Публикации моих студентов :"Моё открытие святыни"
статья на тему

Отрохова Нина Владимировна

Об истории Рыльского монастыря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytie_svyatyni2.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОЕ ОТКРЫТИЕ СВЯТЫНИ

Ракомина Снежана, ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»

Науч. рук.: Отрохова Н.В., ОБОУ СПО «РСПК»

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу»

                                      А.С. Пушкин

На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек - Рыло и Сейм -

 стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. По одним источникам он упоминается в 1505году, а по другим-с 1614 года. Монастыри всегда были на Руси неиссякаемым духовным источником, центром православия.

В период юности начинаешь осознавать некоторые духовные ценности, особенно те, которые находятся рядом, открываешь их для себя по-новому. И я с интересом взялась за изучение истории Рыльского Свято-Николаевского монастыря. Да, о нем знают многие. Но я решила внести свой вклад в изучение этой святыни, моей малой родины и поделиться полученной информацией.

 О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили еще в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.

Н.Златоверховников в книге «Памятники старины и нового   времени», опубликованной в 1902 году, описывает пещеру, именуемую «Синайка» находящуюся, в двух верстах от г. Рыльска: «В этой расположенной крестообразно пещере, со входом в виде арки, на стенах имеются священные изображения,  пострадавшие от времени". Очевидно, это пещерные монастыри. Предание говорит, что в древние времена «Синайку» соединял с монастырем подземный ход. В его сохранившейся части археологи нашли две древние глиняные кадильницы. Предполагают, что здесь еще в домонгольский период находился монашеский скит.

Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре - взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки.

История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками   Лжедмитрия, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы - двухэтажный Никольский (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»), второй храм - Крестовоздвиженский, третий - Троицкий.

Наместник монастыря, схиархимандрит Ипполит, известный православному миру старец, с именем которого связано современное возрождение обители, говорил: «Смотрите, как церкви здесь устроены. Так Николай-Угодник плавает на кораблях». А церкви здесь и впрямь как корабли.

Интересно в этой связи, что строительство монастырского ансамбля в его современном виде связано с именем рыльских купцов Шелиховых, щедро жертвовавших на монастырские нужды.

На территории монастыря находятся три храма: главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время  полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения.  Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.

Архитектура Николаевского храма сочетает черты русского и украинского барокко. Крестовоздвиженский храм - первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич  Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны  Иоанновны.

Второй каменный храм,  Троицкий, был построен в 1747 году по указу Московской Духовной консистории по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной, сестры настоятеля игумена Матфея (Лукашева).  Освящен храм был в 1751 году, в нем совершали богослужения, так как отделочные работы главного Николаевского собора затянулись на долгие годы. Впрочем, и Троицкий храм постоянно благоустраивали и реконструировали.  С северной стороны были пристроены приделы, которые в 1792 году разобрали, так как кирпич понадобился на хозяйственные нужды. В 1852 году чугунные полы заменены деревянными  и сделано новое крыльцо, в 1858 году перекрыта новым железом кровля, купол украсили  золотые звезды. В 1883 году выполнена внутренняя капитальная отделка, а через два года проведено еще одно благоустройство внешнего облика храма. В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.

О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который в 1462 году был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыне ежегодно, вплоть до 1917 года, совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича. А во время Великой Отечественной войны Святитель Николай уберег свой монастырь от разрушения.

Занимались монахи и благотворительной деятельностью. Большую роль играл Рыльский Николаевский монастырь в духовной жизни. Служители культа открывали школы и училища, сами ходили в народ. А в трудное время призывали его на борьбу с врагом, сами вставали на защиту святой Руси и боролись за нее, «не щадя живота своего».

В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), подъявшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в число новомучеников и исповедников Российских).

Путь суровых испытаний разделили с владыкой Павлином его келейники, верные помощники и соратники - монахи Глинской пустыни Андроник (Лукаш) и Таврион (Батозский), следовавшие за своим духовным руководителем и в Рыльск, и далее по многим городам и весям многострадальной Руси и учреждениям ГУЛАГа.

Уцелев в военное лихолетье, нетронутый чужеземцами, монастырь много лет был в немилости у своих, русских людей. В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду - для стрельбищ. Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы.

В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал схиархимандрит Ипполит (Халин). Начав иноческий путь в Глинской пустыни, под руководством архимандрита Андроника (Лукаша), а затем в Псково-Печерской Лавре, где был келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила, о. Ипполит вместе с другими ныне известными старцами (Илием Оптинским, Авелем Рязанским) 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой.

Рыльский монастырь стал особым детищем батюшки, его трудами и молитвами этот маленький светоч православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души.

За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви, к нему, в возрождаемую Рыльскую обитель, ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу.

Под руководством архимандрита  Ипполита монастырь стал возрождаться, вырос белый соборный храм и братские корпуса. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях.

Одной из особых забот батюшки было укрепление православия на Кавказе. Большое внимание он уделял духовному кормлению  православных из Северной Осетии, где по его благословению были основаны женский монастырь в Алагире и мужской - в Беслане. Сейчас, после бесланских событий, и нам становится более понятным значение этих духовных форпостов, предусмотрительно воздвигнутых о. Ипполитом на горячих южных рубежах России.

17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок  пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу-зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители.

Недалеко от монастырских стен, у подножия меловых гор, откопаны и освещены старые источники  с чистой, как слеза, придающей силы и бодрость, водицей. Они  помогают людям избавиться от различных душевных и телесных недугов. По-прежнему едут в монастырь автобусы не только из Курской области, но и из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья - как «старые и верные друзья» обители, так и люди, впервые нашедшие путь к ней и сделавшие для себя это маленькое, но такое радостное открытие.

Жизнь монахов, как и в далекие времена, проходит в молитвах и труде. Снова они молятся за нас с вами.

Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. А работы впереди - непочатый край. Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по многим  направлениям. Колокольный звон с высоты древних колоколен далеко разносится в окрест, радуя души православных людей.

 В сентябре 1991 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил рылян на возрождение в городе богатых духовных традиций, уходящих своими корнями в глубь веков.

Мне удалось заглянуть во многие источники по изучению истории Свято-Николаевского монастыря. Наибольший интерес представляют труды нашего местного краеведа Н.Н. Чалых.

 Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Зная историю своей малой родины, родного края, судьбу своих предков, можно чувствовать себя поистине счастливым человеком и более уверенно строить свое будущее.

 Литература

1.Чалых Н.Н. "Памятные вехи из истории града Рыльска"- Курск,2005.

2.Чалых Н.Н. "Рыльск-духовный центр в Курском крае"- Курск,2007.

3.В.Просецкий "Рыльск".

4. Щеглов О.Н.  "Хрестоматия для провинциального юношества по истории города Рыльска"- Курск,1994.

5.Сизов О.К, Кулагин В.В. "Рыльск-город древний"- Москва,1987.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал "Молодежный вестник" - об успехах моих студентов.

Корреспонденты "Молодежного вестника" - частые гости у нас в колледже. Вот несколько публикаций о нашей творческой деятельности....

Публикации моих студентов

Размышления у памятника малой Родины....

Публикации моих студентов

Эта статья была опубликованна в сборнике Региональная научно-практической конференция студентов и школьников «Это Земля-Твоя и Моя». Конференция была приуроченна к "Году Экологии...

Публикации моих учеников:

Загрязнение окружающей среды...

Публикации моих учеников:

Если бы я был президентом...

Публикация моих студентов

ull;Известно, что первоначально газ использовался в целях освещения и добывался из угля. Этот газ назывался искусственным. Современный же газ, который применяют в бытовых целях, состоит, в большинст...