Главные вкладки

    рабочая программа МДК 0303 "теория и методика развития речи детей" (ФГОС СПО по специальности 05144 "Дошкольное образование"
    рабочая программа по теме

    Прохорова Татьяна Вениаминовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mdk_0302-dekabr.doc333.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кировское областное государственное образовательное

     бюджетное учреждение среднего профессионального образования

    «Кировский педагогический колледж»

    рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

    для специальности среднего профессионального образования

    050144 Дошкольное образование

    углубленной подготовки

    2013г.


    ОДОБРЕНА:

    на заседании предметно-цикловой комиссии специальности

    050144 Дошкольное образование

    Протокол № ____от___ _____________2013г.

    Председатель предметно-цикловой комиссии

    ________________________Н.А.Елькина

    УТВЕРЖДАЮ:

    Председатель ОМС

    ____________________И.Н.Плясунова

    «_____»_________________2013 г.

    Составитель: 

    Т.В. Прохорова

    преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 «Дошкольное образование» укрупненной группы подготовки «Образование и педагогика» 


    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК

    4

    1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК

    6

    1. условия реализации  МДК

    15

    1. Контроль и оценка результатов Освоения МДК

    18


    1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ мдк  0302 «Теория и методика развития речи у детей»

    1.1. Область применения примерной программы

            Рабочая программа МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля  ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», который является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование» углубленной подготовки.

    Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

            МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля  ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», изучается после освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», одновременно с освоением ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

            Освоение МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей»» способствует овладению обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

    ПК 3.1.-3.5; 5.1-5.5

    ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

    ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

    ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

    ПК 3.4. Анализировать занятия.

    ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

    ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

    ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

    ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

    ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

    ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

    OK I-11

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

    ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации дошкольного воспитания и развития.

    ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность дошкольников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательно-образовательного процесса.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

    ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

    ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен:

    уметь:

    • формулировать задачи развития речи  дошкольника в соответствии с поставленными целями;
    • оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи;
    • подбирать  дидактический материал для проведения различных форм работы  по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей,  
    • использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях;
    • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
    • отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ;
    • анализировать  качество педагогической работы с детьми по развитию речи;

    знать:

    • особенности и методику речевого развития детей:
    • цель, содержание, принципы, формы, средства развития речи  детей дошкольного возраста;
    • задачи  развития речи  детей;
    • основные методические концепции и  системы развития речи  дошкольников;
    • методы и приемы  развития речи;
    • особенности овладения различными сторонами языка (лексика, грамматика, фонетика) у детей в разных возрастных группах ;
    • особенности руководства самостоятельной художественно- речевой деятельностью детей
    • основы организации обучения дошкольников родному языку;
    • диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;
    • виды документации, требования к ее оформлению.
    1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы МДК 0302 «Теория и методика развития речи у детей»

     максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;

    самостоятельной работы обучающегося ______ часов.

    2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    225

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    153

    в том числе:

    лабораторные работы

    42

    практические занятия

    контрольные работы

    12

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    72

    Итоговая аттестация в форме                     устного экзамена


    2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

     Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

    Объем часов

    Уровень освоения

    Тема 1.

    Теоретические основы методики развития речи

    Содержание

    1

    Предмет методики развития речи, и ее методологическая основа.

    Методика развития речи как самостоятельная педагогическая дисциплина.

    Характеристика механизмов и условий формирования речи.

    2

    2

    2

    Система работы по развитию речи детей.

    Научные основы построения и содержания программы развития речи детей.

    Задачи и средства речевого развития детей.

    Дидактические требования к занятиям по развитию речи, их характеристика.

    Методы и приемы по развитию речи у детей.

    4

    2

    3

    Организация речевой развивающей среды в разных возрастных группах.

    1

    3

    Самостоятельная работа обучающихся:

    1. Прочитать и составить тезисы статьей:
    • Г. Любиной. О формах и организации  работы по развитию речи //Дошкольное воспитание.-2000.-№11.-с. 49-51

    2. Составить схему «Задачи, принципы, методы и приемы развития речи детей»

    2

    Тема 2. 

    Методика развития словаря.

    Содержание

    1

    Теоретические основы словарной работы в детском саду.

    Сущность и значение словарной работы.

    Особенности развития словаря у детей разного возраста.

    Принципы словарной работы.

    Задачи и содержание словарной работы в возрастных группах.

    2

    2

    2

    Методика словарной работы на занятиях.

    Методы и приемы словарной работы. Дидактическая  игра как метод формирования словаря.

    Формирование словаря на занятиях по рассматриванию картины, игрушки, ознакомлению со свойствами и качествами материалов.

    Словарная работа вне занятий.

    6

    3

    3

    Диагностика словаря детей.

    Задачи и содержание изучения детского словаря.

    Обзор диагностических заданий для оценки уровня словаря детей.

    Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в формировании словаря.

    1

    3

    Лабораторная работа

    1

    Анализ задач и содержания программы по формированию  словаря  в  примерных общеобразовательных программах развития речи детей разных возрастных групп.

    1

    3

    2

    Составление содержания словарной работы по отдельным темам программы ознакомления с окружающим.

    1

    3

    Практические занятия

    1

    Разработка конспектов занятий по формированию словаря  у детей разных возрастных групп.

    2

    3

    2

    Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в усвоении словаря.

    1

    3

    Контрольная работа

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    • Составление тематических словариков для детей разных возрастных групп.
    • Составление перечня игр по формированию и активизации словаря.
    • Моделирование занятия по заданному программному содержанию
    • Составление текста анализа занятия по рассматриванию картины, просмотренного на учебном занятии, по схеме, предложенной преподавателем.

    6

    Тема  3. 

    Методика формирования грамматического строя речи.

    Содержание

    1

    Теоретические основы формирования грамматического строя речи.

    Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития речи.

    Закономерности в усвоении детьми грамматического строя родного языка.

    Типичные трудности освоения детьми морфологической и синтаксической сторон речи.

    Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей.

    4

    2

    2

    Методика формирования грамматически правильной речи у детей.

    Методика формирования морфологической стороны речи.

    Формирование способов словообразования.

    Формирование синтаксической стороны речи.

    Методика исправления грамматических ошибок.

    4

    3

    3

    Диагностика и оценка состояния грамматических навыков у детей.

    Содержание и формы изучения грамматической стороны речи у детей.

    Показатели сформированности  и недостатков грамматических навыков у детей.

    2

    3

    Лабораторные работы

    1

    Анализ задач и содержания программы грамматического строя речи возрастных групп.

    1

    3

    2

    Систематизация дидактических игр и упражнений для усвоения морфологической и синтаксической стороны речи.

    1

    3

    Практические занятия

    1

    Подбор диагностических заданий для изучения состояния грамматических навыков у детей.

    1

    3

    2

    Определение способов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности грамматического строя речи.

    1

    3

    Контрольная работа

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    • Составление характеристики особенностей грамматического строя речи детей разных возрастных групп.

    • Анализ  книги К.И. Чуковского "От двух до пяти". Словотворчество дошкольников как явление, сопровождающее процесс освоения морфологии.

    • Составление перечня игр по формированию грамматически правильной речи (Морфология. Синтаксис.Словообразование) для детей одной возрастной группы.

    • Анализ сайта «Развитие речи»

    8

    Тема  4.

    Методика воспитания звуковой культуры речи.

    Содержание

    1

    Теоретические основы звуковой культуры речи.

    Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

    Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи.

    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей возрастных групп.  Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.

    Развитие речевого слуха,  дыхания,  голоса и дикции.

    6

    2

    2

    Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях.

    Структура занятия по формированию звукопроизношения у детей.

    Методика занятий по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных  групп.

    2

    3

    3

    Воспитание звуковой культуры речи вне занятий.

    Обследование состояния звуковой культуры речи у детей.

    Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности звуковой культуры речи.

    Виды документации по воспитанию звуковой культуры речи, требования к ее оформлению.                                          

    2

    3

    Лабораторные работы

    1

    Сравнительный анализ планов занятий по звуковой культуре речи.

    1

    3

    2

    Отбор речевого материала для планирования работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий.

    1

    3

    3

    Оформление документации по результатам обследования звуковой культуры речи у детей.

    1

    3

    Практические занятия

    1

    Составление плана занятия по звуковой культуре речи.

    2

    3

    2

    Практикум по обучению способам коррекционной работы, с детьми имеющими трудности звуковой стороны речи.

    4

    3

    Контрольная работа

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    Изучение методики обследования звукопроизношения детей.

    Проектирование дидактической игры по развитию фонематического слуха и восприятия.

    Проектирование занятия по воспитанию звуковой культуры речи по заданному программному содержанию

    8

    Тема 5.

     Методика развития связной речи.

    Содержание

    3

    1

    Теоретические основы методики развития связной речи.

    Понятие связной речи, ее функции, формы, характеристика.

    Задачи и содержание обучения детей связной речи.

    Методы и приемы  обучения диалогической о монологической речи.

    4

    2

    2

    Развитие речевого общения и навыков диалогической речи.

    Особенности обучения диалогической речи.

    Разговоры с детьми как основной метод обучения диалогической речи.

    1

    3

    3

    Беседа как метод обучения диалогической речи.

    Виды, тематика и содержание бесед. Структура обобщающей беседы.

    2

    3

    4

    Развитие монологической речи.

    Особенности монологической речи. Приемы обучения рассказыванию.

    Виды занятий по формированию навыков монологической речи.

