  10.  Решите педагогическую задачу.

Дети 5-го г. ж. на вопрос: «Что Вы знаете и можете рассказать о временах года?» - отвечали: «Зима, когда есть ёлочка, когда катаемся на санках. Лето, - когда купаемся, загораем, летают бабочки, цветут цветы, когда жарко».

1. Оцените вопрос воспитателя и ответ детей.

 2. Какие требования на 5-м г. ж. предъявляются к рассказам детей?

3. Отвечает ли им приведенные высказывания детей?

4. Составьте образец рассказа и план для его составления детьми.

11. Решите педагогическую задачу.

В детском саду была организована выставка: «Какую книжку следует покупать детям». Были предложены на этой выставке целые списки книжек для детей каждого возраста, а под списками – книжки. Здесь же были советы родителям. Вопросы:

  1. Как бы Вы организовали такую выставку?
  2. Какие советы Вы дали бы родителям?
  3. Какую работу Вы бы провели с родителями, чтобы научить их работать с книжкой?

12.Составьте фрагмент занятия по рассматриванию картины «Кошка с котятами», для детей 4-го г. ж.

13.Составьте план-конспект дидактической игры с куклой с целью развития словаря детей 3-го г. ж.

14.Составьте начало рассказа воспитателя для обучения детей 6-го г. ж. придумыванию конца рассказа.

15.Составьте программное содержание занятия по чтению потешки: «Киска, киска, киска, брысь!..» для детей 3-го г. ж.

16.Составьте фрагмент занятия по обучению детей 4-го г. ж. рассказыванию по игрушкам.

17.Составьте фрагмент занятия-беседы для детей 6-го г. ж. на тему: «Как шьют одежду».

18.Придумайте творческий рассказ по набору слов: лес, сорока, зайка, рыжая плутовка (для детей старшей группы). 

19.Составьте дидактическое упражнение по формированию грамматически правильной речи для детей 4-го г. ж. 

20.Составьте вопросы для экскурсии – осмотра в кабинет врача для детей 4-го г. ж. 

21.Приведите пример дидактической игры по развитию фонематического слуха для детей 5-го г. ж.

22.Решите педагогическую задачу.

Саше 5 лет. В игре веселый, энергичный, голосистый. На занятиях по развитию речи, особенно при составлении рассказов, очень пассивный. На вопросы отвечает очень плохо, не уверенно, часто неправильно.

Вопросы:

1. Чем помочь ребенку, чтобы выработать четкую связную речь?

2. Какую систему работы можно предложить?

3.Составьте ориентировочное перечисление занятий по связной речи для детей 5-го г. ж.

4. Какой характер должны носить индивидуальные занятия с такими детьми?

23.Составьте рассказ работника – библиотекаря, для экскурсии в библиотеку (в старшей группе детского сада).

24.Решите педагогическую задачу.

Воспитательница   проводит тематическое занятие. Она показывает детям различные предметы (пальто без пуговиц, кукол без носков, рукавиц, шапки, туфли без шнурков) и предлагает детям внимательно рассмотреть их. После чего спрашивает ребят, чего не хватает в каждом из предметов.

Вопросы:

  1. Какая на Ваш взгляд тема занятия?
  2. Каковы цель и программное содержание этого занятия?
  3. Какой метод использует воспитатель?
  4. В какой возрастной группе происходило занятие?
  5. Придумайте название дидактической игры, которую можно использовать на данном занятии.

25.Решите педагогическую задачу.

Воспитатель готовилась к проведению целевой прогулки «Наша улица».

  1. Помогите спланировать цель этой прогулки.
  2. Продумайте программное содержание словарной работы в ходе прогулки.
  3. Сформулируйте правила дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Назовите дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.



