Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для специальности 36.02.01 Ветеринария
рабочая программа

Коняхина Анастасия Сергеевна

Рабочая программа профессионального модуля «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» является основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

– предубойного осмотра животных;

– участие в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения. уметь:

– проводить предубойный осмотр животных;

– вскрывать трупы животных;

– проводить отбор проб биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения для исследований;

– консервировать, упаковывать и пересылать пробы биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения;

– проводить обеззараживание нестандартных продуктов и сырья животного происхождения;

– проводить утилизацию конфискатов и зараженного материала. знать:

– правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения;

– методику предубойного осмотра животных;

– правила проведения патологоанатомического вскрытия;

– приемы постановки патологоанатомического диагноза;

– стандарты на готовую продукцию животноводства;

– пищевые токсикоинфекции, токсикозы и их профилактику;

– методики обеззараживания несоответствующих стандарту продуктов и сырья животного происхождения;

– правила утилизации продуктов и сырья животного происхождения.

Количество часов, отведенное на освоение программы профессионального модуля.

Всего – 198 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов, включая: обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 84 часа, самостоятельную работу обучающегося – 42 часа; учебная практика – 72 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vse_pm_03_-2018_interaktivnye_formy.docx74.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

        УТВЕРЖДАЮ

        Заместитель директора
        по учебной работе

        __________ О.В. Редина

        «___» _________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

для специальности 36.02.01 Ветеринария

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта Ветеринарный фельдшер, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. №1079н, учебного плана, утверждённого приказом от 19.06.2014 г. №120.

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Коняхина А.С., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Рецензенты:

Михин А.М., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;

Меджитов Э.Н., руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей и технологии продукции общественного питания.

Протокол № __ от «__» _______ 20__ г.

Председатель цикловой комиссии ___________ А.М. Михин

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением __________ Т.А. Евсюкова

СОГЛАСОВАНО

Методист __________ Н.В. Козлова

СОГЛАСОВАНО

Организация-работодатель БУВО «Острогожская районная СББЖ»

Руководитель _____________ Э.Н. Меджитов «____» __________ 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. Область применения программы

4

  1. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

4

  1. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы профессионального модуля

5

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3.1. Тематический план профессионального модуля

7

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

15

4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

15

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

16

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03

Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

1.1. Область применения программы. 

Рабочая программа профессионального модуля является основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД). Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

ПК 3.5. Проводить обеззараживание соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля.

С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • предубойного осмотра животных;
  • участие в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения.

уметь:

  • проводить предубойный осмотр животных;
  • вскрывать трупы животных;
  • проводить отбор проб биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения для исследований;
  • консервировать, упаковывать и пересылать пробы биологического материала, продуктов и сырья животного происхождения;
  • проводить обеззараживание нестандартных продуктов и сырья животного происхождения;
  • проводить утилизацию конфискатов и зараженного материала.

знать:

  • правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов, сырья животного происхождения;
  • методику предубойного осмотра животных;
  • правила проведения патологоанатомического вскрытия;
  • приемы постановки патологоанатомического диагноза;
  • стандарты на готовую продукцию животноводства;
  • пищевые токсикоинфекции, токсикозы и их профилактику;
  • методики обеззараживания несоответствующих стандарту продуктов и сырья животного происхождения;
  • правила утилизации продуктов и сырья животного происхождения.

1.3. Количество часов, отведенное на освоение программы профессионального модуля.

Всего – 198 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов, включая:

обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 84 часа,

самостоятельную работу обучающегося – 42 часа;

учебная практика – 72 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результатов обучения

ПК 3.1.

Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

ПК 3.2.

Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

ПК 3.3.

Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

ПК 3.4.

Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

ПК 3.5.

Проводить обеззараживание несоответствующих стандарту продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

ПК 3.6.

Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

ПК 3.7.

Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

ПК 3.8.

Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных и общих компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего, часов

в т.ч. лабораторные
и практические занятия,
часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1-9,
ПК
3.1 – 3.8

МДК 03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

198

126

40

-

42

-

72

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов

Всего

198

126

40

-

42

-

72

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,  использование активных и /или
интерактивных форм проведения занятий

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

МДК 03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

126

Тема 1.
Убойные животные и факторы, определяющие категории их упитанности. Транспортирование животных (птицы)

Содержание

4

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

1

Характеристика животных, предназначенных для убоя, их заготовка и современные требования, предъявляемые к ним. Методы определения упитанности скота и птицы. Действующие ГОСТы. Категории упитанности убойных животных. Контрольный убой, нагул и откорм убойных животных.

