Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ
опыты и эксперименты

Чечель Наталья Александровна

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чечель Наталья Александровна

        

 «Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессионального образования»

Чечель Наталья Александровна автор опыта,

Преподаватель ветеринарных дисциплин,

ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

г. Бирюч

Содержание:

Информация об опыте ……………………………………………………………3

Технология опыта ………………………………………………………………...7

Результативность опыта …………………………………………………...........10

Библиографический список …………………………………………………….12

Приложение к опыту ……………………………………………………………14


Информация об опыте

1.Тема опыта «Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессионального образования».

2.Условия возникновения опыта.

ОГАПОУ «Бирючанский техникум» расположен в центре города Бирюча, единственный в городе. 76 % населения города составляют рабочие, 37 % жителей имеют высшее и среднее специальное образование.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания и обучения обучающихся, требует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. В современных условиях решение этой проблемы связано с реализацией новых научно обоснованных педагогических технологий и систем организации учебно – воспитательного процесса. Поэтому сегодня современный преподаватель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии (Приложение №1).

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

В области ветеринарии для профессиональной деятельности важно, чтоб выпускник обладал не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и готовностью к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Современное обучение требует более глубокой взаимосвязи с процессом познания. Одним из давно известных способов усвоения человеком знаний и умений является игра, используемая в качестве средства и метода обучения и воспитания, имеющих специфическое содержание и целевую направленность.

В игре происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и впечатлениям самого обучающего. Игра есть пространство «внутренней социализации» обучающего, средство усвоения социальных установок. Ее многомерность характеристик определяет неоднозначность оценок дидактических возможностей игровых ситуаций.

3. Актуальность опыта.

Преподаватель, оказывающий влияние на обучающегося, всегда учитывает: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного, возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие. Учитывая все эти данные, происходит формирование первоначального представления о личности обучающегося, что во многом определяет характер педагогического воздействия.

Взаимодействие преподавателя с обучающимся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «преподаватель-обучающийся» встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. Анализируя педагогическое воздействие преподавателя на обучающегося необходимо учитывать его назначение как начального момента взаимодействия.

Воплощение педагогического воздействия на обучающегося обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия преподавателя на обучающегося в его связи с миром, формирует у него отношение к этому миру. Принцип педагогической технологии заключается в системе необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и обучающегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Работа над данной темой позволила автору выявить следующие противоречия:

  1. Противоречие между традиционными занятиями и занятиями с применением инновационных педагогических технологий.
  2. Противоречие между мотивацией обучающихся и педагогической компетенцией современного преподавателя.
  3. Противоречие между имеющимися знаниями обучающихся и получаемыми профессиональными компетенциями.

Причиной названных противоречий,  характерных для современной системы образования, является отсутствие у обучающихся мотивации к учебе, к изучаемым дисциплинам. Большая часть обучающихся приходят на занятия по принципу – так нужно родителям, а я еще не определился, не выбрал, кем хочу быть. Большую проблему составляют обучающиеся равнодушные, не имеющие свою точку зрения.

Анализ выделенных противоречий позволил преподавателю определить проблему опыта:  поиск и разработка инновационных форм и методов обучения, направленных на повышение мотивации студентов к обучению по специальным ветеринарным дисциплинам, повышение успеваемости обучающихся как основа компетентностного подхода в обучении. Представленный опыт по повышению успеваемости обучающихся через компетентностно - ориентированные технологии способствует решению данной проблемы.

4. Ведущей педагогической идеей опыта является повышение успеваемости обучающихся на занятиях по МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения с применением компетентностно - ориентированные технологии. Данная технология позволяет использовать знания обучающихся в новой для них ситуации, в которой усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, благодаря данной технологии, обучающиеся на моих занятиях легко и свободно запоминают изучающийся материал, так как игра в целом выполняет важные функции как: развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую, коррекционную, терапевтическую. Данная технология является средством психологической подготовки обучающихся к будущим жизненным ситуациям.

5. Длительность работы над опытом. Работа над опытом продолжалась на протяжении 2015-2018 учебных лет.

        Главная цель использованной технологии является:

  • усвоение нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей;
  • формирование познавательных мотивов и интересов;
  • передача целостного представления о предметах, явлениях с учѐтом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического и социального проектирования (Приложение № 2).

6.Диапазон опыта. Центральное место в нем занимает занятие. Полноценный урок МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения – это урок мышления, познание нового и интересного. Практическая деятельность – одна из его составляющих. Она создается на решении ситуационных задач, проведении экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. Главное, чтобы обучающимся было интересно. Ведь обычные лекции у обучающихся вызывают скуку, а потом отвращение.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку обучающихся. Поэтому, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

7. Теоретическая база опыта.

Мною была изучена и проанализирована литература по теме:

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. «Психология мотивации студентов».
  2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
  3. Мюнстерберг Г. «Психология и учитель».
  4. Марковская Е.А., Муштавинская И.В., Мылова И.Б. «Инновационные технологии Петербургской современной школы».
  5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. «Педагогика».
  7. Степанов С.В. Современные образовательные технологии.