Предварительный просмотр:

Примерные вопросы к экзамену по МДК.03.02 Теория и методика развития речи детей

Теоретические вопросы:

  1. Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста.
  2. Подготовка руки ребенка к письму. Содержание и методика проведения работ по подготовке руки ребенка к письму.
  3. Задачи, содержание и формы работы по развитию речи в детском саду.
  4. Методика проведения экскурсий- осмотров в младшем дошкольном возрасте.
  5. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи. Виды рассказывания.
  6. Уголок книги в детском саду. Оформление и содержание уголка книги. Методика работы в уголке книги в старшем дошкольном возрасте.
  7. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей дошкольного возраста.
  8. Методика проведения занятий по рассматриванию предметов в младшем дошкольном возрасте.
  9. Методические принципы развития речи.
  10. Методика проведения наблюдений и экскурсий в старшем дошкольном возрасте.
  11. Речь воспитателя как средство развития речи детей. Недостатки в речи воспитателя. Требования к речи детей, воспитателя.
  12. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
  13. Наблюдения и экскурсии как форма работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию словаря.
  14. Особенности развития речи детей 3-го г. ж. Методика работы по развитию речи детей 3-го г. ж.
  15. Методы и приёмы развития речи детей в детском саду.
  16. Методика проведения занятий по ознакомлению с предметным миром в младшем дошкольном возрасте.
  17. Задачи и содержание словарной работы. Принципы словарной работы.
  18. Особенности развития детей 2-го года жизни. Методика проведения работы по развитию речи с детьми 2-го г. ж.
  19. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению.
  20. Методика проведения занятий по обучению детей пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте.
  21. Методика развития речи как научная дисциплина, её предмет, фундаментальные и прикладные задачи.
  22. Методика использования картин по ознакомлению с окружающим миром и развитию словаря в младшем дошкольном возрасте.
  23. Методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
  24. Методика проведения этических бесед в старшем дошкольном возрасте.
  25. Виды занятий по обучению детей дошкольного возраста диалогической речи.
  26. Формы работы по ознакомлению с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте.
  27. Методические требования к заучиванию стихотворений. Построение занятий по заучиванию стихотворений.
  28. Своеобразие творческих рассказов. Методика проведения занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
  29. Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи.
  30. Методика проведения занятий по обучению правильного звукопроизношения.
  31. Понятие связной речи. Особенности её развития у детей дошкольного возраста.
  32. Этапы обучения звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте.
  33. Занятия по загадыванию и отгадыванию загадок как средство развития словаря детей дошкольного возраста. Виды загадок. Требования к применению загадок.
  34. Задачи, содержание, методы обучения дошкольников   грамоте.
  35. Особенности голосовых реакций детей 1-го г. ж. Методика работы по развитию речи детей 1-го г. ж.
  36. Методика обучения дошкольников рассказыванию с помощью мнемотаблиц.
  37. Задачи и содержание работы по обучению детей звуковому анализу слов. Знакомство с гласными и согласными звуками.
  38. Методика проведения разговоров с детьми старшего дошкольного возраста.
  39. Значение родной речи во всестороннем развитии и воспитании дошкольников.
  40. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предложением.
  41. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
  42. Методика обучения детей пересказу в средней группе детского сада.
  43. Современные подходы к планированию по речевому развитию в ДОУ.
  44. Методика организация игр-драматизаций в разных возрастных группах.
  45. Требования к написанию конспекта по речевому развитию в ДОУ.
  46. Методика обучения составлению   описательных рассказов о природе в старшей   группе детского сада.
  47. Средства речевого развития дошкольников.
  48. Методика обучения составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
  49. Развитие детей раннего возраста как предпосылка последующего речевого развития.
  50. Методика обучения   старших дошкольников составлению писем.

Практические задания:  

  1. Составьте образец рассказа из личного опыта для обучения детей 6-го г. ж.
  2.  Придумайте творческий рассказ по теме: «Неожиданная встреча» для детей 6-го г. ж.
  3. Составьте фрагмент занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Огонёк» в средней группе.
  4. Приведите примеры загадок различных видов для детей 6-го г. ж.
  5. Составьте примерный ход наблюдения за трудом дворника, для детей средней группы.
  6. Приведите примеры речевых упражнений для детей 1-го г. ж.
  7. Составьте дидактические упражнения (2) на формирование навыков словообразования и словоизменения (для детей старшей группы детского сада).
  8. Составьте образцы упражнений для занятий по подготовке ребенка к письму.
  9. Составьте вопросы по рассматриванию картины «Ежи», для старшей группы детского сада.
  10.  Решите педагогическую задачу.