    2

    3

    5

    Развитие монологической речи в прочесе рассказывания по восприятию.

    Обучение рассказыванию по картине.

    Обучение рассказыванию по предметам и игрушкам.

    Методика обучения рассказыванию в разных возрастных группах.

    3

    3

    6

    Обучение детей пересказу литературных произведений.

    Значение пересказа для развития связной речи.

    Принципы отбора литературных текстов для пересказа.

    Методика обучения пересказыванию.

    2

    3

    7

    Обучение творческому рассказыванию.

    Своеобразие и значение творческого рассказывания.

    Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

    Методика обучения творческому рассказыванию.

    2

    3

    8

    Изучение состояния связной речи у детей.

    Задачи и содержание диагностики связной речи.

    Критерии оценки навыков связной диалогической и монологической речи.

    1

    3

    Лабораторные работы

    1

    Составление сводной таблицы навыков связной  речи.

    1

    3

    2

    Анализ планов занятий по обучению связной речи.

    2

    3

    3

    Определение критериев оценки связной диалогической и монологической речи у детей возрастных групп.

    1

    3

    Практические занятия

    1

    Составление конспекта занятия –итоговой беседы

    2

    3

    2

    Разработка плана занятия по обучению пересказу.

    2

    3

    3

    Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении связной речи.

    2

    3

    Контрольная работа

    3

    Самостоятельная работа обучающихся

    • Характеристика особенностей развития диалогической и монологической речи у детей разных возрастных групп.

    • Виды занятий по развитию монологической речи.

    • Проектирование занятий по развитию диалогической речи (итоговая беседа).

    • Проектирование цикла занятий по обучению рассказыванию (составление рассказов по картине с развивающимся сюжетом;  составление творческого рассказа по картине; сочинение сказки с использованием схем-моделей).

    • Пересказ литературных произведений со сменой лица рассказчика как способ активизации умственной активности дошкольников.  

    • Проектирование интегрированного занятия (Коммуникация+Художественная литература+Здоровье)

    16

    Тема  6.

    Методика ознакомления с художественной литературой.

    Содержание

    1

    Теоретические основы ознакомления с художественной литературой.

    Роль художественной литературы в воспитании, обучении и развитии речи.

    Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.

    Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания.

    Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой.

    4

    2

    2

    Методика ознакомления с литературным произведением.

    Формы работы с литературным произведением. Подготовка воспитателя и детей к ознакомлению с произведением художественной литературы.

    Методика занятия по ознакомлению с литературным произведением.

    4

    3

    3

    Ознакомление детей с поэзией.

    Значение поэтических произведений.

    Требование к отбору поэтических произведений для заучивания.

    Методика обучения выразительному чтению стихотворений.

    2

    3

    4

    Методика ознакомления с произведениями русского народного творчества.

    Роль устного народного творчества в развитие речи. Особенности ознакомления детей с произведениями малых фольклорных форм.  

    1

    3

    5

    Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.  

    Роль иллюстрации в ознакомлении с литературным произведением.

    Эстетические и педагогические требования к подбору книжной иллюстрации.

    Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.

    1

    3

    6

    Художественно-речевая деятельность.

    Инсценирование литературных произведений.

    Игры- драматизации по литературным произведениям.

    Литературные утренники и вечера досуга.

    Уголок книги и его роль в ознакомлении с художественной литературой.

    2

    3

    Практические занятия

    1

    Отбор и анализ литературных произведений разных жанров для детей разных возрастных групп и разных педагогических задач..

    2

    3

    2

    Выбор форм работы по литературному развитию.

    1

    3

    3

    Моделирование занятий по ознакомлению с литературным произведением.

    4

    3

    4

    Составление тематики литературных утренников и вечеров досуга.

    1

    3

    5

    Творческий отчет по ознакомлению детей с художественной литературой (по итогам практики)

    2

    3

    Контрольная работа

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    • Анализ содержания детского чтения в вариативных программах дошкольного образования.
    • Моделирование бесед с детьми по содержанию литературных произведений.
    • Активные методы заучивания стихотворений с детьми
    • Проектирование сценария детского литературного праздника  (досуга)

    12

    Тема  7. 

    Подготовка детей к обучению грамоте.

    Содержание

    1

    Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.

    Подготовка к обучению грамоте в системе работы по развитию речи.

    Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

    2

    3

    2

    Методика работы по подготовке детей к обучению  грамоте.

    Методика ознакомления детей со словом.

    Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.

    Методика ознакомления со слоговым строением слова.

    6

    3

    3

    Ознакомление детей со звуковой структурой слова.

    Значение звукового анализа слова.

    Методика ознакомления детей со звуковой структурой слова.

    4

    3

    4

    Современные технологии обучения чтению детей дошкольного возраста.

    5

    3

    Практические занятия.

    1

    Разработка плана занятия по подготовке к обучению грамоте.