Наиболее ценными стали книги Л.С. Выготского «Педагогическая психология» - в его трудах прослеживается связь психологии с педагогикой, воспитания у обучающихся внимания, мышления, эмоций. Рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания обучающихся, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности обучающихся и роли психологических знаний в учительском труде.

Г. Мюнстерберг «Психология и учитель» стала классическим трудом в области, как психологии, так и педагогики. Книга, в которой выясняются цели обучения и воспитания с помощью этических соображений. Это своеобразный психологический обзор, в котором автор стремится выявить главные душевные состояния, влияющие на работу и развитие обучающегося, в каком соотношении эти душевные факторы состоят с определенными областями студенческой деятельности, то есть в какой мере понимание душевной жизни обучающегося становится важным для практики студенческой жизни.

Г. Мюнстерберг   считает: «Развитие наших реакций — это история нашей жизни».

«Если бы нам надо было искать выражение для самой важной истины, которую современная психология может дать учителю, оно гласило бы просто: ученик - это реагирующий аппарат».

Многое было почерпнуто из работ: Бакшаевой Н.А., Вербицкого А.А., Выготского Л.С.,  Селевко Г.К., Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Степанова С.В.

8. Степень новизны опыта состоит в использовании технологии игрового обучения на занятиях по МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, где учебная деятельность приобретает исследовательский характер и становится основой развития профессионально важных качеств и ведет к повышению качества успеваемости обучающихся.

Деловые игры развивают живой интерес у студентов к глубокому изучению теории, дают возможность показать практическую значимость теории, позволяют на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные вопросы, быстро ориентироваться в сложных ситуациях.

Деловые игры позволяют увеличить интенсивность учебного процесса за счет самостоятельной подготовки студентов вне аудитории, активности во время игры в отведенные для занятий часы, увеличения ответственности каждого студента не только за себя, но и за исход игры в целом. Кроме того, учебную деятельность обучающегося отличают многообразие различных отношений между обучающим и преподавателем, усложнением ее способов и приемов.

Грамотно спланированная и организованная, учебная деятельность позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и преподавателю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом обучения может стать всем известная китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Характеристика условий, в которых может быть реализован данный опыт:

Опыт может быть применен в любом образовательном учреждении среднего профессионально образования.

Технология опыта

Понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. 

Федеральные государственные стандарты нового поколения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, в том числе к методике преподавания, к учебно-методическим материалам, к квалификации кадрового состава. 

Основным результатом деятельности преподавателя должна стать не система знаний, умений и навыков, а формирование профессиональных и общих компетенций. Важными целями образования становятся развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности, четко представлять цели и пути ее достижения. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. 

Целью данного опыта является:

  • обеспечение успешного усвоения нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей, познавательных мотивов и интересов, умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Создавать обучающимся собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  2. Воспитывать у обучающихся способность правильно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  3. Содействовать в поиске и использовании информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  4. Воспитывать у обучающихся способность работать в коллективе и в команде.

Для достижения поставленной цели и задач необходимо рассмотреть влияние игровой технологии в процессе изучения материала по МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения.

Для успешного внедрения технологии развивающего обучения в образовательный процесс необходимо, чтобы преподаватель из информатора превратился в организатора учения, а обучающийся стал активным соучастником процесса приобретения знаний.

Включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

1.При изучении нового материала на тему: «Правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения» использовалась ролевая-игра «Я - ветеринарно санитарный эксперт на мясоперерабатывающем предприятии».

Имитируем рабочее место – цех разделывания туш забитых сельскохозяйственных животных. Поставленной задачей является определение особенности созревания мяса больных, истощенных животных, убитых в агональном состоянии, проведение санитарной оценки качества реализующего мяса, клеймение.

Игра проходит в два этапа. На первом этапе, обучающиеся вспоминают критерии, при которых можно отличить мясо больных, истощенных животных, убитых в агональном состоянии. Умело справившись с заданием необходимо правильно распорядиться с тушками: направить на утилизацию, на переработку на колбасные и консервные изделия, выпустить в реализацию.

На втором этапе, обучающиеся проводят клеймение мяса, вспоминают правильность нанесения клейма.

Важнейшей задачей, которая решается в ходе деловой игры, - это недопущение некачественной продукции (мяса) в реализацию населения. Недопущение заражения людей инфекционными и инвазионными болезнями.

Данная игра развивает мышление, практический навык, способность принимать самостоятельное решение, нести ответственность. Вопросы нового материала легко усваиваются и запоминаются обучающимися. Все появляющиеся вопросы, недопонимание решаются в ходе игры, тем самым изучаемый материал запоминается на 100% (Приложение № 3).

2.При закреплении нового материала «Правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения» использовалась ролевая-игра «Я - ветеринарно санитарный эксперт на рынке».