2

2

Общие ветеринарно-санитарные требования к транспортировке животных и птиц, сырья животного происхождения. Задачи ветеринарной службы при транспортировании убойных животных. Подготовка животных к транспортированию, требования к транспортным средствам. Оформление транспортной документации. Болезни животных, связанные с транспортированием. Порядок ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств после выгрузки животных.

2

Тема 2.
Предубойное содержание и убой

Содержание

16

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.5.

1

Порядок приема и сдачи животных (птицы) на боенские предприятия, их размещение, сортировка по полу, возрасту и упитанности. Режим предубойного содержания, его влияние на убойный вход, качество мяса. Подготовка к убою скота и птицы, их предубойный осмотр и его значение. Болезни и другие состояния, при которых животных и птицу не допускают к убою или направляют для убоя на санитарную бойню. Ветеринарные правила допуска на убой больных и вакцинированных животных. Регистрация предубойного осмотра животных.

2

2

Предприятия по переработке животных (птиц). Ветеринарно-санитарные требования при строительстве и эксплуатации мясо- и птицекомбинатов, убойных пунктов, ветеринарно-санитарных блоков в промышленных комплексах. Санитарно-гигиенические и технические требования к производственным цехам и их оборудованию. Способы обескровливания. Роль и значение ветеринарной службы в работе мясоперерабатывающих предприятия по выпуску доброкачественной продукции.

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

3

Понятие об убойной массе и убойном выходе продукции. Нормативы выхода массы мяса, жира сырца, субпродуктов.

2

4

Организация и методика послеубойного осмотра голов, туш и внутренних органов. Клеймение. Методика и техника послеубойного исследования головы, внутренних органов и туш животных. Оснащение рабочего места ветсанэксперта. Особенности осмотра органов и тушек кроликов и птицы.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 3.1.

ПК 3.4.

Практические занятия

8

ОК 1

ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6

ПК 3.1.

1

Оформление документации по учету и отчетности на мясоперерабатывающем предприятии.

2

Проведение предубойного осмотра животных (птицы).

3

Определение топографии и морфологических особенностей головы, туши её внутренних органов различных видов животных. Проведение клеймения мяса.

Тема 3.
Морфологический, химический состав мяса, товароведческая оценка. Изменения в мясе после убоя и при хранении

Содержание

6

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.6.

1

Мясо, его пищевое и биологическое значение. Морфологический и химический состав мяса различных видов убойных животных и птицы. Влияние вида, пола, возраста породы животных и типов кормления на качество мяса. Классификация мяса по виду, полу, возрасту, упитанности, термическому состоянию и пищевому назначению. Методы определения свежести мяса.

2

Лабораторное занятие

4

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.6.

1

Определение степени свежести образцов мяса и санитарная оценка по результатам органолептического исследования, микроскопии мазков-отпечатков.

Тема 4. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных

Содержание

16

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.6.

1

Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных (птицы) при болезнях инфекционной этиологии. Предубойная и послеубойная диагностика основных инфекционных болезней животных, дифференциальная диагностика. Ветеринарно-санитарная оценка туш, органов и других продуктов убоя при обнаружении инфекционных болезней, передающихся и не предающихся человеку через мясо и мясные продукты. Ветеринарно-санитарная оценка тушек кроликов и птицы при болезнях инфекционной этиологии.

2

2

Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных (птицы) при болезнях инвазионной этиологии. Предубойная и послеубойная диагностика основных инвазионных болезней животных, дифференциальная диагностика. Локализация возбудителя в тканях и органах животных. Ветеринарно-санитарная оценка туш, органов и других продуктов убоя, при обнаружении инвазионных болезней передающихся и не предающихся человеку через мясо и мясные продукты. Ветеринарно-санитарная оценка тушек кроликов и птицы при болезнях инвазионной этиологии.

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.6.

3

Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных (птицы) при болезнях незаразной этиологии. Ветеринарно-санитарная экспертиза туш (тушек) и органов животных при септических процессах, болезнях желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, маститах, патологии обмена веществ, новообразованиях, ожоговых и механических травмах.