Дети 5-го г. ж. на вопрос: «Что Вы знаете и можете рассказать о временах года?» - отвечали: «Зима, когда есть ёлочка, когда катаемся на санках. Лето, - когда купаемся, загораем, летают бабочки, цветут цветы, когда жарко».

1. Оцените вопрос воспитателя и ответ детей.

 2. Какие требования на 5-м г. ж. предъявляются к рассказам детей?

3. Отвечает ли им приведенные высказывания детей?

4. Составьте образец рассказа и план для его составления детьми.

11. Решите педагогическую задачу.

В детском саду была организована выставка: «Какую книжку следует покупать детям». Были предложены на этой выставке целые списки книжек для детей каждого возраста, а под списками – книжки. Здесь же были советы родителям. Вопросы:

  1. Как бы Вы организовали такую выставку?
  2. Какие советы Вы дали бы родителям?
  3. Какую работу Вы бы провели с родителями, чтобы научить их работать с книжкой?

12.Составьте фрагмент занятия по рассматриванию картины «Кошка с котятами», для детей 4-го г. ж.

13.Составьте план-конспект дидактической игры с куклой с целью развития словаря детей 3-го г. ж.

14.Составьте начало рассказа воспитателя для обучения детей 6-го г. ж. придумыванию конца рассказа.

15.Составьте программное содержание занятия по чтению потешки: «Киска, киска, киска, брысь!..» для детей 3-го г. ж.

16.Составьте фрагмент занятия по обучению детей 4-го г. ж. рассказыванию по игрушкам.

17.Составьте фрагмент занятия-беседы для детей 6-го г. ж. на тему: «Как шьют одежду».

18.Придумайте творческий рассказ по набору слов: лес, сорока, зайка, рыжая плутовка (для детей старшей группы). 

19.Составьте дидактическое упражнение по формированию грамматически правильной речи для детей 4-го г. ж. 

20.Составьте вопросы для экскурсии – осмотра в кабинет врача для детей 4-го г. ж. 

21.Приведите пример дидактической игры по развитию фонематического слуха для детей 5-го г. ж.

22.Решите педагогическую задачу.

Саше 5 лет. В игре веселый, энергичный, голосистый. На занятиях по развитию речи, особенно при составлении рассказов, очень пассивный. На вопросы отвечает очень плохо, не уверенно, часто неправильно.

Вопросы:

1. Чем помочь ребенку, чтобы выработать четкую связную речь?

2. Какую систему работы можно предложить?

3.Составьте ориентировочное перечисление занятий по связной речи для детей 5-го г. ж.

4. Какой характер должны носить индивидуальные занятия с такими детьми?

23.Составьте рассказ работника – библиотекаря, для экскурсии в библиотеку (в старшей группе детского сада).

24.Решите педагогическую задачу.

Воспитательница   проводит тематическое занятие. Она показывает детям различные предметы (пальто без пуговиц, кукол без носков, рукавиц, шапки, туфли без шнурков) и предлагает детям внимательно рассмотреть их. После чего спрашивает ребят, чего не хватает в каждом из предметов.

Вопросы:

  1. Какая на Ваш взгляд тема занятия?
  2. Каковы цель и программное содержание этого занятия?
  3. Какой метод использует воспитатель?
  4. В какой возрастной группе происходило занятие?
  5. Придумайте название дидактической игры, которую можно использовать на данном занятии.

25.Решите педагогическую задачу.

Воспитатель готовилась к проведению целевой прогулки «Наша улица».

  1. Помогите спланировать цель этой прогулки.
  2. Продумайте программное содержание словарной работы в ходе прогулки.
  3. Сформулируйте правила дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Назовите дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста...

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....