рабочая программа МДК 0303 "теория и методика развития речи детей" (ФГОС СПО по специальности 05144 "Дошкольное образование"
рабочая программа по теме

Прохорова Татьяна Вениаминовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdk_0302-dekabr.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное образовательное

 бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Кировский педагогический колледж»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

для специальности среднего профессионального образования

050144 Дошкольное образование

углубленной подготовки

2013г.


ОДОБРЕНА:

на заседании предметно-цикловой комиссии специальности

050144 Дошкольное образование

Протокол № ____от___ _____________2013г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

________________________Н.А.Елькина

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ОМС

____________________И.Н.Плясунова

«_____»_________________2013 г.

Составитель: 

Т.В. Прохорова

преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 «Дошкольное образование» укрупненной группы подготовки «Образование и педагогика» 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ МДК

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК

6

  1. условия реализации  МДК

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения МДК

18


  1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ мдк  0302 «Теория и методика развития речи у детей»

1.1. Область применения примерной программы

        Рабочая программа МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля  ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», который является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование» углубленной подготовки.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля  ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», изучается после освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», одновременно с освоением ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

        Освоение МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей»» способствует овладению обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 3.1.-3.5; 5.1-5.5

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

OK I-11

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации дошкольного воспитания и развития.

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность дошкольников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательно-образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен:

уметь:

  • формулировать задачи развития речи  дошкольника в соответствии с поставленными целями;
  • оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи;
  • подбирать  дидактический материал для проведения различных форм работы  по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей,  
  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях;
  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
  • отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ;
  • анализировать  качество педагогической работы с детьми по развитию речи;

знать:

  • особенности и методику речевого развития детей:
  • цель, содержание, принципы, формы, средства развития речи  детей дошкольного возраста;
  • задачи  развития речи  детей;
  • основные методические концепции и  системы развития речи  дошкольников;
  • методы и приемы  развития речи;
  • особенности овладения различными сторонами языка (лексика, грамматика, фонетика) у детей в разных возрастных группах ;
  • особенности руководства самостоятельной художественно- речевой деятельностью детей
  • основы организации обучения дошкольников родному языку;
  • диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;
  • виды документации, требования к ее оформлению.
  1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы МДК 0302 «Теория и методика развития речи у детей»

 максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;

самостоятельной работы обучающегося ______ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

153

в том числе:

лабораторные работы

42

практические занятия

контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

Итоговая аттестация в форме                     устного экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

 Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1.

Теоретические основы методики развития речи

Содержание

1

Предмет методики развития речи, и ее методологическая основа.

Методика развития речи как самостоятельная педагогическая дисциплина.

Характеристика механизмов и условий формирования речи.

2

2

2

Система работы по развитию речи детей.

Научные основы построения и содержания программы развития речи детей.

Задачи и средства речевого развития детей.

Дидактические требования к занятиям по развитию речи, их характеристика.

Методы и приемы по развитию речи у детей.

4

2

3

Организация речевой развивающей среды в разных возрастных группах.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Прочитать и составить тезисы статьей:
  • Г. Любиной. О формах и организации  работы по развитию речи //Дошкольное воспитание.-2000.-№11.-с. 49-51

2. Составить схему «Задачи, принципы, методы и приемы развития речи детей»

2

Тема 2. 

Методика развития словаря.

Содержание

1

Теоретические основы словарной работы в детском саду.

Сущность и значение словарной работы.

Особенности развития словаря у детей разного возраста.

Принципы словарной работы.

Задачи и содержание словарной работы в возрастных группах.

2

2

2

Методика словарной работы на занятиях.

Методы и приемы словарной работы. Дидактическая  игра как метод формирования словаря.

Формирование словаря на занятиях по рассматриванию картины, игрушки, ознакомлению со свойствами и качествами материалов.

Словарная работа вне занятий.

6

3

3

Диагностика словаря детей.

Задачи и содержание изучения детского словаря.

Обзор диагностических заданий для оценки уровня словаря детей.

Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в формировании словаря.

1

3

Лабораторная работа

1

Анализ задач и содержания программы по формированию  словаря  в  примерных общеобразовательных программах развития речи детей разных возрастных групп.

