Мастер-класс "Разнообразие животного мира" предметы: скульптура (рельеф), композиция станковая.
учебно-методический материал на тему

Мухамедова Людмила Владимировна

Рассказ о рельефах по наглядным пособиям. Последовательное выполнение животных из глины в рельефе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razn.zhiv_mira.docx510.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение дополнительного образования детей  «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области.

Открытый урок

«Разнообразие животного мира»

(предмет декоративно-прикладное искусство, скульптура в рельефе)

                                                      Разработала и выполнила преподаватель

                                                            Ольховской детской школы искусств

                                                                                        класса  «Живопись»

                                                                                             Мухамедова Л.В.

с.Ольховка

План-конспект открытого урока
     
Тема «Рельеф. Разнообразие животного мира»

1 класс         

  1. Вводная часть

Цель:

Развитие в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

Обучение методам работы с глиной при изготовлении рельефа.

Задачи:

Научить основам передачи рисунка в объемной форме.

Усвоить соблюдение основных пропорций, передачу характера,    

применение фактур.

Закрепить приёмы стилизации образа.

Оборудование и материалы:

для преподавателя:

 -фотографии скульптурных произведений по теме «Рельеф»;

 - работы учащихся прежних лет из фонда школы;

 - методическое пособие по теме.

Для учащихся:

- 1/8 листа ватмана, карандаши, ластики, глина, шликер,

- кисточка для шликера, ткань, стеки, скалки.

Продолжительность занятия: 3 часа.

II. Краткий план урока:

Рабочее место готовится до начала урока.

Организационная часть – 3 минуты.

Информационная часть, сообщение учебного материала – 15 минут.

Практическая часть – 105 минут:

- работа над эскизом – 10 мин,

- лепка фигуры – 95 мин.

Просмотр, анализ работ, и подведение итогов – 12 минут.

III. Ход урока.

  1. Подготовка рабочего места.

Подготовить глину, шликер до начала урока.

  1.  Организационная часть.

Приветствие, размещение учащихся за столами. Готовность учащихся к уроку, наличие у всех учащихся на столах необходимых материалов.

  1. Информационная часть.

Объяснение учебного материала и задания по теме «Рельеф. Разнообразие животного мира».

Изложить основные понятия о рельефе. Беседа и показ иллюстраций скульптурных произведений.

Рельеф – один из основных видов скульптуры, в котором объемное изображение располагается на плоскости и составляет с этой плоскостью единое целое.

Рельефное изображение рассматривается фронтально, в отличие от круглой скульптуры, которую можно рассмотреть со всех сторон.

Рельефное изображение может быть выпуклым или углублённым по отношению к фронтальной плоскости.

Рассмотрим два древнеегипетских рельефа. На первом рельефе изображен священный для древних египтян жук-скарабей. Весь корпус скарабея выступает над поверхностью стены, которая является основой и фоном изображения. Это – выпуклый рельеф. На втором рельефе изображен скарабей и бог Хнум. Обе фигуры находятся в углублении, основа и фон для них находятся на втором плане по отношению к фронтальной плоскости стены. Это – углубленный рельеф.

Выпуклый рельеф, в свою очередь, подразделяется на барельеф и горельеф.

Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема или своей толщины.

Горельеф – высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема или своей толщины. В горельефе скульптурное изображение может лишь слегка прикасаться к фону, а иногда и отделятся от него.

Наиболее известные примеры выпуклых барельефов:

  • барельеф с Акрополя в Афинах,
  • барельеф царя Дария на Бехистунской скале в Иране,
  • барельефы «Тутанхамон и его жена царица Анхесенамон» из гробницы Тутанхамона в Фивах,
  • барельеф Микеланджело «Битва с кентаврами»,
  • барельефы Теребнева И.И. на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербург,
  • барельефы Огюста Монферрана на гранях основания Александрийской колонны в Санкт-Петербурге.

Фигуры спортсменов на станции метро <Динамо> в Москве представляют собой образцы углубленного рельефа. Скульптурные портрета русских поэтов и писателей на фасаде Дома книги в Москве представляют образцы углубленного горельефа.

Наиболее известные горельефы:

  • горельеф фриза большого Алтаря Зевса из города Пергам (находится в Берлине),
  • горельефы Маркоса И.И. на пьедестале памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве,
  • горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток» скульптора Сергея Королькова,
  • горельефы Зураба Церетели.

Самый большой в мире горельеф находится в США, его поверхность превышает футбольное поле. На гранитной скале вырезаны герои Гражданской войны: президент Конфедерации Джефферсон Дэвис, главнокомандующий Юга генерал Роберт Лии и командир конницы южан Томас Джекон. Созданием мемориала руководил скульптор Гатсон Боргель, Позже, под его руководством был создан гигантский барельеф в граните горы Рашмор с изображением лиц четырех президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна (18,6 метров в высоту).

Подробно рассмотреть репродукцию выпуклого рельефа с изображением жука-скарабея. Рассказать об особенностях лепки выпуклого рельефа.

Дальше, в ходе самостоятельной работы учащихся, беседы по теории совмещаются с практическими занятиями.

