Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
проект по теме

В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_distantsionnoe_obuchenie.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Суздальцева, преподаватель

ГБОУ СПО ПК № 18 «Митино»

Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной  активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)

          В октябре 2013- 2014 учебного года в рамках инновационной деятельности колледжа был запущен проект «Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной  активности студентов заочного отделения».

       Следует отметить, что данное направление является нововведением как для колледжа в целом, так и для преподавателей, задействованных в проекте. Многое приходилось осваивать, изучая научно-методическую литературу, анализируя информационные сайты по проблеме дистанционного обучения, разбираться в технологии ресурса и способах апробации  его на практике.

Попробуем кратко описать поэтапную реализацию данного проекта.

  • Первым нашим шагом было определение  актуальности, проблемы, цели,  проекта, его основных понятий и ожидаемых результатов:

Проблема

Внедрение дистанционной формы обучения студентов заочного отделения

Актуальность проекта

Возможность использования дистанционных форм обучения для повышения самостоятельности, творческой и познавательной  активности студентов заочного отделения из-за ограниченного количества аудиторных часов.

Продолжительность проекта

2 года

Определение  и суть основных понятий проекта (конкретных компетенций, применяемых технологий и т. д. )

Дистанционное обучение -взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Самостоятельность-обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Творческая активность-активность человека, которая  проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Познавательная активность- интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Цели

 Ожидаемые результаты обучения с определением группы студентов, участвующих в проекте

Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями по специальности Дошкольное образование с помощью дистанционной поддержки, повышение их самостоятельности, развитие познавательной активности и творческих способностей.

  • Вторым шагом было определение  категории студентов, задействованных в проекте. Была выбрана 203 группа заочного отделения, обучающаяся по специальности 050144 Дошкольное образование.  В качестве учебного предмета, выбранного для изучения студентами дистанционно, был выбран МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей.  Студенты данной группы   приступили к изучению  предмета с октября 2013 года, промежуточная аттестация по МДК была предусмотрена в январе 2014 года, итоговая предстоит в январе 2015 года. Поэтому, сейчас представляется возможным анализ промежуточных результатов.
  • Третий шаг предусматривал выбор основного ресурса, сервисом которого можно было бы удобно и эффективно пользоваться.

При поддержке службы информатизации нами была выбрана система Moodle. Представим краткое описание, подчеркивающее преимущество выбранного ресурса.

Moodle

Moodle – это среда дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Возможности  Moodle выдерживают сравнение с известными коммерческими СДО, а в некоторых случаях и превосходят их. Система широко известна в мире, используется более чем в 100 странах.

         СДО Moodle предназначена для создания качественных дистанционных курсов. Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Возможности Moodle

           Все ресурсы – в одном месте. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут

двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок. Совместное решение учебных задач  - Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

         Учитель – на связи с учениками. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к

ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически. Качество обучения – под контролем.

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого

предложить материал для дальнейшего изучения.

             Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  • ученики  учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
  • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
  •  знания лучше усваиваются,
  • преподаватели поддерживают курс в актуальном состоянии,
  • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
  • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
  • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы,
  • администрация эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,

анализирует результаты обучения,  снижает затраты на управление учебным процессом.

        В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

          Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.                Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.

Элементы дистанционного курса

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

  • глоссарий,
  •  ресурс,
  •  задание,
  •  форум,
  •  Wiki,
  •  лекция,
  •  тест и др.

               Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web- страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы. Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

            Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио. Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

     Элемент курса «Лекция» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за лекцию оценку, заносит ее в ведомость.

     Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

  • вопросы в закрытой форме (множественный выбор),
  • да/нет,
  • короткий ответ,
  • числовой,
  • соответствие,
  • случайный вопрос,
  • вложенный ответ и др.

           Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

  • Четвертым шагом было создание службой информатизации электронного обучающего пространства и освоение преподавателями нового ресурса.
  • Следующим этапом нашей работы было размещение материала по МДК 03.02 Теория и методика развития речи на электронный ресурс. Апробацию решили осуществить на первом разделе методики «Научные основы Теории и методики развития речи».

Были загружены следующие материалы:

  1. лекционный материал по темам:

- предмет теории и методики развития речи,

- вопросы развития речи в отечественной и зарубежной педагогике,

- принципы развития речи;

  1. презентации по темам:

- научные основы развития речи,

- понятие речи, ее функции, связь с другими науками,

- теории развития речи,

-средства, методы, приемы развития речи,

- цель и задачи развития речи.

  1. Проверочные задания по темам:

- вопросы развития речи в отечественной и зарубежной педагогике,

- цель и задачи развития речи.

  • Шестым этапом работы было проведение обучающего семинара для студентов  203 группы заочного отделения и преподавателя Теории и методики развития речи Суздальцевой Л.В. Каждый студент получил логин и пароль для доступа к ресурсу, была подробно озвучена поэтапная система работы с ресурсом.
  • Регулярно осуществлялся контроль посещаемости  студентами ресурса. Каждый выполнял задания в установленные преподавателем сроки.
  • Качественно-количественный анализ промежуточных результатов апробации системы дистанционного обучения позволяет сделать следующие выводы:
  1. система удобна для преподавателей, поскольку позволяет создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения, преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях;
  2. студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут

     двигаться по материалу в собственном темпе, преподаватель–  

     на связи со студентами: через форум можно общаться, отвечать на вопросы, уточнять какие-либо непонятные моменты;

особенно это подчеркивали студенты, которые по каким-либо причинам не могли посещать учебные занятия (декретный отпуск, больничный лист, семейные обстоятельства и т.д.);

  1. мы можем говорить о повышении самостоятельности, познавательной и творческой активности студентов, поскольку, работая в системе, студент может большее время отводить на изучение заинтересовавших его тем,  пройти по ссылкам на другие ресурсы, использовать материалы в своей практической деятельности;
  2. трудности заключаются в том, что и студентами, и преподавателями  еще недостаточно освоен новый ресурс, требуется техническая и информационная поддержка, обучающие семинары и мастер-классы. Не все студенты посещали ресурс либо  из-за отсутствия доступа к интернету, либо из-за низкой ИКТ-компетентности (посещаемость ~50%,

задания выполняли ~30%). На дифференцированном зачете дополнительные бонусы получали те студенты, которые выполнили тестовые задания в системе.

          Таким образом, об окончательных результатах еще говорить преждевременно, а промежуточные свидетельствуют о том, что система работает, показала свою эффективность и целесообразность.

Использованные источники:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному языку        дошкольников. – М., 2000
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
  3. http://moodle.com/
  4. http://www.opentechnology.ru/products/moodle



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей для проведения практических...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по развитию речи у детей в ДОУ, формы и методы, используемые сегодня педагогом на занятиях психолого-педагогич...