1

3

2

Составление содержания словарной работы по отдельным темам программы ознакомления с окружающим.

1

3

Практические занятия

1

Разработка конспектов занятий по формированию словаря  у детей разных возрастных групп.

2

3

2

Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в усвоении словаря.

1

3

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составление тематических словариков для детей разных возрастных групп.
  • Составление перечня игр по формированию и активизации словаря.
  • Моделирование занятия по заданному программному содержанию
  • Составление текста анализа занятия по рассматриванию картины, просмотренного на учебном занятии, по схеме, предложенной преподавателем.

6

Тема  3. 

Методика формирования грамматического строя речи.

Содержание

1

Теоретические основы формирования грамматического строя речи.

Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития речи.

Закономерности в усвоении детьми грамматического строя родного языка.

Типичные трудности освоения детьми морфологической и синтаксической сторон речи.

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей.

4

2

2

Методика формирования грамматически правильной речи у детей.

Методика формирования морфологической стороны речи.

Формирование способов словообразования.

Формирование синтаксической стороны речи.

Методика исправления грамматических ошибок.

4

3

3

Диагностика и оценка состояния грамматических навыков у детей.

Содержание и формы изучения грамматической стороны речи у детей.

Показатели сформированности  и недостатков грамматических навыков у детей.

2

3

Лабораторные работы

1

Анализ задач и содержания программы грамматического строя речи возрастных групп.

1

3

2

Систематизация дидактических игр и упражнений для усвоения морфологической и синтаксической стороны речи.

1

3

Практические занятия

1

Подбор диагностических заданий для изучения состояния грамматических навыков у детей.

1

3

2

Определение способов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности грамматического строя речи.

1

3

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составление характеристики особенностей грамматического строя речи детей разных возрастных групп.

  • Анализ  книги К.И. Чуковского "От двух до пяти". Словотворчество дошкольников как явление, сопровождающее процесс освоения морфологии.

  • Составление перечня игр по формированию грамматически правильной речи (Морфология. Синтаксис.Словообразование) для детей одной возрастной группы.

  • Анализ сайта «Развитие речи»

8

Тема  4.

Методика воспитания звуковой культуры речи.

Содержание

1

Теоретические основы звуковой культуры речи.

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей возрастных групп.  Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.

Развитие речевого слуха,  дыхания,  голоса и дикции.

6

2

2

Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях.

Структура занятия по формированию звукопроизношения у детей.

Методика занятий по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных  групп.

2

3

3

Воспитание звуковой культуры речи вне занятий.

Обследование состояния звуковой культуры речи у детей.

Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности звуковой культуры речи.

Виды документации по воспитанию звуковой культуры речи, требования к ее оформлению.                                          

2

3

Лабораторные работы

1

Сравнительный анализ планов занятий по звуковой культуре речи.

1

3

2

Отбор речевого материала для планирования работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий.

1

3

3

Оформление документации по результатам обследования звуковой культуры речи у детей.

1

3

Практические занятия

1

Составление плана занятия по звуковой культуре речи.

2

3

2

Практикум по обучению способам коррекционной работы, с детьми имеющими трудности звуковой стороны речи.

4

3

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение методики обследования звукопроизношения детей.

Проектирование дидактической игры по развитию фонематического слуха и восприятия.

Проектирование занятия по воспитанию звуковой культуры речи по заданному программному содержанию

8

Тема 5.

 Методика развития связной речи.

Содержание

3

1

Теоретические основы методики развития связной речи.

Понятие связной речи, ее функции, формы, характеристика.

Задачи и содержание обучения детей связной речи.

Методы и приемы  обучения диалогической о монологической речи.

4

2

2

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи.

Особенности обучения диалогической речи.

Разговоры с детьми как основной метод обучения диалогической речи.

1

3

3

Беседа как метод обучения диалогической речи.

Виды, тематика и содержание бесед. Структура обобщающей беседы.

2

3

4

Развитие монологической речи.

Особенности монологической речи. Приемы обучения рассказыванию.

Виды занятий по формированию навыков монологической речи.

2

3

5

Развитие монологической речи в прочесе рассказывания по восприятию.

Обучение рассказыванию по картине.

