Главные вкладки

    План-конспект урока на тему:
    Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

    Галиева Илфания Мусавировна

     Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_formirovaniya_sposobov_slovoobrazovaniya.docx24.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока  по  теории и методике развития речи  у детей

    Раздел: Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

    Тема:   Методика формирования способов  словообразования.

    Цели: ознакомить с методикой  формирования  способов словообразования у детей дошкольного возраста; формировать навыки  практической работы с детьми по образованию слов; воспитывать чуткое отношение к языку, интерес к будущей профессии.

    Оборудование: солнышко с вопросами, посуда, таблички, предметные рисунки - фрукты, кукла, машинка

    Ход урока.

    I.Орг момент.

    1.Слово учителя.

    -Апрель – второй весенний месяц по календарю. Слово «апрель» произошло от латинского «априкус»- «согреваемый солнцем», в этом месяце начиналась весна. У нас начинается  урок открытый, гостям улыбнулись, как в детском саду, и забыли про них.

    - Апрель богат  праздниками. Начиная с 1967 года,  каждый год 2 апреля,  в день рождения великого сказочника Ганса  Христиана  Андерсена, отмечается Международный День детской книги.

    Но мы сегодня поговорим о другом сказочнике – тоже великом, но русском- Корнее Ивановиче Чуковском (кстати, у него день рождения - 31 марта). Скажете, причём тут детский писатель? Дело в том, что К.И.Чуковский не только великий сказочник, знаменитый детский писатель, а исследователь детской психологии, тонкий знаток детской души и детского языка.

    Показ книги «От двух до пяти»

    Это фундаментальный  труд о самом ребёнке, о его психике, об освоении им окружающего мира, о его огромных творческих возможностях. Первоначально книга имела название «Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы»(1928г.), в 1933году - «От двух до пяти». Почему у книги такое название? «Это возраст, в котором любой ребёнок совершает подвиг труда и творчества: осваивает (всего за 3 года!) основные богатства родного языка. И осваивает не как прилежный зубрила, а как поэт»,- говорит Чуковский.

    2. Задание. Глава1 - «Детский язык». Перед вами – образцы детского языка, прочитайте и объясните поэтичность речи детей.

    1.Серёжа двух с половиной лет впервые увидел костёр, рыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши крикнул:

    - Огонь и огонята! Огонь и огонята!

    2.Лялечку побрызгали духами:

    - Я вся такая пахлая,

    Я вся такая духлая.

    И вертится у зеркала.

    - Я, мамочка, красавлюсь!

    3.Трёхлетняя  Нина впервые увидела в саду червяка:

    - Мама, мама, какой ползук!

    3. Комментарии самого Чуковского: «Такое неосознанное словесное творчество - один из самых  изумительных  феноменов детства. Нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе. Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребёнку при этом творческом усвоении языка, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний».

    Выполнение задания у доски

     Выделите суффиксы и объясните ошибки детей.

    -пожарник, колхозник, сапожник, печник- почтаник

    - шило, мыло,рыло, молотило- тормозило;

    - ходьба. косьба, стрельба- нырьба;

    - супница, сахарница-сольница.

    «Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребёнком с налету, и , когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.

          Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».

    4. Работа со словами Чуковского - укажите способ образования слов :

    Часы часикают.

    Отскорлупай мне яйцо

    Ой, меня крапива накрапивила!

    Я намакаронился.

    Мама сердится, но быстро удобряется.

    Я помнил, помнил, а потом отпомнил!

    Я тебе приказываю- значит, я твой приказчик!

    Жмутные туфли

    Пугательные сказки

    Лопнутая бутылка

    - Чей ты сын?- Мапин!

    Мама, я боюсь, на полу паукан!

    Это не синяк, а красняк!

    Вот идёт финн, а с ним финик!

    II. Объяснение нового материала.

    1. Теоретическая часть. Цели урока. Тема нашего урока - методика формирования способов словообразования.

    Слово учителя

    - Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития  детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическими способами: суффиксальным и префиксальным, суффиксально- префиксальным, редко - сложением. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Наиболее интенсивно овладение  словообразованием  происходит в возрасте от 3 лет 6 мес.- 4 лет до 5 лет 6 мес.- 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В усвоении  способов словообразования можно выделить несколько этапов:

    - понимание смысла сказанного (сахарница- это что?);

    - использование  средства в своей речи - «говорить так, как говорят другие»;

    - самостоятельное образование формы нового слова и нового слова;

    - оценивание грамматической правильности своей и чужой речи.

    Проверим:                                                                                                                                                                                                                                                Пути формирования  грамматической правильной речи:

    - создание благоприятной языковой среды;

    - специальное обучение детей;

    - практика речевого общения;

    - исправление  грамматических ошибок.

    Методы формирования грамматически правильной речи:

    - дидактические игры,

    - игры- драматизации,

    - словесные упражнения,

    - рассматривание картин,

    - пересказ коротких рассказов и сказок

    Приёмы формирования грамматически правильной речи:

    - образец,

    объяснение,

    указание,

    - сравнение,

    повторение,

    - создание проблемной ситуации,

    подсказ нужной формы,

    - исправление ошибки,

    раскрытие словообразовательного значения

    Физкультминутка.