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.6.

Лабораторные занятия

8

ОК 1

ОК 3

ОК 6

ОК 8

ПК 3.1.

ПК 3.3.

1

Отбор проб материала от туш мяса для бактериологического исследования при подозрении на инфекционные заболевания.

2

Изготовление мазков-отпечатков из патологически измененных органов и тканей.

3

Биохимическое исследование мяса.

4

Трихинеллоскопия свинины. Исследование мяса на цистицеркоз.

Практические занятия

2

ОК 1

ОК 3

ПК 3.3.

1

Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства и растениеводства на продовольственных рынках.

Тема 5.
Методики ветеринарно-санитарной экспертизы субпродуктов, пищевых жиров, кишечного сырья, крови. Утилизация конфискатов

Содержание

2

ОК 1

ОК 2

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.3.

1

Субпродукты, их классификация и пищевая ценность. Пищевые жиры. Жировое сырье, его пищевое значение, сбор и переработка. Кишечное сырье. Пороки кишок и ветеринарно-санитарная экспертиза кишечного сырья. Ветеринарно-санитарные требования к сбору и обработке крови. Переработка крови на пищевые, лечебные, технические и кормовые продукты. Ветеринарно-санитарная экспертиза крови и готовых продуктов.

Тема 6.
Методика и ветеринарно-санитарный контроль готовой продукции животноводства

Содержание

16

ОК 1

ПК 3.4.

1

Консервирование мяса и мясных продуктов высокой и низкой температурой. Источники получения холода. Ледяное и льдо-соленое охлаждение, применение сухого льда, типы ледников. Режимы и условия охлаждения и замораживания мяса и мясных продуктов в холодильниках, холодильных камерах. Замораживание мяса в блоках. Потеря мяса при обработке холодом и сроки хранения его в холодильниках. Размораживание мяса. Пороки охлажденного и мороженого мяса. Ветеринарно-санитарный контроль на холодильниках, порядок дезинфекции и дератизации. Консервирование мяса и мясных продуктов высокой температурой. Основа технологии и гигиена производства различных видов мясных баночных консервов. Пороки мясных баночных консервов. Методы исследования и санитарная оценка мясных баночных консервов.

2

2

Консервирование мяса и мясных продуктов поваренной солью. Копчение и другие методы консервирования. Сущность и способы посола. Изменения в мясе при посоле. Пороки солонины и ветеринарно-санитарной экспертизы. Краткие сведения о новых методах консервирования мяса. Сублимационная сушка, ультрафиолетовое и инфракрасное облучение, сверхвысокочастотный нагрев, ветеринарно-санитарная оценка данных методов консервирования.

2

ОК 1

ОК 9

ПК 3.3.

3

Ветеринарно-санитарная экспертиза колбасных изделий. Сырье и его подготовка для производства колбасных изделий. Основы технологии производства вареных, полукопчёных, варено-копченых и сырокопченых колбас.

2

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ПК 3.6.

4

Методика ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов. Санитарные и технологические требования, предъявляемые к молоку как к сырью для изготовления масла и сыров. Использование побочных продуктов молока. Санитарно-гигиенические требования при реализации кисломолочных продуктов.

2

ОК 1

ОК 4

ОК 5

ПК 3.2.

5

Пищевые токсикоинфекции, токсикозы и их профилактика. Современное понятие о пищевых заболеваниях и их классификация по этиологическому признаку.

2

ОК 1

ОК 4

ОК 9

ПК 3.1.

Лабораторные занятия

6

ОК 1

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ПК 3.6.

1

Оценка качества молока и молочных продуктов.

2

Определение свежести вареных колбас по результатам органолептического и микроскопического исследования, величине рН и качественным реакциям на аммиак и сероводород.

Тема 7.
Методики обеззараживания несоответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения

Содержание

8

ОК 1

ОК 4

ПК 3.1.

ПК 3.3.

ПК 3.7.