Обучение рассказыванию по предметам и игрушкам.

Методика обучения рассказыванию в разных возрастных группах.

3

3

6

Обучение детей пересказу литературных произведений.

Значение пересказа для развития связной речи.

Принципы отбора литературных текстов для пересказа.

Методика обучения пересказыванию.

2

3

7

Обучение творческому рассказыванию.

Своеобразие и значение творческого рассказывания.

Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Методика обучения творческому рассказыванию.

2

3

8

Изучение состояния связной речи у детей.

Задачи и содержание диагностики связной речи.

Критерии оценки навыков связной диалогической и монологической речи.

1

3

Лабораторные работы

1

Составление сводной таблицы навыков связной  речи.

1

3

2

Анализ планов занятий по обучению связной речи.

2

3

3

Определение критериев оценки связной диалогической и монологической речи у детей возрастных групп.

1

3

Практические занятия

1

Составление конспекта занятия –итоговой беседы

2

3

2

Разработка плана занятия по обучению пересказу.

2

3

3

Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении связной речи.

2

3

Контрольная работа

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • Характеристика особенностей развития диалогической и монологической речи у детей разных возрастных групп.

  • Виды занятий по развитию монологической речи.

  • Проектирование занятий по развитию диалогической речи (итоговая беседа).

  • Проектирование цикла занятий по обучению рассказыванию (составление рассказов по картине с развивающимся сюжетом;  составление творческого рассказа по картине; сочинение сказки с использованием схем-моделей).

  • Пересказ литературных произведений со сменой лица рассказчика как способ активизации умственной активности дошкольников.  

  • Проектирование интегрированного занятия (Коммуникация+Художественная литература+Здоровье)

16

Тема  6.

Методика ознакомления с художественной литературой.

Содержание

1

Теоретические основы ознакомления с художественной литературой.

Роль художественной литературы в воспитании, обучении и развитии речи.

Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.

Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания.

Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой.

4

2

2

Методика ознакомления с литературным произведением.

Формы работы с литературным произведением. Подготовка воспитателя и детей к ознакомлению с произведением художественной литературы.

Методика занятия по ознакомлению с литературным произведением.

4

3

3

Ознакомление детей с поэзией.

Значение поэтических произведений.

Требование к отбору поэтических произведений для заучивания.

Методика обучения выразительному чтению стихотворений.

2

3

4

Методика ознакомления с произведениями русского народного творчества.

Роль устного народного творчества в развитие речи. Особенности ознакомления детей с произведениями малых фольклорных форм.  

1

3

5

Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.  

Роль иллюстрации в ознакомлении с литературным произведением.

Эстетические и педагогические требования к подбору книжной иллюстрации.

Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.

1

3

6

Художественно-речевая деятельность.

Инсценирование литературных произведений.

Игры- драматизации по литературным произведениям.

Литературные утренники и вечера досуга.

Уголок книги и его роль в ознакомлении с художественной литературой.

2

3

Практические занятия

1

Отбор и анализ литературных произведений разных жанров для детей разных возрастных групп и разных педагогических задач..

2

3

2

Выбор форм работы по литературному развитию.

1

3

3

Моделирование занятий по ознакомлению с литературным произведением.

4

3

4

Составление тематики литературных утренников и вечеров досуга.

1

3

5

Творческий отчет по ознакомлению детей с художественной литературой (по итогам практики)

2

3

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Анализ содержания детского чтения в вариативных программах дошкольного образования.
  • Моделирование бесед с детьми по содержанию литературных произведений.
  • Активные методы заучивания стихотворений с детьми
  • Проектирование сценария детского литературного праздника  (досуга)

12

Тема  7. 

Подготовка детей к обучению грамоте.

Содержание

1

Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте в системе работы по развитию речи.

Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

2

3

2

Методика работы по подготовке детей к обучению  грамоте.

Методика ознакомления детей со словом.

Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.

Методика ознакомления со слоговым строением слова.

6

3

3

Ознакомление детей со звуковой структурой слова.

Значение звукового анализа слова.

Методика ознакомления детей со звуковой структурой слова.

4

3

4

Современные технологии обучения чтению детей дошкольного возраста.

5

3

Практические занятия.