  1. Практическая часть.
  1. Работа над эскизом.

Внимательно рассмотреть иллюстративный материал. Обратить внимание, что у каждого животного определённое строение тела, движения.

Существует великое множество видов этих удивительных животных. Но животные отличаются и окраской.

На основании рассмотренного материала выбрать свой образ, который будет изображен в ходе лепки. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.

Приступить к созданию эскиза. Сначала нанести осевую линию. Исходя из намеченной оси, уточнять отношения различных частей тела. Рисовать только одними линиями, ограничивающими фигуру от окружающего пространства, без мелких второстепенных деталей и без применения тона. Засечками показать характерные точки рисунка, соблюдая их ритмичное расположение. Отношения пропорций не следует определять с помощью линейки, только визуально, на глаз. При работе над наброском следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие особенности выбранного образа животного. Стремится, чтобы работа получилась красивая, и возникало желание с интересом ее рассматривать.

  1.  Лепка рельефа.

Для изготовления рельефа могут быть использованы полосы, жгутики, шарики, кружочки в форме лепешек. Все заготовки к основной фигурке последовательно соединяются между собой с помощью жидкой глины (шликера). Для увеличения прочности соединений на стыках следует нанести стеком сетчатые насечки.

Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины.

При лепке, сначала пальцами рук придают ему основную форму. Затем, окончательную доработку выполняют деревянными стеками.

Этапы работы лепки фигуры:

  1. Скатать из глины шар диаметром 10 см. Если глина прилипает к руке, значит слишком влажная глина, надо немного её помять. Если трескается – пересохла, надо увлажнять.
  2. Вылепить руками из шара лепешку толщиной 2 см.
  3. Положить на стол кусок влажной хлопчатобумажной ткани, на нее параллельно деревянные рейки толщиной 8-10 мм, которые служат линейкой и ограничителями.
  4. Уложить лепешку на стол между двумя деревянными рейками. От лепешки до реек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на рейки. Сверху положить кусок влажной хлопчатобумажной ткани или мешковины для получения фактурной поверхности.
  5. Раскатать пласт глины с помощью круглой деревянной скалки. Раскатывать следует от центра к краям. Нужно следить, чтобы пласт получился ровный, без складок.
  6. Вырезать ножом квадратную или любую другую форму рельефа.
  7. Стекой нанести осевую линию, наметить общие пропорции и нанести эскизный рисунок.
  8. Небольшими кусочками глины постепенно наращиваем рельеф этого животного.
  9. После того как модель в общих чертах готова, приступаем к работе над конкретизацией вылепленной формы. Стекой подправляем боковые основания плиточки и её поверхность, уточняем рельефный характер животного, обобщаем весь объём модели.
  10. Нанести фактуры на отдельные участки.
  11. После высыхания плиточка обжигается в муфельной печи.
  12. После обжига плиточка покрывается водоэмульсией белой(грунтовка), а затем расписывается гуашевыми красками.
  13. Когда роспись готова, плиточка покрывается бесцветным лаком.
  1. Просмотр и подведение итогов.

Учащиеся выставляют выполненные работы для общего просмотра, Делается акцент на интересные решения. Выявляются работы учащихся, отвечающие поставленным задачам. Делается анализ этих работ. Указываются общие замечания, а также замечания по отдельным работам.

Литература

  1. Гинтер С.М. «Керамика: от мегалита до фарфора».  2007
  2. Мильхина И.Э. «Методическое пособие. Лепка из пласта. Создание образа».
  3. Каабак Л.В., Сочивко А.В. «Животные мира». – М., Аванта+, 2003
  4. Мультимедийная энциклопедия «Животные  мира». – ЗАО «Новый Диск» DVD-ROM 2007.

Рис.1. Скарабей

Рис.2. Скарабей и бог Хнум

  Изделия моих учеников

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00543.JPG

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00500.JPG

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00464.JPG

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00468.JPG

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00469.JPG

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00466.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Рисунок пером" по предметам: рисунок, композиция станковая

Методическая работа "Рисунок пером" посвящена обучению рисунку тушью и пером учащихся школы искусств.Удачный выбор наглядного материала (набросок Л.Пастернака, рисунок А.Матисса, графика Х.Грина, зари...

Натюрморт в графике. Презентация к предметам: рисунок, композиция станковая, композиция прикладная.

Натюрморт -- один из наиболее популярных жанров станковой графики.Виды различных техник: пятновая графика, линейная, точечно-пятновая...   Применение в натюрморте стилизацию или деформацию п...

Методическая работа "Стилизация и трансформация в декоративном натюрморте" (предмет: композиция станковая, композиция прикладная).

Одна из ведущих задач -- развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Познакомить с понятиями "стилизация", "трансформация" в декоратив...

"Природа в орнаментальной графике" Открытый урок (предмет: композиция станковая, композиция прикладная, рисунок).

О рисунке цветов, растений, птиц, о их стилицации в орнаментальной графике....

Композиция станковая 1 класс Композиционный центр композиции станковой

1 класс Композиционный центр композиции станковой...