1

Отличительные особенности мяса и внутренних органов здоровых, больных и убитых в агональном состоянии животных в органолептической характеристике и лабораторных показателях. Санитарная оценка продуктов убоя

2

2

Способы обеззараживания (на изготовление колбас, консервов, проваривание, обеззараживание мяса посолкой, замораживанием). Режимы обезвреживания, пути реализации обезвреженных продуктов и действующие ГОСТы. Методики и правила утилизации продуктов и сырья животного происхождения. Ветеринарно-санитарные требования к предприятиям по утилизации продуктов и сырья животного происхождения.

2

ОК 1

ОК 3

ПК 3.3.

ПК 3.5.

Лабораторное занятие

4

ОК 1

ОК 4

ОК 7

ОК 8

ПК 3.3.

ПК 3.4.

ПК 3.5.

1

Распознавание мяса больных и здоровых животных по результатам органолептического исследования.

Тема 8.
Правила и методика проведения патологоанатомического вскрытия

Содержание

12

ОК 1

ОК 2

ПК 3.7.

ПК 3.8.

1

Цель вскрытия трупов животных. Виды вскрытия. Значение посмертной патологоанатомической диагностики в борьбе с болезнями животных. Этапы диагностического процесса. Дополнительные диагностические исследования и их значения. Транспортирование трупа к месту вскрытия и ветеринарно-санитарные требования при перевозке трупов. Методы обезвреживания места вскрытия и методы уничтожения или утилизации трупного материала. Личная профилактика при работе с трупами.

2

2

Методы и техника вскрытия. Правила и методика проведения патологоанатомического вскрытия и постановка патологоанатомического диагноза. Методы вскрытия трупов разных видов животных и их применение. Порядок исследование трупа и последовательность его вскрытия. Технические приемы. Вскрытие брюшной, грудной, черепной полостей и их обследование. Способы извлечения систем органов, техника их вскрытия и методика исследования у различных видов животных.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 3.7.

ПК 3.8.

Практические занятия

8

ОК 1

ОК 6-9

ПК 3.8.

1

Вскрытие трупов животных. Документация вскрытия.

2

Отбор, консервирование, упаковка и пересылка патологического материала.

3

Определение видовой принадлежности яиц домашней птицы. Товарная и ветеринарно-санитарная оценка куриных яиц.

4

Ознакомление с работой лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства на рынках.

Тема 9.
Стандартизация
и сертификация готовой продукции

Содержание

4

ОК 1

ОК 4

ОК 5

ОК 8

ПК 3.4.

1

Стандартизация и сертификация пищевых продуктов. Цели, принципы и правила системы стандартизации и сертификации. Законодательная база сертификации. Нормативные документы.

2

2

Действующие ГОСТы. Основные цели, принципы и правила системы сертификации ГОСТов на пищевые продукты. Структура системы сертификации ГОСТов.

2

Самостоятельная работа при изучении ПМ.03:

  1. Работа с материалами учебника, конспектом лекций.
  2. Написание конспекта:
  • «Пороки мясных баночных консервов»;
  • «Использование побочных продуктов молока»;
  • «Правила утилизации продуктов и сырья животного происхождения»;
  • «Способы обеззараживания туш и внутренних органов больных животных»;
  • «Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы»;
  • «Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы тушек на конвейере».
  1. Подготовка сообщения:
  • «Ингредиенты посолочных смесей и их роль»;
  • «Личная гигиена при вскрытии и работе с трупами животных»;
  • «Предприятия по переработке животных»;
  • «Проведение предубойного осмотра»;
  • «Подготовка животных к убою».
  1. Подготовка презентаций:
  • «Болезни, связанные с транспортировкой животных»;
  • «Отличительные особенности мяса разных видов животных»;
  • «Методы вскрытия животных»;
  • «Убойные животные и факторы, определяющие категории их упитанности»;
  • «Клеймение. Виды клейм и штампов».
  1. Составление схем:
  • «Колбасные изделия»;
  • «Средний химический состав и энергетическая ценность колбасных изделий».

42

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 8

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий

1. Деловая игра « Организация и методика проведения послеубойного осмотра.»

2. Работа в микрогруппах на практических занятиях.

3. Решение ситуационных задач « Отличительные особенности мяса и внутренних органов здоровых, больных и убитых в агональном состоянии животных.»

4. Защита презентаций.

