Проект патриотического воспитания «Память сильнее времени»
проект на тему

Деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины очень сложна и кропотлива.

Поэтому патриотическое воспитание закладывается у молодежи со школьной скамьи: тематические классные часы, встречи с ветеранами, посещение музеев, библиотек и т.д.

Мы прекрасно знаем, что классные часы являются основным компонентом системы работы куратора. Они проводятся с различными воспитательными целями. Наше мероприятие о патриотическом воспитании к Родине,  о тех кто защищал нас от фашистских захватчиков. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей. Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Давно закончилась война, но память сильнее времени…  И мы должны помнить подвиги тех, кто защищал страну от фашизма, кто дал нам возможность жить в мире в самой большой стране – России. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины. Здесь живут люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Валуйский колледж»

Проект патриотического воспитания

«Память сильнее времени»

Разработчики проекта:

преподаватели профессиональных

модулей З.Ф.Негода, И.Н.Томарева.

г. Валуйки 2015

Проект патриотического воспитания

«Память сильнее времени»

Цель:                                                                                                                                                    

  • Развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.                                                                                                              

 Задачи:          

  • Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких.
  • Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о ВОВ.
  • Воспитание чувства благодарности и уважения  к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
  • Развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельности в поисках необходимой информации.

Актуальность проекта                                                                                                                                  

Боль войны – неподъемная кладь.                                                                                                              И большая людская беда!                                                                                                                                    Эту память у нас не отнять:                                                                                                                         Никому! Ни за что! Никогда!  

                                                                   

Деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины очень сложна и кропотлива.

Поэтому патриотическое воспитание закладывается у молодежи со школьной скамьи: тематические классные часы, встречи с ветеранами, посещение музеев, библиотек и т.д.

Мы прекрасно знаем, что классные часы являются основным компонентом системы работы куратора. Они проводятся с различными воспитательными целями. Наше мероприятие о патриотическом воспитании к Родине,  о тех кто защищал нас от фашистских захватчиков. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей. Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Давно закончилась война, но память сильнее времени…  И мы должны помнить подвиги тех, кто защищал страну от фашизма, кто дал нам возможность жить в мире в самой большой стране – России. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины. Здесь живут люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

И сегодня мы назовем имена наших победителей.

Он вечно будет с нами жить

(Посвящается Н.Ф. Ватутину)

   

Когда кружилась вьюга в поле,

В начале века, в декабре,

Крестьянский сын - Ватутин Коля

 Родился в маленькой избе.

16 декабря 1901 года в селе Чепухино, в семье крестьянина, родился будущий полководец - Николай Фёдорович Ватутин. Отец Коли Ватутина, Фёдор Григорьевич, жил одной семьёй со своими братьями и сёстрами, всего – тридцать человек. Возглавлял семью дед – Григорий Дмитриевич, который вернулся в родное Чепухино после восемнадцати лет службы в кавалерии. Не было на селе более отзывчивого и справедливого человека, чем Григорий Дмитриевич. Сам работал, не жалея сил, и своих сыновей, дочерей и внуков воспитывал в трудолюбии. Впрочем так испокон веков велось в больших крестьянских семьях, где каждый на виду, каждый отвечает за всех и знает, что ему делать по хозяйству. А уж старшего слушаться – первый закон. Без этого нельзя. На всю недолгую жизнь запомнил Коля Ватутин землю своих предков - опалённые зноем, иссушенные ветрами меловые высоты. На ней трудились его дед, отец, мать, на ней работали его братья и он сам. На ней паренек познал цену крестьянскому труду и научился упорству и терпению.

Учился в школе он отлично,

И детство всё прошло в труде.

Хоть скромен был он в жизни личной,

Старался первым быть везде.

В 1909 году осенью Коля пошёл в школу, учился с большим прилежанием и удовольствием. Учёба давалась ему легко, и каждый день, проведенный на занятиях, становился для мальчика праздником. Школу Ватутин закончил первым учеником, ему очень хотелось учиться дальше, но для этого надо было ехать в Валуйки, где находилось двухклассное училище, к тому же обучение платное. Семья еле сводила концы с концами, и казалось, что учёба на этом закончилась. Но судьба оказалась благосклонна к мальчику. Дед Григорий собрал последние деньги, к ним учитель Николай Иванович добавил кое-что из своего скудного жалования и купил Коле учебники и тетради. Ватутин окончил это училище с отличием и по настоянию, опять же при помощи Николая Ивановича, блестяще сдав экзамены, поступил в Уразовское коммерческое училище, где проучился 4 года и в 1917 году окончил его. Коля принёс домой похвальный лист. Осторожно, с любовью трогали родственники невиданную бумагу с гербовой печатью. 

