Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"
методическая разработка на тему

Шорохова Ирина Сергеевна

 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного воспитанника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятии.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 Игра как метод обучения

  Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,  конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

         Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

 

         Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все обучащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.

Возраст детей и игровые технологии.

Бытует мнение, что игровая форма учебной деятельности – это удел дошкольного и младшего школьного возраста, эта позиция продиктована однобоким взглядом на сущность игры. Ошибочность подобной точки зрения очевидна с учетом ране приведенной информации. Одна из непосредственных задач данной разработки – опытным путем подтвердить целесообразность эффективность игровых технологий в применении ко всему периоду школьного обучения, таким образом, сфера исследования охватывает диапазон возраста от 7 до 18 лет.

Мотивы общения:

1.Обучащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности обучащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2.Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3.Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным -- проявить активность, недисциплинированным - стать организованными детям, чем-то себя скомпрометировавшими, - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия - мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористаческих ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

В объединении «Гармония» часто проводятся такие развивающие игры, как:

Море волнуется

Цель игры - учить детей волевым усилием контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движений. Рекомендуемый возраст детей -- от 5 лет.

Продолжительность - 10 минут

Описание - Эта знакомая многим с детства игра, она и воспитывает, и развлекает; Играть в нее можно как в помещении, так и на площадке. Педагог  становится лицом к игрокам, которые стоят в линию на расстоянии нескольких шагов от него, и вслух произносит следующие слова:

 

Море волнуется -- раз!

Море волнуется -- два!

Море волнуется -- три!

Морская фигура, на месте замри! Пока педагог говорит, игроки двигаются, изображая, руками «волны». При слове «замри» игроки должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало это слово. После этого педагог некоторое время должен понаблюдать за игроками. Игрок, который улыбнулся или пошевелился, выходит из игры или, по предварительной договоренности, сам становится ведущим. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Волшебное исчезновение

Цель - развивать зрительное внимание и тренировать память у детей.

Для игры потребуется несколько (всего 5-10) разных предметов. Это могут быть, например, игрушки. Также для игры понадобится небольшая ширма.

Рекомендуемый возраст детей – 6-12 лет.

Продолжительность - 5 минут

Описание - педагог раскладывает на столе игрушки, называя каждую из них. После этого он объясняет детям, что умеет показывать фокусы. Игра начинается. Педагог  просит детей запомнить, какие игрушки стоят на столе, после чего закрывает их ширмой и быстро и незаметно убирает со стола одну игрушку. Задача игроков -- определить, что именно исчезло со стола. Когда дети справятся с заданием, воспитатель заявляет, что сейчас повторит фокус: вновь закрывает игрушки ширмой, возвращает на место «исчезнувшую» игрушку и убирает другую. Задача игроков остается той же -- определить, что изменилось.

При этом они обязательно должны назвать как исчезнувшую, так и возвращенную игрушку.

Примечание: игру можно усложнять, устраивая для игроков небольшие «подводные камни». Можно, например, во время очередного «фокуса» не убирать игрушки со стола, а просто поменять их расположение относительно друг друга. Такие ситуации в игре особенно способствуют развитию внимания у детей.

Снежный ком

Цель - помочь детям познакомиться друг с другом поближе, сплотить их. Игра развивает словесную память.

Рекомендуемый возраст детей 6-12 лет.

Продолжительность - 10 минут

Описание - Для начала педагог объясняет, почему у игры такое название, напоминает детям, что маленький ком снега, если его катить, постепенно увеличивается и может превратиться в огромный снежный ком. В словесную игру, которая в некоторых своих чертах тоже напоминает снежный ком, педагог, и предлагает поиграть. Все игроки садятся в круг, после чего педагог, начинающий игру, называет свое имя и поворачивается к игроку, сидящему по правую руку от него. Тот должен повторить имя педагога, а потом назвать свое. Третий игрок, таким образом, перед тем как назвать своё имя, должен повторить имена двух предыдущих игроком, четвертый -- трех, пятый -- четырех и т. д. Последнему игроку «везет» больше остальных: он должен повторить имена всех игроков, прежде чем назвать себя. В заключение игры педагог может повторить имена, после чего всех игроков можно считать представленными друг другу.

Игровая деятельность в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных (двигательных) и других способностей ребёнка. Но особое значение занятия искусством имеют для развития воображения. Воображение, необходимое везде, имеет эстетическое происхождение, т.е. формируется на основе присущей каждому человеку потребности в красоте и наиболее активно развивается именно в тех видах деятельности, которые не сковывают ребёнка нормативными рамками, а предоставляют возможность искать в жизни и самому создавать красоту: в играх и художественных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_zanyatiyah_2222.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

                   

«Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях»

выступление на педагогическом совете

«Роль педагога дополнительного образования в развитии и образовании талантливых и одаренных детей. Обучая, развиваем»

                                                                                                           Шорохова И.С.

                                                             Педагог дополнительного образвания

                                           

ст. Калининская

2015

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства.  