1

Разработка плана занятия по подготовке к обучению грамоте.

1

3

2

Проведение фрагментов занятий по подготовке к обучению грамоте.

1

3

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

  • Сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных примерных программах дошкольного образования.

  • Анализ содержания рабочих тетрадей для дошкольников по подготовке к обучению грамоте.
  • Проектирование игры по обучению грамоте (компьютерный вариант)- использовать материалы Сайтов:

«Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html

«Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html

16

Тема  8. 

Планирование работы по развитию речи.

Содержание

1

Теоретические основы планирования работы по развитию речи.

Значение и принципы планирования. Виды планирования.

2

3

2

Особенности и содержание планирования работы по развитию речи.

Требования к планированию занятий. Планирование работы по развитию речи вне занятий.

Комплексный подход к планированию образовательной работы по развитию речи.

4

3

Практические занятия

1

Перспективное планирование занятий по развитию речи на месяц.

1

3

2

Планирование работы по развитию речи вне занятий.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление перспективного плана работы по образовательной области «Коммуникация» на месяц

( в одной возрастной группе

4


3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование  кабинета:

  •  рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-методические комплексы по программам дошкольного образования;
  • методические рекомендации и разработки для воспитателя ДОУ;
  • технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя.
  • учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2007.
  2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008.
  3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст]  / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2001.

Основные общеобразовательные программы дошкольного образования

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М., ТЦ Сфера, 2011.-320 с.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

4. Успех.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2011.

5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ (Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г.Асмолов; рук. Авт.коллектива Н.В.Федина).-М.: Просвещение, 2011.-240С.

Дополнительные источники:

  1.  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.
  2.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст]  —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  4.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст]  - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  5.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст]  — М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.
  6.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2007-2010.
  7.  Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  8.  Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
  9.  Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2005-2010.
  10. Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2005.- 127с.
  11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст]  – М.: Сфера, 1998.- 224с.
  12. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст]  - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 188с.
  13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  14. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
  15. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

Периодические издания:

Дошкольное образование

Ребенок в детском саду

Дошкольное воспитание

Обруч

Воспитатель

Интернет-ресурсы

  1. Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова - http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm
  2. Детская электронная библиотека  - www.deti-book.info/
  3. Детские писатели - www.kid-author.ru/
  4. О детской литературе - http://bibliogid.ru/
  5. Региональный сайт детских библиотек - http://www.deti.spb.ru/
  6. Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/
  7. Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/
  8. Сайт «Раннее развитие детей»- http://www.razumniki.ru/
  9. Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml
  10. Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm
  11. Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
  12. Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html

4. Контроль и оценка результатов освоения МДК  03.02. «Теория и методика развития речи у детей»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен уметь:

- формулировать задачи развития речи  дошкольника в соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи;

- подбирать  дидактический материал для проведения различных форм работы  по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей,

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях;

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;

- отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ;

-анализировать  качество педагогической работы с детьми по развитию речи;

Презентации к  самостоятельным работам и выступлениям с докладами.

Экспертная  оценка качества проведения дидактических игр и фрагментов занятий на практических занятиях.

Решение профессиональных  задач и выполнение компетентностных заданий. 

знать:

  • особенности и методику речевого развития детей:
  • цель, содержание, принципы, формы, средства развития речи  детей дошкольного возраста;
  • задачи  развития речи  детей;
  • основные методические концепции и  системы развития речи  дошкольников;
  • методы и приемы  развития речи;
  • особенности овладения различными сторонами языка (лексика, грамматика, фонетика) у детей в разных возрастных группах ;
  • особенности руководства самостоятельной художественно- речевой деятельностью детей
  • основы организации обучения дошкольников родному языку;
  • диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;
  • виды документации, требования к ее оформлению.

Текущий контроль в форме тестовых и письменных контрольных работ.

Экзамен по междисциплинарному курсу.

Разработчик:

Т.В. Прохорова

преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа

Эксперты:

____________________       ___________________                         _________________________

(место работы)                     (занимаемая должность)                               (инициалы, фамилия)

____________________       ___________________                         _________________________

(место работы)                     (занимаемая должность)                               (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида»

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой  «Русский (родной) язык» (Программы спе...

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....