Игра, проводится в лаборатории «Ветеринарно санитарная экспертиза» имитируем рабочее место – лаборатория рынка. Поставленной задачей является определение качества реализующего мяса, клеймение, исследование мяса на трихинеллез. Игра проходит в три этапа. На первом этапе, обучающиеся вспоминают требования, предъявляемые к реализуемому мясу, учитывают признаки не качественного мяса, признаки болезней при которых мясо нельзя использовать в пищу. На втором этапе, обучающиеся проводят клеймение мяса, вспоминают правильность нанесения клейма. На третьем этапе, обучающиеся с помощью трихинеллоскопа, кусочков мяса проводят исследование мяса на трихинеллез.

Главной задачей в использованной игре является недопущение некачественной продукции (мяса) в реализацию населения. Недопущение заражения людей трихинеллезом.

Таким образом, деловая игра «Я - ветеринарно санитарный эксперт на рынке» развивает мышление, практический навык, способность принимать самостоятельное решение, нести ответственность (Приложение № 4).

        2.При использовании на занятиях по МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения ролевых игр, формируются этапы:

  1. Подготовительный этап:

а) информирование участников о предстоящей игре;

б) отработка элементов языкового материала в предречевых упражнениях;

в) отработка языкового материала в речевых упражнениях;

  1. Проведение ролевой игры.
  2. Заключительный этап:

а) оценка речевой деятельности участников;

б) анализ типичных речевых и языковых ошибок;

в) обсуждение коммуникативного поведения участников игры.

Наибольшее внимание подготовительному этапу следует выделить информирование участников о данной ролевой игре: оно включает в себя ознакомление с учебно-речевой ситуацией, основными игровыми ролями и коммуникативными задачами персонажей.

Заключительный этап как подведение результатов проведения ролевой игры считается обязательным, так как деятельность обучающихся должна получить оценку, в противном случае этот способ обучения будет воспринят как развлечение и использование его впоследствии не принесет желаемых результатов.

Этот этап может быть во временном плане отделен от второго, но только в том случае, если подведение итогов включает в себя также анализ типичных ошибок и обсуждение коммуникативного поведения обучающихся, особенно если ролевая игра базируется на проблемной игровой ситуации.

Результативность опыта

Главным результатом является повышение качества знаний по изучаемым темам МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения.

Об эффективности образовательной деятельности говорит повышение качества успеваемости в процессе обучения, что видно в представленных ниже диаграммах.

Динамика уровня качества знаний (%) за 2015-2016 учебный год

Динамика уровня качества знаний (%) за 2016-2017 учебный год

Динамика уровня качества знаний (%) за 2017-2018 учебный год

Вывод: анализируя успеваемость обучающихся по МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения за три учебных года результаты показывают, что уровень качества знаний с каждым годом у обучающихся растет при использовании на занятиях игровой технологии.

С применением игровых технологий у обучающихся появился интерес к занятиям, с легкостью происходит  усвоение нового и закрепление старого материала, формируются общие учебные умения, развиваются  творческие способности. Обучающиеся с легкостью принимают индивидуальные и совместные решения в нестандартных ситуациях.

Данный опыт показывает, что на современном этапе развития среднего профессионального образования обучающиеся намного лучше воспринимают учебный материал при применении в образовательном процессе современных инновационных технологий.

Библиографический список

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов/Н.А.Бакшаева, А.А.Вербицкий. - М.: Логос, 2006.-184 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/В.В Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
  3. Марковская Е.А., Муштавинская И.В., Мылова И.Б. и др. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ/Е.А.Марковская, И.В.Муштавинская, И.Б. Мылова.– СПб.: СПб АППО, 2010. – 36с.– (Петербургский опыт общего образования) - ISBN 978-5-7434-0388-2
  4. Мюнстерберг Г. Психология и учитель/Г.Мюнстерберг. – 2014. – 280 с.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. – М.: Школа-Пресс, 2007.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  7. Степанов С.В. Методическая служба: опыт моделирования // Современные образовательные технологии. – Тверь: ТГУ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для специальности 36.02.01 Ветеринария

Данная рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, предназначена для получения умений, навыков и ...

Тематический план и схема технологии преподавания дисциплины МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхожд

Календарно-тематический план предназначен для получения умения и навыков по профессиональному модулю  МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождени...

ПМ.03. УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Комплекс оценочных средств предназначеных для проверки качества знаний по профессиональному модулю. Проводится в виде квалификационного экзамена комиссионно....

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

Комплект контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования  по с...

Перечень вопросов и опись билетов для проведения дифференцированного зачёта по ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

Перечень вопросов и опись билетов для проведения дифференцированного зачёта по ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения МДК.03.01 Методики...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для специальности 36.02.01 Ветеринария

Рабочая программа профессионального модуля «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» является основной профессиональной образовател...

ФОНД контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно – санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для обучающихся специальности 36.02.01 «Ветеринария»

контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно – санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для обучающихся специальности ...