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного воспитанника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятии.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 Игра как метод обучения

  Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,  конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

          Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

          Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все обучащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.

Возраст детей и игровые технологии.

Бытует мнение, что игровая форма учебной деятельности – это удел дошкольного и младшего школьного возраста, эта позиция продиктована однобоким взглядом на сущность игры. Ошибочность подобной точки зрения очевидна с учетом ране приведенной информации. Одна из непосредственных задач данной разработки – опытным путем подтвердить целесообразность эффективность игровых технологий в применении ко всему периоду школьного обучения, таким образом, сфера исследования охватывает диапазон возраста от 7 до 18 лет.

Мотивы общения:

1.Обучащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности обучащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2.Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3.Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным -- проявить активность, недисциплинированным - стать организованными детям, чем-то себя скомпрометировавшими, - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия - мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористаческих ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

В объединении «Гармония» часто проводятся такие развивающие игры, как:

Море волнуется

Цель игры - учить детей волевым усилием контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движений. Рекомендуемый возраст детей -- от 5 лет.

Продолжительность - 10 минут

Описание - Эта знакомая многим с детства игра, она и воспитывает, и развлекает; Играть в нее можно как в помещении, так и на площадке. Педагог  становится лицом к игрокам, которые стоят в линию на расстоянии нескольких шагов от него, и вслух произносит следующие слова:

Море волнуется -- раз!

Море волнуется -- два!

Море волнуется -- три!

Морская фигура, на месте замри! Пока педагог говорит, игроки двигаются, изображая, руками «волны». При слове «замри» игроки должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало это слово. После этого педагог некоторое время должен понаблюдать за игроками. Игрок, который улыбнулся или пошевелился, выходит из игры или, по предварительной договоренности, сам становится ведущим. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Волшебное исчезновение

Цель - развивать зрительное внимание и тренировать память у детей.

Для игры потребуется несколько (всего 5-10) разных предметов. Это могут быть, например, игрушки. Также для игры понадобится небольшая ширма.

Рекомендуемый возраст детей – 6-12 лет.

Продолжительность - 5 минут

Описание - педагог раскладывает на столе игрушки, называя каждую из них. После этого он объясняет детям, что умеет показывать фокусы. Игра начинается. Педагог  просит детей запомнить, какие игрушки стоят на столе, после чего закрывает их ширмой и быстро и незаметно убирает со стола одну игрушку. Задача игроков -- определить, что именно исчезло со стола. Когда дети справятся с заданием, воспитатель заявляет, что сейчас повторит фокус: вновь закрывает игрушки ширмой, возвращает на место «исчезнувшую» игрушку и убирает другую. Задача игроков остается той же -- определить, что изменилось.

При этом они обязательно должны назвать как исчезнувшую, так и возвращенную игрушку.

Примечание: игру можно усложнять, устраивая для игроков небольшие «подводные камни». Можно, например, во время очередного «фокуса» не убирать игрушки со стола, а просто поменять их расположение относительно друг друга. Такие ситуации в игре особенно способствуют развитию внимания у детей.

Снежный ком

Цель - помочь детям познакомиться друг с другом поближе, сплотить их. Игра развивает словесную память.

Рекомендуемый возраст детей 6-12 лет.

Продолжительность - 10 минут

Описание - Для начала педагог объясняет, почему у игры такое название, напоминает детям, что маленький ком снега, если его катить, постепенно увеличивается и может превратиться в огромный снежный ком. В словесную игру, которая в некоторых своих чертах тоже напоминает снежный ком, педагог, и предлагает поиграть. Все игроки садятся в круг, после чего педагог, начинающий игру, называет свое имя и поворачивается к игроку, сидящему по правую руку от него. Тот должен повторить имя педагога, а потом назвать свое. Третий игрок, таким образом, перед тем как назвать своё имя, должен повторить имена двух предыдущих игроком, четвертый -- трех, пятый -- четырех и т. д. Последнему игроку «везет» больше остальных: он должен повторить имена всех игроков, прежде чем назвать себя. В заключение игры педагог может повторить имена, после чего всех игроков можно считать представленными друг другу.

Игровая деятельность в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных (двигательных) и других способностей ребёнка. Но особое значение занятия искусством имеют для развития воображения. Воображение, необходимое везде, имеет эстетическое происхождение, т.е. формируется на основе присущей каждому человеку потребности в красоте и наиболее активно развивается именно в тех видах деятельности, которые не сковывают ребёнка нормативными рамками, а предоставляют возможность искать в жизни и самому создавать красоту: в играх и художественных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на занятиях сольфеджио

Применение игровых технологий на занятиях сольфеджио...

Методическая разработка «Использование игровых технологий на занятиях технических дисциплин»

Поиск новых форм и приемов при изучении технических дисциплин – это необходимое явление в современных условиях обучения. В педагогической практике применяются различные методические приемы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...

Повышение налоговой грамотности обучающихся с использованием игровых технологий

В данной статье рассмотрено значение налоговой грамотности, предложены пути повышения налоговой грамотности обучающихся в игровой форме....