5. Урок экскурсия  в БУВО «Острогожская рай СББЖ» ЛДО

Учебная практика

Виды работ:

  1. Участие в проведение предубойного осмотра.
  2. Предприятия по переработке животных (птиц).
  3. Участие в организации послеубойного осмотра голов, туш и внутренних органов. Клеймение.
  4. Ветеринарно-санитарная экспертиза субпродуктов, пищевых жиров, кишечного сырья. Утилизация ветеринарных конфискатов.
  5. Участие в ветеринарно-санитарной экспертизе при инфекционных заболеваниях.
  6. Участие в ветеринарно-санитарной экспертизе при инвазионных заболеваниях.
  7. Участие в ветеринарно-санитарной экспертизе при незаразных болезнях.
  8. Участие в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевых продуктов на продовольственных рынках.
  9. Вскрытие трупов, разных видов животных. Нозологический диагноз. Оформление документации вскрытия.
  10. Участие в проведении оценки качества молока и молочных продуктов.
  11. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мёда, рыбы, растительной продукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка.
  12. Участие в ветеринарно-санитарной экспертизе яиц.

72

ПК 3.1.-ПК 3.8.

Всего

198

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебной лаборатории «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: рабочие места по числу обучающихся, пинцеты, ножницы Купера, секционный набор (набор для вскрытия), овоскоп, рефрактометр, прибор для определения соматических клеток в молоке, люминоскоп, трихинеллоскоп, компрессорий, аппарат Михаэлиса, ареометр.

Технические средства обучения: компьютер, принтер.

Полигоны:

- учебно-производственное хозяйство с учебной фермой;

- ветеринарная клиника;

- лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы рынка;

- БУВО «Острогожская районная СББЖ» ЛДО.

Залы:

- библиотека;

- читальный зал с выходом в Интернет.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Боровков М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: учебник / М.Ф. Боровков, В.П. Фролов, С.А. Серко. – СПб.: Лань, 2007. – 204 с.
  2. Жаров А.В. Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учебник / А.В. Жаров, Л.Н. Адамушкина, Т.В. Лосева. – М.: Колос, 2007. – 304 с.

Дополнительные источники:

  1. Житенко П.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства: учеб. пособие / П.В. Житенко, М.Ф. Боровков. – М.: Колос, 2000. – 103 с.
  2. Макаров В.А. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологий и стандартизации продуктов животноводства справочник / В.А. Макаров, В.П. Фролов, Н.Ф. Щуклин. – М.: Агропромиздат, 1991. – 353 с.
  3. Журнал «Ветеринария», «Ветеринарная газета».

Интернет- ресурсы:

  1. Контрольный убой, нагул и откорм убойных животных. Материал из – yunc.org. Юнциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://yunc.org/
    Откорм_и_нагул_животных
  1. Зачистка туш и ее гигиеническое значение. Понятие об убойном выходе продукции. Нормативы выхода массы мяса, жир-сырца, субпродуктов. Материал из – vuzlit.ru. Vuzlit.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://vuzlit.ru/85946/
    zachistka_gigienicheskoe_znachenie_ponyatie_uboynom_vyhode_produktsii_normativy_vyhoda_massy_myasa_syrtsa
  2. Жировое сырьё, его пищевое значение, сбор и переработка. Материал из – медпортал.com. ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ: Морфология и химия жирового сырья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://медпортал.com/veterinariya_727/pischevyie-jiryi.html
  3. Методики и правила утилизации продуктов и сырья животного происхождения. Материал из – www.veterinarka.ru. ВЕТЕРИНАРКА.РУ Портал для ветеринарных врачей и владельцев животных – Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.veterinarka.ru/vetzakon/veterinarno-sanitarnye-pravila-sbora-utilizacii-i-unichtozheniya-biologicheskih-othodov.html
  4. Транспортирование трупа к месту вскрытия и ветеринарно-санитарные требования при перевозке трупов. Материал из – www.kgau.ru. Электронный учебно-методический комплекс – Патологическая анатомия, секционный курс, судебно-ветеринарная экспертиза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.kgau.ru/distance/vet_03/patanatomia/03_01.html

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Освоению модуля предшествует изучение следующих общепрофессиональных дисциплин:

- «Анатомия и физиология животных»;

- «Латинский язык в ветеринарии»;

- «Основы микробиологии»;

- «Основы зоотехнии»;

- «Ветеринарная фармакология».

А также профессиональных модулей:

- ПМ.01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

- ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.