    1

    3

    2

    Проведение фрагментов занятий по подготовке к обучению грамоте.

    1

    3

    Контрольная работа

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    • Сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных примерных программах дошкольного образования.

    • Анализ содержания рабочих тетрадей для дошкольников по подготовке к обучению грамоте.
    • Проектирование игры по обучению грамоте (компьютерный вариант)- использовать материалы Сайтов:

    «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html

    «Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html

    16

    Тема  8. 

    Планирование работы по развитию речи.

    Содержание

    1

    Теоретические основы планирования работы по развитию речи.

    Значение и принципы планирования. Виды планирования.

    2

    3

    2

    Особенности и содержание планирования работы по развитию речи.

    Требования к планированию занятий. Планирование работы по развитию речи вне занятий.

    Комплексный подход к планированию образовательной работы по развитию речи.

    4

    3

    Практические занятия

    1

    Перспективное планирование занятий по развитию речи на месяц.

    1

    3

    2

    Планирование работы по развитию речи вне занятий.

    1

    3

    Самостоятельная работа обучающихся

    Составление перспективного плана работы по образовательной области «Коммуникация» на месяц

    ( в одной возрастной группе

    4


    3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

    Оборудование  кабинета:

    •  рабочие места по количеству обучающихся;
    • рабочее место преподавателя;
    • учебно-методические комплексы по программам дошкольного образования;
    • методические рекомендации и разработки для воспитателя ДОУ;
    • технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя.
    • учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).

    Технические средства обучения:

    • компьютер;
    • интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор)

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2007.
    2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008.
    3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст]  / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2011.
    4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2001.

    Основные общеобразовательные программы дошкольного образования

    1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

    2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М., ТЦ Сфера, 2011.-320 с.

    3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

    4. Успех.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2011.

    5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ (Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г.Асмолов; рук. Авт.коллектива Н.В.Федина).-М.: Просвещение, 2011.-240С.

    Дополнительные источники:

    1.  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.
    2.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    3.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст]  —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.
    4.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст]  - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
    5.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст]  — М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.
    6.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2007-2010.
    7.  Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
    8.  Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
    9.  Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2005-2010.
    10. Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2005.- 127с.
    11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст]  – М.: Сфера, 1998.- 224с.
    12. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст]  - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 188с.
    13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
    14. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
    15. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

    Периодические издания:

    Дошкольное образование

    Ребенок в детском саду

    Дошкольное воспитание

    Обруч

    Воспитатель

    Интернет-ресурсы

    1. Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова - http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm
    2. Детская электронная библиотека  - www.deti-book.info/
    3. Детские писатели - www.kid-author.ru/
    4. О детской литературе - http://bibliogid.ru/
    5. Региональный сайт детских библиотек - http://www.deti.spb.ru/
    6. Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/
    7. Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/
    8. Сайт «Раннее развитие детей»- http://www.razumniki.ru/
    9. Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml
    10. Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm
    11. Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
    12. Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html

    4. Контроль и оценка результатов освоения МДК  03.02. «Теория и методика развития речи у детей»

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

    Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен уметь:

    - формулировать задачи развития речи  дошкольника в соответствии с поставленными целями;

    - оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи;

    - подбирать  дидактический материал для проведения различных форм работы  по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей,

    - использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях;

    - определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;

    - отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ;

    -анализировать  качество педагогической работы с детьми по развитию речи;

    Презентации к  самостоятельным работам и выступлениям с докладами.

    Экспертная  оценка качества проведения дидактических игр и фрагментов занятий на практических занятиях.

    Решение профессиональных  задач и выполнение компетентностных заданий. 

    знать:

    • особенности и методику речевого развития детей:
    • цель, содержание, принципы, формы, средства развития речи  детей дошкольного возраста;
    • задачи  развития речи  детей;
    • основные методические концепции и  системы развития речи  дошкольников;
    • методы и приемы  развития речи;
    • особенности овладения различными сторонами языка (лексика, грамматика, фонетика) у детей в разных возрастных группах ;
    • особенности руководства самостоятельной художественно- речевой деятельностью детей
    • основы организации обучения дошкольников родному языку;
    • диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;
    • виды документации, требования к ее оформлению.

    Текущий контроль в форме тестовых и письменных контрольных работ.

    Экзамен по междисциплинарному курсу.

    Разработчик:

    Т.В. Прохорова

    преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа

    Эксперты:

    ____________________       ___________________                         _________________________

    (место работы)                     (занимаемая должность)                               (инициалы, фамилия)

    ____________________       ___________________                         _________________________

    (место работы)                     (занимаемая должность)                               (инициалы, фамилия)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

    2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

    Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

    План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

    В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

    Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

    Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

    Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида»

    Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой  «Русский (родной) язык» (Программы спе...

    Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе

    Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...

    Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....