    Игра «Солнышко»

    Ведущий - солнышко -   в обруче внутри, остальные – зёрнышки в движении.  Зёрнышки водят хоровод:

    Выйди, выйди, солнышко,

    Мы посеем зёрнышко.

    Скоро вырастет росток,

     Потянется на восток.

    Перекинется мосток.

    По мосточку пойдём,

    В гости к солнышку придём.

    Далее прыгают, танцуют. По сигналу «Зёрнышки к солнышку!» дети бегут к солнышку  и называют себя (Всё, что можно сеять, посадить весной)

    2. Практическая часть

    - Работа в младшей и средней группах.

    Дети усваивают способы словообразования  существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды, некоторые способы образования глаголов с приставками.

    Задания. Определить метод, возраст детей,  с какой группой  можно проводить, разыгрывать.

    а) «Чаепитие»- загадка про чайник

    - На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине.

     чайник, конфетница, молочник, салфетница, сахарница, хлебница, сухарница, салатница, солонка, маслёнка

    - Воспитатель. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из самовара. Нужно заварить чай. В чём его заваривают? Пока мы накроем на стол. Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай пьём с молоком. Для чая - чайник, для кофе- кофейник. Для молока - молочник. (Чего не хватает, покупать в магазине)

    б) «Почему так называют?»

    Кукла Таня загадывает детям загадку:

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых,

    Меня узнаешь за версту,

    Зовусь я (подосиновик)

    - Почему гриб называется подосиновик?

    - А если гриб растёт под берёзой,  как он называется?

    - Вспомните, как называется цветок, который растёт под снегом?

    - Почему шапку называют ушанкой?

    - Как образовано слово снегопад, от каких слов?

    в) «Подбери другие слова»

    Кукла Таня загадывает загадки про снег:

    Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

    Всё белым- бело сегодня,

    И светло, хоть солнца нет.

    С неба сыплется холодный,

    Белый- белый мягкий (снег)

    - Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег-, снеж?(Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и т.д.)(Дополнительно занятие для сравнения: снеговик и снегурочка)

    г) «Назови ласково»

    Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду говорить слово, а вы – подбирать к нему ласковые слова.

    Заяц-

    Бабушка-

    Мама-

    Лиса-

    Дочь-

    д) «Придумай другое слово»

    Вы уже знаете, что от любого слова можно образовать другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка.

    А теперь давайте попробуем вместе:

    - кисель из клюквы-

    - суп из овощей-

    - переход для пешеходов-

    - шкаф для книг-

    - лапки гуся-

    е)«Отправляемся в отпуск»

    Давайте поможем Петрушке  съездить в отпуск. Петрушка в машине едет в отпуск, он решил в деревню (поехать). Ехал, ехал и к яме (подъехал). Петрушка не растерялся, а яму (объехал), потом через мост (переехал) и по ровной дороге быстро (поехал) Через день он в деревню (приехал).

    ё) «Любимое варенье Карлсона»(рисунки)

    Все мы любим варенье. А Карлсон обожает:

    варенье из малины-какое?

    варенье из смородины-

    варенье из клубники-

    варенье из груши-

    варенье из яблок-

    варенье из слив-сливовый (с ударением работать)

    ж) «Назови детёнышей»: один- много

    - заяц, зайчиха-

    - кролик , крольчиха-

    кошка , кот-

    корова, бык-

    свинья-

    коза, козёл-

    овца, баран-

    лошадь, конь-

    собака-

    з) Задание (с рисунком). Помоги малышу найти свою маму, соединив их верёвочкой. Назови маму и её детёныша. Назови  голоса этих животных

    и) Задание.  Ответь на вопросы.

    - Если кувшин сделан из стекла, то какой это кувшин?

    - Если у девочки длинные волосы, то это какая девочка?

    - Если диван сделан из кожи, то это какой диван?

    - Если выпало много снега, то зима какая?

    - Если дом построен из кирпича, то какой это дом?

    - Если мяч сделан из резины, то какой это мяч?

    - Если стол сделан из дерева, то какой это стол?

    к) Задание

     Нарисован дом, стрелочками указаны направления. Совершаемые действия назовите словами с корнем – хож-(ходить)

    Захожу, выхожу, обхожу, ухожу

    III. Итог. На доске- солнышко с лучиками- заданиями.

    - С какими  способами словообразования знакомят детей в детском саду?

    - Назовите благоприятный возраст детей для успешного усвоения способов словообразования.

    - Какие методы  можно использовать в работе  над словообразованием?

    - Как проводить игры- драматизации?

    - Сколько минут можно выделить упражнениям по образованию слов?(5-6 минут, 7-8 минут, 10 минут)

    Дом.задание.  М.М. Алексеева «Речевое развитие дошкольников» Обследование  состояния грамматических навыков у детей (стр. 35-39, в словообразовании для младшей и средней группы), подобрать 2-3  игры  для групп ( цели, оформление)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

    В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

    программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

    2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

    Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"

    Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

    Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

    План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

    В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...