Обязательным условием допуска к учебной практике (по профильной специальности) в рамках ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения является получение первичных профессиональных навыков при проведении лабораторно-практических занятий в рамках профессионального модуля 03.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических (ветеринарно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующему профилю ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, успешное прохождение программы стажировки ветеринарных специалистов 1 раз в 5 лет.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

- проводить предубойный осмотр;

- оформлять документацию.

- устный опрос;

- защита практической работы;

- защита лабораторной работы;

- решение ситуационной задачи;

- письменный опрос.

ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

- выполнять мероприятия по отбору проб биологического материала, их упаковки, транспортировки и подготовки для лабораторного исследования;

- оформлять соответствующую ветеринарную документацию.

- оценка защиты практической работы;

- обсуждение;

- беседа.

ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

- выполнять мероприятия по отбору продуктов и сырья животного происхождения для исследований;

- выполнять мероприятия по консервированию, упаковыванию и пересылке проб продуктов и сырья животного происхождения;

- оформлять соответствующую ветеринарную документацию.

- устный опрос;

- защита практической работы;

- защита лабораторной работы;

- решение ситуационной задачи;

- письменный опрос;

- беседа.

ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

- определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства;

- выполнять мероприятия по отбору продуктов и сырья животного происхождения для исследований.

- решение ситуационных задач;

- оценка знаний и умений, выработанных на практическом занятии;

- оценка защиты лабораторной работы;

- устный опрос.

ПК 3.5. Проводить обеззараживание несоответствующих стандарту продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

- выполнять мероприятия по обеззараживанию нестандартных продуктов и сырья животного происхождения;

- выполнение мероприятий по утилизации конфискатов и зараженного материала;

- оценка знаний, умений в процессе учебных практики;

- решение ситуационных задач;

- оценка выполнения практического задания.

ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

- выполнять анализ продуктов и сырья животного происхождения;

- оформлять соответствующую ветеринарную документацию.

- защита лабораторных и практических занятий;

- решение ситуационных задач;

- оформление учетно-отчетной ветеринарной документации;

- оценка выполнения практического задания;

- беседа.

ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

- выполнять вскрытие трупов животных;

- выполнять стерилизацию ветеринарных инструментов для проведения патологоанатомического вскрытия;

- оформлять соответствующую ветеринарную документацию.

- оценка выполнения практического занятия;

- оформление ветеринарной документации;

- оценка знаний и умений, приобретенных на практическом занятии;

- устный опрос;

- беседа.

ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

- выполнять мероприятия по отбору биологического материала продуктов и сырья животного происхождения для исследований;

- выполнять мероприятия по консервированию, упаковыванию и пересылке проб продуктов и сырья животного происхождения;

- оформлять соответствующую ветеринарную документацию.

- оценка знаний, умений, защита лабораторной работы;

- оценка на практическом занятии;

- оценка выполнения практического задания.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Проявление интереса к будущей профессии.

- интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы;

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка умений, приобретаемых в процессе учебных занятий.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обосновать выбор и применения методов диагностики;

- выполнять профилактику и лечение сельскохозяйственных животных;

- определять эффективность и оценку качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка деятельности в процессе обучения на практических занятиях;

- оценка умений, приобретаемых в процессе учебных занятий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решать профессиональные задачи в области диагностико-профилактических и лечебных мероприятий.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка деятельности в процессе обучения на практических занятиях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- находить необходимую информацию;

- использовать различные источники, включая электронные;

- уметь использовать различные приборы и инструменты.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- контроль выполнения самостоятельной работы;

- проверка подготовки сообщений.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрировать умения работать с животными, приборами, инструментами

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка умений, приобретаемых в процессе учебных занятий.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и лаборантами в ходе обучения.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка деятельности в процессе обучения на практических занятиях;

- оценка взаимодействия обучающихся в группе.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- доказательство, самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка деятельности в процессе обучения на практических занятиях;

- оценка взаимодействия обучающихся в группе.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планировать и организовывать самостоятельные занятия при изучении профессионального модуля.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка сообщений;

- контроль выполнения самостоятельной работы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- обоснование инноваций в разработке лечебно-профилактических мероприятий.

- оценка выполнения работ на учебной практике;

- оценка сообщений;

- контроль выполнения самостоятельной работы.

