методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Отрезная Анна Юрьевна

Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

Подготовил:

хореограф филиала

ГОУ СПО "Саратовский областной колледж искусств"  в г. Марксе.

Отрезная А.Ю

Маркс

2013 г

Свое выступление мне хотелось бы  начать словами великого философа Платона "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" Существует, много средств, с помощью которых мы приобщаем детей к миру прекрасного, воспитываем художественный вкус. К таким средствам относится  и обучение дошкольников танцевальным движениям. И сегодня мы поговорим о русском танце, как о творчестве, о том, как именно этот вид искусства, помогает  ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит красоту этого  мира. Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. Задача современных педагогов не утратить традиции русского танца и передать их нашим детям.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.

 Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.

2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Одним из  популярных русских танцев  является  — хоровод — танец по кругу. В нем используется множество различных рисунков, требующих перестроение. Таких как « Ручеек, Стенка на стенку, До за до, Шен, Змейка, Улитка и др». В хороводах используется предметы такие как: платочки, шаль, веточки.

Следующим видом русского народного танца является русская пляска.

К русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Давайте рассмотрим какие же костюмы используются в русских танцах.(костюмы)

Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя. Мы с вами рассмотрели общие требования  к исполнению русского танца.

С вступлением  в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования   в основной образовательной программе 40% отводится части формируемой участниками образовательного процесса, а значит, произойдет расширение спектра, предоставляемых услуг, направленное на выполнение социального заказа родителей.  Как показал опрос родителей,   к наиболее запрашиваемым  услугам относится организация занятий по обучению воспитанников танцевальным движениям. Поэтому педагогам, важно знать, какие же существуют требования к освоению движений русского танца в работе с детьми дошкольного  возраста.   Данный материал мы разместили в памятке «Отработка танцевальных движений русского народного танца», оформленной таблицей.  В таблице прописаны основные элементы движений русского танца, правильное положение рук, ног, движения в паре,  упражнения на ориентировку  в пространстве , все это в соответствии с возрастом, начиная со средней группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение элементов народного танца с детьми дошкольного возраста

Мастер-класс раскрывает вопросы  методики подготовки и проведения практических занятий по народному танцу в группах дошкольного возраста на примере опыта школы танца «Радуга»...

Электронная презентация "Элементы русского народного танца"

Электронная презентация "Элементы русского народного танца" по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом...

Методические рекомендации для родителей по общению с детьми подросткового возраста

Рекоменуется для родителей, имеющих детей подросткового возраста...

РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Методическое пособие. Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста по программе дошкольного образования

 В методическом пособии  представлена примерная технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста,  разработанная  с учётом методики  проведения демонстрацион...