        Когда совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Ватутину исполнилось 16 лет. В это время он по праву считался самым грамотным в селе, и крестьяне доверили ему делить помещичью землю, читать печатные издания.

На фронт Ватутин добровольцем

В войну гражданскую ушёл,

Где стал бойцом и комсомольцем.

И школу мужества прошёл.

В 1918 году начинается гражданская война, Николаю не было ещё и 19 лет, когда он добровольно вступил в один из отрядов Красной Армии. С этого времени и до конца своей жизни он находился на военной службе. Военную шинель красноармейца Ватутин надел в апреле 1920 года, когда поступил в 3-й запасной полк в городе Валуйки. В Полтаве, в Харькове учился, Чтоб командиром красным стать, Всегда упорно он стремился в военном деле всё познать. В 1921 году Н.Ф. Ватутина, как одного из способных красноармейцев, посылают учиться в Полтавскую пехотную школу на курсы красных командиров, где он показал себя прилежным и настойчивым курсантом и окончил это училище с отличием. После учебы его назначили командовать взводом, и начальство отметило его командирские качества. Через два года Ватутина направляли в Харьковскую полковую школу, которую он также закончил с отличием. В двадцатых годах он занимал различные командные должности в воинских подразделениях Красной Армии. За время своей службы он показал себя грамотным и умелым командиром.

Настойчив был в большом и малом,

Храня достоинство и честь,

Валуйским первым генералом

Стал наш Ватутин  в тридцать шесть.

На сколько же должен быть силён, талантлив народ, если он сумел дать новое поколение командиров, которому предстояло выдержать мощнейший удар гитлеровской военной машины и победить.

Жуков, Конев, Василевский, Рокоссовский, Малиновский, Черняховский, Говоров, Марецкий, Ватутин – вот только самые знаменитые из них. Они помогли молодёжи поднять армию. Не будь их, трудно сказать, с какими бы итогами кончилась смертельная схватка с фашизмом.

После окончания пехотной школы в октябре 1922 г. Н.Ф.Ватутин назначается командиром взвода 67- го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии. Получает трёхнедельный отпуск выпускника едет домой. С трепещущим сердцем подъезжал Н.Ф.Ватутин к родному Чепухино. Встречала молодого командира вся семья. Была у Николая тайна, которая согревала ему сердце – 2 года учёбы. Тайна – Татьяна Романовна Иванова из соседней деревни Вороновка. И ехал Николай домой с твёрдым намерением жениться.

Свадьбу сыграли скромную и через два дня увёз Николай Татьяну в г. Чугуев по месту службы.

Осенью 1936 года уже опытный командир, знаток военного дела Ватутин на время вернулся в Москву, чтобы снова оказаться «учащимся». На этот раз его школой стала Академия Генерального штаба. Блестяще окончив её, он был направлен в Киев и служил начальником штаба Киевского особого военного округа. Его замечательные способности были оценены высшим командованием, в начале 1938 года Ватутину присвоили звание генерал-майора. В июле 1940 года он получил новое назначение - в Москву, в Генеральный штаб, где и проходил службу до начала Великой Отечественной войны.

Цену ватутинских свершений

В войну узнала вся страна,

В них проявился русский гений,

Расцвёл талант его сполна.

22 июня  1941 года гитлеровцы напали на Советский Союз, бросив на него 170 дивизий. Ватутин выехал на Северо-Западный фронт, где сложилось крайне угрожающее положение, его назначили начальником штаба этого фронта. Началась титаническая работа. Ватутин не признавал пассивной обороны. «Везде силён не будешь», - говорил он.

Идя на расчётливый риск, он временно ослаблял отдельные участки фронта и, собрав большие силы пехоты и артиллерии на важном направлении, наносил противнику стремительный контрудар. Психологическое воздействие на врага было так велико, что гитлеровское командование приостановило наступление, что позволило выиграть время нашему командованию для организации обороны. В 1942 году Ватутин стал командиром Юго-Западным фронтом, который сыграл решающую роль в разгроме немцев под Сталинградом.

Среди степей родного края

Хвалёных маршалов громил,

До светлых дней Победы в мае

Всего лишь год он не дожил.