РЕЦЕНЗИЯ
НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
профессионального модуля «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов и сырья животного происхождения»,
составленную преподавателем дисциплин профессионального цикла

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Коняхиной Анастасией Сергеевной

Рабочая программа по профессиональному модулю Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов и сырья животного происхождения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта 13.019 Ветеринарный фельдшер, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21. 12. 2015 г. № 1079н, учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утверждённого приказом от 21.06.2016 г. №35-УР.

Рабочая программа профессионального модуля содержит: паспорт, результаты освоения, структуру и содержание, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения.

В паспорте рабочей программы указаны область применения программы, цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам его освоения, и количество часов, отведенное на освоение рабочей программы.

Максимальная нагрузка студентов по данной программе составляет 198 часов, из них объем учебной практики 72 часа. Оптимально выбраны объем и продолжительность изучаемого материала. Темы профессионального модуля расположены логически правильно, грамотно, отвечают принципам практико-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа студентов посвящена освоению теоретического материала и подготовке к практическим и лабораторным занятиям, учебной практике, которые направлены на формирование у студентов общих компетенций и приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности.

Условия реализации рабочей программы профессионального модуля содержат требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению обучения, перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, общие требования к организации образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа может быть использована для календарно-тематического планирования.

Рецензент:

преподаватель профессионального цикла ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

        ____________ А.М. Михин


РЕЦЕНЗИЯ
НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
профессионального модуля «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов и сырья животного происхождения»,
составленную преподавателем дисциплин профессионального цикла

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Коняхиной Анастасией Сергеевной

Рабочая программа по профессиональному модулю Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов и сырья животного происхождения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта 13.019 Ветеринарный фельдшер, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21. 12. 2015 г. № 1079н, учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утверждённого приказом от 21.06.2016 г. №35-УР.

Рабочая программа профессионального модуля содержит: паспорт, результаты освоения, структуру и содержание, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения.

Условия реализации рабочей программы профессионального модуля включают оптимальные требования к: материально-техническому и информационному обеспечению обучения, перечню учебных изданий, Интернет-ресурсам, дополнительной литературе, общим требованиям к организации образовательного процесса и кадровому обеспечению образовательного процесса.

Темы профессионального модуля расположены логически правильно, грамотно, отвечают принципам практико-ориентированного обучения. Указаны виды работ учебной и производственной практики, которые направлены на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности.

В рабочей программе отражены разнообразные темы и виды для самостоятельной работы: составление конспектов, схем, подготовка сообщений, презентаций, что позволит заинтересовать студентов в изучении профессионального модуля.

Курс обучения студентов строится в соответствии с деятельностным подходом, где важное место занимает личностно-ориентированное обучение, что соответствует современной концепции образования в РФ. Структура рабочей программы четко выдержана и методически грамотно оформлена.

Данная рабочая программа позволяет преподавателю использовать различные формы и методы личностно-ориентированного подхода к обучению студента, формировать устойчивый познавательный интерес к изучению профессионального модуля и может быть использована в учебном процессе.

Рецензент:

руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ»

        ____________ Э.Н. Меджитов

ОСТРОГОЖСК 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для специальности 36.02.01 Ветеринария

Данная рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, предназначена для получения умений, навыков и ...

Тематический план и схема технологии преподавания дисциплины МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения ПМ.03. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхожд

Календарно-тематический план предназначен для получения умения и навыков по профессиональному модулю  МДК.03.01 Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождени...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

Комплект контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования  по с...

Перечень вопросов и опись билетов для проведения дифференцированного зачёта по ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

Перечень вопросов и опись билетов для проведения дифференцированного зачёта по ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения МДК.03.01 Методики...

Рабочая тетрадь: руководство для проведения учебной практики по профессиональному модулю ПМ 03 «Участие в проведении ветеринарно–санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»

В руководстве изложен порядок выполнения практических и лабораторных работ по профессиональному модулю ПМ 03 «Участие в проведении ветеринарно–санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхо...

ФОНД контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно – санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для обучающихся специальности 36.02.01 «Ветеринария»

контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю ПМ. 03 Участие в проведении ветеринарно – санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения для обучающихся специальности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно – санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения

Практика имеет целью обеспечение комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение нео...