В 1943 году войска Воронежского фронта под командованием Н.Ф. Ватутина принимали активное участие в Курской битве, в освобождении Курской и Воронежской областей. Н.Ф. Ватутин и его штаб разгадали замыслы врага, и 5 июля за два часа до начала немецкого наступления его войска обрушили на врага ураганный артиллерийский огонь. Так началась Курская битва. Ещё много впереди пришлось встретить ему преград, часто приходилось принимать очень ответственные решения, но ночь 5 июля оказалась для него самой трудной в жизни. 12 февраля 1943 года Николай Фёдоровичу присвоено звание генерала Армии. В октябре 1943 года он командовал 1-м Украинским фронтом, войска которого форсировали Днепр южнее Киева на Букринском плацдарме, где завязались ожесточённые бои. Тогда Ватутин, полководец принял смелое и гениальное решение: его войска ночью совершили глубокий обход с севера и 6 ноября освободили Киев.

В марте 1944 года, когда Ватутин возвращался из штаба одной из армий его фронта, он попал в засаду и был тяжело ранен. Несмотря на длительное лечение и привлечение лучших специалистов в ночь на 15 апреля 1944 года Николая Фёдоровича Ватутина не стало. Утром центральные газеты опубликовали сообщение о смерти Н.Ф. Ватутина. В лице товарища Ватутина государство потеряло одного из талантливейших молодых полководцев. Похороны генерала армии Ватутина Николай Фёдоровича состоялись в г. Киеве. У гроба полководца стояли его боевые соратники. В скорбном молчании сидели родственники.

           Какие мысли терзали сердце его мамы Веры Ефимовны, получившей похоронки на сыновей Афанасия /4 февраля/, а через месяц – на Семёна. Что думала мать, сидя у гроба любимого сына Коленьки?...

  Хоронили Николая Фёдоровича Ватутина в том самом парке, на высоком берегу Днепра, где любил гулять с любимой женой и детьми Николай Фёдорович, и мечтал о счастливой жизни…

Из приказа Верховного Главнокомандующего:

«Приказываю»: в час погребения генерала армии Николая      

                           Фёдоровича Ватутина отдать умершему

                           последнюю воинскую почесть и произвести

                           с столице нашей Родины – Москва, салют в

                           двадцать четыре орудийных залпов и двадцати

                           четырёх орудий”.

                                                            17 апреля 1944 года.

                                                                                       И.  Сталин.

Всегда звездою путеводной

Ему для нас, живущих, быть,

В сердцах и памяти народной

Ватутин вечно будет жить!

Когда Николай Фёдорович погиб, ему не было ещё и сорока трёх лет. Таким молодым, полным энергии, нерастраченного таланта он и остался в памяти народа.

Валуйчане по праву гордятся своим замечательным земляком, одним из прославленных и великих полководцев Великой Отечественной войны. Имя Николая Фёдоровича Ватутина золотыми буквами вписано в историю нашей великой Родины.

Герои малой Родины моей

Это память о прошлой войне

Не дает мне покоя давно.

Наша жизнь дорога нам вдвойне,

Когда войны мелькают в кино                                            

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа и длилась 1418 дней. Она явилась яркой героической и в то же время трагической страницей в истории Белгородчины.

Огненный вал той войны трижды прокатился по Белгородской земле, превратив в руины многие её города и сёла.

22 июня 1941…  Этот день заполнился всем, кому пришлось жить в ту пору. День, который разделил жизнь на мирное вчера и суровое военное сегодня. Самое главное на земле – мир. И никто не ожидал, что в один летний день всё изменится. Изменится смысл жизни, судьбы, мечты.

Никто не сомневался в победе и на борьбу с гитлеровцами поднялся весь народ. Много военных событий свершилось за эти военные годы, но события по освобождению Белгородчины заняли в истории особое место.

Валуйский район и город Валуйки находился в акупации фашистов с 6 июня 1942года по 27 января 1943 года. В этот период Валуйки и Уразово имели большое стратегическое значение для оборонявшегося противника, а следовательно и для успешного наступления Красной Армии. Здесь находились две железнодорожные магистрали, был узел шоссейных и грунтовых дорог. Эти пункты были сердцем коммуникаций и снабжения немецких армий, стоящих на стыках Юго-Западного и Воронежских фронтов. Уразово – аэродромный узел на 200 самолётов с хорошей посадочной полосой, ангарами и всевозможными складами.

19 января 1943 года войска Воронежского фронта устремили в атаку танковую бригаду, миномётный полк, кавалерийскую дивизию на освобождение Валуек и Уразово.

Кони и техника утопали в глубоком снегу. Мороз обжигал лица  и руки бойцов.Но всеми владел наступательный порыв и войска упорно продвигались вперёд, освобождая город и сёла от оккупантов. Активно помогали наступающим частям валуйские партизаны и местное население. Накануне штурма они подорвали железнодорожное полотно и помешали противнику вывезти эшелоны со станции, а на рассвете подорвали эшелон с немецкими солдатами. Местные жители сообщали сведения о численности вражеских групп, проводили в тыл врага советских солдат, показывали минные поля, оказывали помощь раненным бойцам.

Молодёжь добровольно вливалась в ряды наступающих частей под командованием полковников Суржикова М.И., Серышева Е.П., генерала-майора Соколова С.В., командира Первой Конной Армии Морозова М., командира кавалерийского корпуса Полегина А.Г., командира эскадрона Москвича П.В., командира танковой бригады Таранова И.А. и другие.

Ты помни, что когда-то

В густом думы, в крови

Шли на бой ребята, ровесники твои.

В бою за Валуйки было уничтожено до 2 тысяч и взято в плен 3 тысячи вражеских солдат и офицеров.

Вскоре после боёв за Валуйки и Волоконовку в 8-й гвардейской кавалерийской дивизии родилась песня, которая прошла с гвардейцами по военным дорогам до памятных дней Победы. Есть в ней такие слова:

                                              Вспомним-ка Валуйки, казаки- герои,

                                              Как в степи широкой били мы врага,

                                              Как на Харьков шли мы зимнею порою

                                              В лютые морозы, в ночь, через снега.

                                               Отомстим злодеям за Отчизны горе.

                                                За сожжённый Харьков, за детей-сирот!

                                                Воронцов, Курячий, Курочкин, Григорьев

                                                Голову сложили за родной народ…

На валуйской земле получили свои награды многие воины-освободители, в том числе звание Героя Советского Союза: Григорьев И.А., Курячий К.Н.., Курочкин Т.П. - кавалерист, грудью пал на раскалённый ствол пулемёта, торчащий из амбразуры, в бою за одну из улиц Валуек – посмертно, Кальян Л.Н.- при жизни.

Командованию и войскам, освободившим Валуйки, Острогоржск и Россошь, Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин объявил в приказе от 25 января 1943 года благодарность. То был первый такого рода приказ. С этого дня каждый крупный успех на фронте отмечался подобным приказом.

12 июня 1943 года на прохоровском поле развернулся

                                      Смертный бой, не ради славы,

                                       Ради жизни на земле!..

В первые же минуты сражения, поднимая чёрные тучи пыли и дыма, навстречу друг другу двинулись две мощные лавины танков. Эти машины, не жалея снарядов, ведут лихорадочный бой. Беспорядочно рвутся тысячи снарядов. Многотонные башни танков взлетают в воздух и отлетают в воздух на десятки метров!... Всего через час-два всё это поле будет покрыто сотнями горящих машин. А в пшенице, измятой и во многих местах сгоревшей, одна за другой завязывались рукопашные схватки советских и фашистских танкистов, спасшихся из горевших и подбитых танков. Теперь в ход вместо пушек и пулемётов пошли автоматы, гранаты, ножи… всё это должен был выдержать и вынести на себе наш воин, вынести и сражаться, сражаться до конца.

Руководимые Н.Ф.Ватутиным войска Воронежского фронта одержали победу, в самом крупном за всю вторую мировую войну, танковом сражении с участием с обеих воюющих сторон до 1200 танков и СУА 12 июня 1943 года на Прохоровском поле, получившим ныне статусе Отечественного ратного поля.

За белгородские бои большинство воинов были награждены орденами и медалями.

Герои – белгородцы – это воины: под Москвой и Ельней, на Волге и Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Молдавии и в Прибалтике, при форсировании Одера, при штурме Берлина. В числе героев – пехотинцы, танкисты, связисты, сапёры, лётчики, моряки, военные медики- воины всех родов и войск и всех воинских званий – от рядового до генерала.

В годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 181 уроженец Белгородчины, в том числе валуйчане: Ватутин Н.Ф., Сириченко Н.Т., Кравченко Ф.Т. – участники в боях на Курской дуге, Посохов Г.С., Стриженко Я.А., Аглотков Ф.Н., Котов Н. Д., Кулешов С.И., Руднев В.Д., Соловьёв А.Ф., Дикарев В.М., Евтушенко А.С..

Великая Отечественная война завершилась победоносно. Дорогой ценой досталась она советскому народу. Чувство гражданского долга обязывает нынешних, да и будущих поколений, свято хранить светлую память о поколении, отдавшим все свои силы и миллионы жизней в ВОВ.

         Герои не забыты. Благодарные валуйчане в память о своих земляках установили у мемориала «Скорбящая мать», где похоронены 213 человек погибших в боях с фашистами в 1943году, бронзовые бюсты Героям Советского Союза.

Так появилась в городе святыня – Аллея Героев. Именами героев названы улицы, школы, сёла, города. В детских садах, школах, в колледже, техникумах, институтах организованы уголки героев.

Музей Н.Ф.Ватутина это особый уголок, уголок не долгой, но яркой его жизни, о которой рассказывают сотрудники музея. В течение года музей посетили около 7,5 тысяч человек. В основном это учащиеся школ, колледжа, техникумов, но в последнее время повысился  интерес и у взрослого населения.

Мы желаем, что бы музей сохранил свой статус и сохранился в родном селе Ватутино (Чепухино), среди прежних меловых гор.

«Деревья» - посадим ?!

                                       Литература:

  1. «Во имя победы» Ю.И.Гончаренко
  2. «Белгородчина в В.О.В. 1941-1945гг.» А.Чиченков
  3. «Ратная доблесть белгородцев» Ю.И.Гончаренко, В.Е.Молчанов
  4. «5 июля 1943» В.Кардашов

Вывод

Процесс становления гражданина-патриота представляет собой целостную систему патриотического воспитания, которая включает в себя обоснование нравственных ценностей, целей, задач, принципов, форм и методов, а так же видов деятельности человека.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у студентов общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания направлена на развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.

Усвоение студентами представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях действия патриотов Родины положительно мотивируют ценности патриотизма в личностном отношении.

Контрольные задания

Выберите один из вариантов и искренне ответьте на вопросы. Варианты своих ответов отправьте на электронную почту  miss.tomareva@mail.ru с пометкой «Патриотический проект. Вариант №1(2)» .

Вариант №1

  1. Дайте определение понятия «патриотизм» и определите его назначение в современном российском обществе.
  2. Какое мнение сложилось у Вас о Н.Ф. Ватутине?
  3. Кем был дед, Григорий Дмитриевич, для Н.Ф. Ватутина в жизни?
  4. Вы считаете себя патриотом своей Родины?
  5. Определите роль субъектов и объектов патриотического воспитания.
  6. В чем, по-вашему, состоит актуальность проблемы патриотизма в современном российском обществе.
  7. Знаете ли вы героев своей малой Родины? Назовите их фамилии.
  8. Ваш отзыв о проекте патриотического воспитания «Память сильнее времени»

Вариант №2

  1. Дайте определение понятия «патриотическое воспитание».
  2. Какова ответственность и гражданская позиция Н.Ф.Ватутина?
  3. Так что же думала мать, Вера Ефимовна, сидя у гроба любимого сына Коленьки?
  4. Что вас поразило в данном патриотическом проекте?
  5. Какие функции выполняет патриотическое воспитание в современном российском
  6. В чем, по-вашему, состоит актуальность проблемы патриотического воспитания в современном российском обществе.
  7. Ваш отзыв о проекте патриотического воспитания «Память сильнее времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Открытое занятие по направлению «Патриотическое воспитание». «Память о войне – залог мирного будущего»

Звучат фанфары. На экране заставка с темой занятия.За кадром ведущий читает стихотворение: Еще тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земл...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание"

Презентация к пед проекту "Патириотическое воспитание", на примере краткосрочных полевых сборов....

Презентация по военно-патриотическому воспитанию на тему: "Герои нашего времени"-2014

Презентация посвящена 25-летию вывода войск из Афганистана и 5-летию открытия мемориальной доски Ю. Кологреева....

Классный час для обучающихся 5-8 классов "Память сильнее времени"

Классный час, приуроченный к 9 мая.Подрастает новое поколение, которое не видело, тех, кто уходил на войну юношами и девушками и храбро сражался за свободное будущее своих детей, внуков и правнуков....

Классный час "Память сильнее времени" для обучающихся 10-11 классов

Война оставила свой след в судьбе каждой семьи нашей страны. На защиту Родины поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все нации и народности Советского Союза. Защитники Отечества превратились в...

Стендовый доклад "Память сильнее времени" - о выпускниках военной поры Краснодарской ФАШ

Стендовый доклад "Память сильнее времени: выпускники Краснодарской фельдшерско-акушерской школы В Великой Отечественной войне" подготовлен студентами ГБПОУ "Краснодарский краевой базовы...